Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Отграничение от психического инфантилизма




Дети с этим синдромом характеризуются чрезмерной детскостью интересов и поведения, недостатком серьезности, це­ленаправленности, работоспособности и выдержки, неумением сосредоточиться на заданной работе, нередко житейской «лег­ковесностью», беспечностью и беспомощностью (МнухинС. С, 1968). Таким образом, имеют место чрезмерное влияние эмоций на мышление, преобладание воображения и фантазии над логи­ческими процессами, недостаточная зрелость суждений. При хорошей экстрапирамидной моторике, проявляющейся плавнос­тью и ритмичностью движений, точные и дифференцированные движения им удаются хуже. Рост отстает, телосложение гармо­нично и грацильно, пропорции между длиной туловища и ко­нечностей соответствуют более ранней ступени развития. От об­щего психического недоразвития инфантилизм отличается боль­шей живостью психики, интересов к окружению, жаждой впечатлений, отсутствием инертности, более высоким уровнем логических процессов, большей инициативностью и самостоя­тельностью в играх; яркостью эмоций, большим их влиянием на интеллектуальную деятельность, стремлением показать себя с лучшей стороны; отсутствием диспластичности в телосложении, большей плавностью и ритмичностью движений, выразительно­стью мимики (Певзнер М. С, 1966; Юркова И. А., 1958).

Отграничение от симптоматической дислексии

На первом плане клинических проявлений при этом синдроме отмечаются трудности в запоминании букв, неспособ­ность в течение нескольких лет овладеть беглым безошибочным чтением, успешно выполнять письменные работы при более удов­летворительном освоении математики и остальных предметов.

В процессе чтения у детей отмечаются затруднения при вос­произведении по зрительной памяти, они не угадывают знако­мого слова по начальным буквам или слогу, смешивают звуки, переставляют буквы, делают ошибки при распознавании фоне­тически сходных букв, замене семантического характера. При письме отмечаются искажение букв, связей между ними, про­пуск последних (или даже слов), неправильное изображение их элементов. Письменная продукция очень неровная, беспо­рядочная, с элементами зеркальности. У большинства детей, кро­ме того, имеются нарушения темпа речи, у многих нарушена координация, особенно тонкой моторики, повышена двигательная активность. Дети плохо ориентируются в сторонах своего тела, затрудняются выполнять операции, состоящие из ряда последо­вательных актов, не могут перечислить дни недели и месяцы в прямом, а тем более в обратном порядке, плохо овладевают временными и пространственными представлениями (Мну­хинС. С, 1934; Прокопова Е. Д., 1954).

Для всех характерно нарушенное внимание в виде недоста­точной его устойчивости и концентрации. Расстроена кратко­временная память, снижен объем слухоречевой или зрительно-пространственной памяти на ряды элементов или комплексы фи­гур, а нередко имеют место оба эти нарушения (Корнев А. Н., 1978). Легко выявляются уменьшение словарного запаса, затруднение в подборе синонимов, в объяснении предъявляемых слов, огра­ничен набор обобщающих понятий, недостаточны перцептивные возможности, нарушены пространственная ориентация и конст­руктивный праксис. Дети хуже устанавливают причинно-след­ственные отношения, снижена и способность к абстракции.

При электрофизиологических исследованиях обнаруживают­ся преимущественное поражение неспецифических подкорково-стволовых систем, нарушение регуляции центральных и вегета­тивных компонентов ориентировочной реакции, снижение общей мощности биоэлектрической активности мозга. Наряду с недо­статочностью всей психической активности имеются признаки дисфункции надъядерных корковых систем, которые, по-видимо­му, могут объяснить нарушения произвольного контроля тонкой моторики, речедвигательных функций (Исаев Д. Н. и др., 1974).

Наибольшее сходство этот синдром имеет с астенической формой общего психического недоразвития. Основной отличи­тельной особенностью последней является низкий интеллек­туальный уровень. Кроме того, при ней имеет место большая Дисгармоничность всей структуры психики с более грубыми Речевыми, праксическими, мнестическими или эмоционально-

379

волевыми, расстройствами, значительно нарушающими при­способление больных. Наиболее распространенная стеническая форма недоразвития может быть отдифференцирована на осно­вании отсутствия в ее клинической картине диссоциации меж­ду интеллектуальным развитием и формированием школьных навыков. При ней нет грубых нарушений во временных и пространственных представлениях, в конструктивных способно­стях, в воспроизведении последовательных рядов представлений или движений. Поведение, как правило, определяется уровнем психического развития, оно достаточно организовано и устой­чиво при неплохом прилежании и выносливости.

Отграничение от соматогенной астении

Продолжительные соматические заболевания (напри­мер, желудочно-кишечные расстройства), неоднократно за корот­кий промежуток времени повторяющиеся острые тяжелые бо­лезни, хронические инфекции (туберкулез и другие заболевания), особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте, могут отражаться на интеллектуальной деятельности детей. Освоение программы детского сада или школы оказывается ниже потен­циальных возможностей из-за быстрой утомляемости, истощае-мости нарушенного внимания.

В связи с этим иногда приходится отграничивать сомато­генную астению и психическое недоразвитие, причем следует принимать во внимание колеблющуюся интеллектуальную про­дуктивность больных, ухудшающуюся в процессе занятий или обследования. Она меняется также в зависимости от соматиче­ского состояния и поэтому в один день может быть лучше, ав другой хуже. Наряду со сказанным помогает обнаружение симп­томов ирритативной или апатической астении: возбудимости, раз­дражительности, повышенной впечатлительности, капризности, плаксивости, истощаемости, обидчивости, неспособности к сколь­ко-нибудь длительному психическому или физическому напря­жению, вялости, снижении заинтересованности в происходящем вокруг и т. д. Кроме того, нарушаются аппетит, сон, могут по­явиться головные боли, головокружения, иногда возникают ноч­ные страхи. Как правило, дети критичны к себе, переживают свои, особенно школьные, неудачи. Обычно дифференциальный диагноз не вызывает трудностей.

Разрешение вопроса облегчается с помощью анамнеза, ука­зывающего на благополучное преморбидное развитие и связь возникших трудностей в обучении с соматическими расстрой­ствами. Кроме того, существенную помощь оказывают симпто-

мы основного соматического заболевания и явления осложня­ющей его астении. Подробное и тем более неоднократное изуче­ние психики ребенка выявляет нормальный интеллектуальный уровень. Ухудшенная же продуктивность может быть объяснена расстроенным вниманием и неспособностью к напряжению.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 191.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...