Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Источники формирования и развития «Я - концепции»
1. Телесное Я и образ тела. Рост, вес, телосложение, цвет глаз, пропорции тела тесно связаны с установками индивида к себе, самочувствием и переживаниями своей адекватности и принятия себя. Образ своего тела, как и другие компоненты Я - концепции, субъективен, но ни один другой элемент так не открыт для внешнего обозрения и социальных оценок, как тело человека. 2. Язык и развитие Я - концепции. Значение языка для развития Я - концепции очевидно, поскольку развитие способности ребенка к символическому отражению мира помогает ему выделить себя из этого мира («Я», «мое», и т.д.) и дает первый толчок к развитию Я - концепции. 3. Обратная связь от значимых других. Приобретение опыта принятия себя другими (в любви, уважении) - другой важный источник формирования Я - концепции. Чтобы переживать и осознавать это, ребенок (человек) должен воспринимать лицо, жесты, вербальные высказывания от значимых других, особенно родителей, которые сигнализировали бы ему о его принятии этими другими. 4. Полоролевая идентификация. Принадлежность личности к мужскому или женскому полу является одним из краеугольных оснований Я - концепции человека, все другие функции и характеристики покоятся именно на этих представлениях - Я существо мужского или женского пола. Различают два процесса формирования половой принадлежности индивида - половая идентификация и половая типизация. Идентификация - это более ранний процесс (в основном бессознательный) отождествления себя с ролью другою человека (родителя или его заместителя) и подражание его поведению. Половая типизация, следующая за идентификацией, - более осознанный процесс овладения культурно одобряемыми нормами поведения, типичными для роли женщины или мужчины в данной культуре. 5. Воспитание детей в семье. Не подлежит сомнению, что практика воспитания детей в семье оказывает огромное и во многих семьях преобладающее влияние на развитие Я - концепции. Социальная психология признает межличностно детерминированную и, следовательно, поддающуюся воздействиям природу Я - концепции. «Я - концепция» как совокупность установок «на себя» Понимание Я - концепции как структуры установок отражает ее структурно-динамический характер.Выделяется три элемента «Я-концепции»: 1. Когнитивная составляющая (представления индивида о самом себе, которые могут быть обоснованы или не обоснованными). 2. Эмоционально-оценочная составляющая (самооценка) - аффективная оценка представления о себе. 3. Поведенческая составляющая - это поведение, определяемое вышеперечисленными составляющими Источниками оценочных суждений индивида о себе самом являются: а) социокультурные стандарты и нормы социального окружения; б) социальные реакции других людей к индивиду (их субъективная интерпретация); в) индивидуальные критерии и стандарты, усвоенные индивидом в жизни. Фактически индивид реализует два процесса самооценки: а) сравнение «реального Я» с «идеальным Я»; б) сравнение «реального Я» с «социальным Я». В целом, мотивационная функция Я - концепции, регулирующая поведение человека, состоит в следующем: 1. Каждая социальная ситуация воспринимается и оценивается в соответствии с теми компонентами Я - образа, которые актуализируются этой ситуацией и которые необходимо проявлять индивиду (постигать, поддерживать, защищать, избегать). 2. На основе базовой потребности в самоактуализации, поддержании и защите своего Я, потребности в положительной самооценке, а также (и это самое главное) в зависимости от субъективной значимости для индивида тех параметров Я - концепции, которые активизированы ситуацией, формируется и выбирается конкретная форма поведения в данной ситуации. Однако эти установки могут иметь различные ракурсы и модальности. Существует, по крайней мере, три основные модальности самоустановок: Реальное Я- установки, связанные с тем, как индивид воспринимает свои актуальные способности, роли, свой актуальный статус, то есть с его представлениями о том, каков он на самом дело. Зеркальное (социальное) Я - установки, связанные с представлениями индивида о том, как его видят другие. Идеальное Я - установки, связанные с представлениями индивида о том, каким он хотел бы стать. Важно отметить, что реальное Я и социальное Я у индивида должны быть, согласованы по содержанию. С другой стороны, между содержанием реального Я и идеального Я могут наблюдаться существенные расхождения, которые поддаются объективному измерению. Проблема измерения «Я-концепции» актуальна и в настоящее время - универсальной методики нет.
Контрольные вопросы 1. Дайте определение понятия социализации. 2. Что представляет собой процесс социализации? 3. Перечислите и охарактеризуйте стадии процесса социализации. 4. Какие существуют социально-психологические механизмы и институты социализации? 5. Охарактеризуйте социально-психологическую адаптацию личности. 6. Дайте определение и перечислите основные виды девиантного поведения. 7. Охарактеризуйте причины и механизмы возникновения девиантного поведения. 8. Дайте определение понятия социальной установки. 9. Охарактеризуйте Я-концепцию как социально-психологический феномен и структуру установок на себя. 10. Какую роль Я-концепция играет в регуляции поведения?
Раздел 5. ПСИХОЛОГИЯ И ЭТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИСТА. Тема 5.1 ДЕОНТОЛОГИЯ 1. Понятие деонтологии. 2. Виды деонтологии. Общие проблемы деонтологии. 3. Анализ соотношения понятий «этика» и «деонтология».
Вопрос Деонтология « (греч. от deon, ontos – необходимое; logos – слово) – это мораль, наука нравственности» 1) учение о долге, составляющее раздел этики; 2) совокупность этических норм и принципов поведения работника при выполнении своих профессиональных обязанностей (по отношению к клиенктам и к коллегам)» Юридическая деонтология – отрасль юридических наук и учебная дисциплина, которая представляет собой обобщенную систему знаний о юридической практической деятельности и кодексе профессионального поведения юриста, то есть об оптимальном своде правил дозволяющего, обязывающего, запрещающего и рекомендательного характера, которыми должен овладеть и руководствоваться юрист в отношения, возникающих при выполнении служебных полномочий. Профессиональный долг юриста, ответственность за выполнение профессиональных обязанностей – основные морально – правовые ценности профессии, ее каноны. Они находятся в центре изучения деонтологии. Вопрос Охват юридической деонтологией широкого круга вопросов позволяет выделить в ее пределах такие части: Общая деонтология – рассматривает особенности юридической практической деятельности и определяет основные нормативы культуры юриста, соответствующие стандарту его профессионализма. Нормативная деонтология – определяет и обосновывает социальные нормативные предписания – нравственные, правовые и иные рекомендации, разрешения, запреты, предъявляемые к юристу любой профессии – о правилах поведения, нормах общения, тактике взаимодействия, как с коллегами, так и с клиентами. Специальная деонтология – освящает специфические аспекты должного поведения отдельных юридических профессий – адвоката, прокурора, следователя или сотрудника определенного ведомства. Например, можно вести речь о деонтологии адвоката, судьи, нотариуса, работника органов внутренних дел, работника налоговой полиции и др. Специальная деонтология изучает не все в целом, а конкретные юридические профессии, их своеобразие. С помощью специальной деонтологии можно проникнуть в глубину той или иной юридической специальности и раскрыть их особенности, в том числе влияние профессиональной юридической деятельности на психику личности, ее моральные качества, эстетические вкусы и т. д. Предмет юридической деонтологии – оптимальный свод правил – норм – рекомендаций и норм -требований, норм – запрещений в совокупности определяющих социально – правовой ражим профессионального общения юриста с коллегами и клиентами, его профессиональное поведение в процессе практической юридической деятельности. Правовой режим профеcсионального общения юриста – это атмосфера взаимоотношений по линии «юрист - гражданин», раскрывающаяся в особых психологических, нравственных связях. Вопрос Истоки деонтологии следует искать в древности, когда возникло общественное разделение труда, превратившее человека в отдельно самостоятельного индивида и положившее начало профессиональному обособлению социальных групп внутри общества. Общественное разделение труда поставило людей в зависимость друг от друга. В связи с развитием экономических, политических, социальных, культурных отношений внутри государства и за его пределами, появился ряд профессий, постоянно обновлявшихся. Истоком юридической деонтологии является этика: долг личности вести себя в соответствии с социальными законами устанавливается через мораль. Юридическая деонтология связана с развитием права, появлением особого института социальной власти – государства, его аппарата, специализированных органов: суда, полиции, карательных учреждений. Обладающих властными полномочиями, и особого слоя людей, занимающихся управлением и правовым обслуживанием населения – применителей права, юристов – практиков. Каждая историческая эпоха и каждая сторона предъявляла свои деонтологические требования к юристу, действующему в сфере юридической практики и имеющему определенные властные полномочия. По мере усложнения социальной жизни, развития нравственности и этической культуры общество передавало накапливающийся объем различных видов деятельности, регулирующих их жизнь и обеспечивающих эту регуляцию (особенно при разрешении конфликтов), специально выделенным и профессионально подготовленным людям. Постепенно во всех странах мира шел процесс становления, а затем организационного и методического оформления профессионального юридического образования. Принципы и нормы деонтологии зависели от уровня социально – экономического развития, от общественно – политического строя, образа жизни, менталитета народа, его национальных и религиозных традиций. Деонтология всегда была органически вплетена в систему духовной культуры. На первый план в системе профессиональных требований теперь относят не идейно - политические, а морально - деловые качества. Контрольные вопросы 1. Дайте определение понятия деонтологии. 2. Назовите и охарактеризуйте виды деонтологии. 3. Как соотносятся понятия «этика» и «деонтология»? |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 388. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |