Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Источники формирования и развития «Я - концепции»




1. Телесное Я и образ тела. Рост, вес, телосложение, цвет глаз, пропорции тела тесно связаны с установками индивида к себе, самочувствием и переживаниями своей адекватности и принятия себя. Образ своего тела, как и другие компоненты Я - концепции, субъективен, но ни один другой элемент так не открыт для внешнего обозрения и социальных оценок, как тело человека.

2. Язык и развитие Я - концепции. Значение языка для развития Я - концепции очевидно, поскольку развитие способности ребенка к символическому отражению мира помогает ему выделить себя из этого мира («Я», «мое», и т.д.) и дает первый толчок к развитию Я - концепции.

3. Обратная связь от значимых других. Приобретение опыта принятия себя другими (в любви, уважении) - другой важный источник формирования Я - концепции. Чтобы переживать и осознавать это, ребенок (человек) должен воспринимать лицо, жесты, вербальные высказывания от значимых других, особенно родителей, которые сигнализировали бы ему о его принятии этими другими.

4. Полоролевая идентификация. Принадлежность личности к мужскому или женскому полу является одним из краеугольных оснований Я - концепции человека, все другие функции и характеристики покоятся именно на этих представлениях - Я существо мужского или женского пола.

Различают два процесса формирования половой принадлежности индивида - половая идентификация и половая типизация. Идентификация - это более ранний процесс (в основном бессознательный) отождествления себя с ролью другою человека (родителя или его заместителя) и подражание его поведению. Половая типизация, следующая за идентификацией, - более осознанный процесс овладения культурно одобряемыми нормами поведения, типичными для роли женщины или мужчины в данной культуре.

5. Воспитание детей в семье. Не подлежит сомнению, что практика воспитания детей в семье оказывает огромное и во многих семьях преобладающее влияние на развитие Я - концепции.

Социальная психология признает межличностно детерминированную и, следовательно, поддающуюся воздействиям природу Я - концепции.

«Я - концепция» как совокупность установок «на себя»

Понимание Я - концепции как структуры установок отражает ее структурно-динамический характер.Выделяется три элемента «Я-концепции»:

1. Когнитивная составляющая (представления индивида о самом себе, которые могут быть обоснованы или не обоснованными).

2. Эмоционально-оценочная составляющая (самооценка) - аффективная оценка представления о себе.

3. Поведенческая составляющая - это поведение, определяемое вышеперечисленными составляющими

Источниками оценочных суждений индивида о себе самом являются:

а) социокультурные стандарты и нормы социального окружения;

б) социальные реакции других людей к индивиду (их субъективная интерпретация);

в) индивидуальные критерии и стандарты, усвоенные индивидом в жизни.

Фактически индивид реализует два процесса самооценки:

а) сравнение «реального Я» с «идеальным Я»;

б) сравнение «реального Я» с «социальным Я».

В целом, мотивационная функция Я - концепции, регулирующая поведение человека, состоит в следующем:

1. Каждая социальная ситуация воспринимается и оценивается в соответствии с теми компонентами Я - образа, которые актуализируются этой ситуацией и которые необходимо проявлять индивиду (постигать, поддерживать, защищать, избегать).

2. На основе базовой потребности в самоактуализации, поддержании и защите своего Я, потребности в положительной самооценке, а также (и это самое главное) в зависимости от субъективной значимости для индивида тех параметров Я - концепции, которые активизированы ситуацией, формируется и выбирается конкретная форма поведения в данной ситуации.

Однако эти установки могут иметь различные ракурсы и модальности. Существует, по крайней мере, три основные модальности самоустановок:

Реальное Я- установки, связанные с тем, как индивид воспринимает свои актуальные способности, роли, свой актуальный статус, то есть с его представлениями о том, каков он на самом дело.

Зеркальное (социальное) Я - установки, связанные с представлениями индивида о том, как его видят другие.

Идеальное Я - установки, связанные с представлениями индивида о том, каким он хотел бы стать.

Важно отметить, что реальное Я и социальное Я у индивида должны быть, согласованы по содержанию. С другой стороны, между содержанием реального Я и идеального Я могут наблюдаться существенные расхождения, которые поддаются объективному измерению. Проблема измерения «Я-концепции» актуальна и в настоящее время - универсальной методики нет.

 

Контрольные вопросы

1. Дайте определение понятия социализации.

2. Что представляет собой процесс социализации?

3. Перечислите и охарактеризуйте стадии процесса социализации.

4. Какие существуют социально-психологические механизмы и институты социализации?

5. Охарактеризуйте социально-психологическую адаптацию личности.

6. Дайте определение и перечислите основные виды девиантного поведения.

7. Охарактеризуйте причины и механизмы возникновения девиантного поведения.

8. Дайте определение понятия социальной установки.

9. Охарактеризуйте Я-концепцию как социально-психологический феномен и структуру установок на себя.

10. Какую роль Я-концепция играет в регуляции поведения?

 

Раздел 5. ПСИХОЛОГИЯ И ЭТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИСТА.

Тема 5.1 ДЕОНТОЛОГИЯ

1. Понятие деонтологии.

2. Виды деонтологии. Общие проблемы деонтологии.

3. Анализ соотношения понятий «этика» и «деонтология».

 

Вопрос

Деонтология « (греч. от deon, ontos – необходимое; logos – слово) – это мораль, наука нравственности»

1) учение о долге, составляющее раздел этики;

2) совокупность этических норм и принципов поведения работника при выполнении своих профессиональных обязанностей (по отношению к клиенктам и к коллегам)»

Юридическая деонтология – отрасль юридических наук и учебная дисциплина, которая представляет собой обобщенную систему знаний о юридической практической деятельности и кодексе профессионального поведения юриста, то есть об оптимальном своде правил дозволяющего, обязывающего, запрещающего и рекомендательного характера, которыми должен овладеть и руководствоваться юрист в отношения, возникающих при выполнении служебных полномочий.

Профессиональный долг юриста, ответственность за выполнение профессиональных обязанностей – основные морально – правовые ценности профессии, ее каноны. Они находятся в центре изучения деонтологии.

Вопрос

Охват юридической деонтологией широкого круга вопросов позволяет выделить в ее пределах такие части:

Общая деонтология – рассматривает особенности юридической практической деятельности и определяет основные нормативы культуры юриста, соответствующие стандарту его профессионализма.

Нормативная деонтология – определяет и обосновывает социальные нормативные предписания – нравственные, правовые и иные рекомендации, разрешения, запреты, предъявляемые к юристу любой профессии – о правилах поведения, нормах общения, тактике взаимодействия, как с коллегами, так и с клиентами.

Специальная деонтология – освящает специфические аспекты должного поведения отдельных юридических профессий – адвоката, прокурора, следователя или сотрудника определенного ведомства. Например, можно вести речь о деонтологии адвоката, судьи, нотариуса, работника органов внутренних дел, работника налоговой полиции и др. Специальная деонтология изучает не все в целом, а конкретные юридические профессии, их своеобразие. С помощью специальной деонтологии можно проникнуть в глубину той или иной юридической специальности и раскрыть их особенности, в том числе влияние профессиональной юридической деятельности на психику личности, ее моральные качества, эстетические вкусы и т. д.

Предмет юридической деонтологии – оптимальный свод правил – норм – рекомендаций и норм -требований, норм – запрещений в совокупности определяющих социально – правовой ражим профессионального общения юриста с коллегами и клиентами, его профессиональное поведение в процессе практической юридической деятельности. Правовой режим профеcсионального общения юриста – это атмосфера взаимоотношений по линии «юрист - гражданин», раскрывающаяся в особых психологических, нравственных связях.

Вопрос

Истоки деонтологии следует искать в древности, когда возникло общественное разделение труда, превратившее человека в отдельно самостоятельного индивида и положившее начало профессиональному обособлению социальных групп внутри общества. Общественное разделение труда поставило людей в зависимость друг от друга. В связи с развитием экономических, политических, социальных, культурных отношений внутри государства и за его пределами, появился ряд профессий, постоянно обновлявшихся.

Истоком юридической деонтологии является этика: долг личности вести себя в соответствии с социальными законами устанавливается через мораль. Юридическая деонтология связана с развитием права, появлением особого института социальной власти – государства, его аппарата, специализированных органов: суда, полиции, карательных учреждений. Обладающих властными полномочиями, и особого слоя людей, занимающихся управлением и правовым обслуживанием населения – применителей права, юристов – практиков.

Каждая историческая эпоха и каждая сторона предъявляла свои деонтологические требования к юристу, действующему в сфере юридической практики и имеющему определенные властные полномочия.

По мере усложнения социальной жизни, развития нравственности и этической культуры общество передавало накапливающийся объем различных видов деятельности, регулирующих их жизнь и обеспечивающих эту регуляцию (особенно при разрешении конфликтов), специально выделенным и профессионально подготовленным людям. Постепенно во всех странах мира шел процесс становления, а затем организационного и методического оформления профессионального юридического образования.

Принципы и нормы деонтологии зависели от уровня социально – экономического развития, от общественно – политического строя, образа жизни, менталитета народа, его национальных и религиозных традиций. Деонтология всегда была органически вплетена в систему духовной культуры.

На первый план в системе профессиональных требований теперь относят не идейно - политические, а морально - деловые качества.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение понятия деонтологии.

2. Назовите и охарактеризуйте виды деонтологии.

3. Как соотносятся понятия «этика» и «деонтология»?










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 345.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...