Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Первоначальные ядра и психосоматические эволюционные линии (L. Kreisler, 1990)
Анализ психосоматических расстройств, проявляющихся в раннем возрасте или много позже, позволяет вычленить линии уязвимости, относящиеся к 1) тонкости восприятия; 2) активности и пассивности; 3) особенностям тонуса; 4) настороженности; 5) эмоциональным и тимическим (от «thymie» — «тимия», индивидуальное поведение.— Примеч. пер.) влечениям, а также к депрессивному реагированию. Каждая из этих особенностей может обусловить возникновение в раннем возрасте психосоматических предрасположений, имеющих определенную специфику; такие предрасположения мы назвали «первоначальными психосоматическими ядрами». Они могут давать начало эволюционным линиям,закрепляющимся в непрерывном функционировании психики на короткий, средний или долгий срок. Термином «первоначальное психосоматическое ядро» я обозначаю физио- и психопатологические характеристики, закрепленные одновременно в организме и в психике под взаимодейственным влиянием первых отношений, а также имеющиеся у ребенка биологические и психологические предрасположения. Эволюционные линии можно определить как векторы, ибо они являются носительницами17 одновременно соматических, психологических, реактивных и взаимодейственных специфических качеств.Термин «векторные» предложил М. Fain. Конкретизируем сказанное на примере астматической болезни. Этиологическое единство астмы, которую некогда приписывали исключительно аллергии, ныне оспаривается многофакторной концепцией болезни. По новым представлениям, аллергия виновна в большинстве случаев, но не во всех. Наиболее постоянным патофизиологическим фактором при астме является повышенная реактивность бронхов, вошедшая в само определение болезни — бронхиальная астма. Давно известна эмоциональная ранимость астматиков, однако ей не уделялось достаточного внимания. Французское слово «vecteur» имеет два значения: в физике и математике— «вектор», в медицине и военном деле — «переносчик, носитель». Таким образом, утверждение автора построено на своеобразной тавтологической игре слов (примеч. пер.). Существует примечательная психосоматическая согласованность между гиперреактивностью бронхов, с одной стороны, и повышенной эмоциональной чувствительностью — с другой: что-то вроде двойной путевой стрелки, возле которой биологические и психические факторы вместе направляют дело к образованию первоначального психосоматического ядра астматической болезни— под влиянием отношенческих обстоятельств, выясненных в нашем с М. Fain исследовании (Kreisler, 1987). Некоторые из этих обстоятельств возникают в силу взаимодейственных особенностей, которые препятствуют быстрому развитию самостоятельности маленького ребенка (говорят, что астма — болезнь эмоционального роста) и выражению агрессивности. Другие, связанные с исключительно материнской гиперопекой, блокируют участие отца в общении. Наконец, третьи посягают на фундаментальные потребности ребенка в безопасности и неразрывности, закрепляя в психике уязвимость по отношению к любой ситуации разлуки, воспринимаемой ребенком так, будто его бросили. Астматическая болезнь — одна из первых патологий, чью непрерывность удалось проследить с детства до зрелого возраста. Так называемую эссенциально-аллергическую личность можно выявить уже в латентном периоде (Kreisler, 1987). Предварительные формы иногда заметны в самом раннем возрасте. Итак, можно описать эволюционную линию, свойственную некоторым формамастматической болезни. Эволюционные линии можно сгруппировать по признаку преобладания того или иного патогенного фактора (табл. 5). Разумеется, это всего лишь схемы. Они допускают поправки, дополнения и никоим образом не лишают психосоматическую клинику младенчества ее крайнего разнообразия, придающего каждому наблюдению свою оригинальность. Схемы имеют прежде всего нозографическую ценность для будущих исследований по психосоматическим патологиям раннего возраста. Линия влечения к господству Пара «активность — пассивность» появляется на сцене уже в самый первый период жизни. Неверно утверждение, будто ребенок изначально полностью пассивен по отношению к матери, если она удовлетворяет его нужды. Еще совсем крошечный малыш взглядом, мимикой, а вскоре и голосом добивается общения. Очень рано он выражает неудовольствие по поводу пришедшихся некстати понуждений — отведением взгляда и головы, гневной или скорбной мимикой, защитными движениями или криками реагируя на ограничения его деятельности. И активность, и пассивность разнообразны. В пределах нормы бывают дети очень бойкие либо вялые, и эти тенденции могут то вызывать у матери-партнерши благоприятный отклик, то сбивать ее с толку. Таблица 5 Психосоматическая клиника младенчества Эволюционные линии*(Kreisler, 1990) |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 259. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |