Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопрос 3.    Проблемы методов познания в философской мысли Нового времени




Литература

Основная

1. Введение в философию: Учебное  пособие для вузов. — М., 2008.

2. Философия: Учеб. для вузов / Под ред. В. Н. Лавриненко, В. П. Ратникова. –М., 2007.

3. История философии. Под ред. Ч. С. Кирвеля. — Минск, 2001.

Дополнительная

1. Антология мировой философии. В 4 т. — М., 1969-1971.

2. Антология философской мысли. — М., 1993.

3. Алексеев П. В., Панин А. В. Философия. — М., 1997.

4. Каратини Р.Введение в философию. — М., 2003.

5. Кириленко Г. Г., Шевцов Е. В.Краткий философский словарь. — М.,2003.

6. Радугин А. А. Философия: Курс лекций. — М., 2010

7. Радугин А. А. Хрестоматия по философии. — М., 1998.

8. Современный философский словарь. — М., 2010

9. Современная философия. Словарь и хрестоматия. — Ростов н/Д, 1995.

10. Асмус В. Ф. Историко-философские этюды. — М., 1984.

11. Александров Г.Ф., История западноевропейской философии. М. – Л., 1946

12. Гонфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. М. , 1980

13. История философии. В 6-ти т. М.,1957-1965

14. Соколов В.В. Европейская философия XV – XVII веков, М., 1984

15. Кузнецов Б.Г. История философии для физиков и математиков. М.,1974

16. Кузнецов З.Н., Мееровский Б.В., Грязнов А.Ф. Западноевропейская философия XVIII века. М.,1985

17. Нарский И.С. Западноевропейская философия XVIII века. М., 1973

18. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 4 т., СПб., 1994-1997

19. Тарнас Р. История западного мышления. М.,1967

 

 

Вопрос   1.       Философия нового времени (XVII-XVIII века):

Общая характеристика

1.с XVII в. развиваются естествозна­ние, астрономия, математика, механика; что оказало влияния и на философскую мысль

переориентация философии

средневековая эпоха Возрождения Новое время
теоцентрический характер ориентирова­на на искусство и гуманитарное знание опора на науку

2.в  философии возникает учение о всемогуществе разума и безграничных возможностях научного иссле­дования

3.специфика философии Нового времени - материалистическая тенденция, выте­кающая из опытного естествознания

4.внимание - проблемам бытия и субстанции,особенно когда речь идет о движении, простран­стве и времени (онтоло­гия)

5.зада­ча науки и философии - содействовать здоровью и кра­соте человека, а также увеличению его власти над природой -  вела к пониманию необходимости иссле­дования причин явлений, их сущностных сил

6. два под­хода к понятию «субстанция»:

                          - онтологическое понимание субстанции как пре­дельного основания бытия, основоположник – Ф. Бэкон

                          - гносеологическое осмысление понятия «субстан­ция», его необходимость для научного знания, ос­новоположник – Дж. Локк

(по Локку, идеи и понятия имеют ис­точником внешний мир, материальные вещи. Мате­риальные тела имеют лишь количественные особенности, качественного многообразия материи не существует: материальные тела отличаются друг от друга лишь величиной, фигурой, движением и покоем - первичные качества.Запахи, звуки, цвета, вкус - вторичные качества,которыевозника­ют в субъекте под воздействием первичных качеств

7. Д. Юм «против» материалистического понимания субстанции (отвергал сущест­вование материальной и духовной субстанции); считал, что есть «идея» субстанции, под которую подводится ассоциация восприятия человека, присущая обыден­ному, а не научному познанию

8.развитие теории познания (гносеологии):

          - проблемы философского научного метода

          - методологии познания человеком внешнего мира

          - связи внешнего и внутреннего опыта

          - задача получения достоверного знания

9. гносеология - средневековая полемика между номинализмом (опыт); и реализмом (достоверное познание - с помощью разума) в философии Нового времяни трансформирюется в эмпиризм и рационализм

      Эмпиризм(опыт) - источник достоверного научного знания опыт; ориентировался на естественные науки  (Ф. Бэкон)

      Рационализм(разум) - источник знания рассудок, логическое рассуждение, теоретические обобщения; ориентировался на математические науки  (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц)

10.с XVII в. начинается становление науки как са­мостоятельного института, наука приобретает современные черты и формы. Законы, открытые естественными науками, переносятся и на исследование общества. Из общефилософских знаний в период Ново­го времени в самостоятельные отрасли выделяются обществоведче­ские дисциплины: экономика, социология, политология

11. вонтологии (общей теории бытия) характерны черты механицизма— абсолютизации законов механики, перенесения их на все виды движения, в том числе и на развитие об­щества

12. деизм -признание Бога первопричиной развития природы, силой, давшей первотолчок мировому движению и больше не вмешивающейся в его ход. Деизм - признает существование Бога в качестве безличной причины мира. Особенность деизма - сведение к минимуму функции Бога

13. формируется новая физическая картина мира, важнейшими предпосылками которой стали астрономические откры­тия Г. Галилея, И. Кеплера,а также открытые И. Ньютономзаконов классиче­ской механики

Основные идеи философии Нового времени

- принцип автономно мыслящего субъекта

- принцип методического сомнения

- индуктивно-эмпирический метод

- интеллектуальная интуиция или рационально-дедук­тивный метод

- гипотетико-дедуктивное построение научной теории

- разработка нового юридического мировоззрения, обоснование и защита прав гражданина и человека

ВЫВОД:

Задачи философии Нового времени

1. идея развития автономной философии,свободной от религиозных предпосылок

2.    построение цельного мировоззрения на разумных и опытных осно­ваниях, выявленных исследованиями познавательной способности человека

3. проблемы обоснования способов достижения знания — пробле­мы методологии познания

 

 

Вопрос   2.  Философия Нового времени и возникновение естествознания: Коперник и Кеплер

 

-работы: Коперник «О вращениях небес­ных сфер»

               Кеплер

-переход в астроно­мической науки от геоцентрической к гелиоцентрической системе мира

- опытная основа астрономии -  наблюдение (а не эксперимент!)

- формируются различные взгляды на опыт

               1) жизненный опыт - уникальные для каждого человека процессы его формирования, воспитания и образования

               2) в науке опыт предстает в форме систематического наблюде­ния

- человекне стремится уви­деть все, но пытается рассмотреть определенные особенности в границах избранного поля исследований ПР: все науки используют опыт в качестве систематического наблю­дения

               3) в некоторых случаях человек может влиять на условия проведе­ния научного опыта ПР: но только некоторые науки в состоянии экспериментировать с исследуемыми объектами

 

Николай Коперник (1473—1543)

- астрономическая модель с Солнцем в качестве центра пла­нетной системы (гелиоцентрическая система), что противоречило господствовавшей геоцентрической системе, восходящей к Пто­лемею и признававшейся Церковью

ПР: кстати, ге­лиоцентрическая модель некогда уже предлагалась греческим аст­рономом Аристархом из Самоса (ок. 310—230 дон.э.), но именно коперниканская модель привела в эпоху Ренес­санса и Реформации к подрыву авторитета церкви и аристотелев­ской традиции, т.к.  революци­онизировала непосредственный жизненный опыт людей.

 (Коперник дал нам возможность дистанцироваться от опыта, в центре кото­рого мы находимся, и взглянуть на мир с совершенной другой позиции. Это рефлексивное дистанцирование и это «обращение» перс­пективы называется коперниканской революцией).

- началась кри­тика традиционного доверия человеческому разуму и идеи при­вилегированного места человека во вселенной

- астрономическая теория, основанная на система­тических наблюдениях и математических моделях, поставила под сомнение вековой жизненный опыт. В результате че­ловек пережил кризис, который привел к пересмотру его точки зрения на самого себя.

 

Иоганн Кеплер (1571 — 1630)

 - опроверг представление о том, что небесные сферы являются качественно отличными от земно­го мира

- пытается дать механическое объяснение движениям планет

-  Кеплер уточнил модель Коперника:

          1. орбиты являют­ся не окружностями, по которым с постоянной скоростью дви­жутся планеты, а эллипсами, в центральном фокусе которых нахо­дится Солнце

           2. планета движется по эллипсу с переменной скоро­стью, зависящей от расстояния до Солнца

-  сформулировал законы перемещения планет по их орбитам

- (?) - почему планеты движутся по эллиптическим орбитам с переменной скоростью? - аргументы в пользу гелиоцентрической системы мира усилились

Законы Кеплера гласят:

1. каждая планета движется но эллипсу, в одном из фокусов которого нахо­дится Солнце.

2. каждая планета движется и плоскости, проходящей через центр Солнца, причем радиус-вектор, соединяющий Солнце и планету, описывает равные пло­щади в равные промежутки времени

 3. Квадраты времен обращения планеты вокруг Солнца относятся как кубы их средних расстояний от Солнца

 

Философия Нового времени и возникновение естествознания:

Галилей и Ньютон

- работы: Галилей

            Ньютон «Математические принципы натуральной философии»(1687)

Галилео Галилей (1564—1642)

- в работах Галилея и Ньютона зароди­лась новая физика (математически сформулированное естествознание), противоречащая аристотелевской традиции

 - известны эксперименты Галилея со свободно падающими телами, которые послужили основой для формулировки законов движения

ПР: известны его поддержка коперниканской системы и реакция на нее инквизиции, под дав­лением которой Галилей был вынужден отречься от своих науч­ных убеждений

- разрабатывая новые экспериментальные методы и механиче­ские понятия, Галилей придавал большое значение математике («книге природы»)

 

Исаак Ньютон (1643-1727)

-  родился в семье мелкого землевла­дельца, стал профессором математики Кембриджского универси­тета и президентом Королевского общества.

- сформулировал три закона движения

        Первый закон Ньютона - тело продолжает удерживаться в своем состоянии покоя или равномерного и прямолинейного движения, пока и поскольку оно не понуждается приложенными силами изменять это состояние.

             Второй закон Ньютона - изменение количества движения про­порционально приложенной движущей силе и происходит по на­правлению той прямой, по которой эта сила действует.

              Третий закон Ньютона - действию всегда есть равное и проти­воположное противодействие

- сформулировал закон всемирного тяготения

               закон всемирного тяготения - два тела взаим­но притягивают друг друга с силой, прямо пропорциональной их массам и обратно пропорциональной квадрату расстояния между ними

- создал теорию исчисления беско­нечно малых (одновременно с Лейбницем, но независимо от не­го)

- теорию цветового состава естественного света

- его физиче­ские теории обосновали предшествующие теории как в астроно­мии (кеплеровские законы движения планет), так и в механике (галилеев закон свободного падения)

 - основа физики - гипотетико-дедуктивного метода, в котором решающая роль принадлежит экспери­менту

-  идея действия на расстоянии

- интересовался теологическими вопро­сами и написал объемные трактаты по теологии

- занимался алхимией, пытаясь добиться превращения одних веществ в другие

 

ВЫВОД:

1. возникновение физики было обязано филосо­фии в плане как формирования механистической картины мира, так и выработки рационалистической и эмпирицистской позиций

            2. новая нау­ка предоставляет аргументы против скептицизма  

            3. на­ука оказалась связанной с идеей прогресса и  стала авторитетом в вопросах истины

            4. философия и религия вынуждены были искать свое место по отношению к науке

Вопрос 3.    Проблемы методов познания в философской мысли Нового времени

Философия Ф. Бэкона (1561—1626):










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 199.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...