Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Уровень представления детей о цвете
Анализ полученных данных даст возможность определить направление и сроки дальнейшей работы. Для закрепления формируемых представлений об основных цветах проведите пять-шесть занятий по аппликации. На первых занятиях дайте задание выбрать из множества готовых форм те, окраска которых соответствует предложенным образцам, и назвать цвет. На следующих занятиях дети по заданию воспитателя выполняют в заданном цветовом сочетании только какую-то часть аппликации; все остальные цвета они выбирают произвольно (например, крыша дома коричневая, а окраску остальных частей здания ребенок определяет по своему желанию). Занятия по рисованию с натуры станут заключительными, на них следует учить детей выбирать карандаши и краски соответственно цвету натуры. Успешному осуществлению поставленных задач в младшей группе способствуют игры, во время которых дети упражняются в узнавании, назывании и выделении цвета окружающих предметов. Рекомендуем следующие предметные игры-задания: 1. Показать колесо от пирамидки того же цвета, что в руках у воспитателя, потом другое (не называя цвета). 2. Найти игрушку названного цвета. 3. Для постройки домика взять из конструктора кубики названного воспитателем цвета. 4. Дать товарищу и воспитателю кубики и назвать их цвет. 5. Назвать цвет катящегося шарика или катать шарики, соблюдая предложенную воспитателем очередность: вначале синий, потом красный и т. д. 6. Поймать мяч, а бросая его обратно, вспомнить и назвать предмет требуемого цвета. В заключение всей работы выявите изменения в сложившихся у детей представлениях о цвете и составьте таблицу, аналогичную приведенной выше. Сравните данные таблиц и сделайте вывод. Воспитателям, работающим со старшими дошкольниками, следует разработать вопрос об использовании цвета для передачи образа. Детям надо объяснить, какую роль играет цвет в характеристике образа и явления действительности. Для занятий по данной теме разработайте план с таким условием, чтобы обучающие задания чередовались с творческими, учтите интересы детей данной группы, предметное окружение, природные условия. Каждое занятие потребует большой предварительной работы. В беседах с детьми обсудите содержание будущих рисунков и их композицию Особое внимание уделите колориту. Знакомя детей с произведениями изобразительного искусства, подведите их к пониманию значения колорита для характеристики образа и передачи с помощью цвета отношения художника к изображаемому. Занятия в старших группах могут иметь следующую тематику: "Солнечный день", "Дождливый день", "Золотая осень", "Праздничный город", "Поздний вечер", "Зима в нашем городе", "Морозко", "Жар-птица", "Василиса Прекрасная", "Снегурочка". Можно провести работу по декоративному использованию цвета. Большие возможности для этого предоставляют занятия декоративным рисованием. Предварительное рассматривание народных орнаментов знакомит детей с разнообразными цветовыми сочетаниями. Несложные, нарядные, выполненные в мягких тонах орнаменты украинской керамики, сочные, радостные краски дымковской игрушки и, наконец, разнообразные узоры тканей могут дать представление о темных и светлых тонах, об использовании контрастных цветов, о построении узора только в холодной или теплой цветовой гамме, об усилении одного цвета с помощью другого. Составьте план работы с детьми, предусмотрев постепенное усложнение заданий: 1. Нарисовать полосатую ткань, используя гармоничное сочетание двух близких цветовых тонов (красный и оранжевый, синий и голубой). 2. Придумать рисунок для полосатой или клетчатой ткани, используя светлые и темные полосы одного и того же цветового тона. 3. Использовать в рисунке полосатой ткани два далеко отстоящих друг от друга спектра (красный и зеленый, оранжевый и синий, желтый и фиолетовый). 4. Выполнить орнамент в теплой или холодной цветовой гамме. 5. Создать орнамент на темном или светлом фоне, используя краски одного и того же цвета, или создать орнамент на контрастных сочетаниях. Для выполнения перечисленных заданий необходим весь набор красок и белила. Учите детей смешивать краски на палитре (ею может служить отдельный кусочек бумаги или керамическая плитка). Затем проведите занятия рисованием предметов с натуры, пробуя цвет карандаша или краски на листочке бумаги. Научите детей смешивать краски для создания разнообразных оттенков и получения нового тона, необходимого для достижения цветового сходства с натурой. Наблюдая за работой двух-трех детей, отметьте в своих записях, довольствуется ли ребенок приблизительным сходством цвета изображения и предмета или ищет более точный оттенок, пробует получить его, задает вопросы, обращается за помощью к воспитателю. Литература Ашикова С. Природа цвета и цвет Природы //Дошкольное воспитание. 2002. № 10. Воспитание сенсорной культуры ребенка /Под ред. Л. А. Венгера. - М., 1988. Депсамес Л.П. Цвет – духовная жизнь человека: Монография. – Н.Новгород. – 2003. Комарова Т.С., Размыслова А.В. Цвет в детском изобразительном творчестве. – М., 2002. Кузин В. С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1 - 3 классах. - М., 1983. Мухина В.С. Изобразительная деятельность как форма усвоения социального опыта. – М., 1981. Мухина В. С. Психология дошкольника /Под ред. Л. А. Венгера. - М., 1985. Пилюгина Э. Г. Сенсорные способности малыша. Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины. - М., 1996. Сакулина Н. П. Рисование в дошкольном детстве. – М., 1965. ТЕМА 5.КОЛЛЕКТИВНОЕ ТВОРЧЕСТВО ДЕТЕЙ НА ЗАНЯТИЯХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ Цель работы: Изучить особенности организации детской коллективной деятельности; показать возможности коллективных занятий в развитии изобразительного творчества детей. Перспективный план 1. Введение 2.Особенности детских возможностей в процессе изобразительной коллективной деятельности. 3. Организация коллективных занятий по изобразительной деятельности детей в старшем (младшем, среднем) дошкольном возрасте. 4. Развитие творчества в коллективной изобразительной деятельности. 5. Заключение. Приложение. Конспекты 1-2 занятий коллективного характера, продукты детского коллективного творчества (рисунки, аппликация, лепка и т.п.). Рекомендации к проведению работы Приступая к работе, изучите книгу Т.С. Комаровой, А.И. Савенкова «Коллективное творчество детей (1998 г.). Обратите внимание на значение и особенности организации коллективной изобразительной деятельности детей. Раскройте в работе разные формы организации коллективного творчества детей. Опирайтесь на исследование А.И. Савенкова, в котором предлагается технология организации данного вида деятельности по систематизации содержания работы с последующим усложнением процесса коллективной деятельности детей по этапам: от совместно-индивидуальной к совместно- последовательной и затем к совместно-взаимодействующей деятельности. Обязательно остановитесь на особенностях организации деятельности в разных возрастных группах детского сада. В практической части контрольной работы охарактеризуйте возраст детей, укажите конкретные задачи развития деятельности. Разработайте перспективный план работы с детьми по данной проблеме (на квартал). Опишите последовательность занятий коллективного характера, особенности детских взаимоотношений и их интерес к такому роду деятельности. Литература: 1. Афанасьева, Руководство коллективными работами по рисованию и аппликации [Текст] /Афанасьева, Соловьева. // Дошкольное воспитание.- 1985.-№ 7. 2. Григорьева, Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности [Текст] / Григорьева Г.Г.- М., 2000. 3. Комарова, Т.С. Детское художественное творчество [Текст] / Т.С.Комарова. – М.,2005. 4. Комарова Т.С.. Коллективное творчество детей [Текст] / Т.С. Комарова, А.И. Савенков.– М., 1998. 5. Парамонова, Л.В. Теория и методика творческого конструирования в детском саду [Текст] / Л.В. Парамонова - М., 2002 . 6. Трунова, М. Коллективные работы на занятиях по изодеятельности [Текст] /М. Трунова. // Дошкольное воспитание. – 2005. -№2. 7. Урадовских, Г. Художественное конструирование из деталей конструкторов [Текст] /Г. Урадовских. // Дошкольное воспитание. – 2005. -№2.
ТЕМА 6. ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО В РАЗВИТИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ Варианты темы: 1. Ознакомление детей среднего (старшего) дошкольного возраста с дымковской игрушкой (хохломской росписью и др.). 2. Декоративное рисование по мотивам городецкой росписи. 3. Декоративная лепка (аппликация) в процессе ознакомления детей с дымковской игрушкой. Цель работы: Раскрыть специфику ознакомления дошкольников с народным искусством. Показать роль и значение декоративно-прикладного искусства в творческом развитии детей. Разработать систему занятий по ознакомлению детей данного возраста с народным искусством (на примере конкретного вида). Примерный план 1. Введение. 2. Значение декоративного рисования в художественно-творческом развитии детей. 3. Задачи декоративного рисования и анализ соответствующего раздела программы. 4. Использование произведений декоративно-прикладного искусства на занятиях декоративным рисованием. 5. Приемы ознакомления детей с декоративно-прикладным искусством. 6. Методика обучения детей данной возрастной группы декоративному рисованию с использованием мотивов декоративно-прикладного искусства. 7. Заключение. Приложение. Рисунки двух-трех детей, выполненные на всех занятиях; зарисовки и фотографии дидактических пособий. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 165. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |