Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Отграничение от преходящих интеллектуальных нарушений органического происхождения




Не только непосредственно вслед за нейроинфекция-ми, черепно-мозговыми травмами и другими грубыми повреж­дениями мозга, но и в отдаленном периоде могут возникать син­дромы преходящих или стойких интеллектуальных нарушений. К органическим функционально-динамическим расстройствам относятся церебрастения, апато-абулический синдром, брадиф-рения и состояние гиперактивности.

Отграничение от церебрастении.От нее психическое недо­развитие отличается тем, что церебрастения обычно выражается в истощаемости, раздражительности, сенсорных расстройствах, головных болях, головокружениях. Среди интеллектуально-мне-стических расстройств преобладают негрубые расстройства вни­мания и памяти.

Отграничение от апато-абулического синдрома.Этот син­дром, как правило, проявляется спустя определенное время после исчезновения острых явлений, нередко сочетаясь с церебрасте-нией. Основные нарушения при этом синдроме не интел­лектуальные — последние всегда вторичны. Наиболее характерны вялость, снижение активности и побуждений, проявляющихся, в частности, и в умственной деятельности. Встречаются случаи, когда симптомокомплекс ассоциируется с выраженным замед­лением интеллектуальной активности — брадифренией.

Отграничение от состояния гиперактивности.Это непроцес­суальное нарушение психики, обычно резидуально-органической природы, складывающееся из отвлекаемости и неустойчивости внимания, эмоциональной лабильности и раздражительности, неравномерности и недостаточной целенаправленности интел­лектуального функционирования и нестабильности поведения. Из этого явствует, что основные симптомы в отличие от общего пси­хического недоразвития проявляются не нарушениями мышления, а отвлекаемостью, истощаемостью, неудовлетворительно распре­деляемым и координированным вниманием, а также связанны­ми с ними затруднениями запоминания и воспроизведения. Кро­ме того, интеллектуальная продуктивность у этих больных огра­ничивается особенностями поведения и психомоторики. Все синдромы, с которыми здесь проводилась дифференциальная диагностика, обратимы и с течением времени при отсутствии хронических процессов или грубых последствий поражения смяг­чаются и исчезают. Помимо продолжительного наблюдения, вы­являющего положительную динамику этих синдромов и особенно

47 Ч

при терапевтическом вмешательстве, в дифференциальной ди­агностике помогают психологические исследования. Последние констатируют неплохой уровень обобщения, но повышенную утомляемость и неравномерную интеллектуальную продуктив­ность. Отграничению помогает также и то, что при этих синд­ромах, в отличие от отсталости, при стимуляции возможно до­биться большей интеллектуальной продуктивности.

Отграничение от органической деменции

Стойкие интеллектуальные дефекты — результат не­благоприятного исхода инфекционных, интоксикационных, сомато­генных, травматических и других поражений мозга. Нередко из-за значительного сходства основных психических нарушений при органической деменции с симптоматикой при умственной отста­лости разграничение между ними становится трудной задачей. Дифференциальный диагноз осложняется также еще и разнооб­разием синдромов органического слабоумия. Последнее зависит от этиологии и механизмов действия вредности, приведшей к ин­теллектуальному дефекту, от структуры деменции, возраста ре­бенка и его преморбидных особенностей, а также от воспитания и принимаемых лечебных мер. Дифференциальный диагноз стро­ится на основе не только различий в структуре психических на­рушений, но и всей клинической картины. Так, у больных с орга­нической деменцией, как правило, отсутствуют проявления дисп-ластичности, пороки и уродства органов и систем. Обычно моторная координация и выразительные движения сохраннее. Если же возникают речевые или психосенсорные нарушения, то они имеют более локальный характер. С интеллектуальными на­рушениями чаще сочетаются моторная и сенсомоторная алалия, оптическая и сенсорная агнозия, оптико-вестибулярные расстрой­ства. Относительно часто в клинической картине наблюдаются симптомы очаговых поражений нервной системы (парезы, пара­личи, фокальные эпилептиформные проявления).

У части больных может быть более или менее стойкая утра­та ранее приобретенных навыков и речи. Дошкольники теряют способность обслуживать себя, дети школьного возраста разу­чиваются читать, писать, считать (МнухинС. С, 1948; Барыки­на А. И., 1954). Следы потери навыков могут быть в структуре сформировавшегося слабоумия, не всегда восстанавливается пол­ностью словарный запас. Снижение уровня обобщения — одна из отличительных черт этих состояний больных, другая — их не­достаточная продуктивность и истощаемость. Кроме того, у многих

из них имеется брадифрения — замедление процессов мышле­ния и нарушение их логического строя.

Для детей со снижением побуждений к деятельности харак­терны апатия, вялость, пассивность, выраженная склонность к застреванию на одних и тех же формах активности и мышле­ния. Почти у всех наблюдаются уплощение личности, более рез­кое снижение критики, чем это можно объяснить интеллекту­альным дефектом. Больные с преимущественным нарушением целенаправленности мышления отличаются также и выражен­ными мнестическими расстройствами, обманами памяти, затруд­ненным запечатлением текущих событий.

При неглубоком слабоумии, возникшем в школьном возрасте, запас знаний может быть большим, чем при легком психичес­ком недоразвитии в этом же возрасте. Только совокупность всех имеющихся клинических признаков, а также психологические, электрофизиологические, пневмоэнцефалографические, рентге­нографические и другие лабораторные данные могут эффектив­но помочь в разграничении этих двух клинических синдромов.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 235.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...