Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Составление, внешняя проверка, ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
рассмотрение и утверждение бюджетной отчетности Бюджетный процесс завершается составлением, проверкой, расмотрением и утверждением отчета бюджетной отчетности. Их осуществление происходит на базе единой методологии и стандартов бюджетного учета и бюджетной отчетности, устанавливаемой Министерством финансов РФ. Бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, а также об операциях по этим активам и обязательствам. По итогам учета формируется бюджетная отчетность, которая включает: 1) отчет об исполнении бюджета; 2) баланс исполнения бюджета; 3) отчет о финансовых результатах деятельности (содержит данные о финансовом результате деятельности в отчетном периоде и составляется по кодам классификации операций сектора государственного управления); 4) отчет о движении денежных средств (включает операции по счетам бюджетов по кодам классификации операций сектора государственного управления); 5) пояснительную записку (содержит анализ исполнения бюджета и бюджетной отчетности, а также сведения о выполнении государственного (муниципального) задания и/или иных результатах использования бюджетных ассигнований главными распорядителями (распорядителями, получателями) бюджетных средств). Бюджетная отчетность РФ, субъектов РФ, муниципальных образований составляется соответственно Федеральным казначейством, финансовыми органами субъектов РФ, финансовыми органами муниципальных образований на основании сводной бюджетной отчетности соответствующих главных администраторов бюджетных средств. Вся отчетность является годовой, за исключением отчета об исполнении бюджета, представляемым ежеквартально. Конечная бюджетная отчетность РФ, субъектов РФ, муниципальных образований представляется в Правительство РФ, высший исполнительный орган государственной власти субъектов РФ, местную администрацию. Отчет об исполнении федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, местного бюджета за первый квартал, полугодие и девять месяцев утверждается соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией и направляется в соответствующий представительный орган и созданный им орган финансового контроля. Годовые отчеты об исполнении федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, местных бюджетов подлежат утверждению законом (решением) соответствующих представительных органов. При рассмотрении отчета об исполнении бюджета проводятся внутренняя и внешняя проверка отчетов. Внутренняя проверка осуществляется исключительно органами Министерства финансов РФ в соответствии с соглашениями, заключенными между органом исполнительной власти субъекта Федерации или органом местного самоуправления и Министерством финансов РФ. Внешняя проверка проводится в обязательном порядке до начала рассмотрения отчета об исполнении бюджета Счетной палатой РФ. Для этого главные администраторы средств федерального бюджета представляют годовую бюджетную отчетность в Счетную палату РФ до 1 апреля текущего финансового года, а соответственно Правительство РФ не позднее 15 июня направляет в Счетную палату РФ годовой отчет об исполнении федерального бюджета и иные документы. На основании внешней проверки бюджетной отчетности главных администраторов Счетная палата РФ готовит заключение на годовой отчет об исполнении федерального бюджета и не позднее 15 сентября текущего года представляет его в Государственную Думу и в Правительство РФ. Отчет об исполнении федерального бюджета представляется Правительством РФ в Государственную Думу РФ одновременно со следующими документами и материалами: • проектом федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период; • проектом федерального закона об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год; • балансом исполнения федерального бюджета; • отчетом о финансовых результатах деятельности; • отчетом о движении денежных средств; • пояснительной запиской; • отчетами об использовании ассигнований резервных фондов, о предоставлении и погашении бюджетных кредитов, о состоянии государственного внешнего и внутреннего долга РФ, об исполнении приложений к федеральному закону о федеральном бюджете; • отчетностью об исполнении консолидированного бюджета РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов за отчетный финансовый год; • иной отчетностью, предусмотренной бюджетным законодательством РФ. При рассмотрении отчета об исполнении федерального бюджета Государственная Дума РФ заслушивает: • доклад министра финансов об исполнении федерального бюджета; • доклад председателя Счетной палаты РФ о заключении Счетной палаты РФ на годовой отчет об исполнении федерального бюджета. По предложению председателя Государственной Думы либо по собственной инициативе генеральный прокурор РФ, председатель Конституционного Суда РФ, председатель Высшего Арбитражного Суда РФ, председатель Верховного Суда РФ могут выступить или представить доклады с анализом дел, связанных с бюджетными спорами и нарушениями бюджетного законодательства РФ. По итогам рассмотрения отчета об исполнении федерального бюджета Государственная Дума либо утверждает отчет об исполнении федерального бюджета, либо отклоняет его. В первом случае принимается Федеральный закон об исполнении федерального бюджета с указанием общего объема доходов, расходов и дефицита (профицита) федерального бюджета, а также приложениями с утвержденными показателями: • доходов федерального бюджета по кодам классификации доходов бюджетов; • доходов федерального бюджета по кодам видов доходов, подвидов доходов, классификации операций сектора государственного управления, относящихся к доходам бюджета; • расходов федерального бюджета по ведомственной структуре расходов; • расходов федерального бюджета по разделам, подразделам классификации расходов бюджетов; • источников финансирования дефицита федерального бюджета по кодам классификации источников финансирования дефицитов бюджетов; • источников финансирования дефицита федерального бюджета по кодам групп, подгрупп, статей, видов источников финансирования дефицитов бюджетов классификации операций сектора государственного управления, относящихся к источникам финансирования дефицитов бюджетов. В случае отклонения отчета об исполнении бюджета работа по исполнению бюджета признается неудовлетворительной а поэтому в дальнейшем законодательные (представительный) органы руководствуется порядком исполнения процедур, предусмотренным действующим законодательством.
7. Ответственность за нарушение бюджетного законодательства К числу острейших проблем функционирования бюджетной системы относится проблема повышения ответственности за нарушения бюджетного законодательства. В Бюджетном кодексе РФ предпринята попытка определить систему мер юридической ответственности за нарушение положений бюджетного законодательства. Речь идет о специальных санкциях, дополняющих действующие меры административного, уголовного, материального характера. Бюджетный кодекс РФ содержит понятие «нарушение бюджетного законодательства», под которым понимается неисполнение либо ненадлежащее исполнение порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, исполнения и контроля за исполнением бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. Статья 283 БК РФ дает подробный перечень разновидностей бюджетных правонарушений, которые являются основанием для применения мер государственного принуждения: • неисполнение закона (решения) о бюджете; • нецелевое использование бюджетных средств; • неперечисление бюджетных средств их получателям; • неполное перечисление бюджетных средств их получателям; • несвоевременное перечисление бюджетных средств их получателям; • несвоевременное зачисление бюджетных средств на счета их получателей; • несвоевременное представление отчетов и других сведений, связанных с исполнением бюджета; • несвоевременное доведение до получателей бюджетных средств уведомлений о бюджетных ассигнованиях; • несвоевременное доведение до получателей бюджетных средств уведомлений о лимитах бюджетных обязательств; • несоответствие бюджетной росписи закону (решению) о бюджете; • несоответствие уведомлений о бюджетных ассигнованиях, уведомлений о лимитах бюджетных обязательств утвержденным расходам и бюджетной росписи; • несоблюдение обязательности зачисления доходов бюджетов, доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов и иных поступлений в бюджетную систему Российской Федерации; • несвоевременное исполнение платежных документов на перечисление средств, подлежащих зачислению на счета бюджета и государственных внебюджетных фондов; • несвоевременное представление проектов бюджетов и отчетов об исполнении бюджетов; • отказ подтвердить принятые бюджетные обязательства, кроме оснований, установленных Бюджетным кодексом РФ; • несвоевременное подтверждение бюджетных обязательств, несвоевременное осуществление платежей по подтвержденным бюджетным обязательствам; • финансирование расходов, не включенных в бюджетную роспись; • финансирование расходов в размерах, превышающих их суммы, включенные в бюджетную роспись, и утвержденные лимиты бюджетных обязательств; • несоблюдение нормативов финансовых затрат на оказание государственных или муниципальных услуг; • несоблюдение предельных размеров дефицитов бюджетов, государственного или муниципального долга и расходов на обслуживание государственного или муниципального долга, установленных Бюджетным кодексом РФ; • открытие счетов бюджета в кредитных организациях при наличии на соответствующей территории учреждений Банка России, имеющих возможность обслужить счета бюджетов бюджетной системы РФ; • несоблюдение главным распорядителем средств федерального бюджета, представлявшим в суде интересы Российской Федерации, срока направления в Министерство финансов Российской Федерации информации о результатах рассмотрения дела в судах; • несвоевременное или неполное исполнение судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджета бюджетной системы Российской Федерации; • иные основания в соответствии с Бюджетным кодексом РФ и федеральными законами. За указанные нарушения предусмотрены следующие меры юридической ответственности (ст. 282 БК РФ): • предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса; • блокировка расходов; • изъятие бюджетных средств; • приостановление операций по счетам в кредитных организациях; • наложение штрафа; • начисление пеней • иные меры в соответствии с Бюджетным кодексом и федеральными законами. Правом применения указанных мер наделены федеральные органы исполнительной власти (ст. 284 БК РФ). В частности, руководители органов исполнительной власти и их территориальных органов имеют право: • списывать в бесспорном порядке суммы бюджетных средств, выданных на возвратной основе, срок возврата которых истек; • списывать в бесспорном порядке суммы процентов за пользование средствами федерального бюджета, предоставленными на возвратной основе, срок уплаты которых наступил; • взыскивать в бесспорном порядке пени за несвоевременный возврат средств федерального бюджета, предоставленных на возвратной основе, просрочку уплаты процентов за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возвратной основе, в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки; • списывать в бесспорном порядке суммы предоставленных ими субсидий, субвенций, бюджетных инвестиций, использованных не по целевому назначению их получателями. Руководители Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и ее территориальных органов: • принимают решения о списании в бесспорном порядке сумм предоставленных из федерального бюджета субсидий, субвенций, бюджетных инвестиций, использованных не по целевому • выносят руководителям органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и получателям бюджетных средств представления о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса; • привлекают к административной ответственности. Руководители Федерального казначейства, его территориальных органов имеют право приостанавливать операции по лицевым счетам, открытым в органах казначейства, и счетам, открытым получателям средств федерального бюджета в кредитных организациях. Примерно аналогичные полномочия в области применения мер принуждения имеют органы, исполняющие бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты. Рассмотрим некоторые разновидности бюджетных нарушений и предусмотренные за это меры юридической ответственности. 1. Наиболее часто встречается такое нарушение, как нецелевое использование бюджетных средств, выражающееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения. Нецелевое использование влечет наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, а также при наличии состава преступления —уголовные наказания, предусмотренные Уголовным кодексом РФ. 2. Невозврат либо несвоевременный возврат бюджетных средств, полученных на возвратной основе, влечет наложение штрафов на руководителей — получателей бюджетных средств в административ ном порядке, а также изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, полученных на возвратной основе, процентов за пользование бюджетными средствами, взыскание пеней. Невозврат бюджетных средств, предоставленных на возвратной основе, влечет сокращение или прекращение всех других форм финансовой помощи соответствующего бюджета, в том числе предоставление отсрочек и рассрочек по уплате платежей в соответствующий бюджет. 3. Неперечисление либо несвоевременное перечисление процентов за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе, влечет наложение штрафов в административном порядке и списание в бесспорном порядке указанных процентов, а также взыскание пеней за просрочку уплаты процентов. 4. Допущенное главными распорядителями несоответствие бюджетной росписи расходам, утвержденным бюджетом, влечет наложение штрафов на руководителей этих органов, а также вынесение предупреждения о ненадяежащем исполнении бюджетного процесса. 5. В случае финансирования расходов, не включенных в бюджетную роспись, виновные руководители государственных органов и муниципалитетов должны быть оштрафованы, а со счетов соответствующих органов изъяты в бесспорном порядке суммы предоставленных бюджетных средств. Кроме того, выносится предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, а при наличии состава преступления виновные привлекаются к уголовной ответственности. 6. Финансирование расходов сверх утвержденных лимитов, нарушение порядка предоставления бюджетных ссуд, бюджетных инвестиций, государственных или муниципальных гарантий влечет наложение штрафов на руководителей соответствующих органов государственной и муниципальной власти, изъятие со счетов организаций в бесспорном порядке сумм предоставленных бюджетных средств, вынесение предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, а при наличии состава преступления — уголовные наказания, предусмотренные Уголовным кодексом РФ. 7. Нарушение порядка осуществления государственных или муниципальных закупок влечет блокировку соответствующих расходов, наложение штрафов на руководителей государственных органов, органов местного самоуправления и бюджетных учреждений, а также вынесение предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса. При выявлении фактов умышленного завышения (занижения) цен в процессе осуществления государственных или муниципальных закупок руководители государственных органов, органов местного самоуправления и бюджетных учреждений при наличии состава преступления привлекаются к ответственности, предусмотренной Уголовным кодексом РФ. 8. Неисполнение запрета на размещение бюджетных средств на банковских депозитах либо передану их в доверительное управление, а также незачисление или несвоевременное зачисление средств, подлежащих обязательному зачислению в доходы соответствующих бюджетов влечет наложение штрафов на руководителей государственных и муниципальных органов, изъятие в бесспорном порядке размещенных (переданных) бюджетных средств, вынесение предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, а при наличии состава преступления — уголовные наказания, предусмотренные УК РФ. 9. Если по вине кредитных организаций произошло несвоевременное исполнение платежных документов на перечисление средств, подлежащих зачислению в бюджеты, то на руководителей этих структур налагается штраф, а с организации взыскиваются пени. Аналогичное взыскание применяется в случае несвоевременного исполнения платежных документов на перечисление бюджетных средств, подлежащих зачислению на лицевые счета их получателей. 10. За несвоевременное совершение платежей по подтвержденным бюджетным обязательствам, безосновательный отказ подтвердить принятые бюджетные обязательства либо несвоевременное подтверждение бюджетных обязательств виновные руководители соответствующих органов подвергаются штрафу, а организации выносится предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 185. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |