Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Способности новорожденных к восприятию и реагированию
Новорожденный, имеющий тонкую чувствительность, подчиненную вместе с тем временным неравномерностям и пространственной разнородности восприятий, пребывает первые недели в недифференцированном мире телесно прожитого (un vecu corporel), куда включена и его мать. Межфункциональная координация обеспечивается материнскими заботами. При отсутствии надлежащего воспитательного воздействия младенческие отправления рискуют надолго застрять в своей первозданной анархической независимости. Если важные органические Функции не укоренены в объектном воспитательном воздействии, не взяты в рамки адекватного руководства, лишены опоры, и* 163 они могут втянуться в круговорот повторений с высоким риском автоматизма, как это происходит при тяжелых анорексии и бессоннице. Термин «компетенция» применительно к новорожденному означает его врожденную тройственную способность воспринимать сигналы, подаваемые матерью, реагировать на эти сигналы и провоцировать их. Вопреки давним представлениям, новорожденный — вовсе не пассивный сосуд. Равным образом он не сосредоточен полностью на самом себе в монотонном чередовании напряжения и разрядки, голода и его утоления, бодрствования и сна. Бесчисленные работы показали, что у него с самого рождения имеются возможности, о которых прежде никто и не подозревал, различать голоса, запахи, цвета и даже воспроизводить кое-какую мимику. Взаимодейственная система многоканальна. Обладая богатым набором средств общения, новорожденный тут же принимается всячески использовать не только давно известные оральные, чувственные и кинестезические, но и моторно-сенсорные, обонятельные, зрительные, слуховые способы. Короче, в «компетенцию» новорожденного входят чувствительность и восприимчивость к индуктивным возбуждениям, адаптация к ним взаимодейственного поведения, деятельность. Но при всем своем совершенстве эти способности частич-ны и ограничены известными пределами. Вот они: — лабильность и относительная асинергия действий, связанных с «компетенцией», на протяжении первых недель жизни; — совпадение автоматических действий, подчиненных ней-робиологическим ритмам, и тех, что определяются функционированием различных систем органов; — неравномерность восприимчивости, согласующейся с различными «состояниями» (Brazelton), в которых находится ребенок, в зависимости от уровней внимания, а также от хорошего (или плохого) самочувствия, связанного с удовлетворением (или неудовлетворением) потребностей; — разнородность восприятий, которые, так сказать, раздроблены на отдельные пространства — оральное, осязательное, обонятельное, слуховое; получается ряд несубстанциальных движущихся картинок, ряд эгоцентрических, не координированных между собою пространств. В связи с этим интересно напомнить о гипотезах, которые P. Marty разработал для самого раннего возраста, исходя из «механической жизни» взрослых. Он называет программированием склонность и стремление познавать и психически осваивать объект в рамках врожденных программ. Описывая инициальное состояние, он метафорически сравнивает его с мозаикой: органические функции плотно прилегают одна к другой, действуют бок о бок, но относительно независимо друг от друга и в автоматическом режиме. Первичная материнская функция С точки зрения психосоматической экономики она имеет множество предназначений: — удовлетворять основные физиологические и инстинктивные потребности ребенка; — защищать дитя не только от внешних опасностей, но и от вредных возбуждений среды (избыточной стимуляции). Роль «предохранителя от возбуждений» мать выполняет, пока психика малыша не научится самостоятельному защитному функционированию. Это фундаментальное понятие относится в психосоматической клинике к количественной стороне патогенных явлений. Оно обосновывает различение противоположных этиологических влияний: с одной стороны, избыточный заряд возбуждения, с другой — его недостаточность или отсутствие; — угадывать свойственные ребенку ритмы и следовать им; — улавливать и интерпретировать «компетентные» поступки, реагировать на них прикосновениями, голосом, жестами, на которые, в свою очередь, ответит ребенок,— так налаживается и поддерживается цепочка взаимодействий; — вызывать «компетентные» поступки. «Компетенция младенца индуцирует материнскую компетенцию. Материнская компетенция раскрывает компетенцию младенца» (Cosnier); — обеспечивать связь между поступками, эмоциями и соматическими отправлениями. Важнее всего: — межфункциональная связь; — защита и регулирование с целью затормозить возбуждение. (Я уже говорил о центральной роли возбуждения в психосоматической проблематике.) Наконец, последнее по порядку, но не по значению: материнская функция не может выполняться надлежащим образом б подключения отца. Так, действительная или фантазматичес- безотцовщина занимает свое место в психосоматической клинике детей-астматиков. 1fi.S |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 260. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |