Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Отграничение от преходящих интеллектуальных нарушений органического происхождения
Не только непосредственно вслед за нейроинфекция-ми, черепно-мозговыми травмами и другими грубыми повреждениями мозга, но и в отдаленном периоде могут возникать синдромы преходящих или стойких интеллектуальных нарушений. К органическим функционально-динамическим расстройствам относятся церебрастения, апато-абулический синдром, брадиф-рения и состояние гиперактивности. Отграничение от церебрастении.От нее психическое недоразвитие отличается тем, что церебрастения обычно выражается в истощаемости, раздражительности, сенсорных расстройствах, головных болях, головокружениях. Среди интеллектуально-мне-стических расстройств преобладают негрубые расстройства внимания и памяти. Отграничение от апато-абулического синдрома.Этот синдром, как правило, проявляется спустя определенное время после исчезновения острых явлений, нередко сочетаясь с церебрасте-нией. Основные нарушения при этом синдроме не интеллектуальные — последние всегда вторичны. Наиболее характерны вялость, снижение активности и побуждений, проявляющихся, в частности, и в умственной деятельности. Встречаются случаи, когда симптомокомплекс ассоциируется с выраженным замедлением интеллектуальной активности — брадифренией. Отграничение от состояния гиперактивности.Это непроцессуальное нарушение психики, обычно резидуально-органической природы, складывающееся из отвлекаемости и неустойчивости внимания, эмоциональной лабильности и раздражительности, неравномерности и недостаточной целенаправленности интеллектуального функционирования и нестабильности поведения. Из этого явствует, что основные симптомы в отличие от общего психического недоразвития проявляются не нарушениями мышления, а отвлекаемостью, истощаемостью, неудовлетворительно распределяемым и координированным вниманием, а также связанными с ними затруднениями запоминания и воспроизведения. Кроме того, интеллектуальная продуктивность у этих больных ограничивается особенностями поведения и психомоторики. Все синдромы, с которыми здесь проводилась дифференциальная диагностика, обратимы и с течением времени при отсутствии хронических процессов или грубых последствий поражения смягчаются и исчезают. Помимо продолжительного наблюдения, выявляющего положительную динамику этих синдромов и особенно 47 Ч при терапевтическом вмешательстве, в дифференциальной диагностике помогают психологические исследования. Последние констатируют неплохой уровень обобщения, но повышенную утомляемость и неравномерную интеллектуальную продуктивность. Отграничению помогает также и то, что при этих синдромах, в отличие от отсталости, при стимуляции возможно добиться большей интеллектуальной продуктивности. Отграничение от органической деменции Стойкие интеллектуальные дефекты — результат неблагоприятного исхода инфекционных, интоксикационных, соматогенных, травматических и других поражений мозга. Нередко из-за значительного сходства основных психических нарушений при органической деменции с симптоматикой при умственной отсталости разграничение между ними становится трудной задачей. Дифференциальный диагноз осложняется также еще и разнообразием синдромов органического слабоумия. Последнее зависит от этиологии и механизмов действия вредности, приведшей к интеллектуальному дефекту, от структуры деменции, возраста ребенка и его преморбидных особенностей, а также от воспитания и принимаемых лечебных мер. Дифференциальный диагноз строится на основе не только различий в структуре психических нарушений, но и всей клинической картины. Так, у больных с органической деменцией, как правило, отсутствуют проявления дисп-ластичности, пороки и уродства органов и систем. Обычно моторная координация и выразительные движения сохраннее. Если же возникают речевые или психосенсорные нарушения, то они имеют более локальный характер. С интеллектуальными нарушениями чаще сочетаются моторная и сенсомоторная алалия, оптическая и сенсорная агнозия, оптико-вестибулярные расстройства. Относительно часто в клинической картине наблюдаются симптомы очаговых поражений нервной системы (парезы, параличи, фокальные эпилептиформные проявления). У части больных может быть более или менее стойкая утрата ранее приобретенных навыков и речи. Дошкольники теряют способность обслуживать себя, дети школьного возраста разучиваются читать, писать, считать (МнухинС. С, 1948; Барыкина А. И., 1954). Следы потери навыков могут быть в структуре сформировавшегося слабоумия, не всегда восстанавливается полностью словарный запас. Снижение уровня обобщения — одна из отличительных черт этих состояний больных, другая — их недостаточная продуктивность и истощаемость. Кроме того, у многих из них имеется брадифрения — замедление процессов мышления и нарушение их логического строя. Для детей со снижением побуждений к деятельности характерны апатия, вялость, пассивность, выраженная склонность к застреванию на одних и тех же формах активности и мышления. Почти у всех наблюдаются уплощение личности, более резкое снижение критики, чем это можно объяснить интеллектуальным дефектом. Больные с преимущественным нарушением целенаправленности мышления отличаются также и выраженными мнестическими расстройствами, обманами памяти, затрудненным запечатлением текущих событий. При неглубоком слабоумии, возникшем в школьном возрасте, запас знаний может быть большим, чем при легком психическом недоразвитии в этом же возрасте. Только совокупность всех имеющихся клинических признаков, а также психологические, электрофизиологические, пневмоэнцефалографические, рентгенографические и другие лабораторные данные могут эффективно помочь в разграничении этих двух клинических синдромов. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 235. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |