Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Теория вероятности Блеза Паскаля (1623—1662)
- фр. математик, физик, философ, писатель. Паскаль — один из основателей теории вероятностей. После работы в области естественных и точных наук он разочаровался в них и обратился к религиозным проблемам и философской антропологии - работа: «Мысли» - поставил вопрос о границах научности, отмечая, что «доводы сердца», отличные от «доводов разума», превыше последнего - мысль: «природа ставит в тупик скептиков, разум — догматиков; догматик не может справиться с непреоборимой слабостью разума, а скептик не может справиться с непреоборимой идеей истины» - т.о. религиозное чувство берет верх над разумом, который колеблется между сомнением и уверенностью - сердце обладает доводами, не доступными разуму (можно сказать он предвосхитил последующую иррационалистическую тенденцию в философии — от романтизма до экзистенциализма) - выводил основные идеи христианства из синтеза с космологией (=«это вечное молчание безграничных пространств ужасает меня» и метафизикой аристотелевского или неоплатонического толка - образ человека, которого обуревает тревога - «состояние человека — непостоянство, тоска, беспокойство» - идея трагичности и хрупкости человека - идея достоинства человека, состоящая в акте мышления (человек = «мыслящий тростник», «в пространстве Вселенная объемлет и поглощает меня, как точку; в мысли я объемлю ее»)
Теория «идей» Джорджа Беркли (1685—1753) - («быть – значит быть в восприятии»)
- родился в г. Келкени на юге Ирландии в семье мелкопоместных английских дворян. В пятнадцать лет он поступил в колледж Святой Троицы Дублинского клерикального университета, по окончанию (1707) работал преподавателем еврейского и греческого языков. Возведен в сан дьякона (1709). В колледже он был очень способным учеником; изучал теологию, математику, философию, иностранные языки, труды новых философов — Бэкона, Гассенди, Декарта, Гоббса, Мальбранша, Локка; в колледже организовал философский кружок и вел философский дневник, куда тщательно записывал свои размышления - работы: «Опыт новой теории зрения» (1709), «Трактат о принципах человеческого знания» (1710), «Три разговора между Гиласом и Филонусом» (1732), «Альсифрон, или Ничтожный философ» (1732) - с помощью зрения - человек воспринимает идеи цветов и светотени - с помощью осязания - человек воспринимает идеи твердости тел и величины трех измерений - зрение и осязание - не имеют общий источник - в работе: «Трактате о принципах человеческого знания» Беркли - мысль, что все, с чем имеет дело человек – идеи - идеи - объекты знания человека - вещи даны нам только как факты нашего сознания (т. е. они представлены для нас через наши ощущения, наши эмоции, нашу память и воображение) - вещь становится существующей для человека лишь тогда, когда она проникает в сознание человека (т. е. становится идеей) - существуют два рода вещей: 1. идеи и их различные объединения 2. существует то, что воспринимает данные идеи и производит различные действия (хотение, воображение, воспоминание и т. п.) - это познающее деятельное существо Беркли называл умом, духом, душой - для идей положения «существовать — значит быть воспринимаемым»; т.о. если идея существует, то она воспринимается - Беркли ставил вопрос: что значит существование горы без цвета, очертаний, плотности? ответ: такое существование есть полное ничто - т.е. существование вообще может иметь только один смысл: «существовать — значит быть воспринимаемым» - Беркли вопрос: что представляет собою то, существование чего заключается в его воспринимаемости? ответ: идеи (т. е. сущности духовные) - Беркли анализирует понятие «материя» - понятие противоречиво, бессмысленно, ничего не выражает. Следовательно, материи не существует 2 – ва аргумента: 1. несостоятельно деление качеств на вторичные (субъективные) и первичные (объективные) 2. понятие материи как вещи, отличной от идей, внутренне абсурдно - ВЫВОД: реально существует только духовная субстанция, которая делится на два вида вещей: - пассивные идеи - активные духи - дух - простое, нераздельное деятельное существо, которое производит и воспринимает идеи - физический мир (или природа) - совокупность идей - некоторые идеи зависят от нашей воли (ПР: закрыв глаза, мы можем представить любую вещь и производить с ней любые преобразования), а другие не зависят (ПР: мы не можем усилием воли расширить стены дома и т. п.) - но если эти идеи не подчиняются нашей воле, значит, существует другой, более могучий дух, который их произвел – Бог - Бог порождает идеи внешних вещей и возбуждает в нас ощущения - закон природы – это порядок и связь идей, порождаемых Богом - действительные вещи – это идеи, которые запечатлеваются Богом в человеке - образ вещи – это идеи, которые по нашей воле или сами собой вызываются в воображении - ВЫВОД: теоретически осмыслить существование можно лишь как сущность духовную, одной природы с нашим сознанием
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 215. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |