Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Возникновение и основные вероучения буддизма




Возникновение и основы учения буддизма

У царя Шуддходаны, правившего небольшим индийским княжеством, родился сын Сиддхартха Гаутама. Было предсказано, что он станет или величайшим из правителей, или величайшим духовным учителем среди людей. Отец хотел, чтобы Сиддхартха унаследовал от него власть. Принц жил во дворце в роскоши. Он был очень силен в воинских искусствах, интересовался науками и любил людей. У него была жена Ясодхара, родившая ему сына Рахулу.

В 29 лет Сиддхартха, оказавшись за пределами дворца, имел четыре встречи, во время которых он увидел страдание 1) старости, 2) болезни, 3) умирания. Он был очень поражен увиденным. Реальная жизнь, именно такая, какая она есть, предстала перед взором Сиддхартхи. Во время четвертой встречи он с царственной колесницы заметил человека. Слуга так ответил на его вопрос о том, кто это был: «Странствующий отшельник. Он совершенствует свой дух, чтобы освободиться от череды рождений». Потрясенный увиденным, Сиддхартха покинул царский дворец в надежде найти ответ на вопрос «можно ли жить без страданий?».

Он странствовал 6 лет, изнурял себя аскетическими практиками, общаясь со многими духовными учителями. Но истина — знание того можно ли жить без страданий — так и не была достигнута. Однажды Сиддхартха сел в медитацию под деревом с твердым намерением добиться освобождения. Его пытался сбить с пути демон Мара, запугивая и соблазняя разными искушениями. Но Сиддхартха остался непоколебим и стал Буддой, т.е. Пробужденным. Огромное, безбрежное сострадание, которое Будда испытал по отношению ко всем живым существам, подвигло его на путь служения.

На своей первой проповеди в Сарнатхе под Варанаси (современная Индия) Будда изложил четыре благородные истины [цит. по Андросову, 2001].

1. О страдании. «Рождение есть страдание, старость — страдание, болезнь — страдание, смерть — страдание, скорбь, плач, боль, отчаяние и горение — все это страдание. Связанность тем, что неприятно, — страдание, потеря того, что приятно, — опять страдание. Не иметь того, что хочется, — тоже страдание».

2. О причине страдания. «Это жажда, из которой происходит череда рождений, сопровождаемых чувственными наслаждениями и вожделениями».

3. О прекращении страдания. «Это высвобождение от жажды и полное искоренение страсти, что достигается оставлением их, отречением от них, отвращением к ним и преодолением их».

4. О пути прекращения страданий. «Это благородный Восьмеричный Путь, состоящий в правильном осуществлении воззрений, размышлений, речей, действий (поведения), способа поддержания жизни, правильном приложении усилий, памяти и сосредоточения».

Главная цель буддизма — нирвана, Просветление. С достижением 0росветления действие закона кармы на человека прекращается, и он освобождается от колеса перерождений. Но что такое нирвана на самом деле, нельзя описать словами. Возможно, это глубочай-щее мистическое переживание единства с Вселенной. Однажды, в ответ на вопрос, что же такое нирвана, Будда улыбнулся и сказал, что это, возможно, блаженство. Но слушатели продолжали настаивать, и тогда Будда ответил: «Нирвана — это мир, тишина».

Будда странствовал и проповедовал до 80 лет. У него было много последователей и учеников, монашеская община расширялась. «Борьба с горем, уничтожение горя — это все, чему я учу», — говорил Будда.

Впоследствии состоялось три буддийских собора. Первый проходил через 6 месяцев после ухода Будды в нирвану. На этом соборе его ближайшие ученики делились тем, что поведал им Учитель. Первые века учение передавалось из уст в уста и, возможно, лишь в I в. н. э. было записано.

Буддийский канон называется Трипитака (три корзины мудрости). В него входят:

- Виная-питака — Корзина текстов по монашеской дисциплине и нравственному воспитанию;

- Сутра-питака — Корзина бесед, проповедей Будды;

- Абхидхарма-питака — Корзина систематического изложения Закона.

Существуют три вредные наклонности — страсть, ненависть, невежество.     Противопоставить привязанности к этим трем «ядам» следует благородную привязанность к тройной драгоценности: Будда, дхарма (дхамма), сангха. Слово «дхарма» переводится на русский как долг, закон и т.д., «сангха» — монашеская община.

Буддизм и индуизм возникли на одинаковых социокультурных основаниях. Буддизм наряду с индуизмом базируется на концепции реинкарнации. Согласно этой концепции, благие поступки ведут к хорошей карме, дурные — к плохой. Буддийская трактовка отличается от индусской отрицанием идеи вечного носителя кармы, т.е. души, атмана. Достижение нирваны завершает цикл перерождений, связанных со страданиями (сансара).

Буддизм отрицает наличие вечного вселенского духа — Брах-Мана и его проявления на индивидуальном плане — Атмана (под-Робнее об Атмане и Брахмане будет сказано в главе 6). В этой хаотично меняющейся Вселенной не может быть ничего постоянного Боги тоже подвержены действию закона кармы и тоже могут перевоплотиться на более низких уровнях. Мы — часть Вселен, ной, пребывающей в непрерывном становлении, во Вселенной нет покоя, а есть лишь постоянное изменение. Личность как устойчивое образование — иллюзия.

В буддизме есть концепция шести миров — шести царств сансары. Это царства богов (девов), демонов (асуров), людей, животных, голодных духов, а также адские миры. По кармическим законам мы можем воплощаться в разных мирах. Лишь Просветление способно вывести нас за пределы колеса сансары.

Хинаяна, махаяна, ваджраяна

Со временем в буддизме сложились три основных направления: хинаяна (Малая колесница, Узкий путь), махаяна (Великая колесница, Широкий путь), ваджраяна (Алмазная колесница, Алмазный путь, Несокрушимая колесница).

Следует отметить, что перевод названий направлений буддизма очень условен. Смысл самих понятий махаяна, хинаяна, ваджраяна очень глубокий, его едва ли точно можно выразить словами.

Хинаяна. В настоящее время хинаяна представлена школой тхеравада (учение старейшин). Тхеравада — школа строгого следования правилам Винаи для монахов и монахинь, поскольку только они входят в буддийскую общину. Для них Будда — существо, достигшее Просветления (Бодхи) естественным путем в процессе духовного совершенствования, длившегося многие сотни рождений в различных формах жизни. В качестве духовных практик широко используются многочисленные медитативные техники (випашьяна (випасана), шаматха (саматха) и др.). Философские искания не столь свойственны адептам школы в отличие от других ветвей буддизма. В каждой из стран распространения буддизма современная тхеравада подразделяется на ряд подшкол, а также имеет значительные культовые особенности, на которых сказались многовековые связи с местными религиями [Андросов, 2000].

Махаяна. Доктрина Великой колесницы делает основной упор на учение о небесных и земных бодхисаттвах. Великая пустота (Шуньята), которую можно созерцать, и есть единственно подлинная реальность. В ней пребывает Будда — абсолютное единство сущего, неотличимое от пустоты и неохватимое мыслью. Все остальное мыслимое, начиная с двойственности нирвана-сансара, является иллюзией (майя), обманом, игрой омраченного сознания. Избавление от иллюзии — это достижение состояния будды, которое есть всегда, везде и во всем, в том числе и в нас. Главными философскими школами махаяны стали школа срединников ыадхьямика) и школа йоги сознания (йогачара, виджнянавада), имевшие несколько подшкол в Индии, а ныне существующие среди тибетцев, китайцев, японцев и других буддистов махаяны в виде соответствующих национальных школ, произошедших от двух индийских. Различия между последними сводились в основном к способам доказательства, изложения доктрины [Андросов, 2000].

Последователи махаяны считают, что Просветления может добиться не только монах, но и мирянин. Будда в махаяне имеет космическую природу. Сиддхартха Гаутама был одним из Будд, воплощавшихся на Земле, а следующим Буддой будет Майтрея. На самом деле каждый человек является носителем природы Будды, которую он рано или поздно откроет. Наиболее почитаемыми бодхисаттвами считаются Авалокитешвара (сострадание), Манд-жушри (мудрость), Тара (женский аспект сострадания).

В махаяне считается, что Будда прибегает к упае — искусным методам привлечения людей в дхарму в зависимости от их индивидуальных наклонностей.

Ваджраяна. В ваджраяне духовное и текстовое наследие хинаяны и махаяны дополнилось новыми методами, практиками, текстами, именуемыми тантрами[7], мифологией и ритуалами. Ее также называют мантраяной (Колесницей сокровенных речений) и буддийским тантризмом. Ваджраяну характеризуют таинства посвящений и обрядов, непривязанность к нравственным запретам, стремление преобразить (а не искоренить) темные стороны и силы личности для ускорения духовного роста, а также стать над дуализмом добра и зла. Ваджраяна делится на системы внешней и внутренней тантры. Первые — это: 1) Крийя-тантра, предусматривающая действенность ритуализма тела и речи; 2) Чарья-тантра, научающая умственному ритуализму, простой йоге ума; 3) Йога-тантра, обучающая сложной йоге ума. Вторые: 1) Маха-йога, или Великая Йога созерцания Иллюзорного тела (им является все в мире). Она также называется отцовской, поскольку делает упор на действенном сострадании и методе, мужском начале духовности; 2) Ану-йога, или йога по созерцанию Пустоты (Шуньята), считающаяся материнской, т.е. практикующей открытие интуитивной мудрости (праджня) в качестве женского начала духовности; 3) Amu-йога, или Йога Великой полноты (тиб. дзогчен), как состояние совершенства Изначального Будды, Абсолюта, Единства сущего, недвойственности. Системы тантризма раскрываются сложными многоуровневыми комплексами из взаимосвязанных текстов, ритуалов, практик и т.п., сгруппированных вокруг отдельных мифологических персонажей.

Внешние системы имеют приверженцев в основном в Китае, Вьетнаме и особенно в Японии, например школа сингон. Внешние и внутренние системы практиковались в Индии, Гималаях, тибето-монгольском буддизме, в котором ваджраяна признается венцом, высшей вершиной махаяны [Андросов, 2000].

В практиках ваджраяны используются мантры[8] и дхарани[9]. Используются ритуальные жесты — мудра и рисованные диаграммы — мандола (графическая диаграмма духовной Вселенной). Мандалы выкладываются прямо на земле рисом, цветными порошками и т.д. Мандалы должны быть выполнены очень точно, поскольку отображают дворец божественной формы Будды и окружающую его Чистую землю. Человек видит окружающий мир как мандалу, а свое тело — как тело божества и чистого света. И они становятся для него священными.

В практиках тантрического буддизма большое значение придается: 1) пению мантр, 2) использованию силы воображения (визуализации). В Тибете существуют танка — изображения, помогающие в практике визуализации. Интересно отличие танка от православных икон. Если иконам люди поклоняются — их целуют, им молятся, то танка изображает то, что практикующий буддизм должен визуализировать. Причем внешняя тантра предполагает визуализацию божества перед собой, а внутренняя тантра — себя как божество.

Мы еще вернемся к тантризму в главе 6, посвященной религиозному туризму в индуизме.

Школы буддизма

С X в. н. э. буддизм стал постепенно сходить на нет в Индии, но к этому времени он уже получил распространение в других странах. В Китай буддизм пришел в I в. н.э. и переживал там расцвет в VI—IX вв. В IV в. буддизм проник из Китая в Корею, а в VI в. — в Японию. Влияние буддизма распространялось также и на запад, в том числе благодаря развитию торговли (Великий шелковый путь). Подтверждением этому служат буддийские памятники, существовавшие на территории современного Афганистана. В Юго-Восточной Азии начало распространению буддизма положили сингальские монахи. Учение пришло в Бирму в V—VI вв., в XI —XIII вв. — в Таиланд, в XIII —XIV вв. — в Камбоджу и в XIV в. — в Лаос. Буддизм был силен в Индонезии, но оттуда его вытеснил ислам. Буддизм пережил ряд трагических страниц в своей истории. В XII в. мусульманские завоеватели уничтожили буддийские центры в Индии. Буддизм появился в Тибете в VIII—IX вв. Ламы Тибета принадлежат четырем основным монашеским школам. Лама (тиб.: тот, выше которого нет) — учитель, способный передать ученику эзотерические знания. Эти четыре ордена: Ньингма, Кагью, Гелуг и Сакья. К ордену Гелуг относится Далай-лама, являющийся духовным лидером Тибета. Орден Ньингма — самый древний. Основателем этого ордена, а также всего тантрического буддизма является легендарный Гуру Падмасамбхава (Гуру Ринпоче). Гелуг — самый многочисленный орден тибетского буддизма.

Тибетский канон составляют Канджур и Танджур (их также пишут в русскоязычной литературе как Ганджур и Данджур). Кан-джур — Слово Будды в 108 томах энциклопедического формата. Танджур — толкования Закона индийскими мастерами в 225 томах. Всего в этих собраниях не менее 4566 текстов.

В Японии получили распространение девять основных школ буддизма, большинство которых являются производными аналогичных школ Китая. Среди них — амидаизм, нитирен и дзэн. Амидаизм связан с культом одного из ведущих бодхисаттв махаяны Амитабхи (Амиды) — будды бесконечного света. Культ Амитабхи не получил распространение в Индии. Он был популярен в Китае, но настоящего расцвета достиг в Японии. Амидаизм утверждает, что спасения достигнуть можно, родившись в Чистой земле Будды Амитабхи. Молитвы Будде Амиде могут позволить человеку, освободившемуся от колеса перерождений, а следовательно, и страданий, воплотиться в Чистой земле и ожидать, когда он сможет стать Буддой. Один из основателей школы Чистой земли Хонэн (1133—1212) утверждал, что спасение в этой жизни невозможно, но многократное повторение мантры Наму Амида Буцу (Поклонение Будде Амиде) поможет молящемуся добиться желаемых результатов. Школа Дзёдо Син Сю («Истинная школа Чистой земли») в наши дни насчитывает около 15 млн последователей в Японии.

Школа Нитирен названа по имени японского монаха XIII в Нитирена. Он утверждал, что поклонение бодхисаттве Амиде вытеснило культ Будды Шакьямуни. Школа Нитирен считает высшим источником божественной мудрости произведение, по-санскритски называемое Саддхарма Пундарика сутра, что означает «Сутра лотоса истинного закона», или «Сутра о лотосе благостного закона». Простое многократное повторение мантры Наму мёхо рэн гэ кё (что означает по-японски «Поклонение Лотосовой Сутре») может привести практикующего к Просветлению.

Школа Нитирен имеет 7 млн последователей. В ее составе появилось движение Сока-Гаккай, исповедующее националистические взгляды и играющее заметную роль в политической жизни Японии.

Важное значение среди школ и направлений буддизма занимает дзэн-буддизм. Слово «дзэн» является транскрипцией китайского слова «чань» и санскритского «дхъяна», что означает «медитация».

Индийский монах Бодхидхарма, родоначальник чань-буддизма в Китае, говорил, что «дзэн — это непосредственный переход к пробужденному сознанию, минуя традицию и священные тексты». Любые слова, концептуальные построения передают информацию в искаженном виде, поскольку противопоставляют одно другому. Целью дзэн является сатори — спонтанное постижение истинной природы всех вещей — Просветление. Сильная работа интеллекта лишь помешает обретению состояния сатори.

В Китае было 6 патриархов чань. Первым был Бодхидхарма, шестым — Хуэй-нен. После него возникли несколько течений дзэн. Наиболее распространены из них два — риндзай и сото-дзэн. Рин-дзай практикует медитацию на коаны — парадоксальные для интеллекта ученика утверждения или вопросы учителя. Известным коаном является следующий вопрос: когда человек хлопает в ладоши, какой звук производит одна ладонь? Попробуйте найти ответ на этот вопрос сами. Или еще один коан. Китайского мастера дзэн спросили, обладает ли собака природой Будды? Ответ был «у». Риндзай также практикует мондо — беседы учителя и ученика. Сото-дзэн делает упор на сидячую медитацию (дза-дзэн), что уходит корнями во времена Будды. Практикующие медитируют, сидя лицом к голой стене, практикуются наблюдение за дыханием и медитативные прогулки.

В XVI—XX вв. Шри-Ланка и некоторые другие страны Юго-Восточной Азии были колониальными владениями Португалии, Нидерландов, Франции, Англии. Буддизм притеснялся. В XVI в. португальцы разрушили большинство буддийских храмов Шри-Ланки. Национально-освободительное движение в этих странах и полученная независимость привели к возрождению буддизма. В XX в.

Мао Цзедун в Китае и «красные кхмеры» в Камбодже осуществляли сильные гонения на буддизм. Во время оккупации Тибета Китаем в середине XX в. все монастыри были закрыты или разрушены. Большинство тибетских лам и монахов покинули Тибет. Индия предоставила политическое убежище главе буддистов Тибета Далай-ламе XIV.

Буддийские праздники и церемонии

Существуют четыре основные традиции проведения буддийских праздников и церемоний: тибетская, японско-китайская, тхеравады и западной буддийской общины. На праздники тхеравады сильно повлияла монашеская традиция. Монахи хинаяны отмечали дни упосатты, приходившиеся на полнолуние, новолуние и четверти. День полнолуния особенно значим, поскольку именно в полнолуние имели место рождение, Просветление и уход из тела Будды Шакьямуни. В дни упосатты, особенно в полнолуние, мирянам рекомендуется посещать храмы и монастыри, слушать проповеди монахов, петь песни, медитировать, а также воздерживаться от употребления пищи после полудня, развлечений, сексуальной жизни, ношения украшений. Миряне приобщаются, приближаются к образу жизни монахов. Буддийские праздники предназначены в первую очередь для того, чтобы вспомнить о своем долге и подтвердить намерения.

Праздник Весак приходится на конец мая — начало июня. В этот день отмечают рождение, Просветление, кончину Будды Шакьямуни. В тайской традиции в этот день принято трижды обходить вокруг монастыря, что означает приверженность «трем драгоценностям»: Будде, дхарме и сангхе (общине).

В июле в Шри-Ланке отмечается праздник Асала, напоминающий о первой проповеди Будды. В октябре — ноябре проводится Церемония Катхина, во время которой миряне преподносят монахам новые одеяния. Одно такое одеяние преподносится главе монастыря, который, в свою очередь, передает его самому добродетельному монаху.

В Таиланде в полнолуние в ноябре отмечается праздник Лой Кратонг. Как и Асала, он менее ритуален, чем вышеописанные Праздники, и проводится вне храма. Ворота и двери домов, территории храмов и монастырей украшаются бумажными флажками, Пальмовыми листьями и т.д. Совершается подношение духам рек, и ночью можно видеть красочное зрелище: по реке плывет масса самодельных плотов и лодочек с зажженными свечами, монетами и едой, а на берегу слышен бой барабанов и призыв горнов.

Среди тибетских праздников ведущее место занимает Лосар — Новый год, отмечаемый в феврале—марте. В один из праздничных Дней процессия монахов несет огромные конические сооружения из теста — тормы, в которые символически вкладывается негативная карма общины. Тормы затем сжигают на костре. К буддийским тибетским праздникам также относятся Сагадава (аналог праздника Весак), Дзамлшг Чисанг (день очищения — новолуние в июне), Чокхор (праздник первой проповеди Будды — июнь или июль), день рождения Гуру Ринпоче (Падмасамбхавы), принесшего буддизм в Тибет. День рождения Гуру Ринпоче («Дорогого Учителя») отмечается в июне. В тибетские праздники в храмах развешивают танка, зажигаются благовония, в храмы приносят еду. Везде размещаются статуи Будды, перед ними зажигаются светильники и ставится еда. В конце праздника принесенная еда делится между участниками церемонии.

В Японии рождение, Просветление и паринирвана Будды празднуются отдельно. Рождение Будды — Хана Матсури отмечается 8 апреля. В японских храмах представлены сцены из легенды о рождении Будды. Из папье-маше изготовляется белый слон (царица Майя до рождения Сиддхартхи во сне увидела, как белый слон сошел с неба и вошел ей в лоно). Японские дети поливают статуи Будды ароматным чаем. Праздник сопровождается танцами и акробатическими представлениями.

Отмечается также праздник голодных духов в июле или августе. В Японии праздник длится три дня, в Китае — семь дней.

