Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Отграничение от невропатий и психопатий




Отграничение от невропатий.Интеллектуальная отста­лость подозревается нередко в тех случаях, когда ребенок не справляется с заданиями дошкольного или школьного учрежде­ния из-за эмоционально-волевых расстройств. Причиной таких за­труднений в младшем возрасте чаще всего бывают невропатии.

Проявления невропатии, как правило, обнаруживаются в пер­вые годы жизни. Основные ее симптомы: крайне повышенная воз­будимость, неустойчивость вегетативных функций, общая гипере­стезия, резкая психомоторная и эмоциональная возбудимость, бы­страя истощаемость и склонность к страхам, боязливость. В конце дошкольного возраста и в первых классах школы в связи с новы­ми повышенными требованиями к ребенку у него обнаруживают­ся недостаточная работоспособность, легкая утомляемость и исто­щаемость. Такие дети в процессе занятий не могут проявить долж­ного прилежания, не способны к длительному сосредоточению, их легко отвлекают малейшие изменения в окружающей обстановке. В связи с этим любое полученное задание утомляет и быстро на­доедает, ребенок переключается на какой-либо случайный пред­мет (ручку, пуговицу), который на некоторое время служит игро­вым материалом, помогает восстановить растраченные силы и ин­терес к заданию. Чем менее привлекательно занятие, тем быстрее наступает истощение. Чем больше разнообразия в классной ра­боте и чаще переключение па новый материал, тем дольше со­храняются рабочий тонус и увлечение делом. Таким образом, эти дети отличаются повышенной нервно-психической возбудимостью, раздражительностью, истощаемостью и утомляемостью.

Отграничение от психопатий.В более старшем возрасте сре­ди синдромов эмоционально-волевых нарушений, ответственных за снижение интеллектуальной продуктивности и потому требу­ющих дифференцирования от общего психического недоразвития, следует назвать формирующиеся или сформировавшиеся пси­хопатии. Чаще всего это относится к астенической психопатии или к астено-невротическому типу акцентуации характера (Лич-ко А. Е., 1979). При ней дети и подростки не способны к устой­чивому и продолжительному напряжению. Учебная деятельность

381

им легко надоедает, они быстро устают, испытывают чувство сла­бости. Страх перед необходимым рабочим напряжением неред­ко не позволяет им даже приступить к тому или иному делу. Концентрация внимания, а с ней и работоспособность наруша­ются из-за легко возникающих мыслей о собственном нездоро­вье, которое их очень беспокоит. Постоянные головные боли, сердцебиения, плохой аппетит и т. д. усиливают ипохондричес­кую настроенность и вызывают настолько сильное беспокойство, что вынуждают подростка искать помощи и облегчения своего «очень тяжелого состояния». У части подростков — необычная впечатлительность и усиленное чувство собственной недостаточ­ности. Они очень ранимы и не выносят всего того, что их зас­тавляет волноваться. Имеется склонность к страхам, нарушени­ям сна, сниженному настроению.

Как невропатия, так и психопатия имеют наибольшее сход­ство с астенической формой психического недоразвития. Одна­ко последняя характеризуется более выраженной неспособ­ностью к овладению чтением, письмом и нередко счетом, сочетающейся с затруднениями в воспроизведении рядов и с нарушениями в тонкой моторике. Самое же принципиальное отличие состоит в том, что здесь имеется явный интеллектуаль­ный дефект, выявляемый при изучении мыслительных процес­сов: обобщения, отвлечения, абстракции и др. На этом же основа­нии проводится дифференциальный диагноз с неуравновешен­ным вариантом стенической формы и с другими формами недоразвития. Следует учитывать также и большую тонкость переживаний, и способность к самоанализу, и необычную впечатлительность, и чувство собственной вины, нередко наблю­даемые у подростков с чертами астенической психопатии.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 232.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...