Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Уровень представления детей о цвете




 

 Задания

Количество детей, определивших цвет

детям

Красный Желтый Зеленый Синий Белый Черный
Назвали цвет  по памяти

                   

         
Назвали цвет по образцу

 

         
Назвали предъявленный цвет

 

         
Нашли цвет  по названию

 

         
               

 

Анализ полученных данных даст возможность определить направление и сроки дальнейшей работы.

Для закрепления формируемых представлений об основных цветах проведите пять-шесть занятий по аппликации. На первых занятиях дайте задание выбрать из множества готовых форм те, окраска которых соответствует предложенным образцам, и назвать цвет. На следующих занятиях дети по заданию воспитателя выполняют в заданном цветовом сочетании только какую-то часть аппликации; все остальные цвета они выбирают произвольно (например, крыша дома коричневая, а окраску остальных частей здания ребенок определяет по своему желанию).

Занятия по рисованию с натуры станут заключительными, на них следует учить детей выбирать карандаши и краски соответственно цвету натуры.

Успешному осуществлению поставленных задач в младшей группе способствуют игры, во время которых дети упражняются в узнавании, назывании и выделении цвета окружающих предметов. Рекомендуем следующие предметные игры-задания:

1. Показать колесо от пирамидки того же цвета, что в руках у воспитателя, потом другое (не называя цвета).

2. Найти игрушку названного цвета.

3. Для постройки домика взять из конструктора кубики названного воспитателем цвета.

4. Дать товарищу и воспитателю кубики и назвать их цвет.

5. Назвать цвет катящегося шарика или катать шарики, соблюдая предложенную воспитателем очередность: вначале синий, потом красный и т. д.

6. Поймать мяч, а бросая его обратно, вспомнить и назвать предмет требуемого цвета.

В заключение всей работы выявите изменения в сложившихся у детей представлениях о цвете и составьте таблицу, аналогичную приведенной выше. Сравните данные таблиц и сделайте вывод. Воспитателям, работающим со старшими дошкольниками, следует разработать вопрос об использовании цвета для передачи образа. Детям надо объяснить, какую роль играет цвет в характеристике образа и явления действительности.

Для занятий по данной теме разработайте план с таким условием, чтобы обучающие задания чередовались с творческими, учтите интересы детей данной группы, предметное окружение, природные условия. Каждое занятие потребует большой предварительной работы. В беседах с детьми обсудите содержание будущих рисунков и их композицию Особое внимание уделите колориту. Знакомя детей с произведениями изобразительного искусства, подведите их к пониманию значения колорита для характеристики образа и передачи с помощью цвета отношения художника к изображаемому.

Занятия в старших группах могут иметь следующую тематику: "Солнечный день", "Дождливый день", "Золотая осень", "Праздничный город", "Поздний вечер", "Зима в нашем городе", "Морозко", "Жар-птица", "Василиса Прекрасная", "Снегурочка".

Можно провести работу по декоративному использованию цвета. Большие возможности для этого предоставляют занятия декоративным рисованием. Предварительное рассматривание народных орнаментов знакомит детей с разнообразными цветовыми сочетаниями. Несложные, нарядные, выполненные в мягких тонах орнаменты украинской керамики, сочные, радостные краски дымковской игрушки и, наконец, разнообразные узоры тканей могут дать представление о темных и светлых тонах, об использовании контрастных цветов, о построении узора только в холодной или теплой цветовой гамме, об усилении одного цвета с помощью другого.

Составьте план работы с детьми, предусмотрев постепенное усложнение заданий:

1. Нарисовать полосатую ткань, используя гармоничное сочетание двух близких цветовых тонов (красный и оранжевый, синий и голубой).

2. Придумать рисунок для полосатой или клетчатой ткани, используя светлые и темные полосы одного и того же цветового тона.

3. Использовать в рисунке полосатой ткани два далеко отстоящих друг от друга спектра (красный и зеленый, оранжевый и синий, желтый и фиолетовый).

4. Выполнить орнамент в теплой или холодной цветовой гамме. 

5. Создать орнамент на темном или светлом фоне, используя краски одного и того же цвета, или создать орнамент на контрастных сочетаниях.

Для выполнения перечисленных заданий необходим весь набор красок и белила. Учите детей смешивать краски на палитре (ею может служить отдельный кусочек бумаги или керамическая плитка).

Затем проведите занятия рисованием предметов с натуры, пробуя цвет карандаша или краски на листочке бумаги. Научите детей смешивать краски для создания разнообразных оттенков и получения нового тона, необходимого для достижения цветового сходства с натурой.

Наблюдая за работой двух-трех детей, отметьте в своих записях, довольствуется ли ребенок приблизительным сходством цвета изображения и предмета или ищет более точный оттенок, пробует получить его, задает вопросы, обращается за помощью к воспитателю.

Литература

Ашикова С. Природа цвета и цвет Природы //Дошкольное воспитание. 2002. № 10.

Воспитание сенсорной культуры ребенка /Под ред. Л. А. Венгера. - М., 1988.

Депсамес Л.П. Цвет – духовная жизнь человека: Монография. – Н.Новгород. – 2003.

Комарова Т.С., Размыслова А.В. Цвет в детском изобразительном творчестве. – М., 2002.

Кузин В. С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1 - 3 классах. - М., 1983.

Мухина В.С. Изобразительная деятельность как форма усвоения социального опыта. – М., 1981.

Мухина В. С. Психология дошкольника /Под ред. Л. А. Венгера. - М., 1985.

Пилюгина Э. Г. Сенсорные способности малыша. Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины. - М., 1996.

Сакулина Н. П. Рисование в дошкольном детстве. – М., 1965.

ТЕМА 5.КОЛЛЕКТИВНОЕ ТВОРЧЕСТВО ДЕТЕЙ НА ЗАНЯТИЯХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

Цель работы: Изучить особенности организации детской коллективной деятельности; показать возможности коллективных занятий в развитии изобразительного творчества детей.

Перспективный план

1. Введение

2.Особенности детских возможностей в процессе изобразительной коллективной деятельности.

3. Организация коллективных занятий по изобразительной деятельности детей в старшем (младшем, среднем) дошкольном возрасте.

4. Развитие творчества в коллективной изобразительной деятельности.

5. Заключение.

Приложение. Конспекты 1-2 занятий коллективного характера, продукты детского коллективного творчества (рисунки, аппликация, лепка и т.п.). Рекомендации к проведению работы

Приступая к работе, изучите книгу Т.С. Комаровой, А.И. Савенкова «Коллективное творчество детей (1998 г.). Обратите внимание на значение и особенности организации коллективной изобразительной деятельности детей.

Раскройте в работе разные формы организации коллективного творчества детей. Опирайтесь на исследование А.И. Савенкова, в котором предлагается технология организации данного вида деятельности по систематизации содержания работы с последующим усложнением процесса коллективной деятельности детей по этапам: от совместно-индивидуальной к совместно- последовательной и затем к совместно-взаимодействующей деятельности.

Обязательно остановитесь на особенностях организации деятельности в разных возрастных группах детского сада.

В практической части контрольной работы охарактеризуйте возраст детей, укажите конкретные задачи развития деятельности. Разработайте перспективный план работы с детьми по данной проблеме (на квартал).

Опишите последовательность занятий коллективного характера, особенности детских взаимоотношений и их интерес к такому роду деятельности.

Литература:

1. Афанасьева, Руководство коллективными работами по рисованию и аппликации [Текст] /Афанасьева, Соловьева. // Дошкольное воспитание.- 1985.-№ 7.

 2. Григорьева, Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности [Текст] / Григорьева Г.Г.- М., 2000.

 3. Комарова, Т.С. Детское художественное творчество [Текст] / Т.С.Комарова. – М.,2005.

4. Комарова Т.С.. Коллективное творчество детей [Текст] / Т.С. Комарова, А.И. Савенков.– М., 1998.

 5. Парамонова, Л.В. Теория и методика творческого конструирования в детском саду [Текст] / Л.В. Парамонова - М., 2002 . 

 6. Трунова, М. Коллективные работы на занятиях по изодеятельности [Текст] /М. Трунова. // Дошкольное воспитание. – 2005. -№2.

 7. Урадовских, Г. Художественное конструирование из деталей конструкторов [Текст] /Г. Урадовских. // Дошкольное воспитание. – 2005. -№2.

 

ТЕМА 6. ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО В РАЗВИТИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ

Варианты темы:

1. Ознакомление детей среднего (старшего) дошкольного возраста

 с дымковской игрушкой (хохломской росписью и др.).

2. Декоративное рисование по мотивам городецкой росписи.

3. Декоративная лепка (аппликация) в процессе ознакомления детей с дымковской игрушкой.

Цель работы: Раскрыть специфику ознакомления дошкольников с народным искусством. Показать роль и значение декоративно-прикладного искусства в творческом развитии детей. Разработать систему занятий по ознакомлению детей данного возраста с народным искусством (на примере конкретного вида).

Примерный план

1. Введение.

2. Значение декоративного рисования в художественно-творческом развитии детей.

3. Задачи декоративного рисования и анализ соответствующего раздела программы.

4. Использование произведений декоративно-прикладного искусства на занятиях декоративным рисованием.

5. Приемы ознакомления детей с декоративно-прикладным искусством.

6. Методика обучения детей данной возрастной группы декоративному рисованию с использованием мотивов декоративно-прикладного искусства.

7. Заключение.

Приложение. Рисунки двух-трех детей, выполненные на всех занятиях; зарисовки и фотографии дидактических пособий.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 165.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...