В западных странах проживают последователи самых разных школ буддизма, отмечающие свои праздники. Одна из них — Друзья Западной буддийской общины (FWBO) — отмечает три главных праздника — День Будды (в майское полнолуние отмечается Его Просветление), День дхармы (июль), День сангхи (ноябрь). Торжества проводятся в просторных, обустроенных по канонам залах.

Буддизм в странах мира

На современное состояние буддизма, численность его приверженцев в различных странах, их мировоззрение и буддийскую культуру (как и в других религиях) сильно повлияла история. В СССР, Китае, КНДР, Камбодже, Монголии, во Вьетнаме в XX в. устанавливались коммунистические режимы, которые преследовали религию. Культурная революция в Китае нанесла ущерб буддийской культуре этой страны. Если в наши дни происходит возрождение буддизма в России, Камбодже, то в КНДР религиозная деятельность практически отсутствует. В Китае сильны позиции атеизма. По информации ряда авторитетных организаций, в современном Китае продолжаются гонения на религию. Сильно пострадал буддизм Тибета после его жестокой оккупации Китаем в 50-е гг. XX в. Многочисленные войны и режим талибов нанесли непоправимый урон экскурсионным ресурсам буддийского наследия Афганистана. Так, в 2001 г. талибами была взорвана гигантская статуя Будды в провинции Бамиан.

В Бутане установилась ваджраяна в тибетском варианте, хотя до сих пор в стране отправляются также ритуалы религии бон — автохтонной религии тибетцев. Бутанцы не признают Далай-ламу духовным главой. В культовом отношении явны черты таких школ Тибета, как Ньингма и Кагью.

Во Вьетнаме буддисты различных школ и направлений образовали Вьетнамскую буддийскую церковь, сочетающую элитное монашество тхиен и народный синкретизм амидаизма, тантризма и местных верований (например, вера в бога земли и в бога животных). Кроме сторонников махаяны есть и сторонники тхеравады (особенно среди кхмеров).

В Индии буддизм существует среди народов Ладакха и Сиккима, беженцев из Тибета. С 1956 г. число буддистов стало возрастать благодаря призыву Б.Р. Амбедкара обратить неприкасаемых в буддизм. В 1956 г. в районе города Нагпур (шт. Махараштра) только за один день буддизм приняли более 0,3 млн человек. Индия внесла огромный вклад в научную буддологию — отыскано и опубликовано много санскритских манускриптов тысячелетней давности, восстанавливаются с других языков санскритские оригиналы.

В Камбодже в 80—90-е гг. XX в. началось возрождение буддизма после диктатуры Пол Пота. Монастыри подразделяются на две подшколы тхеравады: Маха-никая и Дхаммаютика-никая. Вьетнамский этнос Камбоджи (9 % буддийского населения) — в основном махаянский.

В Китае богатейшее духовное наследие страны сильно пострадало в годы «культурной революции». Здесь существовали буддийские школы трех разрядов. В 1950-е гг. созданная Китайская буддийская ассоциация насчитывала 500 тыс. монахов и более 100 млн мирян. Ассоциация возобновила деятельность только в 1980 г.

В Лаосе буддизм является государственной религией. Здесь 2,5 тыс. монастырей, храмов и более 10 тыс. монахов. Две доминирующие подшколы тхеравады объединены в единый Союз лаосских буддистов.

Буддисты Монголии принадлежат тибетской школе Гелуг. В начале XX в. в этой малонаселенной стране было 747 монастырей, храмов и около 100 тыс. монахов. При коммунистах существовал лишь один монастырь. Сейчас происходит возрождение буддизма в Монголии.

С обретением независимости Мьянмой (Бирмой) в 1948 г. началось возрождение централизованной буддийской иерархии, жесткой монашеской дисциплины тхеравады. В 90-е гг. XX в. в стране было 9 подшкол тхеравады (крупнейшие — Тхудхамма и Швед-экии), 25 тыс. монастырей и храмов (имеются и другие данные о гораздо большем их числе), более 250 тыс. монахов. Доля постояннных монахов в процентном отношении ко всему мужскому населению снижается и сейчас составляет 2 %. Но в Мьянме развита практика временного монашества, когда миряне вступают в сан-гху на несколько месяцев, выполняя все обряды, повинности ц духовные практики. В некоторые месяцы до 100 % мужчин, приверженцев той или иной подшколы, вступают в монастырь.

 В Непале с 60-х гг. XX в. беженцы из захваченного Китаем Тибета способствовали оживлению буддизма. Один из коренных народов Непала исповедует «неварский буддизм», в котором махаяна и вадж-раяна тесно переплелись с культами и представлениями индуизма.

В Республике Корея (Южной Корее) существует 19 буддийских школ и их ответвлений, тысячи монастырей, издательств, университетов и других учебных заведений. Наибольшим авторитетом пользуется элитная школа Чогё. В ней ведется высшая подготовка монахов в монастыре Тонгук (Сеул).

В Таиланде в XIX в. множество школ и подшкол свели к двум — Маха-никая и Дхаммаютика-никая. Маха-никая — многочисленная и считается народной, Дхаммаютика-никая — элитарная, но влиятельная. Соотношение монахов в них 16:1. В современном Таиланде монастырь — самая мелкая административная единица страны, включающая в себя от 2 до 5 деревень. В 80-е гг. XX в. в стране насчитывалось 32 тыс. монастырей, населенных 400 тыс. «постоянных» монахов. Это 3 % населения страны, но в некоторые месяцы монахами становятся 40 — 60 % мужчин. Пребыванием в монастырях, выполнением монашеских обетов и обязанностей они зарабатывают себе благие заслуги. В Бангкоке находится штаб-квартира Всемирного братства буддистов. Здесь и в других городах страны действует ряд буддистских университетов. В последние десятилетия приобрели влияние молодежные ассоциации буддистов, стремящиеся реформировать традиционную тхераваду.

В 90-е гг. XX в. на Тайване почти половину буддистов составляли буддисты китайских махаянских школ. На острове построено и действует 4020 храмов.

В Шри-Ланке действует 7 тыс. монастырей и храмов, живут 20 тыс. монахов тхеравады. Большинство монахов принадлежат под-школе Сиам-никая. Монастыри есть также у школ Амарапура-никая и Раманния-никая. Последняя проповедует строгую аскетическую дисциплину, идеи нравственной чистоты и нестяжательства. Буддизм Шри-Ланки отличается от буддизма стран Индокитая отсутствием практики временного монашества и вызванного им акцента на идее накопления заслуг (пунна, пунья). В стране действуют буддийские университеты, издательства, молодежные ассоциации, находится штаб-квартира Всемирного общества Маха Бодхи.

В Японии многие миряне отправляют ритуалы как буддизма, так и синтоизма. Большинство школ японского буддизма — филиалы китайских. Ученые делят их на три категории: 1) индийские — так называют те китайские школы, которые имеют аналог в Индии. Например, мадхьямика (инд.) — подшкола Саньлунь-цзун (кит.) — Санрон-сю (самая ранняя японская школа); 2) китайские — аналоги китайских школ сутр и медитации. Например, Чань (кит.) — Дзэн (яп.), Тяньтай-цзун — Тэндай-сю и т.д.; 3) собственно японские — те, у которых нет прямых предшественниц в Китае. В последних двух категориях школ прослеживается объединение буддийских идей и практик с мифологией и обрядностью местной религии синто.

Все школы и организации входят во Всеяпонскую буддийскую ассоциацию. Самая крупная — Сото-сю (дзэн) (14,7 тыс. храмов и 17 тыс. монахов), Дзёдо-синсю (амидаизм)(10,4 тыс. храмов и 27 тыс. священников). Для японского буддизма характерен упор не на изучение и толкование текстов Закона, не на практическое освоение отдельных учений, а на ритуально-культовую сторону религии. С 60-х гг. XX в. в политической жизни страны активно участвуют необуддийские организации, опирающиеся на идеологию школы Нитирен.

Современные Индонезия и Малайзия являются преимущественно мусульманскими странами, однако в них в Средние века были сильны традиции буддизма и индуизма. Об этом хорошо свидетельствует доживший до наших дней комплекс Боробудур на о-ве Ява. Позднее индуизм и буддизм были вытеснены с этих территорий исламом.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 240.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...