Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Модуль 1. Общие основы теории социально-психологическогоСтр 1 из 12Следующая ⇒
ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТИХООКЕАНСКИЙ ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ТЕХНОЛОГИЙ С. Н. Мельник Теоретические и Методические основы Социально- Психологического тренинга ©Издательство Дальневосточного университета 2004 ВЛАДИВОСТОК 2004 г. Содержание Аннотация .....................................................................................................................................4 Введение ........................................................................................................................................5 Модуль 1. Общие основы теории социально-психологического тренинга .............................6 Глава 1.1. Общее представление о социально-психологическом тренинге.........................6 1.1.1. История становления групповых форм психологической работы .........................6 1.1.2. Общее определение социально-психологического тренинга..................................8 1.1.3. Основные типы и виды СПТ ....................................................................................11 1.1.4. Преимущества и недостатки группового метода психологической работы........13 Глава 1.2. Групповая динамика..............................................................................................15 1.2.1. Понятие групповой динамики..................................................................................15 1.2.2. Характеристика основных элементов групповой динамики.................................16 1.2.3. Структура группы как один из важнейших элементов групповой динамики.....21 1.2.4. Социометрия как метод исследования групповой динамики ...............................24 Глава 1.3. Основные фазы социально-психологического тренинга ...................................25 1.3.1. Фаза разминки социально-психологическго тренинга поведения .......................25 1.3.2. Фаза активизации социально-психологического тренинга поведения ................26 1.3.3. Фаза лабилизации социально-психологического тренинга...................................27 1.3.4. Фаза введения ориентировочных основ (ФВОО)...................................................29 1.3.5. Фаза овладения приемами поведения (ФОПП) и фаза окончания .......................30 Модуль 2. Методические основы социально-психологического тренинга ...........................32 Глава 2.1. Основные методы социально-психологического тренинга...............................32 2.1.1. Групповая дискуссия как метод групповой психологической работы ................32 2.1.2. Игра как метод групповой психологической работы ............................................34 2.1.3. Психогимнастика как метод групповой психологической работы ......................38 Глава 2.2. Фигура ведущего в социально-психологическом тренинге ..............................40 2.2.1. Требования к личности и подготовка ведущего тренинговой группы ................40 2.2.2. Основные стили руководства тренинговой группой .............................................41 2.2.3.Основные принципы поведения ведущего тренинговой группы ..........................42 2.2.4. Основные __________функции ведущего тренинговой группы ..............................................44 Глава 2.3. Организационные вопросы социально-психологического тренинга ...............46 2.3.1. Общие вопросы организации тренинговой группы ...............................................46 2.3.2. Комплектование состава тренинговой группы.......................................................47 2.3.3. Составление программы тренинга...........................................................................48 Модуль 3. Процессы самопознания в тренинговой группе.....................................................49 Глава 3.1. Обратная связь как узловой компонент процесса общения и самопознания ..49 3.1.1. Работа с «Я-образом» в ходе социально-психологического тренинга.................49 3.1.2. Понятие обратной связи в социально-психологическом тренинге ......................50 3.1.3. Диаграмма Джогари ..................................................................................................52 Модуль 4. Отдельные виды групповой психологической работы .........................................55 Глава 4.1. Психодрама как разновидность групповой психологической работы .............55 4.1.1. История и развитие психодрамы .............................................................................55 4.1.2.Основные понятия психодрамы................................................................................56 4.1.3. Основные функциональные роли в психодраме. ...................................................58 4.1.4. Основные фазы психодрамы ....................................................................................60 4.1.5. Методики, используемые в ходе психодраматического действия .......................61 Глава 4.2. Группы встреч как разновидность групповой психологической работы.........63 4.2.1. История и развитие групп встреч ............................................................................63 4.2.2. Основные понятия групп встреч..............................................................................64 4.2.3. Основные процедуры групп встреч .........................................................................66 4.2.4. Основные тенденции и фазы развития групп встреч.............................................68 Глоссарий ....................................................................................................................................71 Литература ..................................................................................................................................73 Аннотация Курс «Теоретические и методические основы социально-психологического тренинга» входит в программу специальных дисциплин учебного плана, предусматривающую подготовку дипломированных специалистов психологов по специализации «Социальная психология». Целью курса является освоение теоретических и методических основ социально- психологического тренинга, знакомство с общими теоретическими основами групповой психологической работы, а также с различными видами тренинговых групп. Проблема социально-психологического тренинга в содержании курса рассматривается с двух позиций: как метод групповой психологической работы, направленный на повышение коммуникативной компетентности, и как метод групповой психологической работы, способствующий личностному росту и развитию индивида. Курс социально-психологического тренинга строится с учетом необходимости решения как общеобразовательных, так и профессиональных специальных задач. Он включает материал, позволяющий получить представление об общих теоретических положениях социально-психологического тренинга, а также о различных видах групповой психологической работы. В процессе подготовки по курсу целесообразно обращаться к учебной, справочной, научной литературе, список которой приводится в содержании курса. Самостоятельная работа студентов по курсу рассчитана на творческую работу со специальными текстами, умение ориентироваться в литературе по изучаемой теме, способность вырабатывать свое отношение к анализируемому материалу. Введение Социально психологический тренинг (СПТ) является областью практической психологии, использующей активные методы групповой психологической работы. В настоящее время существует достаточно большое количество различных форм социально- психологического тренинга, во многом пересекающихся друг с другом. Многообразие форм и видов групповой работы обусловлено различными теоретическими подходами, которые берутся за основу при разработке программы каждого отдельного тренинга. Поставленные цели и задачи различные виды тренинговых групп решают с помощью использования определенных методов, приемов и техник социально-психологического тренинга. Социально-психологический тренинг входит в число, так называемых, активных методов обучения, которые используются в качестве альтернативны традиционным методам и формам обучения. С помощью традиционных методов нет возможности приобретения умений и навыков в различных областях знаний. В них, как правило, приобретаются только теоретические знания, и отсутствуют возможности их практического закрепления. В отличие от традиционных форм обучения в тренинге происходит активное включение поведенческих моделей и идет взаимообмен опытом участников группы. В тренинге задействованы когнитивная, эмоциональная, поведенческая сферы личности. Единство этих паттернов в социально-психологическом тренинге расширяет индивидуальный репертуар действий личности. Социально-психологический тренинг в узком смысле можно рассматривать как активные формы групповой работы направленные на повышение коммуникативной компетентности личности. Данная цель реализуется в ходе тренинга через приобретение знаний в области межличностного общения, а также приобретения и закрепления коммуникативных навыков. Социально-психологический тренинг в широком смысле — это вся совокупность различных форм групповой работы и видов тренингов, направленных на мобилизацию всего личностного потенциала индивида и, таким образом, способствующих личностному росту. Данная цель реализуется в ходе тренинга через активные процессы самопознания и самосовершенствования, которые происходят с каждым участником тренинговой группы. Самопознание расширяет границы собственного «Я» индивида, способствует формированию адекватной самооценки личности и построению реального «Я» образа. Самосовершенствование стимулирует процессы перестройки внутреннего и внешнего опыта индивида и способствует коррекции уже сложившегося потенциала личности. В ходе социально-психологического тренинга имеют место обучающий, коррекционный и психотерапевтический эффекты. Это расширяет области применения групповой работы, повышает ее ценность и увеличивает возможности. Социально- психологический тренинг в настоящее время является такой разновидностью психологической работы, которая показала свою эффективность и широко используется в практической работе психологами, социальными работниками, а также в процессе обучения и подготовки различных специалистов. Модуль 1. Общие основы теории социально-психологического Тренинга Глава 1.1. Общее представление о социально-психологическом тренинге 1.1.1. История становления групповых форм психологической работы В своей работе психологи и социальные работники сталкиваются с необходимостью работать не только индивидуально с каждой личность, но и с необходимостью одновременно работать с небольшой группой людей (семья, учебная группа, спортивная команда, производственное подразделение). По мере развития психологической практики сформировался групповой подход в психологической работе с людьми, который выделился в отдельное направление практической психологии. Как любое направление в психологии, групповая работа имеет историю своего возникновения и развития. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 244. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |