Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Теория вероятности Блеза Паскаля (1623—1662)




 - фр. мате­матик, физик, философ, писатель. Паскаль — один из основателей теории вероятностей. После работы в области естественных и точных наук он разочаровался в них и обратился к религиозным проблемам и философской ан­тропологии

- работа: «Мысли»  

- поставил вопрос о границах научности, отмечая, что «доводы сердца», отличные от «доводов разума», превыше последнего

- мысль: «природа ставит в тупик скептиков, разум — догматиков; догматик не может спра­виться с непреоборимой слабостью разума, а скептик не может справиться с непреоборимой идеей истины»

- т.о. ре­лигиозное чувство берет верх над разумом, который колеб­лется между сомнением и уверенностью

- сердце обладает довода­ми, не доступными разуму (можно сказать он предвосхитил последующую иррационалистическую тенденцию в философии — от романтизма до экзистенциализма)

- выводил основные идеи христианства из синтеза с космологией (=«это вечное молчание безгранич­ных пространств ужасает меня» и метафи­зикой аристотелевского или неоплатонического толка

- образ чело­века, которого обуревает тревога - «состояние человека — непосто­янство, тоска, беспокойство»

- идея тра­гичности и хрупкости человека

- идея достоинства человека, состоящая в  акте мышления (человек = «мыс­лящий тростник», «в пространстве Вселенная объемлет и погло­щает меня, как точку; в мысли я объемлю ее»)

 

Теория «идей» Джорджа Беркли (1685—1753) -

(«быть – значит быть в восприятии»)

 

- родился в г. Келкени на юге Ирландии в семье мелкопоместных английских дворян. В пят­надцать лет он поступил в колледж Святой Троицы Дублин­ского клерикального университета, по окончанию (1707) работал преподавателем еврейского и гречес­кого языков. Возведен в сан дьякона (1709). В колледже он был очень способным учеником; изучал теологию, мате­матику, философию, иностранные языки, труды новых философов — Бэкона, Гассенди, Декарта, Гоббса, Мальбранша, Локка; в колледже организовал философский кружок и вел философский дневник, куда тщательно записы­вал свои размышления

- работы: «Опыт новой теории зрения» (1709), «Трактат о принципах человеческого знания» (1710), «Три раз­говора между Гиласом и Филонусом» (1732), «Альсифрон, или Нич­тожный философ» (1732)

- с помощью зрения - человек воспринимает идеи цветов и светотени

- с помощью осязания - человек воспринимает идеи твердости тел и величи­ны трех измерений

- зрение и осязание - не имеют общий источни­к

- в работе: «Трактате о принципах человеческого знания» Беркли - мысль, что все, с чем имеет дело человек – идеи

-  идеи - объекты знания человека

-  вещи даны нам только как факты нашего сознания (т. е. они представлены для нас через наши ощущения, наши эмоции, нашу память и воображение)

- вещь становится существующей для человека лишь тогда, когда она проникает в сознание человека (т. е. становится идеей)

- существуют два рода вещей:

       1. идеи и их раз­личные объединения

       2. существует то, что воспринимает данные идеи и производит различные действия (хотение, во­ображение, воспоминание и т. п.)

- это познающее деятельное существо Беркли называл умом, духом, душой

- для идей положения «существовать — зна­чит быть воспринимаемым»; т.о. если идея су­ществует, то она воспринимается

- Беркли ставил вопрос: что значит существование горы без цвета, очертаний, плотности?

ответ: такое существование есть полное ничто

- т.е. существование вообще может иметь только один смысл: «существовать — значит быть воспринимаемым»

- Беркли вопрос: что представ­ляет собою то, существование чего заключается в его воспринимаемости?

ответ: идеи (т. е. сущности духовные)

- Беркли анализирует понятие «материя» - понятие противоречи­во, бессмысленно, ничего не выражает. Следовательно, материи не существует

2 – ва аргумента:

                 1. несостоятельно деление качеств на вторичные (субъективные) и первичные (объективные)

                 2. понятие материи как вещи, отличной от идей, внутренне абсурдно

 - ВЫВОД: реально существует только духов­ная субстанция, которая делится на два вида вещей:

                      - пассивные идеи

                      - активные духи

- дух - простое, нераздельное деятельное существо, которое производит и воспринимает идеи

- физический мир (или природа) - совокупность идей

-  некоторые идеи зависят от нашей воли (ПР: закрыв глаза, мы можем представить любую вещь и про­изводить с ней любые преобразования), а другие не зависят (ПР: мы не можем усилием воли расширить стены дома и т. п.)

- но если эти идеи не подчиняются нашей воле, значит, существует другой, более могучий дух, который их произвел – Бог

- Бог порождает идеи внешних вещей и возбуждает в нас ощущения

- закон природы – это порядок и связь идей, порождаемых Богом

- действительные вещи – это идеи, которые запечатлеваются Богом в человеке

- образ вещи – это идеи, которые по нашей воле или сами собой вызываются в воображении

- ВЫВОД: теоретически осмыслить существование можно лишь как сущность духовную, одной природы с нашим сознанием

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 215.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...