Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопрос 6.    Феномен «просвещения» в философии Нового времени




     (на примере философии Французского просвещения)

Просвещение -идейное движение в европейских странах XVIII в., представители которого полагали, что недостатки обществен­ного мироустройства происходят от невежества людей и что путем просвещения возможно переустроить общественный порядок на ра­зумных началах.

Просвещение — течение в области культурной и духовной жизни, ставящее своей целью заме­нить воззрения, основывающиеся на религиозном или политическом авторитете, такими, которые вытекают из требований человеческого разума.

- смысл «просвещения» (свет науки и культуры) в том, что оно должно приблизить такой государственный строй, который в корне изменит к лучшему жизнь человека

-истоки мировоззрения  1) работы П. Гассенди(1592-1655) (атомисти­ческий материализм), сочинения Р. Декарта, идей Эпи­кура (в т. ч. этика), работы П. Бейля(1647-1706) (критика схоластики и религиозного дог­матизма)

                                       2) идеи просвещения выражали интересы буржуазии, т.к. критиковали отживающий феодально-крепостнический строй

 

Характерные черты философии просвещения

1. рационализм как общая вера в разум

2. антиклерикализм (от греч. анти - против и лат. клериказ - цер­ковный) — направленность против засилья церкви (но не рели­гии) в духовной жизни общества

3. антиобскурантизм (от лат. обскурантизм - затемняющий) - борьба с мракобесием, с враждебными науке и образованию силами

4. акцент на соци­ально-политические вопросы =>обоснование прин­ципов буржуазного общества (свобода, равенство прав, частная соб­ственность)

5. социальные явления объяснялись законами природы: законы развития общества и законы природы отождествлялись

6. новый стиль философского мышления привел к выработке развитого юридического мышления

Английское Просвещение XVII в.

 Томас Гоббс (1588-1679), Джон Локк (1632-1704) - обще­ственно-политические учения

- проблема государственного устройства

- Томас Гоббс работа«Левиафан» - теория общественного договора=>государство возникает из договора людей между собой об ограничении некоторых свобод в обмен на пра­ва

- без общественного договора люди не спо­собны к мирному сосуществованию в силу своей естественной враж­ды друг к другу, «борьбы всех против всех»

 - чтобы договор был обязателен для всех, нужна власть, которая обеспечила бы следование закону – это  государство (= «Левиафан — библейское морское чудовище» (название взято Гоббсом из книги Иова)

- государство по своему характеру - абсолютистская организация, которая облада­ет такой силой власти, что внушает страх

- свобода граждан – приносится в жертву государственной машине власти

ПР: анархия - худшая из зол, неизбежная при отсутствии государства

- Джон Локк работа «Два трактата о государственном правлении»

-дополнил эту теорию идеей существования естественных правчеловека: право на жизнь, свободу, собственность

- для защиты «естественных прав» граждан, включая их жизнь, необходимо государство, которое является результатом «общественного договора»

- государственная власть не может действовать по произволу =>

1) идея конститу­ционного ограничения монархической власти

2) идея разделения властей на - исполнительную

                                                - законодательную (должна иметь решающее значение, сосре­дотачиваться в парламенте)

                                                - судебную

- правовая концеп­ция - соблюдение гражданской самостоя­тельности  личности и уважение к конституции

Французское Просвещение XVIII в.

- сатирические сочинения Вольтера(1694-1778, наст, имя Франсуа Мари Аруэ)

- известен как публицист и пропагандист физики и механики Ньютона, английских конституци­онных порядков и учреждений, защитник свободы личности от пося­гательств церкви

- работы: «Кандид», «Орлеанская дева», статьи в «Философском словаре», «Энциклопедии» полу­чили широкое распространение во всей Европе

- не внес в философскую мысль принципиально новых идей, однако антифеодальный и антиклерикальный пафос его произведений стал отправной точкой формирования новой идеологии

- Жан-Жак Руссо (1712-1778) работа «Общественный договор», которое явилось теоретическим обоснованием гражданского общества, основанного на свободе и равенстве юридических прав (вдохновляло якобинцев в эпоху Великой французской революции)

- Шарль Луи Монтескье (1689-1755) работа «О духе законов»

- основоположник географического детерминизма => климат, почва и состо­яние земной поверхности определяют дух народа и характер развития общества - развивал концепцию функциональной роли ре­лигии, необходимой для поддержания порядка в обществе и его нрав­ственности

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 187.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...