Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Рекомендации к проведению работы




Варианты темы

1. Знакомство детей с жанровой живописью.

2. Знакомство детей с натюрмортом.

3. Знакомство с портретной живописью.

4. Использование произведений изобразительного искусства в связи с задачами обучения детей рисованию, лепке, аппликации.

Цель работы

Изучить особенности проявления эстетических чувств у дошкольников при восприятии произведений живописи; раскрыть задачи воспитания детей средствами изобразительного искусства; проверить на практике методические приемы ознакомления дошкольников с произведениями искусства.

Примерный план

1. Введение (раскрыть значение проблемы).

2.Задачи воспитания детей дошкольного возраста средствами изобразительного искусства.

3.Особенности эстетического восприятия и эстетических суждений у дошкольников данной возрастной группы.

4. Принципы отбора произведений изобразительного искусства для занятий в детском саду.

5.Методы ознакомления детей с данным видом или жанром изобразительного искусства.

6. Заключение.

Приложение. Конспект организации беседы по ознакомлению с живописью с детьми дошкольного возраста (1); рассказ-описание и рисунки 3-4 детей; перечень произведений изобразительного искусства, рекомендованных для данной группы.

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

ПЕЙЗАЖИ:

Ф. А. Васильев. Перед дождем;

И. И. Левитан. Золотая осень; Весна. Большая вода; Березовая роща; Март;

В. Д. Поленов. Заросший пруд;

А. К. Саврасов. Грачи прилетели;

И. И. Шишкин. Зима в лесу;

И. Э. Грабарь. Зимний пейзаж;

К. Ф. Юон. Зимнее солнце.

ЖАНРОВЫЕ КАРТИНЫ:

В. Васнецов. Аленушка; Три богатыря; Иван-царевич на Сером волке;

В. Е. Маковский. Веселая минутка;

В. Г. Перов. Тройка;

Г. С. Галкин. У строителей дороги;

К. Н. Успенская-Кологривова. Не вязли на рыбалку;

И. В. Шевандорова. В сельской библиотеке;

Т.Н. Яблонская. Весна; Хлеб.

НАТЮРМОРТЫ:

П. П. Кончаловский. Сирень у окна; Маки;

И. И. Машков. Фрукты; Ананасы и бананы;

И. И. Москалев. Сирень;

Г. Г. Ряжский. Цветы.

Рекомендации к выполнению работы

Раскрывая задачи воспитания детей средствами изобразительного искусства, целесообразно дать характеристику того вида или жанра искусства, с которым будут знакомиться дети.

Репродукции следует подбирать доступные для восприятия детьми дошкольного возраста. Для работы достаточно 3-4 репродукций. Проанализируйте эти художественные произведения и литературу о них, затем продумайте методы и приемы ознакомления с ними детей.

Чтобы пробудить у детей интерес к произведениям искусства и научить понимать их содержание, детально продумайте и организуйте наблюдения явлений окружающего мира, связанных с содержанием отобранных произведений. Затем проведите беседу о каждой картине. Перед началом беседы дайте детям возможность самостоятельно рассмотреть картину, а затем запишите их высказывания и поведение. Ход беседы можно зафиксировать в таблице:

 

Имя и возраст ребенка Вопросы воспитателя

Реакция детей

 

Ответы

Поведение, мимика

 

 

   

 

   

Анализируя свои записи, обратите внимание на факты, свидетельствующие о понимании детьми идеи произведения, на их эстетические оценки, проявляющиеся в высказываниях и оценочных суждениях, в мимике и жестах.

Можно использовать и такой методический прием: предложить детям составить рассказы-описания картин (их следует записать).

Целесообразно провести беседу по одному и тому же произведению в разных возрастных группах (с двумя детьми в каждой).

Протокол беседы с детьми

 Цель: изучить особенности эстетических суждений о живописи у старших дошкольников.

Материал: набор репродукций в соответствии с требованиями программ воспитания и обучения дошкольников.

Ход выполнения задания: детям предлагается выбрать ту или иную репродукцию и обосновать свой выбор.

Инструкция: детям задаются вопросы, данные заносятся в таблицу

 

Вопросы    Оля П.   Семен К. Ксюша А. Матвей К.
Какая картина тебе нравится?         
Видел ли ты ее раньше? Кто ее автор?        
Что на ней изображено?        
Что в ней тебе нравится? (содержание, цвет, композиция, настроение)?          
Какое настроение передал художник в своей картине?         
Что художник использовал, чтобы передать это настроение?        
Что ты чувствуешь, когда смотришь на картину?         

 

Критерии оценки: самостоятельность в оценке произведений искусства, правильность ответов, знание средств выразительности.  

 

Литература: 

1. Вайнерман, С.М. и др. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству [Текст] / С.М.Вайнерман, А.С.Большев, Ю.Р.Силкин и др; науч. ред. М.М. Безруких. – М., 2001. - С. 3-19.

2. Волынкин, В.И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников [Текст] / В.И.Волынкин. - Ростов н/Д, 2007. – С.14-44.

3. Казакова, Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества [Текст] /Т.Г.Казакова. – М., 2006.

 4. Казакова,Т. Искусство, которое мы называем изобразительным [Текст] /Т.Казакова. //Дошкольное воспитание.-2006. - №10.

5. Косминская, В.Б. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду [Текст] /В.Б. Косминская, Е.И.Васильева, Р.Г.Казакова и др. – М.,1985.

6. Курочкина, Н.А. Знакомим с натюрмортом [Текст] / Н.А. Курочкина. - СПб., 1996. 

7. Курочкина, Н.А. Дети и пейзажная живопись. Времена года. Учимся видеть, ценить, создавать красоту [Текст] / Н.А. Курочкина. – СПб., 2004.

8. Курочкина, Н.А. О портретной живописи – детям           [Текст] / Н.А. Курочкина. - СПб., 2008. 

9. Мацкевич, М. Летние радости. Один день из жизни стрекозы [Текст] /М.Мацкевич. //Дошкольное воспитание. -2006. - №7.

10. Чумичёва, Р.М. Дошкольникам о живописи [Текст] / Р.М.. Чумичёва. – М., 1992.

11. Чумичёва, Р.М. Особенности ознакомления старших дошкольников с жанровой живописью [Текст] / Р.М. Чумичёва // Формирование первоначальных основ социальной активности у детей дошкольного возраста: межвуз. сб. науч. тр.; отв. ред. Р.Г.Казакова. – М., 1984. - С. 137-145.

12. Чумичёва, Р.М. Знакомим с портретной живописью. [Текст] / Р.М. Чумичёва. //Дошкольное воспитание. - 1991. - №10.

ТЕМА 2. ИГРОВЫЕ ПРИЕМЫ В РУКОВОДСТВЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО (СРЕДНЕГО) ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Примерный план

1. Введение.

2. Психолого-педагогическая характеристика игры детей дошкольного возраста.

3. Значение игровых приемов в обучении детей изобразительной деятельности.

4. Виды игровых приемов обучения.

5.Методика использования игровых приемов в обучении изобразительной деятельности младшего (среднего) дошкольного возраста.

6. Заключение.

Рекомендации к проведению работы

При рассматривании данной темы важно подчеркнуть, что необходимость широкого использования игровых приемов обучения продиктована спецификой дошкольного возраста. На основе исследований психологов (Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, А.В.Запорожца, Д.Б.Эльконина и др.) важно раскрыть роль игры в воспитательном процессе детей дошкольного возраста. Покажите возможности игры в развитии художественных творческих способностей дошкольников. При проведении игр необходимо учитывать:

- знания детей об окружающем, их социальный опыт, интерес к различным явлениям жизни;

- игровой опыт детей, их умение играть;

- основные задачи, направленные на развитие художественно-творческих способностей детей.

Во время выполнения практической части контрольной работы в течение нескольких месяцев проведите с детьми занятия по различным видам изобразительной деятельности с использованием различных игровых приемов: обыгрывание предметов, игрушек; обыгрывание выполненного изображения; обыгрывание незаконченного изображения; игровые ситуации с ролевым поведением детей и взрослых.

В конспектах занятий необходимо выделить игровой прием, его цели, задачи и действия.

Анализируя практическую работу, покажите, удалось ли вам повысить интерес детей к изобразительной деятельности с помощью игровых приемов, связать игровую задачу с основными задачами по изобразительной деятельности.

В заключение выявите степень эффективности применения игровых приемов в развитии художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста.

Литература:

1. Афонькина, Дидактические игры в эстетическом воспитании дошкольников [Текст] /Афонькина, Урунтаева.// Дошкольное воспитание. -1993. - № 6.

2. Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка [Текст] /Л.А.Венгер, Н.Б.Венгер. – М., 1988.

3. Кашеварова, Л. Цветовосприятие [Текст] / Л.Кашеварова. // Дошкольное воспитание.-2005. - №2.

4. Казакова, Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества [Текст] /Т.Г.Казакова. – М., 2006. 

5. Комарова, Т.С. Цвет в детском изобразительном творчестве дошкольников [Текст] /Т.С.Комарова, А.В.Размыслова. – М.,2005.

6. Лебедчикова, Н. Цвет в рисунках детей третьего года жизни [Текст] / Н.Лебедчикова. // Дошкольное воспитание.-1983. - №10.

7. Мухина, В.С. Психология дошкольника [Текст] /В.С.Мухина. – М., 1989.

8. Пантелеев, Г.Н. Декоративное искусство - детям [Текст] /Г.Н.Пантелеев, Ю.Максимов, Л.В.Пантелеева. – М., 1976.   

 

ТЕМА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ПЕРЕД ЗАНЯТИЯМИ РИСОВАНИЕМ

(на примере одной возрастной группы)

Варианты темы

1. Содержание и методика предварительной работы перед занятиями по изображению общественной жизни.

2. Содержание и методика предварительной работы перед иллюстративным рисованием.

3. Содержание и методика предварительной работы перед занятиями предметным рисованием.

Цель работы: изучить особенности памяти у детей дошкольного возраста; раскрыть методику формирования представлений о предметах и явлениях окружающей действительности; выявить влияние предварительной работы на качество детских рисунков; найти эффективные приемы этой работы, установить их зависимость от возрастных возможностей детей, от характера заданий (учебных и творческих).

Примерный план

1. Введение.

2.Задачи подготовительной работы с детьми перед занятиями предметным и сюжетно-тематическим рисованием.

3. Содержание и особенности организации подготовительной работы перед занятиями рисованием в данной возрастной группе детского сада.

4. Заключение.

Приложение. Записи наблюдений 2-3 бесед; рисунки детей.

Оборудование. Репродукции, иллюстрации, видео, детские рисунки, цветные карандаши, гуашь, акварель, белая и тонированная бумага, кисточки (средние, толстые).










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 151.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...