Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Нейропсихологическая диагностика в афазиологии.
Нейропсихологическая диагностика в афазиологии предполагает исследование всех корковых факторов, т.е. классическую луриевскую методику. Однако для более тщательного исследования речи применяются разработанные учениками А.Р.Лурия специальные методы, оценивающие все виды и формы речи с точки зрения их мозговых механизмов. В частности, широкое распространение получила методика количественной оценки речи (КОР) Л.С.Цветковой, Т.В.Ахутиной, Н.М.Пылаевой. В данной лекции сначала будет описана КОР, а затем луриевская батарея тестов (в модификации Балашовой, Ковязиной). Эти методики развернутые, затратные по времени. Диагностика проводится в несколько приемов. Полное обследование актуально скорее для больных с средними и легкими степенями нарушения речи. При грубых дефектах некоторые пробы теряют свою актуальность, поскольку очевидно, что больной не сможет их выполнить. Кроме этих методик может применяться скрининг (или экспресс-обследование). Скрининг используется при диагностике в остром периоде или в поликлинических условиях.
В диагностическом портфолио данного курса имеются: 1. Цветкова Л.С., Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Методика оценки речи при афазии. - М.: Изд-во МГУ, 1981. 67с. и Приложение (Альбом) 34 с. 2. Цветкова Л.С., Ахутина Т.В., Полонская Н.Н., Пылаева Н.М. Метод точной оценки эффективности восстановления речи у больных с афазией / Проблемы афазии и восстановительного обучения// Под ред. Л.С.Цветковой. – М.: Изд-во МГУ, 1979. 3. Протокол обследования речи, составленный по методике Цветковой Л.С., Ахутиной Т.В., Пылаевой Н.М. с описанием балльной оценки. 4. Максименко М.Ю., Ковязина М.С. Пособие для практических занятий по нейропсихологической диагностике. – М.: Теревинф, 1998. – 45 с. 5. Балашова, Ковязина М.С. Нейропсихологическая диагностика. Классические стимульные материалы. – М.: Генезис, 2010. 6. Протокол нейропсихологического исследования, составленный по данному стимульному материалу (с описанием оценки). 7. ВизельТ.Г. Нейропсихологическое блиц-обследование(тесты по исследованию высших психических функций). 8. ВассерманЛ. И., Дорофеева С. А., МеерсонЯ. А.Методынейропсихологическойдиагностики. Практическое руководство. – СПб.:«СТРОЙЛЕСПЕЧАТЬ», 1997. – 303 с. + Стимульный материал. Ориентировочный этап обследования. Логопед предварительно знакомится с медицинской документацией, оценивает преморбид пациента, заполняет паспортные данные. Процедура нейропсихологического обследования начинается с установления контакта с пациентом и оценки его психологического статуса. В дальнейшем при проведении всего обследования логопед наблюдает за динамикой психической деятельности: особенностями внимания, работоспособностью, активностью, критичностью. Протокол исследования речи и других ВПФ.
· ФИО · Дата обследования · Возраст · Образование · Профессия · Группа инвалидности · Диагноз клинический · Жалобы · Правша, левша, амбидекстр · Ориентировка · Критика · Эмоциональная сфера · Психическая активность · Внимание · Поведение · Утомляемость
Сразу следует сказать о трудности отграничения первичных нейропсихологических симптомов от вторичных, связанных с дисфункцией 1 блока мозга (такие нарушения называют нейродинамическими). Пациент демонстрирует разнообразные по характеру ошибки, причем чаще встречаются ошибки, которые формально можно трактовать как регуляторные (лобные). Специальных заданий на исследование 1 блока в нейропсихологической батарее нет. Логопед должен быть внимательным, компетентным специалистом, чтобы разграничить нейродинамические нарушения от модально-специфических и регуляторных. Задача логопеда – зафиксировать наблюдаемые симптомы и постараться сразу дать им квалификацию. Это весьма сложно сделать в остром периоде, поэтому нейропсихологическое обследование проводится «на входе», «на выходе» и при последующей реабилитационной работе. Некоторые признаки вторичного (скорее нейродинамического) характера ошибок при обследовании: · при привлечении внимания пациента к ним, ошибки легко исправляются, · присутствуют при включении в деятельность и исчезают, когда программа усвоена, или задание знакомо · ошибки имеются во многих заданиях, дающих нагрузку на внимание и произвольную регуляцию (например, пробы Хэда, разворот фигур на 180о, счет) Нейродинамические показатели деятельности характеризуются следующим образом: · Темп выполнения средний / снижен / замедлен. · Истощаемость, утомляемость / нагрузку выдерживает в полном объеме · Колебания / устойчивость функционального состояния · Общий тонус снижен. · Период включения в деятельность увеличен (трудности включения), трудности переключения с одного вида деятельности на другой.
Кроме того, в остром периоде и в течение достаточно длительного времени после мозговой катастрофы наблюдается диашиз – выпадение функций отделов головного мозга, непосредственно не поврежденных, но связанных с очагом проводящими путями. Приток обычных раздражений к здоровому участку прекращается и возникает картина локальной симптоматики, не соответствующей очагу поражения.
Исследование речи. Перед логопедом стоит задача оценить все виды и формы речи.
Цветкова Л.С., Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Методика оценки речи при афазии. - М.: Изд-во МГУ, 1981. 67с. и Приложение (Альбом) 34 с. Особенности методики: § Совмещает качественный и количественный анализ § Позволяет оценить все виды и формы речи § Позволяет выявить форму афазии, поскольку включает пробы, фиксирующие центральные симптомы каждой формы афазии (по А.Р. Лурия) § Позволяет определить степень выраженности афазии § Дает возможность оценить адекватность реабилитации § Выявляет зависимость динамики восстановления от этиологии, длительности заболевания и терапии
Импрессивная сторона речи Понимание речи в диалоге. Диалогическая речь (КОР)
Оценка за ответы в диалоге (КОР): 3 б. – нормативный ответ; адекватный по смыслу, грамматический правильный ответ, без вербальных и литеральных замен. 1,5 б. – литеральные парафазии, не мешающие понять ответ; либо эхолалическое начало; либо аграмматизм; либо ответ одним словом на вопрос, требующий ответа фразой. 0 б. – отсутствие ответа; либо неадекватный по смыслу ответ; либо литеральные или вербальные замены, искажающие слово или предложение до неузнаваемости.
Оценка за понимание вопросов диалога (КОР): 3 б. – адекватное понимание с первого раза (адекватный по смыслу вербальный или невербальный ответ, например, жестовый). 1,5 б. – ответ лишь на часть вопроса (например, при вопросе «Какая сегодня была погода и какая была вчера?» ответ «Вчера была плохая»); либо жестовый ответ, не позволяющий с уверенностью утверждать, что вопрос понят правильно; либо понимание вопроса после повторного предъявления. 0 б. – при неадекватном ответе, невозможности понимания вопроса с двух предъявлений (если вопрос понят с третьего предъявления, также ставится 0 б.).
Понимание инструкций (КОР) Инструкция: «В этом задании я буду зачитывать Вам инструкции, и Вы выполняйте их в точности так, как я говорю».
Оценка за понимание инструкций (КОР): 3 б. – действие выполнено правильно (правильно понята инструкция). 1,5 б. – действие выполнено правильно после повторного предъявления (инструкция понята правильно после повторного предъявления) 0 б. – действие не было выполнено после двух предъявлений инструкции (если действие было выполнено после трех предъявлений инструкции, также ставится 0 б.). |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 1999. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |