Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Отграничение от эпилептической деменции
Дифференциальный диагноз с эпилептическим слабоумием многосложен. С одной стороны, эпилептическое слабоумие может наблюдаться и при долгом отсутствии припадков, исчезнувших в связи с лечением или спонтанно; с другой — и при состояниях психического недоразвития возможны эпилептиформные расстройства, которые могут быть обусловлены органической природой заболевания. Принципиальное отличие между ними заключается в том, что эпилепсия—это развивающийся процесс, в ходе которого в большей или меньшей степени нарастает интеллектуальный дефект; слабоумие же при психическом недоразвитии — стационарно. Другое существенное отличие— структура слабоумия (Фролов Б. Г., 1976). Столь типичная у взрослых, она варьирует у детей в зависимости от возраста. Все же замедленность и вязкость мышления, персеверации, детализирование вместе с нарушениями памяти могут быть основанием для разграничения эпилептической деменции и отсталости у подростков. У большинства детей эти особенности эпилептической психики менее явственны и встречаются реже (КаубишВ. К., 1972). В связи с этим при диагностике приходится опираться на менее выраженные замедление и тугоподвиж-ность в интеллектуально-мнестической сфере, упрямство и тенденцию к более или менее застойному аффекту. 375 Эпилептические изменения личности: полярность аффективных проявлений от вязкости до эксплозивности, «гиперсоциальность» (педантичность, упорство, усидчивость, скрупулезность, склонность к тщательному отделыванию деталей в работе, стремление во что бы то ни стало к порядку), эгоизм, проявляющийся сосредоточением всех интересов на своей личности, противоречивость тенденций от слащавости, угодливости, льстивости и заискиваний до злопамятности, злобности, агрессивности и жестокости могут помочь в проведении дифференцирования видов слабоумия. Однако у детей двигательная, рас-торможенность, усиленная аффективная возбудимость, эмоциональная неустойчивость, медлительность и тяжеловесность движений чаще сочетаются с импульсивностью, вспышками двигательного возбуждения. Настроение у них хмурое, они недоверчивы, недовольны окружающими, злобны, их влечения усилены и нередко расторможены, что проявляется мастурбацией, стремлением обнимать детей и взрослых. К этому следует еще добавить наличие у многих из них явлений амнестической афазии, олигофазии, монотонности голоса и нечеткости артикуляции. Существенную помощь может оказать электроэнцефалография, выявляющая более или менее типичные разряды и изменения биоэлектрической активности. В анамнезе больных эпилепсией, как правило, имеются указания на пароксизмальные расстройства (замирания, застывания, приступы частого моргания, вздрагивания, неожиданные падения, необъяснимые поступки и действия с забвением совершенного, нарушения сна и т.д.), ранние изменения характера и его трудность или даже невыносимость, постепенное ухудшение умственных способностей. Определенную ценность имеет изучение семьи, члены которой значительно чаще, чем у неэпилептиков, страдают от широкого круга эпилептиформных проявлений. Отграничение от состояний недоразвития речи У детей с недоразвитием речи из-за недостаточного контакта с окружающими, ограниченности мыслительных процессов, затруднений в освоении житейских и особенно школьных навыков замедляется умственное развитие. В конечном итоге это приводит к вторичным интеллектуальным нарушениям, которые не всегда просто отличить от состояний общего психического недоразвития. Возможность одновременного поражения как речевых, так и некоторых интеллектуальных механизмов еще больше затрудняет дифференциацию. Отграничение от моторной алалии.При этой часто встречающейся форме преобладает недоразвитие экспрессивной речи и следует учитывать особенности ее формирования. В этих случаях резко запаздывает произнесение первых слов (2—3 года), фразы либо не появляются вовсе, либо возникают в очень упрощенном виде в 5—6-летнем возрасте. В целом все стороны речи (произносительная, лексическая и грамматическая) оказываются грубо нарушенными. Но наряду с этим даже дошкольники любознательны, интересуются происходящим вокруг, сами пытаются занять себя. Они способны к простейшим обобщениям, справляются с многими невербальными заданиями. Однако их интеллектуальное развитие по сравнению с нормой запаздывает, и это осложняет их отграничение от детей с психическим недоразвитием. Все же они живее, любознательнее, умеют использовать помощь, более серьезно переживают свой речевой дефект, дифференцированнее относятся к окружающим, небезразличны к оценкам их поведения и активности. Для них характерна также большая разница при выполнении вербальных и невербальных заданий. Отсутствует и столь обычная для умственно отсталых диспластичность телосложения. В то же время речевые расстройства последних более тесно связаны с интеллектуальным уровнем и не препятствуют речевому общению. У детей младшего школьного возраста с алалией экспрессивная речь развита хуже, чем импрессивная. Нарушен речевой акт, нет беглости переключения от слова к слову, от фразы к фразе, не автоматизированы чтение и письмо. У более старших детей могут оставаться негрубые дефекты фонетической, лексической и грамматической сторон речи, проявляющиеся главным образом при чтении и письме. Структура интеллектуального дефекта при моторной алалии мозаична; нарушены темп, направленность и переключаемость психических процессов, больше страдают активность, произвольность и избирательность мышления. Нередко имеют место расстройства ориентировки во времени и пространстве, ап-раксия и агнозия (Ковалев В. В., Кириченко Е. И., 1970). Характерны выраженные проявления детскости интересов и поведения, мало целенаправленная, лишенная инициативы суетливость, эйфорически окрашенное беспокойство, отсутствие эмоционального накала и подлинной силы инстинктов, неустойчивость и повышенная истощаемость внимания (Мнухин С. С, 1972). Отграничение от сенсорной алалии.Эта форма речевого не-Доразвития встречается реже. При ней отсутствует понимание Речи, и лишь вторично страдает ее экспрессивная функция. 377 У детей с сенсорной алалией при сохранном слухе имеется явное непонимание речи — «замыкательная акупатия» (Трау-готтН. Н., 1946), причем у одних больше страдает слуховое внимание, а у других — способность дифференцировать фонемы и слова. Различие механизмов предполагает и разную степень развития речи, а отсюда и отграничение от умственной отсталости будет различаться при разных формах. Приходится иметь в виду, что у детей с сенсорной алалией нет грубых нарушений интеллекта, признаков моторной недостаточности и практически отсутствуют симптомы органического поражения ЦНС (Головина Е. С, Введенская И. С, 1968). |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 237. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |