Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Первоначальные ядра и психосоматические эволюционные линии (L. Kreisler, 1990)




Анализ психосоматических расстройств, проявляющих­ся в раннем возрасте или много позже, позволяет вычленить линии уязвимости, относящиеся к 1) тонкости восприятия; 2) ак­тивности и пассивности; 3) особенностям тонуса; 4) насторожен­ности; 5) эмоциональным и тимическим (от «thymie» — «тимия», индивидуальное поведение.— Примеч. пер.) влечениям, а также к депрессивному реагированию.

Каждая из этих особенностей может обусловить возникно­вение в раннем возрасте психосоматических предрасположений, имеющих определенную специфику; такие предрасположения мы назвали «первоначальными психосоматическими ядрами».

Они могут давать начало эволюционным линиям,закрепля­ющимся в непрерывном функционировании психики на корот­кий, средний или долгий срок.

Термином «первоначальное психосоматическое ядро» я обо­значаю физио- и психопатологические характеристики, закреп­ленные одновременно в организме и в психике под взаимодей­ственным влиянием первых отношений, а также имеющиеся у ребенка биологические и психологические предрасположения.

Эволюционные линии можно определить как векторы, ибо они являются носительницами17 одновременно соматических, психологических, реактивных и взаимодейственных специфи­ческих качеств.Термин «векторные» предложил М. Fain.

Конкретизируем сказанное на примере астматической болезни.

Этиологическое единство астмы, которую некогда приписы­вали исключительно аллергии, ныне оспаривается многофактор­ной концепцией болезни. По новым представлениям, аллергия виновна в большинстве случаев, но не во всех.

Наиболее постоянным патофизиологическим фактором при астме является повышенная реактивность бронхов, вошедшая в само определение болезни — бронхиальная астма.

Давно известна эмоциональная ранимость астматиков, одна­ко ей не уделялось достаточного внимания.

Французское слово «vecteur» имеет два значения: в физике и матема­тике— «вектор», в медицине и военном деле — «переносчик, носитель». Таким образом, утверждение автора построено на своеобразной тавто­логической игре слов (примеч. пер.).

Существует примечательная психосоматическая согласован­ность между гиперреактивностью бронхов, с одной стороны, и повышенной эмоциональной чувствительностью — с другой: что-то вроде двойной путевой стрелки, возле которой биологические и психические факторы вместе направляют дело к образованию первоначального психосоматического ядра астматической болез­ни— под влиянием отношенческих обстоятельств, выясненных в нашем с М. Fain исследовании (Kreisler, 1987). Некоторые из этих обстоятельств возникают в силу взаимодейственных особеннос­тей, которые препятствуют быстрому развитию самостоятельности маленького ребенка (говорят, что астма — болезнь эмоционально­го роста) и выражению агрессивности. Другие, связанные с ис­ключительно материнской гиперопекой, блокируют участие отца в общении. Наконец, третьи посягают на фундаментальные по­требности ребенка в безопасности и неразрывности, закрепляя в психике уязвимость по отношению к любой ситуации разлуки, воспринимаемой ребенком так, будто его бросили.

Астматическая болезнь — одна из первых патологий, чью непрерывность удалось проследить с детства до зрелого возра­ста. Так называемую эссенциально-аллергическую личность мож­но выявить уже в латентном периоде (Kreisler, 1987). Предвари­тельные формы иногда заметны в самом раннем возрасте.

Итак, можно описать эволюционную линию, свойственную некоторым формамастматической болезни.

Эволюционные линии можно сгруппировать по признаку преобладания того или иного патогенного фактора (табл. 5).

Разумеется, это всего лишь схемы. Они допускают поправ­ки, дополнения и никоим образом не лишают психосоматичес­кую клинику младенчества ее крайнего разнообразия, придаю­щего каждому наблюдению свою оригинальность. Схемы имеют прежде всего нозографическую ценность для будущих исследо­ваний по психосоматическим патологиям раннего возраста.

Линия влечения к господству

Пара «активность — пассивность» появляется на сце­не уже в самый первый период жизни. Неверно утверждение, будто ребенок изначально полностью пассивен по отношению к матери, если она удовлетворяет его нужды. Еще совсем крошеч­ный малыш взглядом, мимикой, а вскоре и голосом добивается общения. Очень рано он выражает неудовольствие по поводу

пришедшихся некстати понуждений — отведением взгляда и го­ловы, гневной или скорбной мимикой, защитными движениями или криками реагируя на ограничения его деятельности.

И активность, и пассивность разнообразны. В пределах нор­мы бывают дети очень бойкие либо вялые, и эти тенденции мо­гут то вызывать у матери-партнерши благоприятный отклик, то сбивать ее с толку.

Таблица 5

Психосоматическая клиника младенчества Эволюционные линии*(Kreisler, 1990)










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 220.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...