Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Периферия личности: модель конфликта
То, что было сказано о ядре личности, описывает тенденции и характеристики, присущие всем людям во все времена, оказывающие влияние на общее течение жизни. И наоборот, каждый периферический аспект личности присутствует в некоторых, а не во всех людях и оказывает скорее специфическое, нежели общее воздействие на поведение. Периферические концепции личности наиболее четко, ясно и очевидно соотносятся с поведением (или с тем, что требуется объяснить). Идеальная теория личности должна включать в себя описания как ядра, так и периферии. Положения, описывающие ядро, нужны для того, чтобы понять общую психологическую природу людей, а периферические положения важны для понимания различий между конкретными представителями человеческого рода. Читая эту главу, следует помнить, что существуют два основных вида периферических характеристик. В главе 1 они были названы конкретными периферическими характеристиками и типами. Конкретная периферическая характеристика – эта наименьший наиболее однородный элемент личности, описываемый исследователем. Именно эти характеристики используются для объяснения наблюдаемых закономерностей поведения. Например, исследователь может объяснить особенности поведения человека, проявляющиеся в том, что он часто звонит другим людям по телефону, ходит на многие вечеринки, вступает в клубы, активно разговаривает, проявлением такой личностной черты, как коммуникабельность. Мы можем рассматривать коммуникабельность в качестве периферической характеристики личности, если считать, что эта черта приобретается путем научения и не присутствует в равной мере у всех людей. Персонологи часто используют термин личностная черта, вкладывая в него тот же смысл, что я вкладываю в понятие "конкретная периферическая характеристика". Я избегаю такого использования терминов, поскольку, как вы увидите, некоторые исследователи описывают гомогенные элементы личности, по существу не совместимые с тем значением, которое вкладывается в термин "личностная черта". Обычно ученый описывает некоторое количество конкретных периферических характеристик, каждая из которых может присутствовать или отсутствовать в личности каждого данного человека. Но когда исследователь привлекает понятие "тип", он объединяет совокупности конкретных периферических характеристик, формируя тем самым большие менее однородные элементы, наглядно представленные в виде стилей жизни, которые можно наблюдать у людей. Функция понятия о типе заключается в том, чтобы организовать более простые элементы личности в функциональные группировки. В этой главе мы рассмотрим положения, описывающие периферию личности, встречающиеся в различных теориях, уже затронутых нами в предыдущих главах. Нужно иметь в виду, что некоторые исследователи четко разделяют периферию и ядро, в то время как другие или предлагают нам самим сделать это разделение, или же настолько концентрируются на ядре, что становится практически невозможно понять, что именно они говорят о периферии, и говорят ли они вообще что-нибудь по этому поводу. Кроме того, среди ученых, которые в действительности уделяют внимание периферии, некоторые склонны больше подчеркивать понятие типа, а некоторые – конкретные периферические характеристики. Модель конфликта: Позиция Фрейда То, что мы рассматриваем Фрейда первым, очень удачно, поскольку его точка зрения служит хорошим примером разграничения ядра и периферии личности. Он утверждает, что все люди обладают одним и тем же набором инстинктов, а именно инстинктами жизни, сексуальным инстинктом и инстинктом смерти. Очевидно, что это положение относится к ядру личности, поскольку с теоретической точки зрения невозможно представить, чтобы один человек обладал, к примеру, только сексуальным инстинктом и инстинктом жизни, но не инстинктом смерти, а у другого был бы только инстинкт смерти или только сексуальный инстинкт. Каждый человек обладает всеми инстинктами, и эти силы оказывают постоянное и целостное воздействие на всю жизнедеятельность. Таким образом, с точки зрения Фрейда, ид несомненно является частью ядра личности. Части личности, называемые эго и суперэго, также должны рассматриваться как часть ядра, хотя причины этого не столь очевидны, как в случае с ид. Несмотря на то, что в определенных психоаналитических кругах стало модно рассуждать о людях с большим или меньшим это, совершенно ясно, что не существует человека, лишенного эго или суперэго. Отсутствие эго невозможно с теоретической точки зрения, поскольку эго существует благодаря ид и постоянной необходимости удовлетворять инстинкты посредством взаимодействия с внешним миром. Без эго было бы невозможно удовлетворение ид, а следовательно, и физическое, и психологическое выживание. Точно так же теоретически невозможно представить человека без суперэго, поскольку эта часть личности рождается в результате конфликта между человеком и миром, конфликта неизбежного, как неизбежны инстинкты, удовлетворить которые, независимо от других людей и предметов, невозможно. Суперэго определяется требованиями общества, а, по Фрейду, жизнь человека непостижима вне существования общества. Но, говоря о том, что эго и суперэго вместе с ид являются характеристиками ядра личности, мы рискуем упустить из виду важное различие между первыми двумя и последним. Несмотря на то, что все люди обладают одним и тем же ид, нельзя сказать, что эго и суперэго абсолютно одинаковы у всех людей. По Фрейду, эго состоит из защитных механизмов и их конкретных проявлений в характеристиках и паттернах ежедневной жизнедеятельности. Таким образом, из этой теории следует, что все люди обладают защитными механизмами, но совершенно неправильно было бы утверждать, что их защиты одинаковы. Психоаналитики выделили довольно большое количество различных защитных механизмов и описали условия развития, определяющие, какие именно механизмы разовьются у каждого конкретного человека. Определяя различные виды защит, фрейдисты описывают периферию личности. То, что это именно так, становится еще яснее, когда они начинают вдаваться в детали относительно конкретных привычек, указывающих на различные защитные механизмы, и мы скоро это увидим. Каждый защитный механизм приобретается в процессе научения и является специфичным для отдельного человека или даже для отдельной части поведения этого человека. Примерно так же дело обстоит и с суперэго. Хотя оно присутствует у всех людей, его содержание может в значительной степени варьироваться в зависимости от особенностей родителей, воспитавших человека. Соответственно конкретные табу и санкции, осознаваемые вами, могут отличаться от тех, которые разделяет другой человек. Рассматривая как эго, так и суперэго, мы имеем дело с периферией личности, поскольку содержание эго и суперэго, в отличие от ид, в значительной мере определяется опытом взаимодействия с людьми и предметами, то есть с внешней средой. В действительности, взгляды фрейдистов на периферию личности наиболее четко представлены в классификации типов характера. Это ясно можно увидеть у Феничела (Fenichel, 1945, с. 467): "Характер как привычный способ установления равновесия между внутренними потребностями и требованиями внешнего мира необходимым образом является функцией устойчивой, организованной и единой части личности, которую представляет собой эго; на самом деле, мы определили эго как часть организма, которая осуществляет взаимодействие между требованиями инстинктов и внешним миром. Таким образом, вопрос о характере – это вопрос о том, когда и как эго приобретает качества, с помощью которых оно привычно приспосабливается к требованиям инстинктивных влечений и внешнего мира, а позже и суперэго... Термин характер подчеркивает привычную форму данной реакции, ее относительное постоянство". Позже он (с. 468) показал, что характер – это содержание не только эго, но и суперэго: "Позднейшее усложнение в структуре эго – возникновение суперэго – также имеет решающее значение для формирования привычных паттернов характера. То, что человек считает хорошим или плохим, является частью его характера; то же касается того, принимает ли он всерьез требования своей совести и подчиняется ли он ей, или пытается сопротивляться". Из этих двух цитат понятно, что характер – это прижизненно приобретаемый паттерн достаточно последовательных способов жизнедеятельности, различный у разных людей. В действительности, несмотря на всю слишком сложную терминологию Феничела, характер человека – это его наиболее очевидное психологическое образование, это то, о чем вы будете говорить, если вас попросят описать своего друга. На самом деле, вполне возможно быть более конкретным, даже оставаясь в рамках психоаналитической терминологии. Тип характера – это совокупность личностных черт, выражающих 1) основные индивидуальные защитные механизмы, 2) основной индивидуальный конфликт, 3) основной способ реагирования на этот конфликт или 4) любую комбинацию из вышеперечисленного. Таким образом, становится ясно, что личностная черта может быть главным образом паттерном мышления, эмоций, или действий, или, еще раз подчеркнем, любой их комбинацией. Используя нашу терминологию, личностные черты – это конкретные периферические характеристики. Все это, возможно, выглядит невероятно сложным, но потерпите, и, я думаю, все станет понятнее, когда мы обсудим конкретные типы характеров. Чтобы начать это обсуждение, необходимо четко уяснить, что тип характера приобретается в результате научения и представляет собой результат взаимодействия между ребенком, пытающимся реализовать стремление ядра максимально удовлетворить инстинкты и свести к минимуму наказания и чувство вины, и обществом, представленным родителями, чья задача – способствовать выполнению требований совместного проживания. Как мы увидим, не только в этой теории, но и во всех остальных периферия – продукт ранних попыток выразить стремление ядра в конкретном социальном и культурном контексте. Мы говорили о том, что типы характера – результат развития, и, следовательно, понятно, почему они носят названия различных психосексуальных стадий, отражая взгляды фрейдистов на проблемы развития. Основные стадии психосексуального развития – это оральная, анальная, фаллическая, латентная и генитальная. Каждая стадия характеризуется особой формой сексуального инстинкта и вызывает особый спектр реакций со стороны родителей. Можно сказать, что каждая стадия определяется тем, каким именно образом проявляется общий конфликт между сексуальным инстинктом и обществом. Тогда неудивительно, что на каждой стадии существуют свои виды защиты, так как различные виды защитных механизмов по-разному эффективны относительно разных форм конфликтов. И, как вы увидите, с каждой стадией, кроме одной, связан определенный тип характера. В их названиях обобщаются формы сексуального инстинкта во взаимосвязи с различными стадиями психосексуального развития. Как можно увидеть, в каждом названии, за исключением латентной стадии, обозначена какая-то анатомическая часть тела. Даже консервативно настроенные ученые-психоаналитики начинают понимать, что латентная стадия – это не естественная и врожденная сторона сексуального инстинкта, а, скорее, культурно детерминированный период остановки в развитии. Такой неопределенный статус латентной стадии отражается в том, что не существует связанного с ней типа характера. Следовательно, мы не будем заниматься рассмотрением латентной стадии. Вы наверняка обратили внимание на то, что стадии психосексуального развития отражают исключительно сексуальный инстинкт. А как же насчет инстинктов жизни и смерти? Существуют ли связанные с ними стадии развития и типы характера? Стадий развития не существует, и, хотя некоторые психоаналитики пытались обозначить соответствующие типы характера, эти идеи не получили широкой поддержки и по своей природе остались фрагментарными и нечеткими. Общая тенденция такова, что фрейдисты придают огромнейшее значение сексуальному инстинкту. Не боясь ошибиться, можно утверждать, что фрейдистская теория личности строится на сексуальности как на основе человеческой природы. Оральная, анальная, фаллическая и генитальная стадии приблизительно покрывают соответственно первый год жизни, второй, с третьего по пятый и годы от пубертата и далее. Очевидно, что необходимо пройти через первые три стадии, чтобы достичь четвертой. Если первые три стадии пройдены успешно, генитальность в полной мере и решительно вступает в свои права. Но если опыт развития на одной из прегенитальных стадий деструктивен, признаки этой стадии полностью не исчезают, а оказывают влияние на все дальнейшее поведение. Чтобы показать это влияние на взрослых людей, эти три типа характера называются оральный, анальный и фаллический. И конечно, четвертый тип характера называется генитальным. Это – психологическая зрелость, в то время как первые три – различные формы незрелости. Если точнее, каждая прегенитальная стадия влечет за собой определенную форму детских сексуальных желаний и импульсов. Чтобы успешно пройти через данную стадию, ребенок должен получить от родителей и окружающего мира достаточно подкреплений, чтобы не чувствовать себя безнадежно фрустрированным и депривированным, но и не слишком много подкреплений, чтобы задержка на этой стадии незрелости не стала слишком приятной. Если ребенок слишком фрустрирован или слишком удовлетворен, он фиксируется или "застревает" на этом уровне развития. Это означает, что во взрослом состоянии он будет демонстрировать личностные черты – мысли, эмоции, действия, характеризующие основной конфликт, защитные механизмы или родительские реакции, определяющие эту прегенитальную стадию. Теперь мы можем рассмотреть содержание различных стадий психосексуального развития. Прежде всего, мы обнаружим оральную стадию, на которой местом анатомической локализации сексуального инстинкта является рот. С точки зрения Фрейда, развитие нервной системы идет от мозга вниз и к периферии, поэтому рот неизбежно становится первым отверстием тела, посредством которого человек испытывает удовольствие или боль. Кроме этого, обусловленное инстинктом жизни влечение к еде и воде также делает рот важной областью в жизнедеятельности организма. Но Фрейд больше подчеркивает значения рта в качестве тактильной и вкусовой эрогенной зоны. Другими словами, предполагается, что ребенок страстно желает стимуляции области рта посредством прикосновений, вкуса, мышечных усилий и наслаждается этой стимуляцией. Страстное желание и получение удовольствия – ранние формы того, что в конечном итоге превратится в зрелую сексуальность на генитальной стадии. Чтобы понять оральный тип характера, следует иметь в виду, что оральная форма сексуального инстинкта ведет к действиям и фантазиям, связанным с захватыванием и получением, и конфликты, ярко проявляющиеся на этой стадии, – это конфликты, возникновение которых обусловлено эгоистической деятельностью подобного рода (Феничел, 1945, с. 488-492). Фрейдисты полагают, что захватывание и получение – обобщение той деятельности, которую совершает рот в течение первого года жизни. Получение – это обобщение самой ранней, пассивной ситуации орального слияния, в которой люди и предметы положительно стимулируют рот в процессе кормления и ласки. Захватывание – это обобщение наступающей немного позже менее пассивной (орально агрессивной) ситуации, в которой ребенок достигает орального удовлетворения в процессе сосания, помещения в рот различных предметов, жевания, кусания и даже вокализации. Неизбежным образом здесь возникает конфликт между настойчивым и эгоистичным желанием ребенка получать и захватывать и собственными потребностями и обязанностями родителей, которые не могут много времени и внимания тратить на своего ребенка. Лучшее, что могут сделать родители, – это предоставить ребенку возможность удовлетворять свои инстинкты лишь в ограниченном количестве. Если они еще больше ограничат этот минимум, сурово наказывая ребенка за его потребность получать и захватывать, или не будут проявлять достаточно заботы по отношению к нему (что, в общем-то, неважно, поскольку последствия одинаковы), этот неизбежный конфликт станет напряженнее. Такое усиление конфликта потребует использования особенно жестких и распространенных защит, привлечение которых равноценно фиксации или остановке в развитии. Как только такие защиты появляются, изменение и развитие замедляются. Родители также могут превысить необходимый минимум орального удовлетворения, пытаясь быть более заботливыми, чем им позволяют их собственные потребности и обязанности. Такое отклонение от нормы также приведет к усилению основного конфликта, поскольку забота принесет только поверхностное удовлетворение, вызывая такое напряжение и негодование, что окажется фальшивкой. И снова ребенок будет чувствовать боль и неудовлетворенность, ему придется использовать защиты такой распространенности и интенсивности, что они неизбежно приведут к фиксации. Описав механизм усиления конфликта, приводящий к оральной фиксации, с теоретический точки зрения было бы чрезвычайно уместно привести теперь исчерпывающий список защитных механизмов и личностных черт, составляющих оральный характер. К сожалению, психоаналитические рассуждения не столь последовательны, хотя Абрахам (Abraham, 1927a, 1927b) и Гловер (Glover, 1925, 1926, 1928) предпринимали попытки это сделать. Из их замечаний можно вынести, что черты, часто встречающиеся в оральном характере, это оптимизм – пессимизм, доверчивость – подозрительность, восхищенность – завистливость и самонадеянность – самоуничижение. Фрейдисты часто рассуждают о чертах, имеющих два противоположных полюса, так называемых биполярных личностных характеристиках. Считается, что оба полюса свидетельствуют о фиксации. Соблазнительно представить, что один полюс континуума обозначает фиксацию, обусловленную сверхпотаканием (например, оптимизм), в то время как другой выражает фиксацию депривацией (например, пессимизм). Но трудно сказать, насколько такая точка зрения согласуется с воззрениями фрейдистов: некоторые из них полагают, что люди колеблются между двумя полюсами, бывая в один момент времени оптимистами, а в другой – пессимистами. В любом случае биполярные личностные черты самым непосредственным образом связаны с аттитюдами, приобретаемыми в ходе взаимодействия с родителями на оральном уровне, относительно того, является ли мир местом удовлетворения или депривации и способен ли ты сам позаботиться о своем удовлетворении. Оптимизм, пессимизм и восхищенность – это нереалистические оценки вероятности получения заботы от других людей. В манипулятивности или пассивности мы видим неконструктивные тенденции пытаться вырвать у мира удовольствие или просто лежать и ждать, когда оно свалится с небес. Самонадеянность свидетельствует о нереалистически завышенных представлениях о собственных возможностях, а завистливость и самоуничижение – о полностью противоположном. Нереалистический характер всех этих крайностей говорит об их защитной природе. Описав некоторые характерные черты орального характера и показав их нереалистичную природу, с теоретической точки зрения было бы уместно перечислить защитные механизмы, типичные для оральной стадии, и находящие свое выражение в этих чертах. Но, как и раньше, я вынужден констатировать, что психоаналитическое мышление не отличается, к несчастью, такой последовательностью, хотя некоторые попытки все же можно рассмотреть. Защитами, наиболее часто называемыми составной частью орального характера, являются проекция, отрицание и интроекция. Под проекцией понимается процесс, при котором человек не осознает свои желания, чувства и импульсы, способные спровоцировать наказание и чувство вины, и в то же время ошибочно видит именно эти желания, чувства и импульсы в других людях. Отрицание – это более простой процесс, при котором не осознается присутствие во внешнем мире предметов, вещей и событий, способных вызвать тревогу, пробуждать эгоистические импульсы или сообщить о надвигающемся наказании. Наконец, интроекция – это процесс слияния с другим человеком, фактически процесс превращения в другого человека с целью избежать столкновения с пугающей сущностью этого человека или столкновения со своими собственными пугающими инстинктами. Эти три защитных механизма достаточно наивны, они оказывают значительное разрушающее воздействие, поскольку сильно искажают реальность. Отрицание – главная детерминанта оптимизма и пессимизма, приводящих к выборочному восприятию отдельных сторон мира. Появление доверчивости также можно приписать действию отрицания. Хотя отрицание может играть какую-то роль и в подозрительности, эта характеристика наиболее тесно связана с проекцией благодаря приписыванию другим всех порочных манипулятивных тенденций и скупости, которые человек отказывается замечать в самом себе. Манипулятивность и излишняя щедрость – это, вероятнее всего, выражение интроекции или слияния с чересчур удовлетворяющими родителями. Другие черты можно объяснить действием практически всех трех защитных механизмов. К счастью, мы можем более четко теоретизировать относительно анальной стадии и характера, чем это было возможно выше. Анальная стадия характеризуется смещением анатомической локализации сексуального инстинкта от рта к анальному отверстию. Согласно Фрейду, это смещение вызвано совместным влиянием развития нервной системы до уровня, когда становится возможным сознательно контролировать анальный сфинктер, и настойчивыми усилиями родителей по выработке у ребенка способности контролировать экскреторные функции. Ребенок в первый раз испытывает сладостную и болезненную стимуляцию, связанную с выделением или удержанием фекалий, и начинает экспериментировать путем сознательного их выделения или удержания. Для полного постижения анального типа характера важно понимать, что анальная форма сексуального инстинкта включает в себя действия и фантазии, связанные с исторжением и удержанием. Исторжение и удержание следует понимать как обобщение анальной деятельности второго года жизни. Исторжение (или анальная экспульсивность) – это произвольно контролируемое опорожнение кишечника, а удержание (анальное удержание, или анальная ретенсивность) – произвольно принимаемое решение не опорожнять кишечник. Как одна, так и вторая деятельность инстинктивно приятны, но они также ведут к неизбежному конфликту между ребенком и его родителями, которые требуют, чтобы исторжение и удержание производились в соответствии с режимом и правилами приличия. И снова лучшее, что могут родители, – это предоставить минимум анального удовлетворения, продолжая все же настаивать на выполнении социально важных норм поддержания чистоты и гигиены. Если родители слишком часто наказывают или чересчур с сильным отвращением относятся к экскрементам ребенка, основной конфликт неизбежно нарастает. Эскалация конфликта происходит тогда, когда родители слишком снисходительны, более снисходительны, чем это допустимо как для блага ребенка с социальной и гигиенической точек зрения, так и с точки зрения их собственных норм. Как и в случае избыточного орального подкрепления, избыточное анальное подкрепление на деле оказывается лишь видимостью. С нарастанием конфликта появляются чрезмерные и распространенные защиты, создающие фиксацию. Эта остановка в развитии означает, что личность взрослого будет анальной по своей природе. Личностные черты и защитные механизмы анального характера были достаточно четко определены как Фрейдом (1925а, 1925с, 1925d, 1925e), так и другими учеными (например, Fenichel, 1945, с. 278-284; Abraham, 1927; Glover, 1926). Среди личностных черт можно назвать скупость – излишнюю щедрость, зажатость – экспансивность, упрямство – уступчивость, аккуратность – нечистоплотность, жесткую пунктуальность – склонность опаздывать, педантичность – неопрятность и скрупулезность – рассеянность. Эти черты обнаруживаются в процессе мышления, взаимодействия и в общем характере жизнедеятельности, проявляясь в различных конкретных формах импульсов отдавать или удерживать и в конфликтах с окружающими, столь характерных для анальной стадии психосексуального развития. Как и в случае орального характера, эти черты на обоих полюсах демонстрируют нереалистичность установок. А нереалистичные установки – знак защитной природы этих личностных черт. Защитными механизмами, которые считаются типичными для анальной стадии и характера, являются интеллектуализация, образование реакции, изоляция и уничтожение содеянного. При интеллектуализации человек не осознает реальную, инстинктивную природу своих желаний и поступков, а замещает ее на вымышленную причину, гораздо более приемлемую и для него, и для общества. По-видимому, мыслительный процесс во многом представляет собой процесс интеллектуализации. Образование реакции – это процесс утраты осознания своих действительных желаний и импульсов и замена их прямо противоположными желаниями и импульсами. При изоляции разрываются существующие в норме связи между когнитивными и аффективными компонентами желаний и импульсов, так что, хотя действительный характер желаний и импульсов частично осознается, они не являются больше источником неприятных эмоций, таких, как тревога. Уничтожение содеянного – это защита посредством того, что некоторые мысли и поступки случаются с истинным, но неосознаваемым значением, сводя на нет или компенсируя предыдущие мысли и поступки, способные вызвать тревогу. Хотя нельзя дать четкое и исчерпывающее объяснение того, каким образом эти защитные механизмы формируют черты анального характера, некоторое обсуждение этого вопроса все же возможно. Образование реакций приводит к отказу от таких социально неприемлемых вещей, как нечистоплотность, склонность опаздывать и скупость, дает возможность быть полной противоположностью – чистым до щепетильности, болезненно пунктуальным и невероятно щедрым. Эта защита приводит к формированию качеств праведника, обладающего анальным характером. Эти качества праведника вместе с такими характеристиками, как скрупулезность и упрямство, усиливаются тем, как человек воспринимает себя, используя механизм рационализации. Уверенность в изоляции и других защитных механизмах позволяет ему проявлять ярчайшие примеры противоположных идеалу качеств, таких, как нечистоплотность, неряшливость, не чувствуя при этом никакого особого дискомфорта или тревоги. Уничтожение содеянного, наконец, проявляется не только в таких характеристиках, как аккуратность, подразумевающих симметрию и организованность, но и косвенно, в резких переходах от одного полюса описанных выше черт к другому. Сильного дискомфорта в результате какого-то проявления нечистоплотности можно избежать, если вы быстро компенсируете его каким-нибудь сверхаккуратным действием. Для оживления повествования я закончу обсуждение анального типа тем, что приведу замечательное описание из психоаналитической литературы (Rado, 1959, с. 326): "Черновой набросок... представил бы его как очень самоуверенного человека, гордого своим выдающимся интеллектом, с общепризнанным рационализмом и острым чувством реальности, "непоколебимо честного". Он на самом деле может быть честным человеком, а может и оказаться ханжой-лицемером. Он бескомпромиссный перфекционист. Будучи сам очень обидчивым, он может в то же время по самому незначительному поводу жестко критиковать, быть язвительным, злобным, проявлять резкую иронию и завистливость. Или, напротив, он может быть сверхосторожным, стараться избегать любой вероятности конфликта. Его "здравый смысл" восстает против того, что он считает порождением воображения: он "человек фактов", а не фантазий. Он снисходительно улыбается людям, увлеченным мистицизмом, включая "бессознательное" и сны; но если только он пройдет небольшой курс классического психоаналитического лечения, он тут же начнет приписывать пророческое значение оговоркам или опискам. Будучи "человеком рассудка", даже самому себе он не может признаться в собственной суеверности. Его интерес к искусству поверхностен или притворен; его истинное восхищение принадлежат математике, точным наукам, технологии и новому миру электронных вычислительных машин. В отличие от экспрессивного, так называемого истерического, типа он редко обладает художественным даром и испытывает заметный недостаток подлинного шарма и обаяния. Его любовные интересы загромождены скрытыми мотивациями и притворством". Это четкое, в чем-то импрессионистское описание ясно показывает, как будет вести себя человек, обладающий описанными выше личностными чертами и защитными механизмами, при взаимодействии с другими людьми. Описанные крайности поведения и использованный уничижительный язык призваны подчеркнуть неконструктивную, незрелую природу анального характера. Теперь давайте рассмотрим фаллическую стадию, последнюю среди так называемых прегенитальных, или незрелых, стадий психосексуального развития. Считается, что эта стадия возникает в результате смещения анатомической локализации сексуального инстинкта от ануса к гениталиям, хотя как объяснить это с точки зрения развития нервной системы, если эти две области расположены так близко друг от друга? Это одно из многих неясных мест в психоаналитической теории. Осознавая, таким образом, что анатомическая основа для разделения анальной и фаллической фазы в действительности отсутствует, давайте тем не менее рассмотрим более обширную психологическую основу такого разделения. Достигнув третьего года жизни, ребенок более систематически начинает исследовать собственное тело и более внимательно относиться к телам других людей. Положение о том, что гениталии впервые становятся главным источником удовольствия и боли, основывается на наблюдаемом увеличении склонности к самостимуляции, или мастурбации, к манипуляции и исследованию половых органов других мальчиков и девочек и на появлении фантазий, откровенно гетеросексуальных по своей природе. Ребенок говорит о браке с родителем противоположного пола и о замещении родителя своего пола. Как вы все наверняка знаете, фаллическая стадия – время возникновения Эдипова комплекса, который занимает невероятно важное место в теории Фрейда. Ключ к пониманию фаллического типа характера – осознание того, что эта последняя прегенитальная форма сексуального инстинкта влечет за собой мысли и действия, касающиеся тела как откровенно сексуального объекта и гетеросексуальной природы взаимоотношений между людьми. Если беззастенчивое желание ребенка стимулировать собственные половые органы и вступать в сексуально окрашенные контакты с родителями и другими людьми жестко пресекается, за пределами родительского смущения, их собственных страхов и тайных фантазий ребенок будет испытывать напряженный внутренний конфликт. Он также будет испытывать серьезный конфликт, если его влечениям будут излишне потворствовать, так как поощрение попыток заменить место родителя того же пола в отношениях с родителем противоположного пола неизбежно придет в противоречие с социальным запретом инцеста. Фиксация будет результатом как депривации, так и излишнего удовлетворения потребности в генитальной стимуляции или половых отношениях. Как в случае оральной и анальной фазы определенный конфликт неизбежен и на фаллической стадии, даже если родители предоставляют ребенку необходимый минимум удовлетворения влечений. Неизбежность конфликта видится в том, что, хотя ребенок должен получить достаточное удовлетворение полового влечения, чтобы у него сформировалось представление о себе как стоящем сексуальном партнере, он также должен отказаться от своей эгоистической заинтересованности в родителе противоположного пола как в объекте своей сексуальности. Отказавшись от своего влечения к родителю противоположного пола, ребенок начинает страстно желать стать взрослым (фрейдисты говорят об этом как об особой части суперэго, называемой эго-идеал). Но когда неизбежный конфликт усиливается слишком сильной или недостаточной удовлетворенностью, ребенок начинает испытывать тревогу, которая принимает форму опасения не только утратить любовь родителя противоположного пола, но и пострадать от мести родителя того же пола, который в отместку за соперничество может повредить гениталии ребенка. Последний страх, так называемый страх кастрации, и первый, так называемый страх отделения – играют необычайно важную роль в психоаналитической теории. Фрейд придавал этим терминам буквальное значение, хотя психоаналитики обычно склонны его обобщать. Личностные черты и защитные паттерны фаллического характера в деталях были описаны Райхом (1931, 1933) и другими (например, Абрахам, 1927d). Среди черт называют тщеславие – ненависть к себе, гордость – смирение, слепое мужество – робость, наглость – застенчивость, общительность – замкнутость, элегантность – склонность к простоте, кокетливость – избегание людей противоположного пола, целомудрие – неразборчивость в связях и веселость – склонность к унынию. Эти черты свойственны в какой-то мере людям с фаллическим характером, они представляют или непосредственно сексуальное влечение, или его подавление, обусловленное страхом отделения или кастрации. Некоторые из полюсов, такие, как слепое мужество и неразборчивость в связях, – это реализация влечения перед лицом упомянутых выше страхов. Говоря в общем, основной защитный механизм, стоящий за фаллическими чертами, – вытеснение, то есть процесс удаления из сознания инстинктивных желаний и действий с целью не допустить переживания тревоги. Хотя поверхностность, включенная в один из полюсов некоторых фаллических черт, легко может быть объяснена как результат массивного вытеснения, нужно отметить, что довольно трудно представить, как все сложные личностные черты, перечисленные выше, могут вытекать из одного-единственного защитного механизма. Но вы должны понимать, что, раз человек достиг фаллической стадии развития, защиты пройденных им ранее стадий также для него доступны. Точно так же можно сказать, что люди на анальной стадии используют защитные механизмы, более типичные для оральной стадии. Поэтому совершенно нетрудно понять, как формируются черты фаллического характера, если рассматривать их как выражение не только вытеснения, но и других защитных механизмов. Но содержание фаллических личностных черт, а также оральных и анальных можно объяснить исходя из психосексуального конфликта, доминирующего на данной стадии развития. Попытавшись объединить информацию, содержащуюся в последнем абзаце, в конкретном описании человека с фаллическим характером, мы бы получили примерно следующее: человек занят исключительно собственной красотой и экстраординарностью, для хорошего самочувствия ему необходимо получать постоянные подтверждения этому со стороны других людей. Имея эту поддержку и признание, он может быть восхитительным, интересным, соблазнительным, непринужденным и эффектным. Если он не получает искомого признания, его будут обуревать черные мысли о собственной никчемности, уродстве, бездарности, он будет вести себя как бледная тень другой своей ипостаси. В большинстве случаев он будет искать общества людей противоположного пола, получать удовольствие, заигрывая с ними и получая их признание, но будет сторониться здоровых, глубоких, прочных сексуальных отношений. Мужчина с фаллическим характером будет или женоподобным, или нарочито и негибко маскулинным. Фаллический характер у женщины проявляется в повышенной фемининности. Это, если хотите, тип южной красавицы. Она может быть целомудренна или неразборчива в связях, но, если даже верно последнее, она тем не менее будет воплощением наивности, детскости и внутренней чистоты. Вы, возможно, уже задумывались, можно ли рассматривать оральный, анальный и фаллический типы в качестве психопатологии (можно ли сказать, что эти люди душевно больны). Они не рассматриваются таким образом, хотя они на самом деле представляют незрелость. Их незрелость означает, что они несут в себе зародыши или вероятность психопатологии. Но, чтобы психопатология развилась, человек с прегенитальным характером должен столкнуться со внешнесредовым стрессовым воздействием, характер и интенсивность которого способны разрушить здоровье данного человека. Психопатология – это нарушение структуры прегенитального характера. Действительно считается, что природа прегенитального характера определяет природу патологического состояния. Поэтому нарушение орального характера часто приводит к шизофрении, а нарушение анального характера ведет к неврозу навязчивых состояний. Нарушение фаллического характера часто приводит к истерии у женщин и гомосексуальности или половым извращениям у мужчин. Это не учебник психопатологии, поэтому не можем дальше углубляться в эту тему. Подобные рассуждения приведены здесь просто для того, чтобы подчеркнуть тот факт, что типы характера – это не психопатологические состояния, хотя прегенитальные типы и представляют незрелость в развитии. Все это подводит нас к генитальной стадии и характеру, являющимся, по Фрейду, вершиной развития и зрелости. Хотя генитальная стадия считается настоящей стадией психосексуального развития, ее нельзя легко отделить от других на основании анатомической локализации сексуального инстинкта, поскольку локализация остается такой же, как и на фаллической стадии. Но фрейдисты указывают на окончательную сформированность половой системы, так что становятся возможным оргазм, эякуляция и беременность. В действительности, оргазм рассматривается как признак удовлетворения. Но оргазм соединяется с эротическими удовольствиями прегенитальных стадий, давая плоды полного взрослого выражения сексуального инстинкта. Хотя достижение генитальной фазы без фиксации на более низких стадиях развития – это идеальное состояние, с точки зрения фрейдистов, это не означает, что функционирование на генитальной фазе свободно от конфликтов и защит. Человек все еще должен основываться на социальных воззрениях по поводу позволительных и табуированных форм реализации сексуального инстинкта, а значит, здесь присутствует конфликт. Но этот конфликт минимален и поэтому может быть разрешен с помощью наиболее зрелой и наименее ригидной из всех защит – сублимации. Сублимация – это процесс смены объекта сексуального инстинкта на более социально приемлемый, чем изначальный объект, но при этом никакого иного нарушения или блокирования выражения сексуального инстинкта не происходит. Из всех защит сублимация в наименьшей степени встает на пути выражения либидо или энергии. Так что вместо того, чтобы домогаться собственной матери, как это обычно делает мальчик на фаллической стадии, человек добивается расположения других женщин за пределами семьи и, делая это, принимает совокупность общественных норм и обязательств, касающихся гетеросексуальных отношений. Хотя сублимация совершенно точно является защитным механизмом, связанным с генитальным характером, трудно составить какой бы то ни было список соответствующих личностных черт. Это трудно, поскольку названия черт генитального характера звучали бы слишком похоже на уже упомянутые выше прегенитальные черты, если бы мы попытались точно передать, что думают по этому поводу фрейдисты. А они думают, что генитальный человек способен убедительно и успешно справляться со всем, что он делает. Он полностью социализирован, хорошо приспособлен и не страдает от этого. Он мужествен, но без слепого безрассудства, свойственного фаллическому характеру. Он доволен собой, но без излишней гордости и тщеславия, свойственных фаллическому характеру. Он любит гетеросексуальные отношения, но без тревожной требовательности и зависимости, свойственных оральному характеру. Он работает старательно и продуктивно, но без навязчивости и страсти к соперничеству, свойственных анальному характеру. Он альтруистичен и щедр, но без болезненной непогрешимости, свойственной анальному характеру. Короче говоря, он получает максимум удовлетворения инстинктов при минимуме наказания и чувства вины. Как я уже говорил несколько раз раньше, нельзя не поразиться тому огромному значению, которое Фрейд придает сексуальности. Именно при обращении к типам характеров или периферическим свойствам личности это становится как нигде более очевидным. Совершенно ясно, что даже очевидные различия между людьми определяются различными гранями сексуального инстинкта и сопутствующими ему конфликтами. Фрейдистскую теорию не раз критиковали за этот односторонний акцент на сексуальности. Хотя критические замечания кажутся обоснованными, мы должны осознавать, что их авторы – современные люди, живущие в обществе, разительно отличающемся от того, в котором работал Фрейд в начале XX века. В его время просвещенная мысль стала особенно пресной, в результате чего сексуальность отнюдь не рассматривалась как важная естественная часть существования. Цель полового акта – размножение, а не удовольствие, и частичное проявление сексуальности и сексуальных интересов до достижения физиологической зрелости рассматривалось как нечто совершенно ненормальное. Это была на редкость целомудренная атмосфера, атмосфера, в которой идеи Фрейда произвели эффект разорвавшейся бомбы. Чтобы дать вам возможность полнее почувствовать это выхолощенное мышление и убедиться в справедливости картины, которую я нарисовал, приведу цитату из авторитетной книги, опубликованной в 1901 году, под названием "Девушка, жена и мать: как достичь здоровья, красоты, счастья". Автор этого руководства – Мэри Р. Меленди (1901), одновременно доктор медицины и философии, обладатель еще семи-восьми пышных титулов. В главе о том, как быть хорошей матерью для мальчика, Меленди пишет: "Внушите ему, что эти (половые) органы даны нам как знак священного доверия, что через надлежащее число лет он, возможно, посредством их даст жизнь тем, кто будет жить вечно. Подчеркните, что, если использованием этих органов злоупотреблять или если их использовать с какой-нибудь иной целью, чем та, ради которой Бог создал их, а по его замыслу человек вовсе не должен использовать их, пока полностью не вырастет, они навлекут на него страшную болезнь и разрушат того, кто нарушает наказы Господа. Если он когда-либо брал свои половые органы или дотрагивался до них с какой-либо иной целью, помимо поддержания их в чистоте, не давайте ему больше этого делать. Если он будет это делать, он не вырастет счастливым, здоровым и сильным. Внушите ему, что, когда он держит или возбуждает свои половые органы, все части его тела страдают, потому что они соединены нервами, проходящими сквозь все тело, именно поэтому это называется "самонадругательство". Все тело мучается, когда эту его часть держат или возбуждают каким бы то ни было образом. Учите его сторониться всех детей, потакающих этой омерзительной привычке, и всех детей, которые говорят о таких вещах. Этот грех ужасен, на самом деле это хуже, чем ложь и воровство! Хотя ложь и воровство порочны и разрушают душу, эта привычка к надругательству над собой разрушит как душу, так и тело. Если трогать половые органы, к этим частям поступает слишком много крови, это приводит к болезненному состоянию; болезнь также развивается и в других частях тела, поскольку они остаются с меньшим количеством крови, чем следовало бы. Кроме того, половые органы тесно связаны посредством нервов с позвоночником и головным мозгом, если их трогать и много думать о них, нервы возбуждаются и изнашиваются, из-за чего спина начинает болеть, мозг тяжелеет, а все тело становится слабым. Это закладывает основы чахотки, паралича и болезней сердца. Это ослабляет память, делает мальчика невнимательным, небрежным и вялым. Это может даже привести к слабоумию, а некоторые, повзрослев, кончают жизнь самоубийством. Как часто матери видят, как их маленькие мальчики трогают себя, и спускают им это, думая, что мальчик перерастет данную привычку, не подозревая, какое сильнейшее влияние это на него оказывает. Я обращаюсь к тем, кто любит своих сыновей: "Будьте бдительны!" Не думайте, что это не приносит мальчику вреда, потому что он не страдает сейчас, последствия этого порока наступают так медленно, что жертва может оказаться уже на краю смерти, прежде чем вы осознаете, что ребенок причинил себе зло. Мальчик, не зная о последствиях, если пет никого, кто бы его предупредил, находит моментальное удовольствие в таких действиях и вырабатывает привычку, которая все более овладевает им, подрывая здоровье, отравляя его психику, останавливая его развитие, закладывая основы для будущих страданий. Не думайте, что эту книгу можно прочесть и забыть: в ней содержатся серьезнейшие и жизненно важные истины. Не давайте ложной скромности помешать вам, с этого времени всегда помните: "Я должна спасти моего мальчика". Следуйте этим рекомендациям, и до конца жизни вы будете благодарить Господа. Прочтите книгу своим соседям, у которых, как и у вас, растут мальчики, и убедите их, ради всего святого, следовать этим советам. А сейчас я хочу рассказать о случае, который произошел у меня на глазах. У нас по соседству жила интеллигентная, хорошая и благоразумная супружеская пара. У них был мальчик примерно пяти лет, который рос капризным, бледным и слабым. Перепробовав все средства восстановить силу его тела и духа, они переезжали с места на место, пытаясь избавиться от источника своих проблем. Я часто говорила матери, что, возможно, источником является "надругательство над собой", но она не верила и говорила: "Вы наверняка ошибаетесь, он не унаследовал таких склонностей, и никто из сверстников не мог его научить – мы тщательно его оберегаем". Однако в конце концов она взяла медицинскую книгу и, изучив ее, после долгих раздумий сказала: "Я не могу поверить, но здесь описывается в точности случай с Чарли. Я буду следить". К своему удивлению, она обнаружила, что, несмотря на все ее убеждения, Чарли был жертвой этой отвратительной привычки. В кровати, после того как он заснул, она обнаружила, что его руки все еще держат его орган, как они держали его, когда ребенок засыпал. Она наблюдала за этим внимательно в течение нескольких дней, а затем отвела его в сторонку и рассказала об ужасных последствиях. Обнаружив, что привычка так прочно закрепилась, она побоялась, что, рассказывая ему в его возрасте о том, какое влияние это окажет на его будущее, она не сможет искоренить зло так быстро, как ей бы хотелось. Понаблюдав за развитием событий еще некоторое время, она прибегла к следующему средству. Несмотря на свою, строго говоря, ненаучность, оно принесло желаемый результат. Чувствуя, что что-то нужно сделать, и сделать немедленно, чтобы разрушить эту ужасную привычку, она сказала: "Чарли, а ты знаешь, что, если ты не прекратишь заниматься надругательством над собой, на твоем животе появится коричневое пятно, вначале оно будет светло-коричневым, по с каждой неделей оно будет все темнее, пока не проест язву прямо в твоем теле и, если это будет продолжаться, в конце концов убьет тебя?" После того как Чарли заснул, она опять увидела его руки на половых органах. Тогда, чтобы доказать ему свою правоту, она взяла бутылку йода и с помощью пробки нанесла на живот небольшое количество, достаточное, чтобы образовалось пятно светло-коричневого цвета размером примерно с горошину. Следующим вечером, купая ребенка, она сказала: "Посмотри, пятно уже появилось!" Мальчик закричал от страха и пообещал больше так не делать. На следующую ночь мать нанесла йод во второй раз, чтобы пятно выглядело темнее и немного более воспаленным. Чарли смотрел на пятно, как на змею, готовящуюся нанести смертельный укус, и матери никогда больше не пришлось использовать йод". Вы должны помнить, что этот душераздирающий отрывок – образец образованной и утонченной мысли начала века. Если Фрейд прав, насколько же должен был обостриться Эдипов комплекс Чарли. И конечно, в той же книге можно найти описание вреда, который приносит "надругательство над собой" у девочек, и вообще морализаторское, карательное отношение к процессу тренировки кишечника и ограничивающий, жестко регламентированный подход к кормлению в раннем возрасте. Именно на этом фоне Фрейд начал проповедовать естественность прегенитальных желаний и действий и зло непомерных наказаний и ограничений со стороны родителей. Возможно, неудивительно, что сексуальность занимает такое большое место в его теории, ведь время, в которое он жил, так отрицало всякий эротизм. Но, особенно если я убедил вас своими аргументами, вам следует обратить внимание на следствия, вытекающие из различий между современностью и временами Фрейда. Мы на самом деле усвоили уроки, преподанные нам Фрейдом. Мы конструктивно относимся к прегенитальной и генитальной сексуальности, принимаем ее в той мере, которая порадовала бы Фрейда. В действительности, мы так сильно изменились, что нам кажется, что акцент Фрейда на сексуальности уводит нас в сторону от главных проблем современного человека. Огромное значение, приданное Фрейдом сексуальности, кажется таким ненужным в наши дни, что многие современные персонологи стали разрабатывать теории, согласно которым он на самом деле имел в виду поиск удовольствия в общем смысле этого слова. Они заявляют, что он использовал слово "секс" просто для метафорического обозначения стремления к удовольствию. Такая интерпретация, безусловно, не соответствует замыслу Фрейда, поскольку он совершенно недвусмысленно делает акцент на сексуальности самой по себе. В конце концов он сознательно отделил сексуальный инстинкт от других направленных на удовольствие инстинктов. И он назвал все развитие психосексуальным, а не "психоудовольственным". Если нужны дальнейшие подтверждения его замысла, можно указать на то, что он изгнал некоторых психоаналитиков из крута своих приближенных, потому что они размывали буквальные сексуальные идеи его теории, пытаясь сделать ее тем самым более удобоваримой для противников (Jones, 1955). Если мы подставим стремление к удовольствию на место буквально понимаемой сексуальности, это подведет идеи Фрейда ближе к проблемам современного человека, но не будет соответствовать реальному замыслу ученого. Позиция Мюррея Для Мюррея (Murray) основной конкретной периферической характеристикой является потребность. Потребности имеют мотивационную природу, то есть они представляют собой тенденции к движению по направлению к цели. Но они не похожи на фрейдистские инстинкты, которые тоже мотивационны по своей природе, поскольку потребности во многом приобретаются в процессе научения и касаются целей и действий, которые более конкретны и ближе к повседневной жизни, чем инстинкты. Зная характер определения целей, вы, должно быть, не удивитесь тому, что Мюррей выделяет множество потребностей. Мюррей имеет в виду такие потребности, как потребность в аффилиации, достижении, во власти, в поддержке и игре. Даже когда Мюррей упоминает потребность в сексе, становится ясно, что он имеет в виду более узкое значение, чем то, которое вложили бы в это слово большинство людей, а именно стремление достичь цели полового акта. В действительности, понятие "потребности" Мюррея функционально ближе к фрейдистскому представлению о личностной черте, нежели об инстинкте. Различные потребности могут быть представлены у разных людей, и поэтому анализ потребностей полезен для уточнения индивидуальности. Поскольку потребности находятся на том же уровне анализа личности, что и фрейдистские личностные черты, мы вправе ожидать от Мюррея, что он представит схему организации потребностей в психологически значимые паттерны, подобные типам характера у Фрейда. Конечно, Мюррей говорит об оральном, анальном, фаллическом и генитальном типах, которые мы уже обсуждали, и даже добавляет к ним клаустральный и уретральный типы (Murray, 1938). Клаустральный, или, как Мюррей предпочитает называть его, сложный, тип развивается в результате фиксации во время внутриутробного развития и проявляется набором характеристик, эквивалентных аморфности и крайней пассивности. Уретральный комплекс, о котором говорят и некоторые более близкие к Фрейду ученые, формируется в результате фиксации, произошедшей в период, когда активное и пассивное мочеиспускание является источником огромного удовольствия и описывается с помощью склонности к соперничеству, амбициозности, самопочитания и чувства всемогущества. Но нигде в своих работах Мюррей не заявляет четко, что он собирается использовать эти шесть комплексов как основания для категоризации или классификации описанных им множеств потребностей. Как вы помните, Мюррей, будучи изначально ученым психоаналитической ориентации, также использует понятия ид, эго и суперэго. Эти три аспекта личности присутствуют у всех людей и поэтому должны рассматриваться как часть ядра личности. Но, как вы также помните, Мюррей изменил значения этих понятий. Даже в большей степени, чем с точки зрения Фрейда, содержание эго и суперэго может различаться у разных людей, и поэтому для Мюррея эти стороны относятся к периферии личности. В отличие от Фрейда, Мюррей считает, что содержание ид у разных людей тоже разное. Ид для Мюррея – это скорее не один неизменяемый набор инстинктов, а хранилище всевозможной мотивации, включая, по-видимому, даже потребности, которые я упомянул выше. Следовательно, содержание ид, с точки зрения Мюррея, также относится к периферическим сторонам личности. Но если содержание ид, эго и суперэго относятся к периферии, что же тогда составляет ядро личности? Характеристики ядра становятся, по Мюррею, очень абстрактными и бессодержательными. Это постоянные мотивы личности и ее непрекращающиеся попытки достичь своих целей в рамках ограничений, накладываемых окружающей средой и его собственными ценностями и принципами. Эти выводы подводят нас к тому, что потребности у Мюррея – это характеристики содержания ид, в то время как, если вы помните, фрейдистские личностные черты рассматриваются как характеристики содержания эго. Но потребности, по Мюррею, не являются врожденными, и поэтому они не вполне подходят под определение ид, которого он по крайней мере частично придерживается. Потребности слишком мотивационны по своему характеру, чтобы быть частью содержания суперэго. Поэтому остается только эго, но и здесь наблюдается не большее соответствие, так как он (Murray and Kluckhohn, 1956, с. 26) утверждал, что эго составляет детально описанная совокупность функций. Эти функции в действительности представляют собой способности в перцептивной, апперцептивной, интеллектуальной и аффективной сферах жизненного опыта. Чтобы еще более запутать ситуацию, несмотря на то, что, по его мнению, эго представляет собой совокупность способностей, а не особых, приобретаемых прижизненно, привычных стратегий копинг-поведения, составляющих потребности, Мюррей в одной своей работе (Murray & Kluckhohn, 1956, с. 31) все же высказывает в подлинно психоаналитической манере предположение, что вся система приобретенных потребностей также может являться частью эго. В другой работе я уже описал эти сложности и нестыковки подробнее, чем это возможно здесь (Maddi, 1963). В нашем случае достаточно осознавать, что вопрос о природе взаимоотношений характеристик ядра и периферии личности важен для полного понимания теории и что Мюррей не достиг полной ясности в своей точке зрения на эти взаимоотношения. Корректное решение данной проблемы, не идущее вразрез с его общим замыслом, по нашему мнению, заключается в том, чтобы рассматривать приобретаемые потребности как части личности, формируемые в результате взаимодействия между тенденцией ядра максимизировать удовлетворение инстинктов при минимизации наказания и вины и особенностями окружающей среды, с которыми человек сталкивается в процессе жизнедеятельности. Приобретенные потребности являются, таким образом, более изменяемыми, менее центральными, но и находящими в то же время более непосредственное выражение слоем личности. В рамках подобной схемы ид, эго и суперэго будут отличаться от потребностей и в действительности наряду с особенностями окружающей среды играть роль причины развития потребностей. Было бы полезно применить такую схему к более традиционной психоаналитической модели, поскольку отнесение личностных черт к категории – шаг с точки зрения теории довольно странный, если при этом постоянно подчеркивается, что эго – совокупность