Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Вопрос 3. Проблемы методов познания в философской мысли Нового времениСтр 1 из 6Следующая ⇒
Литература Основная 1. Введение в философию: Учебное пособие для вузов. — М., 2008. 2. Философия: Учеб. для вузов / Под ред. В. Н. Лавриненко, В. П. Ратникова. –М., 2007. 3. История философии. Под ред. Ч. С. Кирвеля. — Минск, 2001. Дополнительная 1. Антология мировой философии. В 4 т. — М., 1969-1971. 2. Антология философской мысли. — М., 1993. 3. Алексеев П. В., Панин А. В. Философия. — М., 1997. 4. Каратини Р.Введение в философию. — М., 2003. 5. Кириленко Г. Г., Шевцов Е. В.Краткий философский словарь. — М.,2003. 6. Радугин А. А. Философия: Курс лекций. — М., 2010 7. Радугин А. А. Хрестоматия по философии. — М., 1998. 8. Современный философский словарь. — М., 2010 9. Современная философия. Словарь и хрестоматия. — Ростов н/Д, 1995. 10. Асмус В. Ф. Историко-философские этюды. — М., 1984. 11. Александров Г.Ф., История западноевропейской философии. М. – Л., 1946 12. Гонфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. М. , 1980 13. История философии. В 6-ти т. М.,1957-1965 14. Соколов В.В. Европейская философия XV – XVII веков, М., 1984 15. Кузнецов Б.Г. История философии для физиков и математиков. М.,1974 16. Кузнецов З.Н., Мееровский Б.В., Грязнов А.Ф. Западноевропейская философия XVIII века. М.,1985 17. Нарский И.С. Западноевропейская философия XVIII века. М., 1973 18. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 4 т., СПб., 1994-1997 19. Тарнас Р. История западного мышления. М.,1967
Вопрос 1. Философия нового времени (XVII-XVIII века): Общая характеристика 1.с XVII в. развиваются естествознание, астрономия, математика, механика; что оказало влияния и на философскую мысль переориентация философии
2.в философии возникает учение о всемогуществе разума и безграничных возможностях научного исследования 3.специфика философии Нового времени - материалистическая тенденция, вытекающая из опытного естествознания 4.внимание - проблемам бытия и субстанции,особенно когда речь идет о движении, пространстве и времени (онтология) 5.задача науки и философии - содействовать здоровью и красоте человека, а также увеличению его власти над природой - вела к пониманию необходимости исследования причин явлений, их сущностных сил 6. два подхода к понятию «субстанция»: - онтологическое понимание субстанции как предельного основания бытия, основоположник – Ф. Бэкон - гносеологическое осмысление понятия «субстанция», его необходимость для научного знания, основоположник – Дж. Локк (по Локку, идеи и понятия имеют источником внешний мир, материальные вещи. Материальные тела имеют лишь количественные особенности, качественного многообразия материи не существует: материальные тела отличаются друг от друга лишь величиной, фигурой, движением и покоем - первичные качества.Запахи, звуки, цвета, вкус - вторичные качества,которыевозникают в субъекте под воздействием первичных качеств 7. Д. Юм «против» материалистического понимания субстанции (отвергал существование материальной и духовной субстанции); считал, что есть «идея» субстанции, под которую подводится ассоциация восприятия человека, присущая обыденному, а не научному познанию 8.развитие теории познания (гносеологии): - проблемы философского научного метода - методологии познания человеком внешнего мира - связи внешнего и внутреннего опыта - задача получения достоверного знания 9. гносеология - средневековая полемика между номинализмом (опыт); и реализмом (достоверное познание - с помощью разума) в философии Нового времяни трансформирюется в эмпиризм и рационализм Эмпиризм(опыт) - источник достоверного научного знания опыт; ориентировался на естественные науки (Ф. Бэкон) Рационализм(разум) - источник знания рассудок, логическое рассуждение, теоретические обобщения; ориентировался на математические науки (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц) 10.с XVII в. начинается становление науки как самостоятельного института, наука приобретает современные черты и формы. Законы, открытые естественными науками, переносятся и на исследование общества. Из общефилософских знаний в период Нового времени в самостоятельные отрасли выделяются обществоведческие дисциплины: экономика, социология, политология 11. вонтологии (общей теории бытия) характерны черты механицизма— абсолютизации законов механики, перенесения их на все виды движения, в том числе и на развитие общества 12. деизм -признание Бога первопричиной развития природы, силой, давшей первотолчок мировому движению и больше не вмешивающейся в его ход. Деизм - признает существование Бога в качестве безличной причины мира. Особенность деизма - сведение к минимуму функции Бога 13. формируется новая физическая картина мира, важнейшими предпосылками которой стали астрономические открытия Г. Галилея, И. Кеплера,а также открытые И. Ньютономзаконов классической механики Основные идеи философии Нового времени - принцип автономно мыслящего субъекта - принцип методического сомнения - индуктивно-эмпирический метод - интеллектуальная интуиция или рационально-дедуктивный метод - гипотетико-дедуктивное построение научной теории - разработка нового юридического мировоззрения, обоснование и защита прав гражданина и человека ВЫВОД: Задачи философии Нового времени 1. идея развития автономной философии,свободной от религиозных предпосылок 2. построение цельного мировоззрения на разумных и опытных основаниях, выявленных исследованиями познавательной способности человека 3. проблемы обоснования способов достижения знания — проблемы методологии познания
Вопрос 2. Философия Нового времени и возникновение естествознания: Коперник и Кеплер
-работы: Коперник «О вращениях небесных сфер» Кеплер -переход в астрономической науки от геоцентрической к гелиоцентрической системе мира - опытная основа астрономии - наблюдение (а не эксперимент!) - формируются различные взгляды на опыт 1) жизненный опыт - уникальные для каждого человека процессы его формирования, воспитания и образования 2) в науке опыт предстает в форме систематического наблюдения - человекне стремится увидеть все, но пытается рассмотреть определенные особенности в границах избранного поля исследований ПР: все науки используют опыт в качестве систематического наблюдения 3) в некоторых случаях человек может влиять на условия проведения научного опыта ПР: но только некоторые науки в состоянии экспериментировать с исследуемыми объектами
Николай Коперник (1473—1543) - астрономическая модель с Солнцем в качестве центра планетной системы (гелиоцентрическая система), что противоречило господствовавшей геоцентрической системе, восходящей к Птолемею и признававшейся Церковью ПР: кстати, гелиоцентрическая модель некогда уже предлагалась греческим астрономом Аристархом из Самоса (ок. 310—230 дон.э.), но именно коперниканская модель привела в эпоху Ренессанса и Реформации к подрыву авторитета церкви и аристотелевской традиции, т.к. революционизировала непосредственный жизненный опыт людей. (Коперник дал нам возможность дистанцироваться от опыта, в центре которого мы находимся, и взглянуть на мир с совершенной другой позиции. Это рефлексивное дистанцирование и это «обращение» перспективы называется коперниканской революцией). - началась критика традиционного доверия человеческому разуму и идеи привилегированного места человека во вселенной - астрономическая теория, основанная на систематических наблюдениях и математических моделях, поставила под сомнение вековой жизненный опыт. В результате человек пережил кризис, который привел к пересмотру его точки зрения на самого себя.
Иоганн Кеплер (1571 — 1630) - опроверг представление о том, что небесные сферы являются качественно отличными от земного мира - пытается дать механическое объяснение движениям планет - Кеплер уточнил модель Коперника: 1. орбиты являются не окружностями, по которым с постоянной скоростью движутся планеты, а эллипсами, в центральном фокусе которых находится Солнце 2. планета движется по эллипсу с переменной скоростью, зависящей от расстояния до Солнца - сформулировал законы перемещения планет по их орбитам - (?) - почему планеты движутся по эллиптическим орбитам с переменной скоростью? - аргументы в пользу гелиоцентрической системы мира усилились Законы Кеплера гласят: 1. каждая планета движется но эллипсу, в одном из фокусов которого находится Солнце. 2. каждая планета движется и плоскости, проходящей через центр Солнца, причем радиус-вектор, соединяющий Солнце и планету, описывает равные площади в равные промежутки времени 3. Квадраты времен обращения планеты вокруг Солнца относятся как кубы их средних расстояний от Солнца
Философия Нового времени и возникновение естествознания: Галилей и Ньютон - работы: Галилей Ньютон «Математические принципы натуральной философии»(1687) Галилео Галилей (1564—1642) - в работах Галилея и Ньютона зародилась новая физика (математически сформулированное естествознание), противоречащая аристотелевской традиции - известны эксперименты Галилея со свободно падающими телами, которые послужили основой для формулировки законов движения ПР: известны его поддержка коперниканской системы и реакция на нее инквизиции, под давлением которой Галилей был вынужден отречься от своих научных убеждений - разрабатывая новые экспериментальные методы и механические понятия, Галилей придавал большое значение математике («книге природы»)
Исаак Ньютон (1643-1727) - родился в семье мелкого землевладельца, стал профессором математики Кембриджского университета и президентом Королевского общества. - сформулировал три закона движения Первый закон Ньютона - тело продолжает удерживаться в своем состоянии покоя или равномерного и прямолинейного движения, пока и поскольку оно не понуждается приложенными силами изменять это состояние. Второй закон Ньютона - изменение количества движения пропорционально приложенной движущей силе и происходит по направлению той прямой, по которой эта сила действует. Третий закон Ньютона - действию всегда есть равное и противоположное противодействие - сформулировал закон всемирного тяготения закон всемирного тяготения - два тела взаимно притягивают друг друга с силой, прямо пропорциональной их массам и обратно пропорциональной квадрату расстояния между ними - создал теорию исчисления бесконечно малых (одновременно с Лейбницем, но независимо от него) - теорию цветового состава естественного света - его физические теории обосновали предшествующие теории как в астрономии (кеплеровские законы движения планет), так и в механике (галилеев закон свободного падения) - основа физики - гипотетико-дедуктивного метода, в котором решающая роль принадлежит эксперименту - идея действия на расстоянии - интересовался теологическими вопросами и написал объемные трактаты по теологии - занимался алхимией, пытаясь добиться превращения одних веществ в другие
ВЫВОД: 1. возникновение физики было обязано философии в плане как формирования механистической картины мира, так и выработки рационалистической и эмпирицистской позиций 2. новая наука предоставляет аргументы против скептицизма 3. наука оказалась связанной с идеей прогресса и стала авторитетом в вопросах истины 4. философия и религия вынуждены были искать свое место по отношению к науке Вопрос 3. Проблемы методов познания в философской мысли Нового времени Философия Ф. Бэкона (1561—1626): |
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 199. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |