Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Перцептивная сторона общения
Перцепция –процесс и результат восприятия явлений окружающего мира и самого себя. Социальная перцепция – восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов (других людей и т. д.). Социальное восприятие включает восприятие межличностное, самовосприятие и восприятие межгрупповое. Социальный перцептивный процесс имеет две стороны: субъективнуюи объективную. Механизмы социальной перцепции: 1) эмпатия – постижение эмоционального состояния другого человека, понимание его эмоций, чувств и переживаний; 2) аттракция – особая форма восприятия и познания другого человека, основанная на формировании по отношению к нему устойчивого позитивного чувства. Аттракция рассматривается обычно в трех аспектах: процесс формирования привлекательности другого человека; результат данного процесса; качество отношений; 3) механизм каузальной атрибуциисвязан с приписыванием человеку причин поведения. У каждого человека возникают свои предположения о том, почему воспринимаемый индивид ведет себя определенным образом. Приписывание причин поведения может происходить с учетом экстернальности и интернальности как того, кто приписывает, так и того, кому приписывают. Если наблюдающий является экстерналом, то причины воспринимаемого будут видеться ему во внешних обстоятельствах. Если же он интернален, то и интерпретация будет связана с внутренними причинами. 4) идентификация (от позднелатинского identifico – отождествлять), является процессом интуитивного отождествления, сравнения субъектом самого себя с другим человеком (группой людей), в процессе межличностной перцепции. Идентификацияявляется способом распознания объекта восприятия, в процессе уподобление ему. Это, конечно, не единственный способ восприятия, но в реальных ситуациях общения и взаимодействия, люди часто используют данный прием, когда в процессе общения, предположение о внутреннем психологическом состоянии партнера строится на основе попытки поставить себя на его место. Существует множество результатов экспериментальных исследований идентификации - как механизма социальной перцепции, исходя из которых, выявлена взаимосвязь между идентификацией и другим, близким по содержанию явлением, – эмпатией. 5) стереотипизация– упрощенные, схематизированные образы социальных объектов, разделяемые достаточно большим числом членов социальных групп. Впервые термин «социальный стереотип» использовал американский журналист и политолог У.Липпман в 1922 в книге Общественное мнение. Согласно Липпману, стереотипы это упорядоченные, детерминированные культурой «картинки мира» в голове человека, которые, во-первых, экономят его усилия при восприятии сложных социальных объектов и, во-вторых, защищают его ценности, позиции и права. Тэшфел выделил две социальные функции стереотипизации: а) объяснение существующих отношений между группами, в том числе поиск причин сложных и «обычно печальных» социальных событий; б) оправдание существующих межгрупповых отношений, например действий, совершаемых или планируемых по отношению к чужим группам. Иными словами, предназначение стереотипов – наладить отношения группы не с кем-то, а с собой, создав образ, позволяющий ей идентифицировать себя в водовороте истории. Вспомним классическое: «мы – не рабы, рабы – не мы». С этой точки зрения, «сверхзадача» социальных стереотипов – обеспечить пусть символическую, но целостность социальной общности. 6) Рефлексия – осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. ( я как есть, я как себя вижу, мой образ в сознании других, мое представление моего образа в сознании других) Эффекты межличностного восприятия Эффект «первичности» (или «порядка») состоит в том, что при противоречивых после первой встречи данных об этом человеке, информация, которая была получена раньше, воспринимается как более значимая и оказывает большее влияние на общее впечатление о человеке. Эффект срабатывает в случае восприятия незнакомого человека. Эффект края заключается в том, что крайние объекты восприятия запоминаются лучше, чем те, которые находятся в середине. Эффект новизны заключается в том, что последняя, то есть более новая информация, оказывается более значимой, действует в ситуациях восприятия знакомого человека. Эффект ореола – формирование специфической установки на наблюдаемого через направленное приписывание ему определенных качеств: информация, получаемая о каком-то человеке накладывается на тот образ, который был создан заранее. Ранее существовавший образ выполняет роль «ореола», мешающего видеть действительные черты и проявления объекта восприятия. Эффект ореола проявляется в том, что общее благоприятное впечатление приводит к позитивным оценкам известных и неизвестных качеств воспринимаемого (эффект Полианны»), при общем неблагоприятное впечатлении преобладают негативные оценки («дьявольский эффект) Чаще проявляется тогда, когда воспринимающий имеет минимальную информацию об объекте восприятия или когда суждения касаются моральных качеств. Эффект первого впечатления – стойкая оценка человека или черт его характера по первому впечатлению, когда последующие мнения о человеке, противоречащие созданному образу, не соответствуют действительности. Эффект проекции – когда приятному для нас собеседнику мы склонны приписывать свои собственные достоинства, а неприятному – свои недостатки. Эффект средней ошибки – это тенденция смягчать оценки наиболее ярких особенностей другого человека в сторону среднего. Эффект Барнума – восприятие людьми описания или общих оценок своей личности как истинные, если они преподносятся в научном, магическом или ритуальном контексте. Эффект бумеранга состоит в том, что информация, преподносимая аудитории или отдельным лицам вызывает результат, обратный ожидаемому. Наблюдается в случаях, когда: 1) коммуникатор (субъект, передающий информацию), вызывает неприязнь у реципиентов, получающих эту информацию; 2) информация не соответствует действительности; 3) отсутствует доверие к источнику информации. Эффект или явление стереотипизации в межличностном восприятии –склонность к формированию устойчивого образа при оценке людей, которым пользуются как клише или оценка людей по их принадлежности к какой-либо категории (пол, возраст, цвет кожи и т. д.). Вопрос Конфликт –открытое столкновение противоположных позиций. На вербальном уровне конфликт проявляется чаще всего в споре. Стадии протекания конфликта: 1) потенциальное формирование противоречий; 2) осознание участниками своих верно или ложно понятых интересов; 3) конфликтные действия; 4) снятие или разрешение конфликта. В любом конфликте присутствует объект конфликтной ситуации. Вторым элементом конфликта выступают цели, субъективные мотивы его участников. Конфликт предполагает наличие оппонентов. Для прекращения конфликта необходимо устранить хотя бы один из элементов его структуры. Конфликт имеет и конструктивные функции: 1) выступает источником совершенствования процесса взаимодействия (развивающая функция); 2) обнаруживает возникшее противоречие (познавательная функция); 3) разрешает противоречие (инструментальная функция); 4) имеет объективные последствия (перестроечная функция). Конфликты могут быть одновременно конструктивными и деструктивными. Деструктивные функцииконфликта: 1) психологический дискомфорт, подавленность, напряжение; 2) нарушается система взаимосвязей; 3) понижается эффективность совместной деятельности. Выделяют конфликты межличностные, межгрупповые и внутриличностные. Межличностные конфликты – столкновения взаи-мо-действующих людей. Межгрупповые конфликтывозникают из-за противоборства групп в коллективе или социуме. Внутриличностные конфликты – столкновение мотивов, потребностей и интересов у одного человека. Под конфликтностью личности понимается ее интегральное свойство, отражающее частоту вступления в межличностные конфликты. При высокой конфликтности индивид становится постоянным инициатором напряженных отношений с окружающими независимо от того, предшествуют ли этому проблемные ситуации. Например, холерический тип темперамента человека часто может приводить к решению им противоречивых ситуаций конфликтным способом. Это связано с тем, что холерик обладает неустойчивым и подвижным типом нервной системы. В то же время, он быстро «остывает» и переходит к неконфликтному взаимодействию. Завышенный или заниженный уровень притязаний также способствует возникновению межличностных или внутриличностных конфликтов. Уровень притязаний влияет на определение идеальной перспективной цели, на выбор цели очередного действия, и, наконец, на желаемый уровень самооценки личности. Завышенная самооценка обычно вызывает негативную реакцию со стороны окружающих, заниженная – имеет следствием повышенную тревожность, неуверенность в своих силах, избегание ответственности и т. п. Высокая конфликтность в первую очередь зависит от конкретной системы мотиваций, реализация которой встречается с социальными задачами и с сопротивлением со стороны общества. Фрустрируемые специфические потребности вынуждают человека либо открыто вступать в конфронтацию со своим окружением в форме внешнего конфликта, либо, тормозя открытое проявление своих потребностей, переводить всю ситуацию во внутренний интропсихический план и иметь дело уже с внутренними конфликтами. Наиболее конфликтогенной с этой точки зрения является мотивация активно-оборонительного поведения, заставляющая человека прибегать к физическому, моральному и вербальному насилию для защиты своей жизни и своего «Я». Убийство в цивилизованных странах даже в ситуации самообороны рассматривается как уголовное преступление, оно, безусловно, является крайней степенью выражения агрессии в конфликте, и его совершает далеко не каждый человек, даже доведенный до состояния аффекта. Менее конфликтогенной, но также выступающей достаточно часто в виде конечной причины профессиональных конфликтов является мотивация самоутверждения. Известно, что люди с такой доминирующей мотивацией отличаются обостренным чувством самолюбия, обидчивости и подозрительности ко всем, в ком можно усмотреть соперника. Из высших социальных мотиваций достаточно конфликтогенной может быть мотивация достижения цели в случаях, когда цели руководителя расходятся с целями группы, и она оказывает сопротивление их реализации. В большинстве случаев перед руководителем, попавшим в подобную ситуацию, существует выбор отказа от своей цели или выхода на открытый конфликт, внешний по форме. Конкретное решение этой сложной проблемы будет определяться системой личностных свойств и профессиональными обстоятельствами, сопровождающими развитие событий. Однако доминирование мотивации общенияу экстравертированного руководителя также может быть основой для обострения ужеимеющихся противоречий из-за излишне короткой межличностной дистанции. Итак, говоря о вкладе мотиваций в развитие конфликта, можно утверждать, что среди множества потребностей человека четыре, безусловно, определяют высокую конфликтность, если они выступают в качестве доминирующих в мотивационной системе. Этими конфликтогенными потребностями являются мотивации активно-оборонительного поведения, самоутверждения, достижения цели и общения. Естественно, что в случае парного соединения этих мотиваций в иерархической системе потребностей конфликтогенность личности возрастает. Пути разрешения конфликтов В основу модели поведения человека в конфликтной ситуации с точки зрения его соответствия психологическим стандартам положены идеи Е. Мелибруды, В. Зигертаи Л. Ланге. Конструктивное разрешение конфликтазависит от следующих факторов: 1) адекватности восприятия конфликта; 2) открытости и эффективности общения, готовности к всестороннему обсуждению проблем; 3) создания атмосферы взаимного доверия и сотрудничества. К. У. Томасоми Р. Х. Килменномразработаны наиболее приемлемые стратегии поведения в конфликтной ситуации.Существуют пять стилей поведения при конфликте: приспособление, компромисс, сотрудничество, игнорирование, соперничество (конкуренция). Психологическая защита - система механизмов, направленных на минимизацию отрицательных переживаний, связанных с конфликтами, которые ставят под угрозу целостность личности. Защитный механизм основывается на двух типах реакций: 1. блокирование выражения импульсов в сознательном поведении; 2. искажение их до такой степени, чтобы изначальная их интенсивность заметно снизилась или отклонилась в сторону. Все защитные механизмы обладают двумя общими характеристиками: · они действуют на неосознаваемом уровне и поэтому являются средствами самообмана; · они искажают, отрицают, трансформируют или фальсифицируют восприятие реальности, чтобы сделать тревогу менее угрожающей для индивидуума. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 255. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |