Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Составление, внешняя проверка,




рассмотрение и утверждение

бюджетной отчетности

Бюджетный процесс завершается составлением, проверкой, расмотрением и утверждением отчета бюджетной отчетности. Их осуществление происходит на базе единой методологии и стандар­тов бюджетного учета и бюджетной отчетности, устанавливаемой Министерством финансов РФ.

Бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации о состоянии финан­совых и нефинансовых активов и обязательств РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, а также об операциях по этим акти­вам и обязательствам. По итогам учета формируется бюджетная отчетность, которая включает:

1) отчет об исполнении бюджета;

2) баланс исполнения бюджета;

3) отчет о финансовых результатах деятельности (содержит дан­ные о финансовом результате деятельности в отчетном периоде и составляется по кодам классификации операций сектора государст­венного управления);

4) отчет о движении денежных средств (включает операции по счетам бюджетов по кодам классификации операций сектора госу­дарственного управления);

5) пояснительную записку (содержит анализ исполнения бюд­жета и бюджетной отчетности, а также сведения о выполнении го­сударственного (муниципального) задания и/или иных результатах использования бюджетных ассигнований главными распорядителя­ми (распорядителями, получателями) бюджетных средств).

Бюджетная отчетность РФ, субъектов РФ, муниципальных об­разований составляется соответственно Федеральным казначейст­вом, финансовыми органами субъектов РФ, финансовыми органа­ми муниципальных образований на основании сводной бюджетной отчетности соответствующих главных администраторов бюджетных средств. Вся отчетность является годовой, за исключением отчета об исполнении бюджета, представляемым ежеквартально.

Конечная бюджетная отчетность РФ, субъектов РФ, муници­пальных образований представляется в Правительство РФ, высший исполнительный орган государственной власти субъектов РФ, ме­стную администрацию.

Отчет об исполнении федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, местного бюджета за первый квартал, полугодие и девять ме­сяцев утверждается соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, ме­стной администрацией и направляется в соответствующий предста­вительный орган и созданный им орган финансового контроля.

Годовые отчеты об исполнении федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, местных бюджетов подлежат утверждению законом (решением) соответствующих представительных органов.

При рассмотрении отчета об исполнении бюджета проводятся внутренняя и внешняя проверка отчетов.

Внутренняя проверка осуществляется исключительно органами Министерства финансов РФ в соответствии с соглашениями, за­ключенными между органом исполнительной власти субъекта Федерации или органом местного самоуправления и Министерством финансов РФ.

Внешняя проверка проводится в обязательном порядке до начала рассмотрения отчета об исполнении бюджета Счетной палатой РФ. Для этого главные администраторы средств феде­рального бюджета представляют годовую бюджетную отчетность в Счетную палату РФ до 1 апреля текущего финансового года, а соответственно Правительство РФ не позднее 15 июня направ­ляет в Счетную палату РФ годовой отчет об исполнении феде­рального бюджета и иные документы. На основании внешней проверки бюджетной отчетности главных администраторов Счетная палата РФ готовит заключение на годовой отчет об ис­полнении федерального бюджета и не позднее 15 сентября те­кущего года представляет его в Государственную Думу и в Пра­вительство РФ.

Отчет об исполнении федерального бюджета представляется Правительством РФ в Государственную Думу РФ одновременно со следующими документами и материалами:

• проектом федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период;

• проектом федерального закона об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год;

• балансом исполнения федерального бюджета;

• отчетом о финансовых результатах деятельности;

• отчетом о движении денежных средств;

• пояснительной запиской;

• отчетами об использовании ассигнований резервных фондов, о предоставлении и погашении бюджетных кредитов, о со­стоянии государственного внешнего и внутреннего долга РФ, об исполнении приложений к федеральному закону о феде­ральном бюджете;

• отчетностью об исполнении консолидированного бюджета РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов за отчетный финансовый год;

• иной отчетностью, предусмотренной бюджетным законода­тельством РФ.

При рассмотрении отчета об исполнении федерального бюджета Государственная Дума РФ заслушивает:

• доклад министра финансов об исполнении федерального бюд­жета;

• доклад председателя Счетной палаты РФ о заключении Счет­ной палаты РФ на годовой отчет об исполнении федерального бюджета.

По предложению председателя Государственной Думы либо по собственной инициативе генеральный прокурор РФ, председатель Конституционного Суда РФ, председатель Высшего Арбитражного Суда РФ, председатель Верховного Суда РФ могут выступить или представить доклады с анализом дел, связанных с бюджетными спо­рами и нарушениями бюджетного законодательства РФ.

По итогам рассмотрения отчета об исполнении федерального бюджета Государственная Дума либо утверждает отчет об исполне­нии федерального бюджета, либо отклоняет его. В первом случае принимается Федеральный закон об исполнении федерального бюджета с указанием общего объема доходов, расходов и дефицита (профицита) федерального бюджета, а также приложениями с ут­вержденными показателями:

• доходов федерального бюджета по кодам классификации до­ходов бюджетов;

• доходов федерального бюджета по кодам видов доходов, под­видов доходов, классификации операций сектора государст­венного управления, относящихся к доходам бюджета;

• расходов федерального бюджета по ведомственной структуре расходов;

• расходов федерального бюджета по разделам, подразделам классификации расходов бюджетов;

• источников финансирования дефицита федерального бюджета по кодам классификации источников финансирования дефи­цитов бюджетов;

• источников финансирования дефицита федерального бюджета по кодам групп, подгрупп, статей, видов источников финан­сирования дефицитов бюджетов классификации операций сектора государственного управления, относящихся к источ­никам финансирования дефицитов бюджетов.

В случае отклонения отчета об исполнении бюджета работа по исполнению бюджета признается неудовлетворительной а поэтому в дальнейшем законодательные (представительный) органы руково­дствуется порядком исполнения процедур, предусмотренным дейст­вующим законодательством.

 

7. Ответственность за нарушение бюджетного законодательства

К числу острейших проблем функционирования бюджетной системы относится проблема повышения ответственности за нару­шения бюджетного законодательства. В Бюджетном кодексе РФ предпринята попытка определить систему мер юридической ответственности за нарушение положений бюджетного законодательства. Речь идет о специальных санкциях, дополняющих действующие ме­ры административного, уголовного, материального характера.

Бюджетный кодекс РФ содержит понятие «нарушение бюджет­ного законодательства», под которым понимается неисполнение либо ненадлежащее исполнение порядка составления и рассмотре­ния проектов бюджетов, утверждения бюджетов, исполнения и кон­троля за исполнением бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. Статья 283 БК РФ дает подробный пере­чень разновидностей бюджетных правонарушений, которые являются основанием для применения мер государственного принуждения:

• неисполнение закона (решения) о бюджете;

• нецелевое использование бюджетных средств;

• неперечисление бюджетных средств их получателям;

• неполное перечисление бюджетных средств их получателям;

• несвоевременное перечисление бюджетных средств их полу­чателям;

• несвоевременное зачисление бюджетных средств на счета их получателей;

• несвоевременное представление отчетов и других сведений, связанных с исполнением бюджета;

• несвоевременное доведение до получателей бюджетных средств уведомлений о бюджетных ассигнованиях;

• несвоевременное доведение до получателей бюджетных средств уведомлений о лимитах бюджетных обязательств;

• несоответствие бюджетной росписи закону (решению) о бюд­жете;

• несоответствие уведомлений о бюджетных ассигнованиях, уведомлений о лимитах бюджетных обязательств утвержден­ным расходам и бюджетной росписи;

• несоблюдение обязательности зачисления доходов бюджетов, доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов и иных поступлений в бюджетную систему Российской Феде­рации;

• несвоевременное исполнение платежных документов на пере­числение средств, подлежащих зачислению на счета бюджета и государственных внебюджетных фондов;

• несвоевременное представление проектов бюджетов и отчетов об исполнении бюджетов;

• отказ подтвердить принятые бюджетные обязательства, кроме оснований, установленных Бюджетным кодексом РФ;

• несвоевременное подтверждение бюджетных обязательств, несвоевременное осуществление платежей по подтвержденным бюджетным обязательствам;

• финансирование расходов, не включенных в бюджетную роспись;

• финансирование расходов в размерах, превышающих их сум­мы, включенные в бюджетную роспись, и утвержденные ли­миты бюджетных обязательств;

• несоблюдение нормативов финансовых затрат на оказание го­сударственных или муниципальных услуг;

• несоблюдение предельных размеров дефицитов бюджетов, го­сударственного или муниципального долга и расходов на об­служивание государственного или муниципального долга, ус­тановленных Бюджетным кодексом РФ;

• открытие счетов бюджета в кредитных организациях при на­личии на соответствующей территории учреждений Банка России, имеющих возможность обслужить счета бюджетов бюджетной системы РФ;

• несоблюдение главным распорядителем средств федерального бюджета, представлявшим в суде интересы Российской Феде­рации, срока направления в Министерство финансов Россий­ской Федерации информации о результатах рассмотрения де­ла в судах;

• несвоевременное или неполное исполнение судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюд­жета бюджетной системы Российской Федерации;

• иные основания в соответствии с Бюджетным кодексом РФ и федеральными законами.

За указанные нарушения предусмотрены следующие меры юри­дической ответственности (ст. 282 БК РФ):

• предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса;

• блокировка расходов;

• изъятие бюджетных средств;

• приостановление операций по счетам в кредитных организа­циях;

• наложение штрафа;

• начисление пеней

• иные меры в соответствии с Бюджетным кодексом и федеральными законами.

Правом применения указанных мер наделены федеральные ор­ганы исполнительной власти (ст. 284 БК РФ). В частности, руково­дители органов исполнительной власти и их территориальных орга­нов имеют право:

• списывать в бесспорном порядке суммы бюджетных средств, выданных на возвратной основе, срок возврата которых истек;

• списывать в бесспорном порядке суммы процентов за пользо­вание средствами федерального бюджета, предоставленными на возвратной основе, срок уплаты которых наступил;

• взыскивать в бесспорном порядке пени за несвоевременный возврат средств федерального бюджета, предоставленных на возвратной основе, просрочку уплаты процентов за пользова­ние бюджетными средствами, предоставленными на возврат­ной основе, в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки;

• списывать в бесспорном порядке суммы предоставленных ими субсидий, субвенций, бюджетных инвестиций, использо­ванных не по целевому назначению их получателями.

Руководители Федеральной службы финансово-бюджетного над­зора и ее территориальных органов:

• принимают решения о списании в бесспорном порядке сумм предоставленных из федерального бюджета субсидий, субвен­ций, бюджетных инвестиций, использованных не по целевому
назначению их получателями;

• выносят руководителям органов исполнительной власти, ор­ганов местного самоуправления и получателям бюджетных средств представления о ненадлежащем исполнении бюджет­ного процесса;

•     привлекают к административной ответственности.

Руководители Федерального казначейства, его территориальных органов имеют право приостанавливать операции по лицевым сче­там, открытым в органах казначейства, и счетам, открытым получа­телям средств федерального бюджета в кредитных организациях.

Примерно аналогичные полномочия в области применения мер принуждения имеют органы, исполняющие бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты.

Рассмотрим некоторые разновидности бюджетных нарушений и предусмотренные за это меры юридической ответственности.

1. Наиболее часто встречается такое нарушение, как нецелевое использование бюджетных средств, выражающееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получе­ния указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения. Нецелевое использование влечет наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целе­вому назначению, а также при наличии состава преступления —уголовные наказания, предусмотренные Уголовным кодексом РФ.

2. Невозврат либо несвоевременный возврат бюджетных средств, полученных на возвратной основе, влечет наложение штрафов на руководителей — получателей бюджетных средств в административ ном порядке, а также изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, полученных на возвратной основе, процентов за пользова­ние бюджетными средствами, взыскание пеней. Невозврат бюджет­ных средств, предоставленных на возвратной основе, влечет сокра­щение или прекращение всех других форм финансовой помощи со­ответствующего бюджета, в том числе предоставление отсрочек и рассрочек по уплате платежей в соответствующий бюджет.

3. Неперечисление либо несвоевременное перечисление процентов за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмезд­ной основе, влечет наложение штрафов в административном порядке и списание в бесспорном порядке указанных процентов, а также взыскание пеней за просрочку уплаты процентов.

4. Допущенное главными распорядителями несоответствие бюд­жетной росписи расходам, утвержденным бюджетом, влечет нало­жение штрафов на руководителей этих органов, а также вынесение предупреждения о ненадяежащем исполнении бюджетного процесса.

5. В случае финансирования расходов, не включенных в бюджетную роспись, виновные руководители государственных органов и муници­палитетов должны быть оштрафованы, а со счетов соответствующих органов изъяты в бесспорном порядке суммы предоставленных бюд­жетных средств. Кроме того, выносится предупреждение о ненадле­жащем исполнении бюджетного процесса, а при наличии состава преступления виновные привлекаются к уголовной ответственности.

6. Финансирование расходов сверх утвержденных лимитов, нару­шение порядка предоставления бюджетных ссуд, бюджетных инве­стиций, государственных или муниципальных гарантий влечет нало­жение штрафов на руководителей соответствующих органов госу­дарственной и муниципальной власти, изъятие со счетов организа­ций в бесспорном порядке сумм предоставленных бюджетных средств, вынесение предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, а при наличии состава преступления — уго­ловные наказания, предусмотренные Уголовным кодексом РФ.

7. Нарушение порядка осуществления государственных или муни­ципальных закупок влечет блокировку соответствующих расходов, наложение штрафов на руководителей государственных органов, органов местного самоуправления и бюджетных учреждений, а так­же вынесение предупреждения о ненадлежащем исполнении бюд­жетного процесса. При выявлении фактов умышленного завышения (занижения) цен в процессе осуществления государственных или муниципальных закупок руководители государственных органов, органов местного самоуправления и бюджетных учреждений при наличии состава преступления привлекаются к ответственности, предусмотренной Уголовным кодексом РФ.

8. Неисполнение запрета на размещение бюджетных средств на банковских депозитах либо передану их в доверительное управление, а также незачисление или несвоевременное зачисление средств, подлежа­щих обязательному зачислению в доходы соответствующих бюджетов влечет наложение штрафов на руководителей государственных и муниципальных органов, изъятие в бесспорном порядке размещен­ных (переданных) бюджетных средств, вынесение предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, а при наличии состава преступления — уголовные наказания, предусмотренные УК РФ.

9. Если по вине кредитных организаций произошло несвоевре­менное исполнение платежных документов на перечисление средств, подлежащих зачислению в бюджеты, то на руководителей этих структур налагается штраф, а с организации взыскиваются пени. Аналогичное взыскание применяется в случае несвоевременного исполнения платежных документов на перечисление бюджетных средств, подлежащих зачислению на лицевые счета их получателей.

10. За несвоевременное совершение платежей по подтвержденным бюджетным обязательствам, безосновательный отказ подтвердить принятые бюджетные обязательства либо несвоевременное подтвер­ждение бюджетных обязательств виновные руководители соответст­вующих органов подвергаются штрафу, а организации выносится предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 185.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...