Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Система органов, обладающих бюджетными полномочиями,




включает в себя финансовые органы, органы денежно-кредитного регулирования и органы государственного (муниципального) фи­нансового контроля, каждый из которых имеет свои задачи и дей­ствует в рамках закрепленных за ним полномочий. Прерогатива оп­ределения финансовых органов отдана Президенту Российской Фе­дерации. Органом денежно-кредитного регулирования является Центральный банк РФ (Банк России), а в качестве органов госу­дарственного или муниципального финансового контроля выступа­ют: Счетная палата Российской Федерации, контрольные и финан­совые органы исполнительной власти и контрольные органы зако­нодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации и представительных органов местного самоуправления. Осуществление отдельных бюджетных полномочий может быть воз­ложено и на иные федеральные органы исполнительной власти в соответствии с российским законодательством.

С целью осуществления собственной бюджетной политики субъекты РФ на основании своего законодательства и законода­тельства Российской Федерации создают свои финансовые органы и органы финансового контроля. Аналогичными полномочиями на своем уровне обладают муниципальные образования, которые с це­лью обслуживания своего бюджета и управления средствами мест­ного бюджета создают муниципальные казначейства и (или) иные финансовые органы (должности) в соответствии с уставом муници­пального образования и законодательством Российской Федерации.

В настоящее время выделяются следующие основные участники бюджетного процесса:

• Президент Российской Федерации;

• высшее должностное лицо субъекта РФ, глава муниципально­го образования;

• законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления (далее — законодательные (представительные) органы);

• исполнительные органы государственной власти (исполнитель­но-распорядительные органы муниципальных образований);

• Центральный банк РФ;

• органы государственного (муниципального) финансового контроля;

• органы управления государственными внебюджетными фондами;

• главные распорядители (распорядители) бюджетных средств;

• главные администраторы (администраторы) доходов бюджета; ;

• главные администраторы (администраторы) источников фи­нансирования дефицита бюджета;

• получатели бюджетных средств.

Кроме этого, в число участников бюджетного процесса могут включаться иные органы и организации, а также кредитные орга­низации, осуществляющие отдельные операции с бюджетными средствами.

В функции законодательных (представительных) органов и пред­ставительных органов местного самоуправления входят:

• рассмотрение и утверждение бюджетов и отчетов об их ис­полнении;

• проведение последующего контроля за исполнением бюджетов;

• формирование и определение правового статуса органов, контролирующих исполнение бюджетов соответствующих уров­ней бюджетной системы Российской Федерации;

• осуществление других полномочий в соответствии с Бюджет­ным кодексом РФ, иными правовыми актами бюджетного за­конодательства Российской Федерации, субъектов РФ, актами органов местного самоуправления.

Аналогичные полномочия законодательные (представительные) органы осуществляют по отношению к государственным внебюд­жетным фондам.

Законодательные органы, за исключением органов местного са­моуправления, совмещающих функции законодательных и испол­нительных органов, не вправе создавать свои резервные фонды и выполнять отдельные функции по исполнению бюджетов.

Органы исполнительной власти и органы муниципальных образований имеют следующие функции в области бюджетного управления:

• составление проекта бюджета;

• внесение проекта бюджета с необходимыми документами и материалами на утверждение законодательного (представи­тельного) органа, представительного органа местного само­управления;

• разработку и утверждение методики распределения и (или) порядка предоставления межбюджетных трансфертов;

• исполнение бюджет и составление бюджетной отчетности;

• управление государственным, муниципальным долгом;

• ведомственный контроль за исполнением бюджета;

• представление отчета об исполнении бюджета на утверждение законодательных (представительных) органов, представитель­ных органов местного самоуправления;

• осуществление других полномочий, определенных Бюджет­ным кодексом и иными правовыми актами бюджетного зако­нодательства Российской Федерации, субъектов РФ, актами представительных органов местного самоуправления.

• По отношению к государственным внебюджетным фондам ор­ганы исполнительной власти имеют схожие полномочия.

В числе государственных органов, обладающих бюджетными полномочиями, главное место занимают финансовые органы. Они составляют проект соответствующего бюджета (проект бюджета и среднесрочного финансового плана), представляют его с необхо­димыми документами и материалами для внесения в представи­тельный орган, организуют исполнение бюджета, устанавливают порядок составления бюджетной отчетности, осуществляют иные бюджетные полномочия, регулирующие бюджетные правоотно­шения.

Финансовые органы или иные уполномоченные органы ежеме­сячно составляют и представляют отчет о кассовом исполнении бюджета. Главную роль здесь играет Федеральное казначейство, осуществляющее бюджетные полномочия по кассовому обслужива­нию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ

Особое место среди участников бюджетного процесса занимает Банк России, который как орган денежно-кредитного регулиро­вания совместно с Правительством РФ разрабатывает и пред­ставляет на рассмотрение Государственной Думы основные на­правления денежно-кредитной политики. Также Банк России осуществляет обслуживание счета бюджетов и выполняет функ­ции генерального агента по государственным ценным бумагам Российской Федерации. Для осуществления операций по предос­тавлению средств бюджета на возвратной основе в качестве уча­стника бюджетного процесса могут также привлекаться кредит­ные организации.

Отдельные операции со средствами бюджетов осуществляют кре­дитные организации. В случае отсутствия учреждений Центрального банка РФ на соответствующей территории или невозможности выпол­нения ими этих функций кредитные организации могут привлекаться на основании агентского соглашения для осуществления операций по предоставлению и возврату бюджетных кредитов.

Органы государственного и муниципального финансового кон­троля, созданные органами законодательной власти соответствующе­го уровня, осуществляют контроль за исполнением соответствующих бюджетов и готовят заключения на годовой отчет об исполнении со­ответствующих бюджетов, проводят экспертизы проектов указанных бюджетов, долгосрочных целевых программ и иных правовых актов бюджетного законодательства Российской Федерации, субъектов РФ, актов органов местного самоуправления. В обязанности органов го­сударственного и муниципального финансового контроля входят предварительный, текущий и последующий контроль за исполнением бюджетов бюджетной системы РФ.

Непосредственными участниками исполнения бюджета являются:

• главный распорядитель бюджетных средств (главный распо­рядитель средств соответствующего бюджета);

• распорядитель бюджетных средств (распорядитель средств со­ответствующего бюджета);

• получатель бюджетных средств (получатель средств соответст­вующего бюджета);

• главный администратор и администратор доходов бюджета,

• главный администратор и администратор источников финан­сирования дефицита бюджета.

Главным распорядителем бюджетных средств является орган го­сударственной власти, орган управления государственным внебюд­жетным фондом, орган местоного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, об­разования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета. Такой распорядитель имеет право рас­пределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обяза­тельств между подведомственными распорядителями и получателя­ми бюджетных средств.

При необходимости Правительство РФ может наделить главного распорядителя полномочиями представлять сторону государства в договорах о предоставлении бюджетных средств на возвратной ос­нове, государственных или муниципальных гарантий, бюджетных инвестиций.

В обязанности главного распорядителя бюджетных средств входят:

1) обеспечение результативности, адресности и целевого харак­тера использования бюджетных средств в соответствии с утвер­жденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджет­ных обязательств;

2) формирование перечня подведомственных ему распорядите­лей и получателей бюджетных средств;

3) ведение реестра расходных обязательств, подлежащих испол­нению в пределах утвержденных ему лимитов бюджетных обяза­тельств и бюджетных ассигнований;

4)    осуществление планирования соответствующих расходов бюджета, составление обоснований бюджетных ассигнований;

5) составление, утверждение и ведение бюджетной росписи, распределение бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обя­зательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполнение соответствующей части бюджета;

6) внесение предложений по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств;

7) внесение предложений по формированию и изменению свод­ной бюджетной росписи;

8) определение порядка утверждения бюджетных смет подведомственных бюджетных учреждений;

9) формирование государственных (муниципальных) заданий;

 

10) обеспечение контроля за соблюдением получателями субвен­ций, межбюджетных субсидий и иных субсидий, определенных на­стоящим Кодексом, условий, установленных при их предоставлении;

11) организация и осуществление ведомственного финансового контроля в сфере своей деятельности;

12) формирование бюджетной отчетности главного распоряди­теля бюджетных средств;

13) осуществление иных бюджетных полномочий.

Главный распорядитель бюджетных средств обязан осуществлять контроль:

• за получателями бюджетных средств в части обеспечения це­левого использования бюджетных средств, своевременного их возврата, представления отчетности, выполнения заданий по предоставлению государственных или муниципальных услуг;

• за использованием бюджетных средств распорядителями бюд­жетных средств, бюджетными учреждениями и другими полу­чателями бюджетных средств, государственными и муници­пальными унитарными предприятиями, которым передана на праве хозяйственного ведения или в оперативное управление собственность соответственно Российской Федерации, субъ­ектов РФ или муниципальных образований.

Непосредственное проведение контроля за использованием бюджетных средств унитарными предприятиями осуществляется по инициативе главного распорядителя бюджетных средств органами государственного финансового контроля. В функции главного рас­порядителя также входят подготовка и представление органу, ответ­ственному за контроль исполнения соответствующего бюджета, сводного отчета об исполнении бюджета по выделенным средствам, сводной сметы доходов и расходов, а также отчета о выполнении задания по предоставлению государственных или муниципальных услуг. Главный распорядитель средств федерального бюджета вы­ступает в суде от имени казны Российской Федерации.

Главным распорядителям подчиняются распорядители бюджет­ных средств. Кним относятся органы государственной власти или органы местного самоуправления, бюджетные учреждения, имею­щие право распределять бюджетные ассигнования илимиты бюд­жетных обязательсвт между подведомственными распорядителями и получателям бюджетных средств. При необходимости распоряди­тель бюджетных средств может быть уполномочен Правительством РФ, органом исполнительной власти субъекта РФ либо органом ме­стного самоуправления представлять соответственно сторону госу дарства, субъекта РФ или муниципального образования в договорах о предоставлении средств федерального бюджета, бюджета субъекта РФ или местного бюджета на возвратной основе, государственных либо муниципальных гарантий и бюджетных инвестиций. В обязанности распорядителя бюджетных средств входят:

• составление бюджетной росписи;

• распределение лимитов бюджетных обязательств по подве­домственным получателям бюджетных средств и направление их в орган, исполняющий бюджет;

• определение задания по предоставлению государственных или муниципальных услуг для получателей бюджетных средств с учетом нормативов финансовых затрат;

• утверждение сметы доходов и расходов подведомственных бюджетных учреждений;

• осуществление контроля за использованием бюджетных средств подведомственными получателями бюджетных средств.

Получателем бюджетных средств является бюджетное учреждение или иная организация, имеющие право на принятие или исполнение бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета. Бюджетное учреждение — это государственное (муниципальное) учреж­дение, финансирование функций которого, в том числе по оказанию услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государствен­ным заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюд­жета на основе бюджетной сметы.

Бюджетные учреждения создаются органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления с целью осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера и фи­нансируются из соответствующего бюджета или бюджета государст­венного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов. Смета доходов и расходов должна включать все доходы бюджетного учреждения, получаемые как из бюджета и государственных вне­бюджетных фондов, так и от осуществления предпринимательской деятельности, в том числе доходы от оказания платных услуг, дру­гие доходы, получаемые от использования государственной или му­ниципальной собственности, закрепленной за бюджетным учрежде­нием на праве оперативного управления, и иной деятельности.

Для обеспечения финансирования своей деятельности бюд­жетное учреждение должно представить бюджетную заявку на оче­редной финансовый год, которая составляется на основе прогно­зируемых объемов предоставления государственных или муници­пальных услуг и установленных нормативов финансовых затрат на их предоставление, а также с учетом исполнения сметы доходов и расходов отчетного периода. Бюджетная заявка подлежит утвержде­нию главным распорядителем либо распорядителем бюджетных средств.

Получатель бюджетных средств имеют следующие права:

• составляет и исполняет бюджетную смету;

• принимает и (или) исполняет бюджетные обязательства;

• обеспечивает результативность, целевой характер использова­ния предусмотренных ему бюджетных ассигнований;

• вносит главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств предложения по изменению бюджетной росписи;

• ведет бюджетный учет либо передает на основании соглаше­ния это полномочие иному государственному (муниципаль­ному) учреждению;

• формирует и представляет бюджетную отчетность получателя бюджетных средств главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств;

• исполняет иные полномочия, установленные Бюджетным Ко­дексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), ре­гулирующими бюджетные правоотношения.

Получатели бюджетных средств обязаны:

• своевременно подавать бюджетные заявки или иные докумен­ты, подтверждающие право на получение бюджетных средств;

• эффективно использовать бюджетные средства в соответствиис их целевым назначением;

• в установленные сроки и в полном объеме возвращать бюд­жетные средства, предоставленные на возвратной основе;

• вносить плату за пользование указанными бюджетными сред­ствами;

• своевременно представлять отчет и иные сведения об исполь­зовании бюджетных средств.

Главный администратор доходов бюджета это определенный законом (решением) о бюджете орган государственной власти, ор­ган местного самоуправления, орган местной администрации, ор­ган управления государственным внебюджетным фондом, Цен­тральный банк РФ, иная организация, имеющие в своем ведении администраторов доходов бюджета и (или) являющиеся админист­раторами доходов бюджета. Он обладает следующими бюджетны­ми полномочиями:

• формирует перечень подведомственных ему администраторов доходов бюджета;

• представляет сведения, необходимые для составления средне­срочного финансового плана и (или) проекта бюджета;

представляет сведения для составления и ведения кассового плана;

• формирует и представляет бюджетную отчетность главного администратора доходов бюджета;

• осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными право­выми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.

Бюджетные полномочия главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы РФ, являющихся федеральными ор­ганами государственной власти, органами управления государст­венными внебюджетными фондами РФ и (или) находящиеся в их ведении бюджетных учреждений, а также Центральным банком РФ осуществляются в порядке, установленном Правительством РФ.

Бюджетные полномочия главных администраторов доходов, яв­ляющихся органами государственной власти субъектов РФ, управ­ления территориальными государственными внебюджетными фон­дами и (или) находящимися в их ведении бюджетными учрежде­ниями, осуществляются в порядке, установленном высшими ис­полнительными органами субъектов РФ.

Бюджетные полномочия главных администраторов доходов, яв­ляющихся органами местного самоуправления и (или) находящи­мися в их ведении бюджетными учреждениями, осуществляются в порядке, установленном местными администрациями.

Администратор доходов бюджета это орган государственной власти, местного самоуправления, местной администрации, управ­ления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк РФ, бюджетное учреждение, осуществляющие контроль за правиль­ностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начис­ление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) из­лишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним. Он имеет следующие бюджетные полномочии:

• осуществляет начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним;

• осуществляет взыскание задолженности по платежам в бюд­жет, пеней и штрафов;

• принимает решение о возврате излишне уплаченных (взы­сканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также про­центов за несвоевременное осуществление возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и пред­ставляет поручение в орган Федерального казначейства РФ для осуществления возврата;

• принимает решение о зачете (уточнении) платежей в бюдже­ты бюджетной системы РФ и представляет уведомление в ор­ган Федерального казначейства РФ;

• формирует и представляет главному администратору доходов бюджета сведения и бюджетную отчетность, необходимые для осуществления полномочий соответствующего главного администратора доходов бюджета;

• осуществляет иные бюджетные полномочия, регулирующие бюджетные правоотношения.

Бюджетные полномочия администраторов доходов бюджета осуществляются в порядке, установленном законодательством РФ, а также в соответствии с доведенными до них главными администра­торами доходов бюджета, в ведении которых они находятся, право­выми актами, наделяющих их полномочиями администратора дохо­дов бюджета.

Главный администратор источников финансирования дефицита бюджета — определенный законом (решением) о бюджете орган государственной власти, местного самоуправления, местной адми­нистрации, управления государственным внебюджетным фондом, иная организация, имеющие в своем ведении администраторов ис­точников финансирования дефицита бюджета и (или) являющиеся администраторами источников финансирования дефицита бюджета; Он обладает следующими бюджетными полномочиями:

• формирует перечни подведомственных ему администраторов источников финансирования дефицита бюджета;

• осуществляет планирование (прогнозирование) поступлений и выплат по источникам финансирования дефицита бюджета;

• обеспечивает адресность и целевой характер использования выделенных в его распоряжение ассигнований, предназна­ченных для погашения источников финансирования дефици­та бюджета;

• распределяет бюджетные ассигнования по подведомственным администраторам источников финансирования дефицита бюджета и исполняет соответствующую часть бюджета;

• организует и осуществляет ведомственный финансовый кон­троль в сфере своей деятельности;

• формирует бюджетную отчетность главного администратора источников финансирования дефицита бюджета.

Администратором источников финансирования дефицита бюд­жета является орган государственной власти, местного самоуправ­ления, орган местной администрации, управления государственным внебюджетным фондом, иная организация, имеющие право осуществлять операции с источниками финансирования дефицита бюд­жета. Он наделен следующими бюджетными полномочиями:

• осуществляет планирование (прогнозирование) поступлений и выплат по источникам финансирования дефицита бюджета;

• осуществляет контроль за полнотой и своевременностью по­ступления в бюджет источников финансирования дефицита бюджета;

• обеспечивает поступления в бюджет и выплаты из бюджета по источникам финансирования дефицита бюджета;

• формирует и представляет бюджетную отчетность;

• в случае и порядке, установленных соответствующим главным администратором источников финансирования дефицита бюджета, осуществляет отдельные бюджетные полномочия главного администратора источников финансирования дефи­цита бюджета, в ведении которого находится;

• осуществляет иные бюджетные полномочия, регулирующие бюджетные правоотношения.

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации каждый участник бюджетного процесса обладает определенными полномочиями на своем уровне. В число участников бюджетного процесса, обладающих бюджетными полномочиями на федеральном уровне, входят: Президент Российской Федерации; обе палаты Фе­дерального Собрания Российской Федерации; Правительство Рос­сийской Федерации; Минфин России; Федеральное казначейство; Центральный Банк России; Счетная палата Российской Федерации; Федеральная служба финансово-бюджетного надзора; органы управления государственными внебюджетными фондами РФ; глав­ные распорядители, распорядители и получатели средств федераль­ного бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ; главные администраторы (администраторы) доходов федераль­ного бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ, главные администраторы (администраторы) источников фи­нансирования дефицита федерального бюджета, бюджетов государ­ственных внебюджетных фондов РФ, главные распорядители и распорядители бюджетных средств и иные органы, на которые воз­ложены бюджетные, налоговые и иные полномочия.

Среди участников бюджетного процесса особое место занимает Министерство финансов РФ. В соответствии с Положением о Ми­нистерстве финансов Российской Федерации это федеральный ор­ган исполнительной власти, обеспечивающий проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в стране и координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. В числе задач, поставленных перед Минфином, особо следует выделить совершенствование отечест­венной бюджетной системы, разработку и реализацию единой бюд­жетной политики, разработку проекта и обеспечение исполнения в установленном порядке федерального бюджета, а также составление отчета о его исполнении и т.д.

Согласно Бюджетному кодексу РФ Минфин России обладает достаточно широкими бюджетными полномочиями. В частности, в его функции входят:

• принятие нормативных актов в установленной сфере деятельности;

• составление проекта федерального бюджета и принятие уча­стие в разработке проектов бюджетов государственных вне­бюджетных фондов РФ;

• осуществление методологического руководства в области со­ставления и исполнения бюджетов бюджетной системы РФ;

• разработка и представление в Правительство РФ основных направлений бюджетной и налоговой политики;

• разработка прогноза основных параметров бюджетов бюджет­ ной системы РФ;

• разработка программы государственных внутренних заимст­вований РФ, провение государственной регистрации условий эмиссии и обращения государственных ценных бумаг субъек­тов РФ и муниципальных ценных бумаг;

• осуществление сотрудничества с международными финансо­выми организациями;

• разработка программы государственных внешних заимство­ваний РФ и программы государственных гарантий РФ в ино­странной валюте и в валюте РФ;

• управление государственным долгом и государственными фи­нансовыми активами РФ;

• исполнение федерального бюджета;

• установление порядка составления и ведения бюджетных смет федеральных бюджетных учреждений; порядка ведения свод­ного реестра главных распорядителей, распорядителей и по­лучателей средств федерального бюджета, главных админист­раторов и администраторов доходов федерального бюджета, главных администраторов и администраторов источников фи­нансирования дефицита федерального бюджета;

• составление и ведение сводной бюджетной росписи феде­рального бюджета казначейство;

• установление единой методологии бюджетной классификации РФ и бюджетной отчетности;

• установление порядка составления бюджетной отчетности, плана счетов бюджетного учета и единой методологии бюд­жетного учета.

При этом руководителю Министерства финансов РФ — министру — представляются исключительные полномочия:

• утверждать сводную бюджетную роспись федерального бюджета;

• вносить изменения в сводную бюджетную роспись федерального бюджета;

• утверждать лимиты бюджетных обязательств для главных рас­порядителей средств федерального бюджета;

• вносить изменения в лимиты бюджетных обязательств;

• давать разрешение на предоставление бюджетных кредитов из федерального бюджета;

Министр финансов имеет право запретить главным распоряди­телям средств федерального бюджета изменять целевое назначение бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств, назначить в федеральные органы исполнительной власти и бюд­жетные учреждения уполномоченных по федеральному бюджету при установлении случаев нецелевого использования бюджетных средств, запретить получателю средств федерального бюджета осу­ществление отдельных расходов, выносить главным распорядителям средств федерального бюджета и органам управления государствен­ными внебюджетными фондами РФ обязательные для исполнения предписания о ненадлежащем исполнении бюджета.

Значительные бюджетные полномочии предоставляются Феде­ральному казначейству, которое:

• производит распределение доходов от налогов, сборов и иных поступлений с учетом возвратов излишне уплаченных или из­лишне взысканных сумм, а также сумм процентов за несвое­временное осуществление такого возврата и процентов, на­численных на излишне взысканные суммы, между бюджетами бюджетной системы РФ, и их перечисление на единые счета соответствующих бюджетов;

• перечисляет средства, необходимые для осуществления воз­врата (зачета) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм платежей, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, с единых счетов соответствую­щих бюджетов на счета Федерального казначейства, предна­значенные для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы РФ;

• открывает в Центральном банке РФ и кредитных организаци­ях счета по учету средств бюджетов бюджетной системы РФ;

• направляет в учреждения Центрального банка РФ и кредит­ные организации представления о приостановлении операций в валюте РФ;

• осуществляет управление операциями со средствами на едином счете федерального бюджета в установленном им порядке;

• устанавливает порядок кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы РФ;

• осуществляет открытие и ведение лицевых счетов;

• ведет сводный реестр главных администраторов и админист­раторов доходов федерального бюджета, главных администра­торов и администраторов источников финансирования дефи­цита федерального бюджета, главных распорядителей, распо­рядителей и получателей средств федерального бюджета;

• доводит до главных распорядителей средств федерального бюджета представленные Министерством финансов РФ бюд­жетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств;

• осуществляет составление и ведение кассового плана испол­нения федерального бюджета;

• доводит до главных администраторов источников финансиро­вания дефицита федерального бюджета представленные Ми­нистерством финансов РФ бюджетные ассигнования;

• доводит до распорядителей и получателей средств федераль­ного бюджета распределенные главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств;

• доводит до администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета распределенные главным администратором источников финансирования дефицита фе­дерального бюджета бюджетные ассигнования;

• ведет учет операций по кассовому исполнению федерального бюджета, составляет и представляет в Министерство финан­сов РФ информацию и отчет о кассовом исполнении феде­рального бюджета;

• составляет и представляет в Министерство финансов РФ от­чет об исполнении консолидированного бюджета РФ и бюд­жетов государственных внебюджетных фондов;

• осуществляет иные бюджетные полномочия.

Счетная палата Российской Федерации представляет собой по­стоянно действующий орган финансового контроля, образуемый Федеральным Собранием Российской Федерации и подотчетный ему. Счетная палата Российской Федерации является самостоятель­ным юридическим лицом. В ее функции входит контроль за испол­нением федерального бюджета на основе принципов законности, объективности, независимости и гласности. Она занимается орга­низацией и осуществлением контроля за своевременным исполне­нием доходных и расходных статей федерального бюджета и бюд жетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению.

Счетная палата Российской Федерации проводит финансовую экспертизу проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, пре­дусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федераль­ного бюджета, или влияющих на формирование и исполнение фе­дерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фон­дов, а также обеспечивает контроль за законностью и своевремен­ностью движения средств федерального бюджета и средств феде­ральных внебюджетных фондов в Центральном банке РФ, уполно­моченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях Рос­сийской Федерации.

В ведение Счетной палаты Российской Федерации входят:

• определение эффективности и целесообразности расходов го­сударственных средств и использования федеральной собст­венности;

• оценка обоснованности доходных и расходных статей проек­тов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюд­жетных фондов;

• анализ выявленных отклонений от установленных показате­лей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюд­жетных фондов и подготовка предложений, направленных наих устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом.

По итогам проводимых контрольных мероприятий Счетная па­лата РФ регулярно представляет отчет обеим палатам Федерального Собрания, который также включает информацию о ходе исполне­ния федерального бюджета.

Контрольные полномочия Счетной палаты РФ распространяют­ся на все государственные органы (в том числе их аппараты) и уч­реждения в Российской Федерации, на федеральные внебюджетные фонды. Счетная палата РФ контролирует также органы местного самоуправления, предприятия, организации, банки, страховые ком­пании и другие финансово-кредитные учреждения, их союзы, ассо­циации и иные объединения вне зависимости от видов и форм соб­ственности, если они получают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета или используют федеральную собствен­ность либо управляют ею, а также имеют предоставленные феде­ральным законодательством и федеральными органами государст­венной власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимуще­ства. На деятельность общественных объединений, негосударствен­ных фондов и иных негосударственных некоммерческих организаций контрольные полномочия Счетной палаты РФ распространя­ются в части, связанной с получением, перечислением или исполь­зованием ими средств федерального бюджета, использованием фе­деральной собственности и управлением ею, а также в части пре­доставленных федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговых, таможенных и иных льгот и преимуществ.

Кассовое исполнение бюджета предполагает участие в бюджет­ном процессе Банка России и уполномоченных кредитных организа­ций, в первую очередь с целью обеспечения платежей и расчетов, связанных с кассовым исполнением бюджета. Банк России осуще­ствляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которых возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов. За исключением случаев, непосредственно предусмотренных Федеральным законом о бюджете, Банк России не имеет права предоставлять кредиты Правительству РФ для финансирования дефицита федерального бюджета и покупать государственные ценные бумаги при их пер­вичном размещении.

Банк России также не вправе предоставлять кредиты для фи­нансирования дефицитов бюджетов государственных внебюджет­ных фондов, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. В функции Банка России входит обеспечение хранения средств фе­дерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов. Банк России не взимает комиссионного вознаграждения за осуществление операций со средствами федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, а также операций по обслуживанию государственного долга РФ и с золо­товалютными резервами.

В условиях неплатежеспособности и угрозы банкротства отдель­ных субъектов РФ и муниципальных образований создается времен­ная финансовая администрация. Она представляет собой федераль­ный орган исполнительной власти (исполнительный орган государ­ственной власти субъекта РФ), уполномоченный Правительством РФ (высшим исполнительным органом субъекта РФ): подготавли­вать и осуществлять меры по восстановлению платежеспособности субъекта РФ (муниципального образования); оказывать содействие федеральным органам государственной власти (органам государст­венной власти субъектов РФ) в осуществлении отдельных бюджет­ных полномочий органов государственной власти субъектов РФ (местного самоуправления); осуществлять и (или) контролировать  осуществление отдельных бюджетных полномочий исполнительных органов государственной власти субъектов РФ (местной админист­рации).

Временная финансовая администрация в субъекте РФ (муници­пальном образовании) вводится на срок до одного года решением арбитражного суда при осуществлении производства по делу о вос­становлении платежеспособности субъекта РФ (муниципального образования).

Введение в субъекте РФ временной финансовой администра­ции принимается в том случае, если на данный момент просро­ченная задолженность по исполнению долговых обязательств пре­вышает 30% объема собственных доходов бюджета субъекта РФ в последнем отчетном финансовом году при условии выполнения бюджетных обязательств федерального бюджета перед бюджетом субъекта РФ.

Решение о введении в муниципальном образовании временной финансовой администрации принимается тогда, когда просрочен­ная задолженность по исполнению долговых обязательств превы­шает 30% объема собственных доходов местного бюджета в послед­нем отчетном году при условии выполнения бюджетных обяза­тельств федерального бюджета и бюджета субъекта РФ перед бюд­жетом муниципального образования.

При этом под просроченной задолженностью по исполнению бюд­жетных обязательств субъекта РФ (муниципального образования) понимаются не исполненные в установленный срок бюджетные обязательства субъекта РФ (муниципального образования).

Временная финансовая администрация, введенная в субъекте РФ (муниципальном образовании), осуществляет следующие полномочия:

• организует проведение проверки бюджета субъекта РФ (мест­ного бюджета);

• организует учет просроченной задолженности по исполнению долговых и (или) бюджетных обязательств субъекта РФ (му­ниципального образования);

• разрабатывает проект плана восстановления платежеспособ­ности субъекта РФ (муниципального образования);

• разрабатывает и представляет в органы государственной вла­сти субъекта РФ (органы местного самоуправления) проекты нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта РФ (муниципальных правовых актов муниципаль­ных образований),

• если подготовленный временной финансовой администраци­ей проект закона субъекта РФ (муниципального правового акта) о внесении изменений в закон (решение) о соответст­вующем бюджете либо проект закона (решения) о соответствующем бюджете не принят в течение одного месяца либо принят с внесением изменений, не согласованных с главой временной финансовой администрации, представляет в Пра­вительство РФ (высший исполнительный орган субъекта РФ) соответствующие проекты бюджетов для внесения в Государ­ственную Думу (орган законодательной власти субъекта РФ) и утверждения федеральным законом (законом субъекта РФ);

• если представленные временной финансовой администрацией проекты нормативных правовых актов исполнительных орга­нов государственной власти субъекта РФ (муниципальных правовых актов) не приняты в течение 15 дней или приняты в редакции, не согласованной с главой временной финансовой администрации, принимает указанные проекты нормативных правовых актов (муниципальных правовых актов местной ад­министрации муниципальных образований);

• осуществляет контроль за исполнением бюджета субъекта РФ (местного бюджета) и плана восстановления платежеспособ­ности субъекта РФ (муниципального образования);

• осуществляет иные полномочия.

Проект плана восстановления платежеспособности субъекта РФ (муниципального образования) разрабатывается временной финан­совой администрацией в течение двух месяцев и включает:

• срок действия плана, не превышающий пяти лет;

• долю собственных доходов бюджета субъекта РФ (муници­пального образования), ежегодно направляемую на исполне­ние просроченных долговых и (или) бюджетных обязательств субъекта РФ (муниципального образования), не превышаю­щую 15%;

• объемы и условия привлечения заемных средств на рефинан­сирование государственного долга субъекта РФ (муниципаль­ного долга);

• график исполнения просроченных долговых и (или) бюджет­ных обязательств субъекта РФ (муниципального образования);

• меры по оздоровлению государственных финансов субъекта РФ (муниципальных финансов муниципального образова­ния), включая перечень необходимых для их реализации нор­мативных правовых актов.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 223.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...