способностей или функций. На понимании эго как совокупности функций Мюррей делает акцент в действительности не меньший, чем психоаналитическая теория, за исключением того факта, что Мюррей не рассматривает все эти функции как защитные по своей природе. Если бы фрейдисты приняли мое предложение, тогда типы характера можно было бы рассматривать как периферический слой личности, который более непосредственно проявляется и больше подвержен изменениям, нежели уровень ядра. На самом деле, главный вклад Мюррея в персонологию – его классификация потребностей и его настойчивые и постоянные попытки подвести под эту классификацию эмпирическую базу. Мало кто уделял такое внимание тщательному описанию и изучению конкретных периферических характеристик. Поэтому стоит подробнее остановиться на концепции потребности и ее измерения. Согласно Мюррею (1938, с. 123-124), потребность – это "некий конструкт (удобная выдумка или гипотетическое понятие), обозначающий силу... которая действует в области мозга, силу, которая организует ощущение, восприятие, мышление, волю и действия таким образом, чтобы изменить в определенном направлении существующую не удовлетворяющую нас ситуацию. Потребность – это нечто, непосредственным образом возникающее благодаря определенному внутреннему процессу... но чаще (в состоянии готовности) в результате использования одного из нескольких, обычно эффективных способов воздействия". Чтобы установить наличие определенной потребности у конкретного человека, нужно пронаблюдать сигнальные значения в его 1) инициировании внутреннего состояния или реагировании на него, 2) восприятии внешней ситуации, 3) воображаемой цели, 4) непосредственно в сопутствующих действиях или словах и 5) в полученном результате, если таковой имеется (Murray, 1954, с. 456-463). Возьмем для примера потребность в аффилиации. Внутренним состоянием здесь могут быть определенные когнитивные и эмоциональные условия, наилучшим образом описываемые через понятие "одиночество". Это одиночество может быть изначальным в том смысле, что оно существует независимо от того, являются ли условия окружающей среды в действительности столь скупыми на проявления тепла и принятия. Или оно может быть реактивным в том смысле, что может порождаться депривирующими аффилиацию обстоятельствами. В независимости от того, являются ли внешние обстоятельства депривирующими, человек воспринимает их таковыми. У человека должна быть воображаемая цель установления близких и теплых отношений с другими людьми. Помимо этого, его планы, деятельность, его утверждения о том, что он делает, должны отражать постоянное стремление двигаться в сторону установления более близких отношений с окружающими. И, наконец, если за его действиями последует какой-нибудь результат, он должен соответствовать его целям и намерениям. Когда все эти компоненты присутствуют, можно с уверенностью сказать, что у человека выражена потребность в аффилиации. Вообще потребности не воспринимаются как стабильные состояния. Они возникают в результате реальной или воображаемой депривации. Возникнув, они представляют собой состояние напряжения, побуждающее к инструментальному поведению, в случае успеха которого достигается цель. Переживание достижения цели приносит удовлетворение, и напряжение спадает. Наряду с проблемой выбора потребности как базовой периферической характеристики неизбежно встает вопрос о росте и спаде целенаправленного поведения. В течение ряда лет Мюррей экспериментировал с несколькими частично перекрывающимися классификациями типов и качеств потребностей. Но, в отличие от фрейдистских типов характера, схемы классификации Мюррея не объединяют группы потребностей в постоянные и узнаваемые типы людей. Вместо этого Мюррей задавался целью создать схему для понимания того, какие виды потребностей могут существовать в принципе. Основанием одной из классификаций является степень, в которой цель человеческой деятельности является внешней или внутренней по отношению к форме этой деятельности. Это приводит к разделению потребностей в деятельности и потребностей в результате. Потребности в деятельности или склонности "совершать определенный вид деятельности ради нее самой" (Murray, 1954, с. 445) разделяются на потребности в процессе, включающие исполнение и действия, приносящие удовольствие исключительно в результате тренировки соответствующих функций, и потребности в методе, удовлетворяемые скорее благодаря совершенству выполнения деятельности, а не просто из-за того, что она имеет место (Murray, 1954, с. 446). Важно то, что Мюррей – один из немногих персонологов, сделавших явную попытку осмыслить деятельность, происходящую ради нее самой. И наоборот, потребности в результате характеризуются попытками достичь определенного желаемого эффекта или целей, которые являются внешними по отношению к осуществляемой деятельности, такая деятельность имеет чисто инструментальные цели (Murray and Kluckhohn, 1956, с. 15). В другой классификации акцент делается на происхождении потребности и, следовательно, на направлении деятельности, к которой она побуждает. В этой классификации различаются психические, организменные и социальные потребности (Murray and Kluckhohn, 1956, с. 13-21; Murray, 1954, с. 445-452). Хорошо известные организменные потребности (например, потребность в пище) берут начало от требований биологической материи и имеют очень специфические, легко распознаваемые цели. Психические потребности часто являются объектом наблюдения; они берут начало от того факта, что "человеческая психика является изначально изменяющим, создающим и представляющим органом; ее функция – создавать символы объектов, постоянно группировать и перегруппировывать эти символы и переводить самые интересные из этих комбинаций на различные языки: рассудочный (язык отношений, научный язык) и экспрессивный (эмоциональный, художественный язык)" (Murray and Kluckhohn, 1956, с. 16). Поскольку у организма есть определенные требования, они есть и у психики; все эти требования берут свое начало в природе человека. У психических потребностей нет специфических целей. Социальные потребности возникают из изначальной социальной природы человека (Murray, 1959, с. 45-57) и включают такие специфические стремления, как потребность членства – потребность "стать и оставаться принятой и уважаемой, отдельной и интегрированной частью близкой по духу, функционирующей группы, коллективные цели которой соответствуют идеалам личности" (Murray, 1954, с. 451-452). Как описывается, потребность членства, видимо, подразумевает некий элемент научения, вызванный опытом человека по отношению к постоянно присутствующему фону своей врожденной социально-ориентированной природы. Наверное, у вас уже сложилось впечатление, что представления Мюррея об ядре личности, описанные в главе 2, гораздо проще и более психоаналитически ориентированы, чем его взгляды на природу человека, отраженные в этой и других разработанных им классификациях потребностей. Это впечатление справедливо. Мюррей как бы расширил узкую, сексуально ориентированную модель конфликта, обратившись к описанию и организации потребностей, явно проявляющихся у людей на поведенческом уровне, доступном непосредственному внешнему наблюдению. Но, расширив фрейдистскую модель, Мюррей в действительности ни разу не описал последствия этого шага, что привело к тому, что работы Мюррея носят довольно хаотичный характер с точки зрения формальной теории личности. Говоря о социальных потребностях, он признавал, что природа человека носит врожденно общественный характер, что входит в противоречие с описанной нами фрейдистской моделью конфликта. И снова Мюррей нигде не проясняет эту сложность. Его рассуждения – это рассуждения переходного периода, что проявляется во фрагментарности его теоретических работ, которые кажутся дерзкими и волнующими. Со сходной проблемой мы столкнемся у так называемых эго-психологов. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 241. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |