Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Отграничение от психического инфантилизма
Дети с этим синдромом характеризуются чрезмерной детскостью интересов и поведения, недостатком серьезности, целенаправленности, работоспособности и выдержки, неумением сосредоточиться на заданной работе, нередко житейской «легковесностью», беспечностью и беспомощностью (МнухинС. С, 1968). Таким образом, имеют место чрезмерное влияние эмоций на мышление, преобладание воображения и фантазии над логическими процессами, недостаточная зрелость суждений. При хорошей экстрапирамидной моторике, проявляющейся плавностью и ритмичностью движений, точные и дифференцированные движения им удаются хуже. Рост отстает, телосложение гармонично и грацильно, пропорции между длиной туловища и конечностей соответствуют более ранней ступени развития. От общего психического недоразвития инфантилизм отличается большей живостью психики, интересов к окружению, жаждой впечатлений, отсутствием инертности, более высоким уровнем логических процессов, большей инициативностью и самостоятельностью в играх; яркостью эмоций, большим их влиянием на интеллектуальную деятельность, стремлением показать себя с лучшей стороны; отсутствием диспластичности в телосложении, большей плавностью и ритмичностью движений, выразительностью мимики (Певзнер М. С, 1966; Юркова И. А., 1958). Отграничение от симптоматической дислексии На первом плане клинических проявлений при этом синдроме отмечаются трудности в запоминании букв, неспособность в течение нескольких лет овладеть беглым безошибочным чтением, успешно выполнять письменные работы при более удовлетворительном освоении математики и остальных предметов. В процессе чтения у детей отмечаются затруднения при воспроизведении по зрительной памяти, они не угадывают знакомого слова по начальным буквам или слогу, смешивают звуки, переставляют буквы, делают ошибки при распознавании фонетически сходных букв, замене семантического характера. При письме отмечаются искажение букв, связей между ними, пропуск последних (или даже слов), неправильное изображение их элементов. Письменная продукция очень неровная, беспорядочная, с элементами зеркальности. У большинства детей, кроме того, имеются нарушения темпа речи, у многих нарушена координация, особенно тонкой моторики, повышена двигательная активность. Дети плохо ориентируются в сторонах своего тела, затрудняются выполнять операции, состоящие из ряда последовательных актов, не могут перечислить дни недели и месяцы в прямом, а тем более в обратном порядке, плохо овладевают временными и пространственными представлениями (МнухинС. С, 1934; Прокопова Е. Д., 1954). Для всех характерно нарушенное внимание в виде недостаточной его устойчивости и концентрации. Расстроена кратковременная память, снижен объем слухоречевой или зрительно-пространственной памяти на ряды элементов или комплексы фигур, а нередко имеют место оба эти нарушения (Корнев А. Н., 1978). Легко выявляются уменьшение словарного запаса, затруднение в подборе синонимов, в объяснении предъявляемых слов, ограничен набор обобщающих понятий, недостаточны перцептивные возможности, нарушены пространственная ориентация и конструктивный праксис. Дети хуже устанавливают причинно-следственные отношения, снижена и способность к абстракции. При электрофизиологических исследованиях обнаруживаются преимущественное поражение неспецифических подкорково-стволовых систем, нарушение регуляции центральных и вегетативных компонентов ориентировочной реакции, снижение общей мощности биоэлектрической активности мозга. Наряду с недостаточностью всей психической активности имеются признаки дисфункции надъядерных корковых систем, которые, по-видимому, могут объяснить нарушения произвольного контроля тонкой моторики, речедвигательных функций (Исаев Д. Н. и др., 1974). Наибольшее сходство этот синдром имеет с астенической формой общего психического недоразвития. Основной отличительной особенностью последней является низкий интеллектуальный уровень. Кроме того, при ней имеет место большая Дисгармоничность всей структуры психики с более грубыми Речевыми, праксическими, мнестическими или эмоционально- 379 волевыми, расстройствами, значительно нарушающими приспособление больных. Наиболее распространенная стеническая форма недоразвития может быть отдифференцирована на основании отсутствия в ее клинической картине диссоциации между интеллектуальным развитием и формированием школьных навыков. При ней нет грубых нарушений во временных и пространственных представлениях, в конструктивных способностях, в воспроизведении последовательных рядов представлений или движений. Поведение, как правило, определяется уровнем психического развития, оно достаточно организовано и устойчиво при неплохом прилежании и выносливости. Отграничение от соматогенной астении Продолжительные соматические заболевания (например, желудочно-кишечные расстройства), неоднократно за короткий промежуток времени повторяющиеся острые тяжелые болезни, хронические инфекции (туберкулез и другие заболевания), особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте, могут отражаться на интеллектуальной деятельности детей. Освоение программы детского сада или школы оказывается ниже потенциальных возможностей из-за быстрой утомляемости, истощае-мости нарушенного внимания. В связи с этим иногда приходится отграничивать соматогенную астению и психическое недоразвитие, причем следует принимать во внимание колеблющуюся интеллектуальную продуктивность больных, ухудшающуюся в процессе занятий или обследования. Она меняется также в зависимости от соматического состояния и поэтому в один день может быть лучше, ав другой хуже. Наряду со сказанным помогает обнаружение симптомов ирритативной или апатической астении: возбудимости, раздражительности, повышенной впечатлительности, капризности, плаксивости, истощаемости, обидчивости, неспособности к сколько-нибудь длительному психическому или физическому напряжению, вялости, снижении заинтересованности в происходящем вокруг и т. д. Кроме того, нарушаются аппетит, сон, могут появиться головные боли, головокружения, иногда возникают ночные страхи. Как правило, дети критичны к себе, переживают свои, особенно школьные, неудачи. Обычно дифференциальный диагноз не вызывает трудностей. Разрешение вопроса облегчается с помощью анамнеза, указывающего на благополучное преморбидное развитие и связь возникших трудностей в обучении с соматическими расстройствами. Кроме того, существенную помощь оказывают симпто- мы основного соматического заболевания и явления осложняющей его астении. Подробное и тем более неоднократное изучение психики ребенка выявляет нормальный интеллектуальный уровень. Ухудшенная же продуктивность может быть объяснена расстроенным вниманием и неспособностью к напряжению. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 222. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |