Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

II этап учебного занятия: изучение нового материала




Самостоятельная поисковая работа учащихся( заполнение таблиц: 1. содержание реформ; 2. Новые термины)

Слова учителя: А начнем мы знакомиться с реформами в армии со времен Ивана III (учитель показывает 8 слайд-заставку).

Расскажет об основном содержании реформ ученик 1

(Показывая 9 слайд) Истоки зарождения в нашем Отечестве военной организации уходят в период правления Ивана III Великого (1462-1505), который приступил к массовой раздаче земельных наделов и поместий слугам княжеского двора, а также вольным людям при условии несения ими службы, то есть положил начало формированию служилого дворянства. Усилия Ивана III по созданию сильной военной организации Российского государства продолжил Иван IV, создавший одну из крупнейших по численности армий в Европе - 250-300 тысяч человек (около 3 % населения Руси).

10 слайд: В период с 1550 по 1571 гг. Иваном Грозным были проведены военные реформы, начало которым положил указ от 3 октября 1550 года о разделе земель вокруг Москвы 1000 помещиков, занявших ключевые командные штаты в армии.

11 слайд: основное содержание военных реформ Ивана III:

- упорядочение системы комплектования и военной службы

- в поместном войске;

- организация централизованного управления армией;

- создание постоянного стрелецкого войска;

- централизация системы снабжения;

создание постоянной сторожевой службы на южной границе.

(Учащиеся записывают в таблицы основное содержание реформ.)

Слова учителя:Мне хотелось бы, чтобы вы узнали значение двух новых для вас терминов – поместное войско и стрелецкое войско.

(Показывая 12 слайд): Поместное войско (дворянская конница, составлявшая основной род русского войска в XV-XVII веках) имело характер ополчения.

В организационном отношении делилось на сотни. Все годные к службе владельцы поместий и вотчин по Уложению о службе 1556 года являлись в поход со своими лошадьми, припасами и оружием и выставляли по 1 вооруженному ратнику с каждых 50 десятин принадлежавшей им земли. Реорганизовано Петром I в 1701 году в регулярные полки драгун.

(Показывая 13 слайд): Стрелецкое войско - первое постоянное войско в Русском государстве середины XVI - начала XVIII веков. Комплектовалось из свободного городского и сельского не тяглого (не облагавшегося налогами) населения, имело на вооружении пищали и бердыши, управлялось воеводами. Организационно состояло из «приборов» (отрядов), затем приказов (по 500-1000 человек), с 1681 - полков, и находилось в ведении Стрелецкого приказа. В 80-х годах XVII века было реорганизовано по образу полков «нового строя». Расформировано по указу Петра I в начале XVIII века.

(Деятельность учащихся- Смотрят слайды презентации и слушают учителя)

Слова учителя:Продолжаем урок и начинаем знакомиться с военными реформами Петра I (учитель демонстрирует 14 слайдпрезентации). К доске я попрошу выйти ученика 2

Сопровождение выступления учащегося, показывая 15 слайд) Регулярная русская армия была создана при Петре I в начале XVIII в. Ее созданию способствовало поражение русских войск в 1700 г. под Нарвой в битве со шведской армией. Стрелецкие полки и дворянская конница показали свою полную беспомощность. Русская армия потеряла под Нарвой более 6 тыс. человек и всю артиллерию.

16 слайд: Петр I ввел новую систему комплектования армии. Оно стало осуществляться по принципу рекрутского набора, когда 10— 20 крестьянских дворов по жребию поставляли одного человека на пожизненную военную службу. Введение рекрутской повинности позволило Петру I значительно увеличить численность постоянного войска. Офицерский корпус русской армии состоял из дворян, для них государственная служба была обязательной и пожизненной. Чтобы получить офицерский чин, дворянин должен был отслужить солдатом в гвардейских полках — Преображенском или Семеновском.

17 слайд: По организации, вооружению, боевой подготовке реформы Петра I выдвинули русскую армию на одно из первых мест в Европе.

Давайте запишем в таблицы основное содержание военных реформ Петра I:(учитель демонстрирует 18 слайд)

Основное содержание:

- создание русской (национальной) регулярной армии и флота, основанных на рекрутской системе комплектования;

- упразднение ранее существовавших разнородных воинских формирований и введение однотипной организации и вооружения в пехоте, коннице и артиллерии;

- введение единой системой воинского обучения и воспитания, регламентированных уставами;

- централизация военного управления, замена приказов Военной коллегией и Адмиралтейств-коллегией, учреждение должности главно­командующего, при котором был создан полевой штаб во главе с генерал-квартрместером;

- открытие военных школ для подготовки офицерских кадров и регламентирование службы офицеров;

проведение военно-судебных реформ.

(Деятельность учащихся- Учащиеся слушают выступление одноклассника заполняют таблицу)

Слова учителя:Но на этом военные реформы не закончились, и об этом нам сейчас расскажет ученик класса 3 (учитель демонстрирует 19 слайдпрезентации).

Сопровождение выступления учащегося, показывая 20 слайд) Преобразование в вооруженных силах России под руководством военного министра Д. А. Милютина. Имели цель создать массовую армию, ликвидировать военную отсталость России, выявленную в Крымской войне 1853-56 гг.

21 слайд: В 1874 г. был утвержден новый Устав о воинской повинности. С этого времени в России отменили рекрутские наборы в армию и ввели всеобщую воинскую повинность, которая распространилась на мужское население всех классов и сословий, достигшее возраста 21 год. Общий срок службы устанавливался в 15 лет: из них 6 лет приходилось на действительную военную службу, а 9 лет — на пребывание в запасе. Особое внимание уделялось повышению профессиональной подготовки офицерского состава. Была признана необходимой грамотность солдат, поэтому обучение их чтению и письму стало обязательным.

22 слайд: Давайте запишем в таблицы основное содержание военных реформ 1860-1870 годов:

Основное содержание:

- замена рекрутской повинности всесословной воинской повинностью, создание обменного резервного запаса, образование военно-окружной системы управления (15 округов);

- выделение нового «Положения о полевом управлении войсками в военное время», перевооружение армии нарезным стрелковым оружием и артиллерией;

- реорганизация боевой подготовки войск (разработка и введение в войсках новых воинских уставов), а также системы подготовки офицерских кадров (замена кадетских корпусов военными гимназиями, учреждение военных и юнкерских училищ);

учреждены постоянные военные суды (полковые, военно-окружные и главные).

 

(Деятельность учащихся- Учащиеся слушают выступление одноклассника заполняют таблицу)

Слова учителя: (показывая 23 слайд) Д. А. Милютин вспоминал:

«Самые записные враги мои должны были признать, что никогда еще русская армия не являлась на театр войны так хорошо подготовленной и снабженной». Военно-судебные реформы 1860-1870 годов способствовали усилению русской армии.

Слова учителя: Последняя остановка сегодняшнего урока на военных реформах 1905-1912 годов (учитель показывает 24 слайдпрезентации).Выступает ученик класса 4

Сопровождение выступления учащегося, показывая 25 слайд) После поражения в русско-японской войне правительство Николая II приняло меры к возрождению боевой мощи Российских вооруженных сил. К этому вынуждала сложная международная обстановка.

26 слайд: Надвигалась Первая мировая война, которая началась 19 июля 1914 г. Германия объявила войну России, а вслед за ней и Франции. В считанные дни после этого в войну вступили основные европейские государства. Первая мировая война стала для истории России и ее вооруженных сил еще одной героической и в то же время трагической страницей.

27 слайд: Давайте запишем в таблицы основное содержание военных реформ 1905-1912 годов:

Основное содержание:

- усилена централизация военного управления (введена территориальная система комплектования);

- сокращены сроки службы, омоложен офицерский корпус;

- приняты новые программы для военных училищ, новые уставы и новые образцы артиллерийских орудий;

создана тяжелая полевая артиллерия, усилены инженерные войска и улучшено материальное обеспечение.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 184.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...