![]() Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Раздел 4. ПСИХОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА В ОБЩЕСТВЕ.
Тема 4.1 ОБЩЕНИЕ 1. Общение 2. Определение конфликта и конфликтных ситуаций.
Вопрос Общение – процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов (личностей, групп), характеризующийся обменом деятельностью, информацией, опытом и т. д., что является одним из условий формирования и развития общества и личности. Выделяют три аспекта общения: передача информации (коммуникативный аспект общения);взаимодействие (интерактивный аспект общения);понимание и познание людьми друг друга (перцептивный аспект общения).Общение может быть непосредственным и опосредованным, межличностным и массовым. Непосредственное общение – это общение лицом к лицу; происходит не только речевое общение, но и общение с помощью невербальных средств. Непосредственное общение может быть формальными межличностным.Непосредственное общение реально только для малой группы, в которой все субъекты лично знают друг друга. Опосредованное (косвенное) общениепроисходит, когда индивиды отдалены друг от друга временем или расстоянием.Опосредованноесвязано с массовой культурой и средствами массовой коммуникации. К особому виду общения относится массовое общение.Массовое общение может быть прямым и опосредованным. Прямоемассовое общение происходит в больших социальных группах: толпе, публике, аудитории. Если рассматривать общение в определенной системе отношений,то можно выделить группы функций. 1. Психологические функцииобусловливают развитие человека как индивида и личности. В условиях общения многие психические процессы протекают иначе, чем в условиях изолированной индивидуальной деятельности. Общение стимулирует развитие мыслительных процессов (когнитивная деятельность), волевых процессов (активность), эмоциональных процессов (эффективность). 2. Социальные функциидетерминируют развитие общества как социальной системы и развитие групп как составных единиц этой системы. Интеграция общества возможна только при условии наличия общения во всех его видах, типах и формах. 3. Инструментальные функцииопределяют многочисленные связи между человеком и миром в самом широком смысле слова, между различными социальными группами. В процессе общения выделяют следующие фазы: 1) фаза взаимонаправленности; 2) фаза взаимоотражения (психическое отражение партнера, то есть осознание индивидом ситуации действия); 3) фаза взаимоинформирования (собственно действие); 4) фаза взаимоотключения (свертывания контакта). Фазы 2 и 3 в процессе контакта могут повторяться, при этом происходит новое отражение партнера, чье поведение уже изменено произошедшим обменом информацией. Коммуникативная сторона общения Коммуникация – это акт и процесс установления контактов между субъектами взаимодействия посредством выработки общего смысла передаваемой и воспринимаемой информации. Это обмен информацией между общающимися сторонами. Структура коммуникативного акта (процесса). (Г. Лассуэлл) 1. Коммуникатор – инициатор сообщения. Тот, кто передает информацию. 2. Реципиент – адресат (кому). 3. Сообщение, информация – что. 4. Канал связи – средства передачи информации. 5. Эффект – усвоение информации. 6. Обратная связь – реакция реципиента на сообщение. Все средства общения делятся на две группы: вербальные (словесные)и невербальные.По вербальному каналу передается чистая информация, а по невербальному – отношение к собеседнику. Речь является универсальным средством общения. Речь приобретает значение, когда включена в систему деятельности. Это включение обязательно дополняется употреблением неречевых знаковых систем. В современной психологии наиболее распространена точка зрения о двух основных функциях речи : 1) коммуникативной (сообщение, общение). Коммуникативная функция речи включает в себя средства выражения и средства воздействия . 2) сигнификативной (обозначающей, смысловой, семантической). Обозначающая функция является важнейшей функцией слов, составляющих язык. Она позволяет человеку произвольно вызывать образы соответствующих предметов, иметь дело с предметами даже в их отсутствие. Диалог — последовательная смена коммуникативных ролей, в ходе которой происходит обогащение, развитие информации. Разработаны различные классификации невербальных средств общения. Наиболее значимы кинесические средства– зрительно воспринимаемые движения другого человека. Просодика – ритмико-интонационные стороны речи (высота, громкость голосового тона и т. д.). Экстралингвистическая система – это психофизиологические проявления человека: плач, кашель, смех и т. д. К такесическимсредствам общения относятся динамические прикосновения. Общение всегда пространственно организовано. Э. Xоллввел термин «проксемика» («близость»). К проксемическимхарактеристикам относится ориентация собеседников в пространстве. Э. Холл определил нормы дистанциичетырьмя расстояниями: 1) интимное расстояние(от 0 до 45 см) – общение самых близких людей; 2) персональное(от 45 до 120 см) – общение со знакомыми людьми; 3) социальное(от 120 до 400 см) – при официальном общении; 4) публичное(от 400 до 750 см) – при выступлении перед аудиториями. Интерактивная сторона общения Интерактивная сторона общения — условный термин, обозначающий характеристику компонентов общения, связанных с взаимодействием людей, непосредственной организацией их совместной деятельности. Цели общения отражают потребности совместной деятельности людей. Общение всегда должно предполагать некоторый результат — изменение поведения и деятельности других людей. Выделено два показателя специфики поведения: внимание человека к интересам других людей; внимание к своим собственным интересам. Выделяют основные стратегии взаимодействия: соперничество, компромисс, сотрудничество, приспособление и избегание (Р. Блейк, Д. Моутон, К. Томас). Общение включает в себя и определенные способы воздействия партнеров друг на друга. К ним относятся: заражение, внушение, убеждение и подражание. Заражение — это бессознательная подверженность определенным психическим состояниям. Оно проявляется через передачу определенного эмоционального состояния (например “боление” на стадионах во время спортивных состязаний) Внушение — это целенаправленное неаргументированное воздействие одного человека на другого. Внушение — это эмоционально-волевое воздействие. Внушение зависит от возраста, от утомленности. Решающим условием эффективного внушения являются авторитет внушающего. Убеждение — аргументированное воздействие на сознание личности. Подражание — при нем осуществляется воспроизведение черт поведения другого человека, т.е. речь идет об усвоении предложенных образцов поведения. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 290. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |