Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Теория агностицизма Давида Юма (1711—1776)




 

 - шотландец, родился в г. Эдинбурге в семье дворянина. Образо­вание получил в Эдинбургском университете. Вначале самосто­ятельной жизни из-за нужды Юм пытался заняться коммерци­ей, но успеха не добился. И он решил впредь жить на минималь­ные доходы и заняться литературной деятельностью. В 1734 г. Юм отправился во Францию, для занятия литературным трудом. В 1752 году Юм - библиотекарь при Обществе юристов, что дало ему доступ к документам, для написания «Истории Великобритании» (8 т.)

- работы: «Трактат о человеческой природе» (1737), «Эссе» (1742),  «Исследование о человеческом познании» (1748),  «Исследование о принципах морали» (1751), «Истории Великобритании» в 8 –ми т., «Диалоги о естествен­ной религии» (1751—1757),  «Естественная история религии» (1757).  

- критиковал язычество, христианство и т.д., чем возбудил против себя неудовольствие

- задача - исследовать человеческую природу, необходимость чего диктуется плачевным, по его мнения, состоянием наук, в кото­рых больше шума и споров, чем достижений

-  науку о человеческой природе надо формулировать на основании опыта и наблюдений

- задача - учредить новую науку - науку о человеческой природе (человеческом духе) и подвести ее как фундамент под все человеческое познание

- задача - определение человеческого духа (опыта человека), т.е. из чего он состоит

- человеческий ум имеет восприятия, которые делятся на два рода:

                             1. впечатления (т.е. «впечатляться» — получать сильные, образы, мощные колебания духа)

                             2. идеи (это слабые образы в мышлении и рассуждении)

-  впечатления и идеи делятся на:

                            1. про­стые (т.е. те, которые не допускают в себе разделения)

                            2. сложные (т.е. сложные имеют различные части)

- между идеями и впечатлениями соотношение:

                            1. каждому простому впечатлению соответствует простая идея

                            2. но между сложными впечатления­ми и идеями такого соотношения нет (ПР: мы можем образовать сложную идею города, о котором не полу­чали никаких впечатлений)

                            3. если простые впечатления и идеи связаны друг с другом, то одни из них причины, а другие — следствия

                           4. порядок появления впечатлений и целей показывает, что простые впечатления всегда предшеству­ют идеям (ПР:  нельзя объяснить, что такое оран­жевый цвет; чтобы его познать, нужно вызвать впечатление непосредственным предъявлением этого цвета)

                           5. простые идеи — это копии (образы) простых впечатлений

- идеи - это ослабленные копии впечатлений

- впечатления (как простые, так и сложные) делятся еще на два рода:

                          1. впечатления ощущения (возникают в душе благода­ря деятельности органов чувств)

                          2. впечатления рефлексии (происходит от наших идей)

 - весь состав человеческого духа (как сферу познавательных способностей, так и эмоционально-волевую сферу) замыкается на одном источнике – ощущении

- чтобы объяснить природу и принципы человеческого духа в целом, надо, по Юму,  сначала исследовать идеи, которые начинаются со сравнения идей памя­ти и идей воображения

- воображение – это способность ума человека образовывать слабые копии с впечатле­ний ощущения (т. е. идеи)

- память –это когда впечатление ощущения превращается в идею (т.е. сохраняет  свою первоначальную живость и оказывается чем-то средним между впечатлением и идеей)

- воображение – может комбинировать простые идеи как угодно

- существуют общие принципы соединения простых идей в сложные

- ассоциация идей – это свойство идей соединять­ся друг с другом согласно принципам:

              1. сходство между идеями

              2. смежность во времени или простран­стве

              3. причина и действие (наиболее сильный, т.к. это единствен­ное отношение, которое выводит человека за пределы его памяти и чувств, т. е. за пределы ума; причинность — важ­нейшее понятие наук)  

- априори (до и без опыта) перейти от причины к действию нельзя, т. к. действие всегда отличается от причины (ПР: причина загара - солнечные лучи)                          - (?) что лежит в ос­новании опыта?

                  1) Ответ: постоянное заключение человека о будущем

                  2)ни опыт, ни рассуждения не устанавливают связь между чувственными качествами и скрытыми силами (ПР: между внешним видом пищи и ее полезностью

 

Вопрос 4.    Философия Б.Спинозы (субстанция и атрибуты,     необходимость и свобода) и В.Лейбница («Монадология»)

Бенедикт Спиноза (1632—1677)

 - родился в Амстердаме (столица Голландии) в семье еврейского купца. При рождении ему дали имя – Барух, определили в религиозное училище. В 16 лет отец взял его оттуда, чтобы он помогал вести торговые дела. И с этими делами Барух успешно справлялся. Но вскоре отец умер, Спиноза оставил дело отца и занялся изучением ла­тыни и философии. Латынь он полюбил так сильно, что изме­нил свое имя на латинское Бенедикт. С изменением имени окон­чательно преобразился и сам Спиноза. Он страстно полюбил философию, науки, и в познании и в жизни отверг все и всякие авторитеты, кроме авторитета собственного разума.  Философ оставил дело отца, и порвал всякие связи с еврейской общиной, за что подвергался с их стороны пре­следованиям

- работы:  «Трактат о Боге, человеке и его счастье»(1658—1660);  «Трактат об усовершенство­вании разума» (1661), который не окончил; «Этика» (1662—1675)

-  (?) возможно ли человеческое счастье, и если да, то в чем оно и как его достичь

-  идеала ма­тематической строгости - в применении разума

- познание должно начинаться с исследования метафизических вопросов

-  человек - несамостоятелен, а лишь часть мирового цело­го; поэтому, чтобы понять - «что есть человеческом счастье?», надо определить, какое место человек занимает в составе мира

- (?) «что есть все?» - метафи­зический вопрос: «все» нельзя воспринять органами ощу­щений и нельзя получить о нем какой-либо внешний опыт -  «все» можно охватить только умом; т.о. метафизика Спинозы - сугубо рационалистичес­кое построение

- разум движется в постижении «природы» (=сущности) «всего», т.к.  все, что существует, существует или в себе, или в другом

(ПР: рука человека существует в его теле. А тело, следовательно, в себе. Но тело человека не самостоятельно. Значит, оно тоже существует в другом, бла­годаря, например, родителям)

-  однако ясно также и то, что существует нечто такое, что существует только в себе, и, следовательно, его существо­вание уже не зависит ни от чего другого; то, что существует в себе, не зависит ни от чего другого - есть «первое». А то, что есть пер­вое, для своего существования не нуждается ни в чем, кроме себя самого – это есть причина себя (=субстанция)

- такое существование подразумевают все монотеистические религии = Бог

- субстанция-Бог не может быть ничем ограни­ченной  (не имеет ни начала, ни конца во времени и в про­странстве)

- понятия времени и пространства к ней не приложимы

- субстанция может быть толь­ко одна

- если бы субстанций было больше, то они ограничивали бы друг друга и уже не были бы первыми, а значит не были бы и суб­станциями

- если субстанция есть причина себя, значит она та­кое бытие, которое постоянно действует

- сущность причины в том, чтобы производить действие (иначе она не была бы причиной)

- субстанция ничем не ограни­чена - действует многими спо­собами, отличными друг от друга, иначе  все способы сольются в один-единственный. А это было бы ограничением субстанции и ее могущества

- для субстанции не­допустимо, чтобы какой-либо из способов се действия появил­ся раньше или позже других

- субстанция действует всегда и всеми способами сразу, которые называются атрибутами

- действие субстанции реализуется в актах, т. е. в от­дельных действиях (= цепи причин и следствий) 

- отдельный акт выступает причиной для другого акта и он же есть следствие предшествующего

- все существующее подчиня­ется необходимости, в составе которой нет места случайности и произволу

- отдельные действия - субстанции (= модусами)

-  модусы – это то, что человек воспринимает и понимает как отдельные вещи, включая и самого человека

- человек воспринима­ет и познает только два атрибута:

                1. атрибут мышления (=субстанция-Бог действует духовным образом, производя идеи)

                 2. атрибут протя­жения (=действует посредством тел)

-  субстанция действует сразу всеми способами (т.е. каждому телу соответствует опре­деленная идея)

- т.о. индивидуальные вещи, хотя и в различных степенях, но все одушевлены

ПР: отношения души и тела человека

- (?) в чем особенность положения человека среди модусов субстанции?

- человек как модус подчинен необходимости

-  произволь­ные поступки человека в действительности слепы, осуществляются сти­хийно, без знания причин

- человек состоит из души и тела (самый сложный модус из всех)

- сложность души че­ловека - в ее превосходстве над другими — т.е. способности познавать причины всех вещей и своих состояний

- человек может сохранять свое существова­ние только через другие вещи, что  достигается только действием

- состояния человеческого тела – это аффекты (страсти, эмоции):

        1. пассивные (пассивные зависят от других вещей) - сводятся к трем: влечение, удовольствие, неудовольствие

        2. активные (зависят от самого человека)

- человек - подчиняется закону сохранения существования; все аффекты человека естественны, но в стремлении человека к сохранению интересы людей сталкиваются, и между ними возникает вражда, ненависть и производные от них аффекты

ПР: один и тот же человек, находясь в пассивном состоянии раздирается на части противоположными аффектами

- человек попадает в «рабство аффектам», т.к. в душе аффекты представляют собою смутные, неадекватные идеи

-  закон взаимодействия аффектов - активный все­гда подавляет пассивный

- в познании душа активна, что со­провождается активными аффектами удовольствия (прежде всего человек познает, что наибольшую пользу ему приносит другой человек, т. к. у чело­веческих индивидов наибольшее количество общих свойств)

- государство - ограничивает аг­рессию людей, еще не способных руководствоваться разумом, и создает условия для просвещения всех

- если люди ста­нут жить под руководством разума, они будут делать лишь то, что хорошо для человеческой природы в целом – т. е. будут стремится к познанию Бога

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 185.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...