Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Порядок рассмотрения и утверждения проекта бюджета




Правительство РФ обязано внести на рассмотрение Государствен­ной Думы проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период не позднее 26 августа текущего года. Проект федерального закона о федеральном бюджете уточняет показатели утвержденного федерального бюджета планового периода и утверждает показатели второго года планового периода со­ставляемого бюджета. Уточнение параметров планового периода ут­верждаемого федерального бюджета предусматривает:

• утверждение уточнений показателей, являющихся предметом рассмотрения проекта федерального закона о федеральном бюджете в первом и во втором чтениях;

• утверждение увеличения или сокращения утвержденных пока­зателей ведомственной структуры расходов федерального бюджета либо включение в нее бюджетных ассигнований по дополнительным целевым статьям и (или) видам расходов федерального бюджета.

К проекту закона прилагаются следующие документы,

• основные направления бюджетной и налоговой политики;

• предварительные итоги социально-экономического развития РФ за истекший период текущего финансового года и ожи­даемые итоги социально-экономического развития РФ за те­кущий финансовый год;

• прогноз социально-экономического развития РФ на очеред­ной финансовый год и плановый период;

• оценка ожидаемого исполнения федерального бюджета за те­кущий финансовый год;

• прогноз основных параметров бюджетной системы РФ, в том числе консолидированного бюджета РФ на очередной финан­совый год и плановый период;

• пояснительная записка к проекту федерального закона о феде­ральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период;

расчеты по статьям классификации доходов федерального бюджета и источников финансирования дефицита федерально­го бюджета на очередной финансовый год и плановый период;

• реестр расходных обязательств;

• перечень публичных нормативных обязательств и расчеты по ним на очередной финансовый год и плановый период;

• методики и расчеты распределения межбюджетных трансфер­тов между субъектами РФ в очередном финансовом году и плановом периоде;

• основные показатели государственного оборонного заказа;

• отчеты о реализации долгосрочных целевых программ;

• федеральная адресная инвестиционная программа;

• верхний предел государственного внешнего долга РФ по со­стоянию на конец очередного финансового года и каждого года планового периода по видам долговых обязательств и с разбивкой по отдельным государствам;

• верхний предел и проект структуры государственного внут­реннего долга РФ по состоянию на конец очередного финан­сового года и каждого года планового периода;

• проект программы предоставления государственных финансо­вых и государственных экспортных кредитов на очередной финансовый год и плановый период;

• проекты программ государственных внутренних и внешних заимствований РФ на очередной финансовый год и плановый период;

• сведения о размере и структуре долга иностранных государств перед Российской Федерацией по состоянию на конец отчет­ного финансового года по видам долговых обязательств и за­емщикам;

• верхний предел предоставления государственных гарантий РФ третьим лицам на привлечение внешних заимствований с разбивкой по годам, за исключением целевых иностранных
кредитов, на конец очередного финансового года и каждого года планового периода;

• проекты программ государственных гарантий РФ в иностран­ной валюте и в валюте РФ на очередной финансовый год и плановый период;

• предложения по минимальному размеру оплаты труда, разме­ру стипендий, а также предложениями о порядке индексации заработной платы работников федеральных бюджетных учре­ждений, денежного содержания (денежного довольствия) фе­деральных государственных служащих в очередном финансо­вом году и плановом периоде;

•     расчеты прогнозируемого использования нефтегазовых доходов федерального бюджета, средств Резервного фонда и Фонда бу­дущих поколений, прогнозируемого объема средств Резервного фонда и Фонда будущих поколений на начало и конец очеред­ного финансового года и каждого года планового периода.

Одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете Правительство РФ вносит в Государственную Думу проек­ты федеральных законов:

- 1) об утверждении отчетов об исполнении федерального бюдже­та и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ в отчет­ном финансовом году;

2) о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ на очередной финансовый год и плановый период;

3) о страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболе­ваний на очередной финансовый год и плановый период.

Если общий объем расходов недостаточен для финансового обеспечения расходных обязательств РФ, Правительство РФ вно­сит в Государственную Думу проекты федеральных законов об из­менении сроков вступления в силу (приостановления действия) в очередном финансовом году и плановом периоде отдельных поло­жений федеральных законов, не обеспеченных источниками фи­нансирования.

Центральный банк РФ до 26 августа текущего года представляет в Государственную Думу проект основных направлений единой го­сударственной денежно-кредитной политики на очередной финан­совый год и плановый период. Предварительно указанный проект направляется Президенту РФ и в Правительство РФ.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федера­ции, орган местного самоуправления вносят проект закона (по­становления о бюджете на очередной финансовый год на рассмот­рение законодательного (представительного) органа субъекта РФ, представительного органа местного самоуправления в срок, опре­деленный для:

• бюджета субъекта Российской Федерации — законом этого субъекта;

• местного бюджета — правовыми актами органа местного са­моуправления.

Порядок рассмотрения проекта закона (постановления) о бюд­жете и его утверждения определяется: для федерального бюджета — Бюджетным кодексом РФ; для бюджета субъекта Российской Феде­рации — законом субъекта Российской Федерации; для местного бюджета — правовыми актами органа местного самоуправления в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ. Этими же актами устанавливается перечень документов и материалов, прила­гаемых к проекту закона о бюджете.

Как правило, сроки внесения проектов бюджетов субъектов Фе­дерации и местного бюджета устанавливаются более поздние по сравнению с проектом закона о федеральном бюджете. Однако по­рядок рассмотрения проекта акта о бюджете и его утверждения должен обеспечивать рассмотрение и утверждение указанного про­екта закона (решения) до начала очередного финансового года.

Согласно ст. 194 БК РФ внесенный в Государственную Думу проект федерального закона о федеральном бюджете направляется в комитет Государственной Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам (комитет по бюджету) для подготовки заключения о со­ответствии представленных документов и материалов требованиям ст. 192 БК РФ. В случае соблюдения установленной процедуры проект федерального закона о федеральном бюджете в течение трех дней направляется в Совет Федерации, комитетам Государственной Думы РФ, другим субъектам права законодательной инициативы для внесения замечаний и предложений, а также в Счетную палату РФ на заключение.

Совет Государственной Думы РФ определяет комитеты Думы, ответственные за рассмотрение отдельных разделов и подразделов федерального бюджета (профильные комитеты) (ст. 195 БК РФ).

Государственная Дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в трех чтениях.

1. Рассмотрение проекта федерального закона о федеральном бюджете в первом чтении (30 дней). При этом обсуждаются кон­цепция и прогноз социально-экономического развития РФ, в том числе указываемые в федеральном законе о федеральном бюджете прогнозируемый объем валового внутреннего продукта и уровень инфляции. Предметом рассмотрения являются основные характе­ристики федерального бюджета, к которым относятся:

• прогнозируемый общий объем доходов с выделением прогнози­руемого объема нефтегазовых доходов федерального бюджета;

• приложение к федеральному закону о федеральном бюджете, устанавливающее нормативы распределения доходов между бюджетами бюджетной системы РФ в том случае, если они не утверждены Бюджетным Кодексом;

• общий объем расходов в очередном финансовом году и пла­новом периоде;

• условно утверждаемые расходы в объеме не менее 2,5% об­щего объема расходов федерального бюджета на первый год планового периода и не менее 5% общего объема расходов федерального бюджета на второй год планового периода;

• объем нефтегазового трансферта;

• верхний предел государственного внутреннего и внешнего дол­га РФ на конец очередного финансового года и каждого года планового периода;

• нормативная величина Резервного фонда в очередном финан­совом году и плановом периоде;

• дефицит (профицит) федерального бюджета.

При утверждении основных характеристик федерального бюд­жета указываются прогнозируемый в соответствующем финансовом году объем валового внутреннего продукта и уровень инфляции (декабрь к декабрю предыдущего года).

При подготовке к рассмотрению в первом чтении проекта фе­дерального закона о федеральном бюджете комитеты Государст­венной Думы в течение 15 дней со дня внесения законопроекта готовят и направляют в Комитет по бюджету свои заключения по проекту бюджета и предложения о принятии или отклонении представленного законопроекта, а также предложения и рекомен­дации по предмету первого чтения. На основании заключений ко­митетов и других субъектов права законодательной инициативы Комитет по бюджету готовит свое заключение по указанному за­конопроекту, а также проект постановления Государственной Ду­мы о принятии (или отклонении) в первом чтении проекта феде­рального закона о федеральном бюджете на очередной финансо­вый год и плановый период и об основных характеристиках феде­рального бюджета и представляет их на рассмотрение Государст­венной Думе.

При рассмотрении проекта в первом чтении Государственная Дума заслушивает доклад Правительства РФ, содоклады Комите­та по бюджету и второго профильного комитета, а также доклад Председателя Счетной палаты РФ и принимает решение о при­нятии или отклонении указанного законопроекта. В случае при­нятия Государственной Думой законопроекта в первом чтении утверждаются основные характеристики федерального бюджета (ст. 199 БК РФ).

При утверждении основных характеристик федерального бюд­жета Государственная Дума не имеет права увеличивать доходы и дефицит федерального бюджета, если на эти изменения отсутствует положительное заключение Правительства РФ.

В случае отклонения в первом чтении проекта федерального за­кона о федеральном бюджете Государственная Дума вправе:

•     передать законопроект для уточнения основных характери­стик федерального бюджета в согласительную комиссию, сформированную из представителей Государственной Думы, Совета Федерации и Правительства РФ, для разработки со гласованного варианта основных характеристик федерального бюджета;

• вернуть законопроект в Правительство РФ на доработку;

• поставить вопрос о доверии Правительству РФ.

Практика работы над проектами бюджетов последних лет показыва­ет, что в случае отклонения бюджета в первом чтении депутаты Госу­дарственной Думы предпочитают передавать проект бюджета в согласи­тельную комиссию. Это позволяет обеспечить согласованную позицию законодательной и исполнительной власти. Решение согласительной комиссии принимается раздельным голосованием членов согласитель­ной комиссии от Государственной Думы, Совета Федерации и Прави­тельства РФ. Решение считается принятым стороной, если за него про­голосовало большинство присутствующих на заседании согласительной комиссии представителей данной стороны. Результаты голосования ка­ждой стороны принимаются за один голос. Решение считается согласо­ванным, если его поддержали все три стороны (ст. 203 БК РФ).

По итогам рассмотрения в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете принимается постановление Госу­дарственной Думы о принятии в первом чтении проекта федераль­ного закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период и об основных характеристиках федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.

Если Государственная Дума не принимает решения по основ­ным характеристикам федерального бюджета по итогам работы со­гласительной комиссии, проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период счита­ется повторно отклоненным в первом чтении.

При повторном отклонении в первом чтении проекта федераль­ного закона о федеральном бюджете Государственная Дума не имеет права повторно направить указанный законопроект в согласитель­ную комиссию или вернуть его в Правительство РФ. Повторное от­клонение проекта возможно лишь в случае, если Государственная Дума ставит вопрос о доверии Правительству РФ.

При отклонении в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете и возвращении его на доработку в Правительст­во РФ Правительство РФ в течение 20 дней дорабатывает законопро­ект с учетом предложений и рекомендаций, а затем вносит его на по­вторное рассмотрение Государственной Думы в первом чтении.

В случае отставки Правительства РФ в связи с отклонением проекта федерального закона о федеральном бюджете вновь сфор­мированное Правительство РФ представляет новый вариант проек­та федерального закона о федеральном бюджете на очередной фи­нансовый год и плановый период не позднее 30 дней после сфор­мирования.

2. Рассмотрение проекта федерального закона о федеральном бюджете во втором чтении. Государственная Дума рассматривает в течение его 35 дней со дня его принятия в первом чтении и утвер­ждает:

• приложение к федеральному закону, устанавливающее пере­чень главных администраторов доходов федерального бюджета;

• приложение к федеральному закону, устанавливающее пере­чень главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета;

• бюджетные ассигнования (за исключением утвержденных в первом чтении условно утверждаемых (утвержденных) расхо­дов) по разделам, подразделам, целевым статьям и видам рас­ходов классификации расходов федерального бюджета в пре­делах общего объема расходов федерального бюджета, утвер­жденных в первом чтении;

• приложение к федеральному закону, устанавливающее распре­деление между субъектами РФ межбюджетных трансфертов;

• программа предоставления государственных финансовых и государственных экспортных кредитов;

• программа государственных внутренних заимствований РФ;

• программа государственных внешних заимствований РФ;

• программы государственных гарантий РФ в валюте РФ и в иностранной валюте;

• приложение к федеральному закону по долгосрочным целе­вым программам с указанием бюджетных ассигнований, направленных на финансовое обеспечение указанных про­грамм;

• текстовые статьи проекта федерального закона о федеральном бюджете.

Поступающие от субъектов права законодательной инициативы поправки по предмету второго чтения рассматриваются в Комитете по бюджету и соответствующем профильном комитете.

Поправки субъектов права законодательной инициативы, преду­сматривающие изменение бюджетных ассигнований на реализацию федеральных целевых программ и бюджетных инвестиций в объекты государственной собственности РФ, включение в проект федерального бюджета бюджетных ассигнований на реализацию федеральных целе­вых программ и бюджетных инвестиций в объекты государственной собственности РФ, не предусмотренных указанным проектом, изме­нение объема межбюджетных трансфертов бюджетам отдельных субъ­ектов РФ (муниципальных образований), предоставление средств фе­дерального бюджета конкретным юридическим лицам, рассматрива­ются только после заключения Правительства РФ.

3. Рассмотрение проекта федерального закона о федеральном бюджете в третьем чтении. Государственная Дума рассматривает его в течение 15 дней со дня принятия указанного законопроекта во втором чтении (ст. 207 БК РФ). При этом утверждаются ведом­ственная структура расходов федерального бюджета на очередной финансовый год и ведомственная структура расходов федерально­го бюджета на первый и второй годы планового периода в соот­ветствии с п. 2 ст. 192 БК, а затем законопроект выносится на го­лосование в целом.

Принятый Государственной Думой федеральный бюджет в те­чение пяти дней со дня принятия передается на рассмотрение в Совет Федерации, который рассматривает его в течение 14 дней со дня представления Государственной Думой РФ.

Одобренный Советом Федерации бюджет в течение пяти дней со дня одобрения направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.

При отклонении федерального закона о федеральном бюджете Советом Федерации он передается для преодоления возникших раз­ногласий в согласительную комиссию. Согласительная комиссия в течение 10 дней выносит на повторное рассмотрение Государствен­ной Думы согласованный ФЗ о федеральном бюджете.

Государственная Дума повторно рассматривает федерального за­кона о федеральном бюджете в одном чтении и передает принятый федерального закона о федеральном бюджете в Совет Федерации. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Феде­рации федерального закона о федеральном бюджете считается при­нятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей общего числа депутатов Государственной Думы.

При отклонении Президентом закона о бюджете он передается для устранения разногласий в согласительную комиссию с участием представителя Президента, а затем в Государственную Думу РФ, где рассматривается согласно ст. 208 БК РФ.

В Бюджетном кодексе особое внимание уделено процедурам внесения изменений в закон о федеральном бюджете.

Правительство РФ разрабатывает и представляет в Государст­венную Думу проекты федеральных законов о внесении изменений в федерального закона о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период. Одновременно с проектом указанного фе­дерального закона представляются следующие документы и мате­риалы:

• ожидаемые итоги социально-экономического развития в те­кущем финансовом году и уточненный прогноз социально-экономического развития в плановом периоде;

• сведения об исполнении федерального бюджета за истекший отчетный период текущего финансового года;

• оценка ожидаемого исполнения федерального бюджета в те­кущем финансовом году;

• пояснительная записка с обоснованием предлагаемых изме­нений в федерального закона о федеральном бюджете на те­кущий финансовый год и плановый период.

Субъекты права законодательной инициативы могут вносить проекты федеральных законов о внесении изменений в федерально­го закона о федеральном бюджете в части, изменяющей основные характеристики и ведомственную структуру расходов федерального бюджета в текущем финансовом году, в случае превышения утвер­жденного ФЗ о федеральном бюджете общего объема доходов без учета нефтегазовых доходов федерального бюджета и доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда будущих поко­лений более чем на 10% при условии, что Правительство РФ не внесло в Государственную Думу соответствующий законопроект в течение 10 дней со дня рассмотрения Государственной Думой отче­та об исполнении федерального бюджета за период, в котором по­лучено указанное превышение.

Проект федерального закона о внесении изменений в федерально­го закона о федеральном бюджете рассматривается Государственной Думой во внеочередном порядке в течение 25 дней в трех чтениях.

Первое чтение проекта федерального закона должно состояться не позднее пяти дней со дня внесения указанного законопроекта в Го­сударственную Думу. При рассмотрении законопроекта в первом чтении заслушиваются доклады Правительства РФ и Счетной пала­ты РФ о состоянии поступлений доходов и средств от заимствова­ний в федеральный бюджет и утверждаются изменения основных характеристик федерального бюджета.

При этом увеличение общего объема доходов федерального бюд­жета (за исключением нефтегазовых доходов федерального бюджета и доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда бу­дущих поколений) относится на:

• сокращение возможного дефицита федерального бюджета;

• соответствующее увеличение расходов.

При сокращении объема доходов федерального бюджета умень­шаются условно утвержденные расходы.

Второе чтение проекта федерального закона должно состояться не позднее чем через 15 дней со дня принятия законопроекта в первом чтении. Во втором чтении утверждаются изменения положений и показателей, бюджета.

Третье чтение проекта федерального закона происходит не позднее чем через пять дней со дня принятия законопроекта во втором чте­нии. В третьем чтении утверждаются изменения ведомственной структуры расходов федерального бюджета и законопроект выносит­ся на голосование в целом.

Принятый Государственной Думой федерального закона о вне­сении изменений в федерального закона о федеральном бюджете рассматривается Советом Федерации в течение пяти дней. При от­клонении его Советом Федерации федерального закона осуществля­ются согласительные процедуры в соответствии с основным поряд­ком рассмотрения проекта бюджета.


Исполнение бюджета

Исполнение бюджетов важнейший элемент бюджетного про­цесса, который заключается в обеспечении полного и своевременно­го поступления в бюджет доходов, предусмотренных в законе о бюд­жете, а также в своевременном и бесперебойном финансировании запланированных расходов и источников финансирования дефицита.

В Российской Федерации действует казначейская система испол­нения бюджетов. Счета федерального бюджета закрываются и от­крываются Федеральным казначейством. Единый счет Федерально­го бюджета находится в Банке России. Органы местного само­управления вправе заключать соглашения с территориальными ор­ганами Федерального казначейства Министерства финансов РФ об обслуживании исполнения местных бюджетов, причем территори­альные органы Федерального казначейства Минфина РФ вправе отказывать органам местного самоуправления в заключении таких соглашений. В целях управления средствами местной казны и об­служивания исполнения местного бюджета представительный орган местного самоуправления вправе создать муниципальное казначей­ство за счет средств местного бюджета.

Бюджеты всех уровней бюджетной системы исполняются на осно­ве принципа единства кассы. Этот принцип предусматривает начисле­ние всех поступающих доходов и поступлений из источников финан­сирования дефицита бюджета на единый счет бюджета и осуществле­ние всех запланированных расходов с единого счета бюджета.

Органы исполнительной власти обеспечивают организацию и ис­полнение бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами. Они являются кассирами всех распорядителей и получа­телей бюджетных средств и осуществляют платежи за счет бюджет­ных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений.

Исполнение бюджетов по доходам предполагает:

• зачисление на единый счет бюджета доходов от распределе­ния налогов, сборов и иных поступлений в бюджетную сис­тему РФ;

• возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов;

• зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм;

• уточнение администратором доходов бюджета платежей в бюджеты бюджетной системы РФ;

• перечисление Федеральным казначейством средств с единых счетов соответствующих бюджетов на соответствующие счета Федерального казначейства.

Исполнение бюджетов по расходам и источникам финансирования дефицита осуществляется на основе сводной бюджетной росписи. Сводная бюджетная роспись составляется и ведется финансовым органом в целях организации исполнения бюджета по расходам и источникам финансирования дефицита.

Исполнение бюджета по расходам предусматривает:

• принятие бюджетных обязательств;

• подтверждение денежных обязательств;

• санкционирование оплаты денежных обязательств;

•     подтверждение исполнения денежных обязательств.

Сначала получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов путем заклю­чения государственных (муниципальных) контрактов, иных догово­ров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями. Далее получатель подтверждает обязанность оплатить за счет средств бюджета денежные обязательства в соот­ветствии с платежными документами, необходимыми для санкцио­нирования их оплаты.

Санкционирование оплаты денежных обязательств происходит в форме разрешительной надписи (акцепта) после проверки наличия необходимых документов. Оплата денежных обязательств осуществ­ляется в пределах доведенных до получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств, а обязательств по публичным нормативным обязательствам — в пределах доведенных до получа­теля бюджетных средств бюджетных ассигнований.

Подтверждение исполнения денежных обязательств ведется по платежным документам, подтверждающим списание денежных средств с единого счета бюджета в пользу физических или юридиче­ских лиц, бюджетов бюджетной системы РФ, субъектов международ­ного права, а также проверки иных документов, подтверждающих неденежные операции по исполнению денежных обязательств полу­чателей бюджетных средств.

Непосредственное исполнение бюджетов по расходам осуществ­ляется на основе бюджетных росписей главных распорядителей, со­ставленных в соответствии с бюджетными ассигнованиями, утвер­жденными сводной бюджетной росписью, и утвержденными фи­нансовым органом лимитами бюджетных обязательств. Показатели бюджетной росписи по расходам доводятся до подведомственных распорядителей и (или) получателей бюджетных средств до начала очередного финансового года, где получают свое воплощение в бюджетных сметах.

Бюджетная смета бюджетного учреждения составляется, утвер­ждается и ведется в порядке, определенном главным распорядите­лем бюджетных средств, в ведении которого находится бюджетное учреждение. Показатели бюджетной сметы должны соответствовать доведенным до учреждения лимитам бюджетных обязательств на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств.

На основании сметы орган, исполняющий бюджет, дает бюд­жетное обязательство, представляющее собой признанную орга­ном, исполняющим бюджет, обязанность совершать расходование средств соответствующего бюджета в течение определенного срока, возникающую в соответствии с законом о бюджете и сводной бюд­жетной росписи.

Лимит бюджетных обязательств — это объем бюджетных обяза­тельств, определяемый и утверждаемый для распорядителя и полу­чателя бюджетных средств органом, исполняющим бюджет, на пе­риод, не превышающий трех месяцев. Лимиты бюджетных обяза­тельств для распорядителей и получателей бюджетных средств ут­верждаются органом, исполняющим бюджет, на основании проек­тов распределения, утвержденных главными распорядителями бюд­жетных средств. Они доводятся до всех распорядителей и получате­лей бюджетных средств органом, исполняющим бюджет, не позднее чем за пять дней до начала их действия.

Сводный реестр лимитов бюджетных обязательств по всем рас­порядителям и получателям бюджетных средств представляется уполномоченным исполнительным органом в контрольный орган, созданный законодательным органом.

Лимит бюджетных обязательств не может отличаться от объема бюджетных ассигнований в расчете на квартал. Изменение лимитов бюджетных обязательств возможно в случаях изменения бюджетных ассигнований и блокировки расходов, а также и без изменения бюджетных ассигнований, если орган, исполняющий бюджет, от­срочил исполнение предоставленных лимитов бюджетных обяза­тельств. Орган, исполняющий бюджет, может отсрочить предостав­ление лимита бюджетных обязательств распорядителям и получате­лям бюджетных средств на период до трех месяцев. При этом от­сроченные бюджетные обязательства не могут превышать 10% бюд­жетных ассигнований, установленных на квартал, в котором произ­водится отсрочка бюджетных обязательств.

Уполномоченный исполнительный орган и распорядители бюд­жетных средств доводят до всех нижестоящих распорядителей и получателей изменения лимитов бюджетных обязательств не позднее, чем за пять дней до начала периода действия измененных лимитов бюджетных обязательств. Изменение лимитов бюджетных обяза­тельств не может быть произведено после истечения половины сро­ка их действия.

Получатели бюджетных средств имеют право принятия обяза­тельств по осуществлению расходов и платежей путем составления платежных и других документов, необходимых для ее совершения расходов и платежей, в пределах доведенных до них лимитов бюд­жетных обязательств и сметы доходов и расходов.

Орган, исполняющий бюджет, совершает расходование бюджет­ных средств после проверки соответствия составленных платежных и других документов, необходимых для совершения расходов, ут­вержденным сметам доходов и расходов бюджетных учреждений и доведенным лимитам бюджетных обязательств. Он осуществляет процедуру подтверждения исполнения бюджетных обязательств и не позднее трех дней с момента представления платежных докумен­тов совершает разрешительную надпись.

Объемы принятых и исполненных бюджетных обязательств не превышают лимиты бюджетных обязательств. Объем подтвержден­ных бюджетных обязательств не превышает объем принятых бюд­жетных обязательств. Подтвержденные бюджетные обязательства могут отличаться от принятых бюджетных обязательств только в случае отказа органа, исполняющего бюджет, подтвердить приня­тые бюджетные обязательства.

Орган, исполняющий бюджет, может отказаться подтвердить принятые бюджетные обязательства в следующих случаях:

• несоответствия принятых бюджетных обязательств закону о бюджете, доведенным бюджетным ассигнованиям и лимитам бюджетных обязательств;

• несоответствия принятых бюджетных обязательств утвер­жденной смете доходов и расходов бюджетного учреждения;

• блокировки расходов.

Расходование бюджетных средств осуществляется путем списа­ния денежных средств с единого счета бюджета в размере подтвер­жденного бюджетного обязательства в пользу физических и юриди­ческих лиц. Объем расходуемых бюджетных средств должен соот­ветствовать объему подтвержденных бюджетных обязательств.

Изменение бюджетных ассигнований по сравнению с доведен­ными в уведомлении о бюджетных ассигнованиях до каждого полу­чателя бюджетных средств может быть связано с введением режима сокращения расходов бюджета, исполнения бюджета по доходам сверх сумм, утвержденных законом о бюджете, либо в силу пере мещения бюджетных ассигнований главным распорядителем бюд­жетных средств.

Если в процессе исполнения бюджета происходит снижение объема поступлений доходов бюджета или поступлений из источ­ников финансирования дефицита бюджета, что приводит к непол­ному по сравнению с утвержденным бюджетом финансированию расходов не более чем на 10% годовых назначений, руководитель финансового органа самостоятельно принимает решение о введе­нии режима сокращения расходов бюджета. В решении о введении такого режима указываются дата, с которой он вводится, и размеры сокращения расходов бюджета.

Уведомление распорядителей и получателей бюджетных средств о введении режима сокращения расходов бюджета производится не позднее, чем за 15 дней до даты его введения. Отмена режима сокра­щения расходов бюджета и изменение размеров сокращения расходов бюджета производятся органом, принявшим решение о его введении.

Если в процессе исполнения бюджета происходит снижение объема поступлений доходов бюджета или поступлений из источ­ников финансирования дефицита бюджета, что приводит к непол­ному по сравнению с утвержденным бюджетом финансированию расходов более чем на 10% годовых назначений, то орган исполни­тельной власти направляет представительному органу проект закона о внесении изменений и дополнений в закон о бюджете.

Если проект закона о внесении изменений и дополнений в за­кон о бюджете не принимается в установленный срок, то орган ис­полнительной власти имеет право на пропорциональное сокраще­ние расходов бюджета до принятия законодательного решения по данному вопросу.

В отдельных случаях может быть предусмотрена блокировка рас­ходов бюджета — сокращение лимитов бюджетных обязательств по сравнению с бюджетными ассигнованиями либо отказ в подтвер­ждении принятых бюджетных обязательств, если бюджетные ассиг­нования в соответствии с законом о бюджете выделялись главному распорядителю бюджетных средств на выполнение определенных ус­ловий, однако к моменту составления лимитов бюджетных обяза­тельств либо подтверждения принятых бюджетных обязательств эти условия оказались невыполненными.

Блокировка расходов бюджета осуществляется также при выяв­лении органом, исполняющим бюджет, и органами государственно­го финансового контроля фактов нецелевого использования бюд­жетных средств. Блокировке могут быть подвергнуты:

• расходы бюджета в размерах, в которых их финансирование было связано условиями, определенными законом о бюджете;

• расходы бюджета, по которым выявлены факты нецелевого использования.

Руководитель финансового органа отменяет решение о блоки­ровке расходов по ходатайству соответствующего главного распоря­дителя бюджетных средств или другого получателя бюджетных средств только после выполнения последним условий, невыполне­ние которых повлекло блокировку расходов.

Доходы, полученные при исполнении федерального бюджета сверх утвержденных законом о бюджете, направляются Министерством фи­нансов РФ на замещение государственных заимствований, погашение государственного долга РФ, а также на исполнение публичных норма­тивных обязательств РФ в случае недостаточности предусмотренных на их исполнение бюджетных ассигнований без внесения изменений и дополнений в закон о бюджете. Сверхплановые доходы субъектов РФ (местных образований) могут использоваться финансовым органом без внесения изменений в закон (решение) о бюджете на текущий финан­совый год (текущий финансовый год и плановый период) на замеще­ние государственных (муниципальных) заимствований, погашение го­сударственного (муниципального) долга, а также на исполнение пуб­личных нормативных обязательств субъекта РФ (муниципального об­разования) в случае недостаточности предусмотренных на их исполне­ние бюджетных ассигнований. Субсидии и субвенции субъектов РФ и местных образований, полученные сверх установленных законом (ре­шением) о бюджете, направляются на увеличение расходов соответст­венно целям предоставления субсидий и субвенций с внесением изме­нений в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в закон (решение) о бюджете.

При этом уполномоченный исполнительный орган подготавли­вает и утверждает дополнительную бюджетную роспись. В случае необходимости направить дополнительные доходы на другие цели либо при превышении ожидаемых фактических доходов над утвер­жденными годовыми назначениями более чем на 10% финансиро­вание расходов бюджета сверх ассигнований, утвержденных зако­ном о бюджете, осуществляется после внесения изменений и до­полнений в закон о бюджете. Внесение таких изменений и допол­нений принимается по итогам исполнения бюджета за квартал или полугодие, в котором превышение было получено.

Проект закона о внесении изменений и дополнений в закон о бюджете в связи с получением дополнительных доходов рассматри­вается законодательным органом во внеочередном порядке в тече­ние. Если законопроект не принимается в срок, то орган исполни­тельной власти осуществляет равномерную индексацию расходов бюджета по всем направлениям после сокращения дефицита бюд­жета и погашения долговых обязательств.

Объемы бюджетных ассигнований для главного распорядителя, распорядителя бюджетных средств в расчете на финансовый год могут отличаться от объемов бюджетных ассигнований, утвержден­ных бюджетной росписью и законом о бюджете, не более чем на 10% утвержденных объемов.

Для получателя бюджетных средств в расчете на финансовый год объемы бюджетных ассигнований могут отличаться от ассигно­ваний, утвержденных бюджетной росписью, не более чем на 15% утвержденных объемов.

При установлении встречных обязательств между бюджетом и получателем бюджетных средств возможно проведение зачета де­нежных средств при условии наличия задолженности получателя бюджетных средств по платежам в бюджет.

Если в течение нормативного срока лимит бюджетных обяза­тельств не финансируется в полном объеме, то получатель бюджетных средств имеет право на компенсацию в размере недофинансирования, означающего разницу между лимитом бюджетных обязательств, дове­денных в уведомлении о лимите бюджетных обязательств до получате­ля бюджетных средств, и объемом средств, зачисленных на лицевой счет получателя, либо объемом средств, списанных с единого счета бюджета в пользу получателя бюджетных средств, в период действия лимита бюджетных обязательств. Компенсация в размере недофинан­сирования осуществляется в соответствии с судебным актом.

Размещение бюджетных средств на банковских депозитах, полу­чение дополнительных доходов за счет размещения бюджетных средств на банковских депозитах и передача полученных доходов в доверительное управление запрещаются, за исключением случаев, предусмотренных Бюджетным кодексом.

Иммунитет бюджетов представляет собой правовой режим, при котором обращение взыскания на бюджетные средства осуществля­ется только на основании судебного акта, предусматривающего:

• возмещение в размере недофинансирования, если взыскивае­мые средства были утверждены в законодательном порядке в составе расходов бюджета;

• возмещение убытков, причиненных физическому или юриди­ческому лицу в результате незаконных действий либо дейст­вия государственных органов, органов местного управления или должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания актов органов государственной власти или органов местного самоуправления, не соответствующих закону.

Практическое исполнение бюджетов обеспечивается кассовым обслуживанием, означающим следующее:

•     учет операций со средствами бюджетов осуществляется на единых счетах бюджетов, открытых органам Федерального ка­значейства для каждого бюджета в учреждениях Центрального банка РФ;

управление средствами на единых счетах бюджетов осуществ­ляют финансовые органы или иные уполномоченные органы;

• кассовые выплаты из бюджета осуществляются органом Феде­рального казначейства на основании платежных документов, в порядке очередности их представления и в пределах фактиче­ского наличия остатка средств на едином счете бюджета;

• все операции по кассовым поступлениям и выплатам прово­дятся и учитываются органом Федерального казначейства по кодам бюджетной классификации РФ;

• органы Федерального казначейства представляют финансовым органам информацию о кассовых операциях по исполне­нию бюджетов.

Все доходы и расходы бюджетов, источники финансирования дефицита бюджета, а также операции по исполнения бюджета, подлежат бюджетному учету согласно единого плана счетов.

Все операции по исполнению бюджета завершаются 31 декаб­ря, за исключением операций по распределению поступлений от­четного финансового года между бюджетами бюджетной системы РФ. Последние производится в первые пять рабочих дней текущего финансового года и отражаются в отчетности об исполнении бюд­жетов отчетного финансового года.

Бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования текущего года прекращают свое действие 31 декабря. До последнего рабочего дня года включи­тельно орган, осуществляющий кассовое обслуживание исполнения бюджета, обязан оплатить санкционированные к оплате бюджетные обязательства в пределах остатка средств на едином счете бюджета. Не использованные получателями остатки бюджетных средств, на­ходящиеся не на едином счете бюджета, не позднее двух последних рабочих дней текущего финансового года подлежат перечислению получателями на единый счет бюджета.

Неиспользованные межбюджетные трансферты, полученные в форме субвенций и субсидий, подлежат использованию в очеред­ном финансовом году на те же цели.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 187.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...