Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Нейропсихологическая диагностика в афазиологии.




 

Нейропсихологическая диагностика в афазиологии предполагает исследование всех корковых факторов, т.е. классическую луриевскую методику. Однако для более тщательного исследования речи применяются разработанные учениками А.Р.Лурия специальные методы, оценивающие все виды и формы речи с точки зрения их мозговых механизмов. В частности, широкое распространение получила методика количественной оценки речи (КОР) Л.С.Цветковой, Т.В.Ахутиной, Н.М.Пылаевой. В данной лекции сначала будет описана КОР, а затем луриевская батарея тестов (в модификации Балашовой, Ковязиной).

Эти методики развернутые, затратные по времени. Диагностика проводится в несколько приемов. Полное обследование актуально скорее для больных с средними и легкими степенями нарушения речи. При грубых дефектах некоторые пробы теряют свою актуальность, поскольку очевидно, что больной не сможет их выполнить.

Кроме этих методик может применяться скрининг (или экспресс-обследование). Скрининг используется при диагностике в остром периоде или в поликлинических условиях.

 

 

В диагностическом портфолио данного курса имеются:

1. Цветкова Л.С., Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Методика оценки речи при афазии. - М.: Изд-во МГУ, 1981. 67с. и Приложение (Альбом) 34 с.

2. Цветкова Л.С., Ахутина Т.В., Полонская Н.Н., Пылаева Н.М. Метод точной оценки эффективности восстановления речи у больных с афазией / Проблемы афазии и восстановительного обучения// Под ред. Л.С.Цветковой. – М.: Изд-во МГУ, 1979.

3. Протокол обследования речи, составленный по методике Цветковой Л.С., Ахутиной Т.В., Пылаевой Н.М. с описанием балльной оценки.

4. Максименко М.Ю., Ковязина М.С. Пособие для практических занятий по нейропсихологической диагностике. – М.: Теревинф, 1998. – 45 с.

5. Балашова, Ковязина М.С. Нейропсихологическая диагностика. Классические стимульные материалы. – М.: Генезис, 2010.

6. Протокол нейропсихологического исследования, составленный по данному стимульному материалу (с описанием оценки).

7. ВизельТ.Г. Нейропсихологическое блиц-обследование(тесты по исследованию высших психических функций).

8. ВассерманЛ. И., Дорофеева С. А., МеерсонЯ. А.Методынейропсихологическойдиагностики. Практическое руководство. – СПб.:«СТРОЙЛЕСПЕЧАТЬ», 1997. – 303 с. + Стимульный материал.

Ориентировочный этап обследования.

Логопед предварительно знакомится с медицинской документацией, оценивает преморбид пациента, заполняет паспортные данные.

Процедура нейропсихологического обследования начинается с установления контакта с пациентом и оценки его психологического статуса. В дальнейшем при проведении всего обследования логопед наблюдает за динамикой психической деятельности: особенностями внимания, работоспособностью, активностью, критичностью.

Протокол исследования речи и других ВПФ.

 

· ФИО

· Дата обследования

· Возраст

· Образование

· Профессия

· Группа инвалидности

· Диагноз клинический

· Жалобы

· Правша, левша, амбидекстр

· Ориентировка

· Критика

· Эмоциональная сфера

· Психическая активность

· Внимание

· Поведение

· Утомляемость

 

Сразу следует сказать о трудности отграничения первичных нейропсихологических симптомов от вторичных, связанных с дисфункцией 1 блока мозга (такие нарушения называют нейродинамическими). Пациент демонстрирует разнообразные по характеру ошибки, причем чаще встречаются ошибки, которые формально можно трактовать как регуляторные (лобные). Специальных заданий на исследование 1 блока в нейропсихологической батарее нет. Логопед должен быть внимательным, компетентным специалистом, чтобы разграничить нейродинамические нарушения от модально-специфических и регуляторных.

Задача логопеда – зафиксировать наблюдаемые симптомы и постараться сразу дать им квалификацию. Это весьма сложно сделать в остром периоде, поэтому нейропсихологическое обследование проводится «на входе», «на выходе» и при последующей реабилитационной работе.

Некоторые признаки вторичного (скорее нейродинамического) характера ошибок при обследовании:

· при привлечении внимания пациента к ним, ошибки легко исправляются,

· присутствуют при включении в деятельность и исчезают, когда программа усвоена, или задание знакомо

· ошибки имеются во многих заданиях, дающих нагрузку на внимание и произвольную регуляцию (например, пробы Хэда, разворот фигур на 180о, счет)

Нейродинамические показатели деятельности характеризуются следующим образом:

· Темп выполнения средний / снижен / замедлен.

· Истощаемость, утомляемость / нагрузку выдерживает в полном объеме

· Колебания / устойчивость функционального состояния

· Общий тонус снижен.

· Период включения в деятельность увеличен (трудности включения), трудности переключения с одного вида деятельности на другой.

 

Кроме того, в остром периоде и в течение достаточно длительного времени после мозговой катастрофы наблюдается диашиз – выпадение функций отделов головного мозга, непосредственно не поврежденных, но связанных с очагом проводящими путями. Приток обычных раздражений к здоровому участку прекращается и возникает картина локальной симптоматики, не соответствующей очагу поражения.

 

Исследование речи.

    Перед логопедом стоит задача оценить все виды и формы речи.

ВИДЫ РЕЧИ

 

 


Устная
Письменная
Внутренняя

Письмо


Импрессивная (понимание)
Экспрессивная (говорение)

 

Чтение
Повторная

 

 


ФОРМЫ РЕЧИ

Диалогическая
Ситуативная
Дезавтоматизированная
Автоматизированная
Номинативная
Произвольная
Контекстная
Монологическая

 






Цветкова Л.С., Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Методика оценки речи при афазии. - М.: Изд-во МГУ, 1981. 67с. и Приложение (Альбом) 34 с.

Особенности методики:

§ Совмещает качественный и количественный анализ

§ Позволяет оценить все виды и формы речи

§ Позволяет выявить форму афазии, поскольку включает пробы, фиксирующие центральные симптомы каждой формы афазии (по А.Р. Лурия)

§ Позволяет определить степень выраженности афазии

§ Дает возможность оценить адекватность реабилитации

§ Выявляет зависимость динамики восстановления от этиологии, длительности заболевания и терапии

 

Импрессивная сторона речи

Понимание речи в диалоге.

Диалогическая речь (КОР)

Вопросы Оценка за ответы в диалоге Оценка за понимание вопросов в диалоге   Образцы речи
1. Как Вы себя чувствуете?      
2. Голова болит?      
3. Как Вы спали?      
4. Сколько человек у Вас в палате?      
5. Вас осматривал сегодня врач?      
6. Что у Вас было сегодня на завтрак?      
7. Где Вы живете?      
8. Что Вы делали вчера вечером?      
9. Какая сегодня погода и какая была вчера?        
10. Чем Вы любите заниматься в свободное время?      

Оценка за ответы в диалоге (КОР):

3 б. – нормативный ответ; адекватный по смыслу, грамматический правильный ответ, без вербальных и литеральных замен.

1,5 б. – литеральные парафазии, не мешающие понять ответ; либо эхолалическое начало; либо аграмматизм; либо ответ одним словом на вопрос, требующий ответа фразой.

0 б. – отсутствие ответа; либо неадекватный по смыслу ответ; либо литеральные или вербальные замены, искажающие слово или предложение до неузнаваемости.

 

Оценка за понимание вопросов диалога (КОР):

3 б. – адекватное понимание с первого раза (адекватный по смыслу вербальный или невербальный ответ, например, жестовый).

1,5 б. – ответ лишь на часть вопроса (например, при вопросе «Какая сегодня была погода и какая была вчера?» ответ «Вчера была плохая»); либо жестовый ответ, не позволяющий с уверенностью утверждать, что вопрос понят правильно; либо понимание вопроса после повторного предъявления.

0 б. – при неадекватном ответе, невозможности понимания вопроса с двух предъявлений (если вопрос понят с третьего предъявления, также ставится 0 б.).

 

 

Понимание инструкций (КОР)

Инструкция: «В этом задании я буду зачитывать Вам инструкции, и Вы выполняйте их в точности так, как я говорю».

Инструкции Оценка Действия
1.Закройте глаза    
2.Поднимите левую руку    
3.Возьмите карандаш и постучите три раза    
4.Возьмите скрепку и положите в карман    
5.Постройте из палочек треугольник    
6.Нарисуйте в тетради круг и квадрат    
7.Покажите скрепку палочкой    
8.Положите ручку справа от книги    
9.Возьмите книгу, вложите в нее тетрадь и положите на край стола    
10.Поставьте перед собой коробку, сложите в нее палочки и дайте мне.    

Оценка за понимание инструкций (КОР):

3 б. – действие выполнено правильно (правильно понята инструкция).

1,5 б. – действие выполнено правильно после повторного предъявления (инструкция понята правильно после повторного предъявления)

0 б. – действие не было выполнено после двух предъявлений инструкции (если действие было выполнено после трех предъявлений инструкции, также ставится 0 б.).










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 1757.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...