Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Развитие индуктивного метода познания




-гос. чиновник (в 23 года избран в английский парламент; в 1603 - 1618 гг.— лорд-канцлер Англии, но обвинен во взяточничестве - заключен в королевскую тюрьму, после освобождения запрещено занимать какие-либо гос. должности), ученый и философ. Карьеру философа Бэкон начал в том же 1584 году, когда стал заниматься гос. деятельностью - философское сочинение – «Величайшее порождение времени», под которым философ имел в виду науку.

 

- работы: «Величайшее порождение времени» (1584), «Похвала познанию» (1592), «О прогрессе учености» (1605), «Новый Органон» (1620) – спредисловием - «Великое восстановление наук»

-если сравнивать названия первых работ и последних, то видно, что от похвалы наук Бэкон переходит к отрицательной оценке их

- «восстановление наук» - это реформа существующего в то время зна­ния

- в необходимости реформы наук - два аргумента

                               1. - анализ истории знания показывает, что наука занимает особое место среди важных дел людей

ПР: изоб­ретения невозможны без знания

Бэкон: «плоды науки, подобно дарам солнца, приносят пользу всему че­ловеческому роду и вечны во времени и бесконечны в простран­стве»

- наука входит в состав челове­ческих дел

- идеал науки — представление о назначении науки в жизни человеческого рода согласно ее сущ­ности

- наука должна приносить пользу всем людям, увеличивать силу и могущество человека, избавить че­ловека от нищеты, лишений и болезней

                               2. на протяжении всей истории человечества знания и науки выполняли эту великую миссию только иногда и лишь случайно

- в целом: науки - плодовиты в спорах и бесплодны в делах

-  такое их состояние - на­зывается – «детством науки»

- задача - преодоление этого «детства науки»; надо поставить науку на то место, которое она должна занимать согласно своему идеалу

-  3 – ри причины кризиса науки:

                                1. - ученые мало уделя­ли внимания познавательным способностям челове­ка

- они не знали, как осуществляется про­цесс познания и не контролировали его;

познание осуществлялось стихийно, что и было основной причиной «детского характера» науки

-  ученые вместо познания вещей такими, ка­ковы они сами по себе,измышляли фантазии о них

                           2. не зная, как действу­ют познавательные способности человека, ученые не смогли снабдить их орудиями познания

- познающий человек не был ознакомлен с эф­фективными орудиями познания, поэтому познание осуществлялось сти­хийно

                           3. ученые изучали не то, что следовало изучать в первую очередь

- т. к. все источники жизни человек берет из природы, то и  познание должно начи­наться с изучения природы

-если известны причины плачевного состояния наук, то ясен и путь выхода из кризиса

- наука —важнейший вид занятий; создать истинную науку можно только поста­вив во главу угла изучение природы

-  Процесс познания - в два эта­па:

                  1. - свидетельства наших чувств (органов ощущений). До и без «осведомления чувств» познание приро­ды невозможно

                  2. -  разум - выносит суждения о данных чувств, устанавливает причины (формы) явлений (натур)

ЭТАПЫ ПОЗНАНИЯ

I – ый   - чувства - имеют два не­достатка:

                  1. они многое не замечают в явлениях природы (ПР: из-за слишком больших или малых раз­меров, скорости и т. п.)

                  2. чувства  в принципе обманы­вают человека (т. к. дают предмет не по аналогии мира, а по аналогии человека), по Бэкону,  все чувственные качества (цвета, вкусы, запахи, звуки, тактильные ощущения) не существуют в самих предметах. Это явление Бэкон называет «великим обманом чувств». Избавить чувства от это­го недостатка невозможно.

- в ходе проведения опытов один предмет природы сталкивается с другим предметом природы, а ученый фикси­рует результат (метод - наблюдения)

1) т. е. это диалог человека и природы

2) есть и «монолог» самой природы

- ВЫВОД: не дове­ряет чувствамкак источнику знания - они всегда обманыва­ют

 - но,в то же время, без них познать природу невозможно - это противоречие (или гносеологический пара­докс) снимает понятие «специальных опытов» (современное название которых — эксперимент)

 

II – ой - ум - имеет 2-ва недостатка:

                      1. быстро отрывается от данных чувств, от опыта

                      2.  из-за плененности «идолами» привносит многое от себя в познание природы

- что­бы ум занимался только осмыслением данных чувств и «опы­тов» - надо использовать – индукцию – это набор процедур, обеспе­чивающих строгую фиксацию данных наблюдений и опытов (экспериментов), располагает их так, чтобы стало очевидным, какие явления — причины, а какие — следствия

ВЫВОД: Бэкон обосновал экспе­риментально-индуктивное естествознание.  Бэкон разработал теорию познания, в которой использо­вал понятие объекта(«вещь сама по себе») и субъекта(«ум сам по себе»)

 

Философия Рене Декарта (1596—1650):

Дедуктивный метод познания

 

- основоположник новоевропей­ского рационализма; математик. Образование Декарт получил в лучшей школе Европы того времени (Коллеж-ройяль в г. Ла Флешь). И уже в школе он пришел к выводу, что все знания и науки недостоверны и бес­полезны в жизни

-  главное, что долж­но давать обладание истиной (совершенное знание) - это обес­печение человека всем необходимым в жизни: достаток, здоровье,  добродетельность

- работы: «Правила для руководства ума» (1628—1629 – но не окон­чил и не опубликовал), «Философские опыты» (1637), «Рассуждение о методе» (1637), «Метафизические размышления» (1641), «Начала филосо­фии» (1644), «О страстях души» (1649)

- задача  Декарта -   найти истину, т.е.  способ отличать истинное знание от ложного

- в повседневных делах достаточно руковод­ствоваться только вероятными предположениями

-  необходимо изучить самого себя

- в результате соединения самоизучения с опытом изучения мира получаются положения:

       1. в отыскании истины нужно руко­водствоваться разумом

       2. надо отвергнуть все прежние знания и мнения, а на их место поставить новые или старые, но проверенные разумом

       3. отыскать истину мож­но только правильно применяя разум (т. е. располагая правиль­ным методом)

- поскольку чувства обманывают, то их нельзя принимать в ка­честве познания

- единственное, чем можно пользоваться в познании истины – разум (т.к. он  «извлекает знания из себя самого») – рационализм

- для отыскания истины разуму достаточно пользовать­ся 4-мя правилами:

     1) принимать за истинное только такое знание, которое не дает никакого повода к сомнению

     2) разлагать сложные проблемы на простые элементы

     3) выстраивать затем из этих простых элементов строгую последовательность (даже если и кажется, будто такой последовательности не может быть)

     4) составлять полные перечни этих элемен­тов

- философия - система знаний, которую можно сравнить с деревом:

   «Корнем» этого дерева является метафизика.

     «Ствол»физика.

   А ветви и кронаостальные науки, которые сводятся к трем главным:

               - медицина (обеспечивает здоровье людей)

               - механика (дает знания, применяемые в обус­тройстве быта)

               -  этика (знание об условиях добродетельной и благой жизни)

 Как в дереве ствол, ветви и плоды не могут вырасти и приносить пользу до и без корня, так и науки не могут сформироваться до и без метафизики. Метафизикой со времен античности называют философскую дисциплину о первых на­чалах и высших причинах всего существующего. Декарт, по сути, не отходит от этого понимания, называя метафизикой исследование Бога, души и начал совершенного познания.

- для отыскания самого первого и абсолютного истинного положения надо усомнить­ся абсолютно во всем - «картезианское сомнение» - сомневаться надо не хаотично, а строго

- в тот момент, когда мы пытаемся представить несуществующими даже нас самих и возни­кает усмотрение истины, т.к. отбросить собственное существо­вание мы не можем

 - сомнение есть наша мысль

- мысль не может существовать без того, кто мыслит -  «мыслю, следо­вательно существую»

- ясность и отчетливость  - критерий истинности знаний

-  интуиция – это ясные и отчетливые положения (идеи, понятия) действие ума, которые просты и не требуют доказательств

- для осуществления интуиции надо разложить сложную проблему на простые эле­менты

- сложные знания ум приобретает при помощи - дедукции – это способность ума устанавливать связь между двумя интуитивно ясными поло­жениями

- кроме интуиции и дедукции ум не должен допускать ничего

- ВЫВОД: Декарт выработал для европейской философии пози­цию рационализма:

      1) Истинное знание может быть получено только из ума

      2) Ум - духовная сущность, которая действует неза­висимо от тела (дуализм Декарта)

      3) Ум осуществляет позна­ние только благодаря тому, что прежде осознает сам себя (са­мосознание)

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 193.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...