Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Вопрос 6. Феномен «просвещения» в философии Нового времени ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6
(на примере философии Французского просвещения) Просвещение -идейное движение в европейских странах XVIII в., представители которого полагали, что недостатки общественного мироустройства происходят от невежества людей и что путем просвещения возможно переустроить общественный порядок на разумных началах. Просвещение — течение в области культурной и духовной жизни, ставящее своей целью заменить воззрения, основывающиеся на религиозном или политическом авторитете, такими, которые вытекают из требований человеческого разума. - смысл «просвещения» (свет науки и культуры) в том, что оно должно приблизить такой государственный строй, который в корне изменит к лучшему жизнь человека -истоки мировоззрения 1) работы П. Гассенди(1592-1655) (атомистический материализм), сочинения Р. Декарта, идей Эпикура (в т. ч. этика), работы П. Бейля(1647-1706) (критика схоластики и религиозного догматизма) 2) идеи просвещения выражали интересы буржуазии, т.к. критиковали отживающий феодально-крепостнический строй
Характерные черты философии просвещения 1. рационализм как общая вера в разум 2. антиклерикализм (от греч. анти - против и лат. клериказ - церковный) — направленность против засилья церкви (но не религии) в духовной жизни общества 3. антиобскурантизм (от лат. обскурантизм - затемняющий) - борьба с мракобесием, с враждебными науке и образованию силами 4. акцент на социально-политические вопросы =>обоснование принципов буржуазного общества (свобода, равенство прав, частная собственность) 5. социальные явления объяснялись законами природы: законы развития общества и законы природы отождествлялись 6. новый стиль философского мышления привел к выработке развитого юридического мышления Английское Просвещение XVII в. Томас Гоббс (1588-1679), Джон Локк (1632-1704) - общественно-политические учения - проблема государственного устройства - Томас Гоббс работа«Левиафан» - теория общественного договора=>государство возникает из договора людей между собой об ограничении некоторых свобод в обмен на права - без общественного договора люди не способны к мирному сосуществованию в силу своей естественной вражды друг к другу, «борьбы всех против всех» - чтобы договор был обязателен для всех, нужна власть, которая обеспечила бы следование закону – это государство (= «Левиафан — библейское морское чудовище» (название взято Гоббсом из книги Иова) - государство по своему характеру - абсолютистская организация, которая обладает такой силой власти, что внушает страх - свобода граждан – приносится в жертву государственной машине власти ПР: анархия - худшая из зол, неизбежная при отсутствии государства - Джон Локк работа «Два трактата о государственном правлении» -дополнил эту теорию идеей существования естественных правчеловека: право на жизнь, свободу, собственность - для защиты «естественных прав» граждан, включая их жизнь, необходимо государство, которое является результатом «общественного договора» - государственная власть не может действовать по произволу => 1) идея конституционного ограничения монархической власти 2) идея разделения властей на - исполнительную - законодательную (должна иметь решающее значение, сосредотачиваться в парламенте) - судебную - правовая концепция - соблюдение гражданской самостоятельности личности и уважение к конституции Французское Просвещение XVIII в. - сатирические сочинения Вольтера(1694-1778, наст, имя Франсуа Мари Аруэ) - известен как публицист и пропагандист физики и механики Ньютона, английских конституционных порядков и учреждений, защитник свободы личности от посягательств церкви - работы: «Кандид», «Орлеанская дева», статьи в «Философском словаре», «Энциклопедии» получили широкое распространение во всей Европе - не внес в философскую мысль принципиально новых идей, однако антифеодальный и антиклерикальный пафос его произведений стал отправной точкой формирования новой идеологии - Жан-Жак Руссо (1712-1778) работа «Общественный договор», которое явилось теоретическим обоснованием гражданского общества, основанного на свободе и равенстве юридических прав (вдохновляло якобинцев в эпоху Великой французской революции) - Шарль Луи Монтескье (1689-1755) работа «О духе законов» - основоположник географического детерминизма => климат, почва и состояние земной поверхности определяют дух народа и характер развития общества - развивал концепцию функциональной роли религии, необходимой для поддержания порядка в обществе и его нравственности
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 187. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |