Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Раздел 4. ПСИХОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА В ОБЩЕСТВЕ.




Тема 4.1 ОБЩЕНИЕ

1. Общение

2. Определение конфликта и конфликтных ситуаций.

 

Вопрос

Общение – процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов (личностей, групп), характеризующийся обменом деятельностью, информацией, опытом и т. д., что является одним из условий формирования и развития общества и личности.

Выделяют три аспекта общения: передача информации (коммуникативный аспект общения);взаимодействие (интерактивный аспект общения);понимание и познание людьми друг друга (перцептивный аспект общения).Общение может быть непосредственным и опосредованным, межличностным и массовым.

Непосредственное общение – это общение лицом к лицу; происходит не только речевое общение, но и общение с помощью невербальных средств.

Непосредственное общение может быть формальными межличностным.Непосредственное общение реально только для малой группы, в которой все субъекты лично знают друг друга.

Опосредованное (косвенное) общениепроисходит, когда индивиды отдалены друг от друга временем или расстоянием.Опосредованноесвязано с массовой культурой и средствами массовой коммуникации.

К особому виду общения относится массовое общение.Массовое общение может быть прямым и опосредованным. Прямоемассовое общение происходит в больших социальных группах: толпе, публике, аудитории.

Если рассматривать общение в определенной системе отношений,то можно выделить группы функций.

1. Психологические функцииобусловливают развитие человека как индивида и личности. В условиях общения многие психические процессы протекают иначе, чем в условиях изолированной индивидуальной деятельности. Общение стимулирует развитие мыслительных процессов (когнитивная деятельность), волевых процессов (активность), эмоциональных процессов (эффективность).

2. Социальные функциидетерминируют развитие общества как социальной системы и развитие групп как составных единиц этой системы. Интеграция общества возможна только при условии наличия общения во всех его видах, типах и формах.

3. Инструментальные функцииопределяют многочисленные связи между человеком и миром в самом широком смысле слова, между различными социальными группами.

В процессе общения выделяют следующие фазы:

1) фаза взаимонаправленности;

2) фаза взаимоотражения (психическое отражение партнера, то есть осознание индивидом ситуации действия);

3) фаза взаимоинформирования (собственно действие);

4) фаза взаимоотключения (свертывания контакта).

Фазы 2 и 3 в процессе контакта могут повторяться, при этом происходит новое отражение партнера, чье поведение уже изменено произошедшим обменом информацией.

Коммуникативная сторона общения

Коммуникация – это акт и процесс установления контактов между субъектами взаимодействия посредством выработки общего смысла передаваемой и воспринимаемой информации. Это обмен информацией между общающимися сторонами.

Структура коммуникативного акта (процесса). (Г. Лассуэлл)

1. Коммуникатор – инициатор сообщения. Тот, кто передает информацию.

2. Реципиент – адресат (кому).

3. Сообщение, информация – что.

4. Канал связи – средства передачи информации.

5. Эффект – усвоение информации.

6. Обратная связь – реакция реципиента на сообщение.

Все средства общения делятся на две группы: вербальные (словесные)и невербальные.По вербальному каналу передается чистая информация, а по невербальному – отношение к собеседнику.

Речь является универсальным средством общения. Речь приобретает значение, когда включена в систему деятельности. Это включение обязательно дополняется употреблением неречевых знаковых систем.

В современной психологии наиболее распространена точка зрения о двух основных функциях речи :

1) коммуникативной (сообщение, общение). Коммуникативная функция речи включает в себя средства выражения и средства воздействия .

2) сигнификативной (обозначающей, смысловой, семантической). Обозначающая функция является важнейшей функцией слов, составляющих язык. Она позволяет человеку произвольно вызывать образы соответствующих предметов, иметь дело с предметами даже в их отсутствие.

Диалог — последовательная смена коммуникативных ролей, в ходе которой происходит обогащение, развитие информации.

Разработаны различные классификации невербальных средств общения.

Наиболее значимы кинесические средства– зрительно воспринимаемые движения другого человека.

Просодика – ритмико-интонационные стороны речи (высота, громкость голосового тона и т. д.).

Экстралингвистическая система – это психофизиологические проявления человека: плач, кашель, смех и т. д.

К такесическимсредствам общения относятся динамические прикосновения.

Общение всегда пространственно организовано. Э. Xоллввел термин «проксемика» («близость»). К проксемическимхарактеристикам относится ориентация собеседников в пространстве.

Э. Холл определил нормы дистанциичетырьмя расстояниями:

1) интимное расстояние(от 0 до 45 см) – общение самых близких людей;

2) персональное(от 45 до 120 см) – общение со знакомыми людьми;

3) социальное(от 120 до 400 см) – при официальном общении;

4) публичное(от 400 до 750 см) – при выступлении перед аудиториями.

Интерактивная сторона общения

Интерактивная сторона общения — условный термин, обозначающий характеристику компонентов общения, связанных с взаимодействием людей, непосредственной организацией их совместной деятельности. Цели общения отражают потребности совместной деятельности людей. Общение всегда должно предполагать некоторый результат — изменение поведения и деятельности других людей.

Выделено два показателя специфики поведения: внимание человека к интересам других людей; внимание к своим собственным интересам. Выделяют основные стратегии взаимодействия: соперничество, компромисс, сотрудничество, приспособление и избегание (Р. Блейк, Д. Моутон, К. Томас).

Общение включает в себя и определенные способы воздействия партнеров друг на друга. К ним относятся: заражение, внушение, убеждение и подражание.

Заражение — это бессознательная подверженность определенным психическим состояниям. Оно проявляется через передачу определенного эмоционального состояния (например “боление” на стадионах во время спортивных состязаний)

Внушение — это целенаправленное неаргументированное воздействие одного человека на другого. Внушение — это эмоционально-волевое воздействие. Внушение зависит от возраста, от утомленности. Решающим условием эффективного внушения являются авторитет внушающего.

Убеждение — аргументированное воздействие на сознание личности.

Подражание — при нем осуществляется воспроизведение черт поведения другого человека, т.е. речь идет об усвоении предложенных образцов поведения.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 240.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...