Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 5.2. ЭТИКА И ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИСТА




1. Нормы.

2. Проблема профессионально-нравственной деформации сотрудников правоохранительных органов.

3. Общая социально-психологическая характеристика профессиональной деятельности юриста.

Вопрос

Этика – это философская дисциплина, предметом изучения которой является мораль.

Термин «мораль»употребляется также для характеристики:

• тех форм поведения и деятельности, которые считаются правильными или неправильными;

• правил и стандартов, которыми руководствуются при осуществлении деятельности;

• ценностей, которые существуют в сознании, внедряются в сознание и могут реализовываться в определенных формах поведения.

Социальные нормы - это правила поведения, регулирующие взаимоотношения людей и их объединений.

Основные виды социальных норм:

1. Нормы права - это общеобязательные, формально-определенные правила поведения, которые установлены или санкционированы, а также охраняются государством.

2. Нормы морали (нравственности) - правила поведения, которые сложившись в обществе, выражают представления людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести, достоинстве. Действие этих норм обеспечивается внутренним убеждением, общественным мнением, мерами общественного воздействия.

3. Нормы обычаев - это правила поведения, которые, сложившись в обществе в результате их многократного повторения, исполняются в силу привычки.

4. Нормы общественных организаций (корпоративные нормы) - это правила поведения, которые самостоятельно установлены общественными организациями, закреплены в их уставах (положениях и т. п.), действуют в их пределах и ими же охраняются от нарушений посредством определенных мер общественного воздействия.

Нравственные нормы - это правила общего характера, основанные на представлениях людей о добре и зле, достоинстве, чести, справедливости и т.д., служащие регулятором и мерилом оценки деятельности индивидов, организаций.

Юридическая этика — профессиональная этика юриста; учение о требованиях к морально-нравственным качествам работников юридического профиля, о правовой культуре правоприменительной деятельности.

Вопрос

Во внешней среде деятельности можно рассмотреть следующие проявления профессиональной деформации работников органов правопорядка:

· уверенность и порой самоуверенность в собственной непогрешимости при решении профессиональных задач, чрезмерное самомнение и завышенная самооценка;

· наличие установки на "обвинительный уклон" по отношению к другим людям, чрезмерная подозрительность, грубые ошибки в восприятии и оценке других людей, их действий и поступков;

· правовой нигилизм, который проявляется в пренебрежительном отношении к требованиям закона, игнорировании требований закона и произвольном толковании закона и подзаконных нормативных актов;

· правовой ригоризм, представляющий собой выраженную установку на ужесточение наказания, применение к правонарушителю более жестких мер наказания безотносительно к особенностям его личности, к ситуации совершенного правонарушения;

· стереотип закрытости, стремления к излишней секретности, приданию своей работе мнимой значительности, тенденция к сверхконтролю;

· перенос своей служебной роли, профессиональных навыков и установок во внеслужебные отношения;

· усвоение элементов криминальной субкультуры (уголовного жаргона, норм поведения, обращения к другому человеку и т.д.) и их использование в своей деятельности;

· упрощение делового общения, выражающееся в снижении культуры и этики общения с гражданами, обращения на "ты", применении выражений, оскорбительных для других людей, и т.п.;

· наличие установки на применение только властных методов воздействия на правонарушителей и других граждан, пренебрежение методами психологического влияния, достижения согласия, разрешения конфликта на основе вербального воздействия и т.д.

· педантичность, излишний формализм в работе и затягивание вопросов о принятии конкретных решений в рамках своей компетенции.

Во внутрисистемном управлении, в общении с руководителями и сослуживцами возможны следующие проявления профессиональной деформации:

· потеря инициативы в работе, выражающаяся в ориентации только на исполнение приказов и распоряжений руководителей, вышестоящих звеньев управления и забвении своих личных должностных обязанностей и ответственности;

· установка на приоритетность текущего процесса деятельности, выполнения текущих задач вне связи с достижением конечных результатов деятельности, имитация активной деятельности;

· переоценка старых, привычных методов работы и недооценка необходимости внедрения новых методов деятельности, инноваций;

· установка на совершение формализованных, документально оформленных профессиональных действий при недостаточном внимании к человеку;

· профессиональный эгоизм (эгоцентризм), часто блокирующий эффективное взаимодействие работников различных служб органа правопорядка и снижающий результаты совместной деятельности.

Вопрос

Правоохранительная деятельность предъявляет личности юриста весьма разнообразные требования и создает систему профессиональных умений и навыков:

1) к организационной стороне можно отнести навыки организации рабочего времени, умение организовывать ревизию, экспертизу, руководить осмотром или обыском;

2) к коммуникативной стороне можно отнести, например, навыки владения как собственными эмоциями, так и эмоциями допрашивавмого и др.;

3) к социальной стороне можно отнести педагогические навыки, навыки лектора; .

4) к реконструктивной стороне можно отнести навыки быстрого изучения уголовных дел и материалов, Навыки моделирования или планирования;

5) к удостоверительной стороне можно отнести, например, навыки составления процессуальных документов, навыки быстрой машинописи, работы с компьютером и др.;

6) к поисковой стороне можно отнести, например, навыки концентрации внимания и наблюдения в период проведения следственного действия, умение по поведению обыскиваемого определить местонахождение спрятанных предметов и др.

Под личностью юриста понимается субъект, который призван осуществлять профессиональную юридическую деятельность и затрачивать на нее свои усилия, время. Юрист не будет хорошим профессионалом, если он обладает только знаниями, но не развит как личность в общем и профессиональном отношении. Он должен иметь определенное мировоззрение. Без справедливости деятельность юристов в правовой сфере теряет свой смысл. От юристов требуются такие качества, как объективность и беспристрастность, независимость, соблюдение прав человека с учетом презумпции невиновности. Личность юриста должна включать в себя механизм оценки внешнего мира. При осуществлении юридической деятельности определенных успехов может добиться человек, обладающий соответствующими взглядами на жизнь. Юристы должны отличаться высокой культурой и потребностями в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии.

Анализ структуры личности юриста должен обеспечить изучение и оценку личности юриста на следующих уровнях:

1) выявление системы качеств и свойств, соотносимых с профессией юриста, которые влияют на его профессиональную деятельность;

2)характеристика реально существующей системы свойств и качеств личности, которая создает профессиональный портрет и профессиональный социальный тип;

3)анализ необходимости реальных и мнимых, этических, нормативно-правовых требований общества, предъявляемых к личности юриста.

В структуре личности юриста выделяются такие группы свойств, как:

1)мировоззренческие свойства, к которым относятся:

а)общепринятые социальные ценности личности, ее основные права и свободы;

б)правовое сознание, включающее отношение к праву, закону, государству;

в)этические и моральные нормативы, в том числе милосердие, сострадание;

2) интеллектуально-мыслительные свойства, к которым относятся общие профессиональные знания, способность правильного решения мыслительных задач, способность юриста к обучению, способность концентрироваться на предмете познания, наблюдательность и др.;

3) психологические свойства, к которым можно отнести психологическую восприимчивость, правдивость, способность противостоять реальным и мнимым угрозам и др.; физические свойства — возраст, состояние здоровья.

Несмотря на разнообразие специальностей правоохранительной и правоприменительной деятельности, выдвигающих несколько различные требования к личным качествам кандидатов, можно выделить общие моменты, присущие и следственной, и прокурорской, и судебной, и юрисконсультской деятельности. В зависимости от особенностей того или иного вида деятельности удельный вес, значимость каждой отдельно взятой подструктуры в какой-то степени меняется, тем не менее основа, костяк психограммы юриста остается неизменным.

Правоприменительная деятельность работников государственно-правовых структур разного должностного положения довольно четко регламентирована. Данное обстоятельство формирует требование к строгому соблюдению правовых норм, которое должно быть органично интегрировано в ценностные структуры личности юриста. Потребность соблюдать нравственные, правовые нормы — одна из ведущих, доминирующих среди прочих социально значимых потребностей, влияющих на качество работы сотрудников правовых структур.

Стрессогенный характер работы юристов, особенно работников оперативно-следственных отделов, предъявляет высокие требования к качествам человека, способствующим преодолению дестабилизирующих факторов. Претенденты на должность в правоохранительных органах должны отличаться хорошим физическим здоровьем, выносливостью, толерантностью к длительно воздействующим психофизическим перегрузкам, высокой работоспособностью, иметь высокий уровень нервно-психической, эмоциональной устойчивости, что следует рассматривать в качестве важнейших факторов их профессиональной пригодности.

Необходимыми качествами работника правоохранительных органов являются самостоятельность и ответственность.

Умение работать с людьми — важнейшее качество, которым должен обладать юрист. Установление официальных и межличностных контактов с представителями различных государственных органов, учет индивидуально-психологических особенностей участников правоотношений, умение поддерживать благоприятный психологический климат в трудовом коллективе, разрешать конфликтные ситуации требуют от юриста личного высокого уровня коммуникативных навыков и соблюдения правил этики делового общения.

Определение путей повышения эффективности и качества правоохранительной деятельности предполагает всестороннее изучение индивидуально-психологических особенностей, свойств личности юриста, соответствия их требованиям, предъявляемым профессией. Установление четких связей между этими требованиями и свойствами личности юриста, выявление лиц, пригодных по своим индивидуально-психологическим качествам к этой деятельности, лежат в основе оптимизации работы сотрудников правоохранительных органов.

 

Контрольные вопросы

1. Перечислите и охарактеризуйте социальные и нравственные нормы.

2. Какие существуют этические принципы и правила в деятельности представителей юридических профессий?

3. Охарактеризуйте профессиональные деформации сотрудников правоохранительных органов.

4. Приведите общую социально-психологическую характеристику профессиональной деятельности юриста.

5. Каковы особенности общения в деятельности юриста?










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 713.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...