Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ТЕМА 5. Нравственное воспитание дошкольников




Вопросы для обсуждения

1. Основные положения современной теории нравственного воспитания. Цель, задачи и содержание нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

2. Методика нравственного воспитания дошкольников.

3. Воспитание у дошкольников гуманных отношений к окружающим (доброжелательности, отзывчивости, внимательности, заботливости, справедливости).

4. Воспитание у дошкольников культуры поведения.

5. Воспитание коллективистической направленности личности ребенка.

6. Сравнение содержания и задач нравственного и социального развития дошкольников.

7. Особенности воспитания «трудных» детей в детском саду. Коррекция негативных проявлений в поведении ребенка.

 

Учебно-исследовательские задания

1. Проанализируйте различные программы для ДОУ (комплексные и парциальные) с точки зрения постановки целей и задач, отбора содержания нравственного (социально-нравственного) воспитания. Составьте сравнительную таблицу (письменно).

2. Придумайте проблемные ситуации, которые позволили бы соединить представления детей о гуманном отношении к людям с их собственным нравственным поведением, поупражнять их в добрых поступках. При выполнении задания воспользуйтесь таблицей. (Приложение №1)

3. Подготовьте реферат на тему «Социально-нравственное воспитание в зарубежной педагогике».

4. Выпишите методы воспитания у детей морального поведения, предложенные Е.В.Субботским в книге «Ребенок открывает мир» (М., 1991).

 

Литература

1. Антонова Т.В. Актуальные проблемы социального развития в дошкольном возрасте // Как помочь ребенку войти в современный мир. – М.,1995.

2. Бабаева Т.И. Об индивидуальном подходе в формировании положительных взаимоотношений дошкольников со сверстниками // Нравственное воспитание дошкольника. – М., 1975.

3. Буре Р.С. Теоретические основы программы воспитания гуманных чувств и отношений у детей дошкольного возраста // Дружные ребята . – М., 1997.

4. Буре Р.С., Островская Л.Ф. Воспитатель и дети. – М., 1985.

5. Виноградова А.М. Воспитание чувств и формирование этических представлений // Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А.М.Виноградовой. – М., 1989.

6. Воробьева М.В. Воспитание положительного отношения к сверстникам // Дошкольное воспитание. – 1988. - №7.

7. Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников / Под ред. Р.С.Буре. – М., 1997.

8. Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников / Под ред. Р.С.Буре. – М., 1997.

9. Гальвас В. Воспитание чувства милосердия // Дошкольное воспитание. – 1991, №1.

10. Гордин Л.Ю. Поощрения и наказания как средство педагогической коррекции // Методика воспитательной работы / Под ред. В.М.Коротова. – М., 1990. – С. 112-121.

11. Гришаева Н. Проблемные педагогические ситуации в детском саду // Обруч. – 1997. - №3.

12. Деятельность и взаимоотношения дошкольников / Под ред. Т.А. Репиной. – М., 1987.

13. Дошкольная педагогика / Под ред. В.И. Логиновой и П.Г.Саморуковой. – М., 1988. – Ч.1.

14. Дружные ребята // Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников / Под ред. Р.С.Буре. – М., 1997.

15. Загик Л.В. Воспитывать нравственного человека // Дошкольное воспитание. – 1994. - №11.

16. Запорожец А.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника // Эмоциональное развитие дошкольника / Под ред. А.Д. Кошелевой. – М., 1985.

17. Иванникова Г. Воспитание культуры поведения // Дошкольное воспитание. – 1990, №11.

18. Иванова В.М. Игра в «семью» как средство нравственного воспитания дошкольников // Игра и развитие личности дошкольника: Сб. науч. трудов / Под ред. Г.Г.Кравцова и др. – М.: Изд-во АПН СССР, 1990.

19. Иванова Л. О наказаниях // Дошкольное воспитание. – 1982. - №4.

20. Как помочь ребенку войти в современный мир? / Под ред. В.М.Антоновой. – М., 1995.

21. Каплан Л.И. Посеешь привычку – пожнешь характер. – М., 1980.

22. Карпова С.Н., Лысюк Л.Г. Игра и нравственное развитие дошкольников. – М.: МГУ, 1986.

23. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996.

24. Козлова С. Нравственное воспитание детей в современном мире // Дошкольное воспитание. – 2001. - №9.

25. Козлова С.А. «Я–человек»: программа приобщения ребенка к социальному миру // Дошкольное воспитание. – 1996, №1.

26. Кравцова Е., Пуртова Т. Учите детей общаться // Дошкольное воспитание. – 1995. - №10,11.

27. ЛеШанЭ. Когда ваш ребенок сводит вас с ума / Пер. с англ. – М., 1990.

28. Лисина В.Р. О влиянии педагогического общения на эмоциональное самочувствие дошкольника // Дошкольное воспитание. – 1997. - №3.

29. Люблинская А.А. Соотношение моральных представлений и моральных привычек в поведении детей / Сост. Г.Н. Эйсмонт – Швыдкая. – М., 1969.

30. Маркова Т.А. Воспитание дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста // Нечаева В.Г., Маркова Т.А., Жуковская Р.И., Пеньевская Л.А. Формирование коллективных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста. – М., 1986.

31. Маркова Т.А. О детской дружбе и воспитании дружеских взаимоотношений // Обучение и воспитание дошкольников в деятельности / Науч. ред. Р.С.Буре. – М., 1994.

32. Маркуша А. Ругать можно, а хвалить – нужно! // Дошкольное воспитание. – 1994. - №11.

33. Нечаева В.Г., Година Г.А. Нравственное воспитание детей дошкольного возраста // Основы дошкольной педагогики / Под ред. А.В. Запорожца, Т.А. Марковой. – М., 1980.

34. Основы дошкольной педагогики / Под ред. А.В. Запорожца, Т.А. Марковой. - М., 1980.

35. Островская Л.Ф. Почему ребенок не слушается. – М., 1982.

36. Отношения между сверстниками в группе детского сада / Под ред. Т.А. Репиной. – М., 1979.

37. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. – М., 1986.

38. Пономаренко Т.А. О взаимосвязи этических представлений и поступков детей // Дошкольное воспитание. – 1992. - №3-4.

39. Потапенко Т.Б. Учить детей жить среди людей // Дошкольное воспитание. – 1994. - №3.

40. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста/ Под ред. А.В. Запорожца и З.Я. Неверович. – М., 1985.

41. Реккардо А. О развитии социальной чуткости в разновозрастной группе детского сада // Дошкольное воспитание. – 1988. - №7.

42. Репина Т.А. Группа детского сада и процесс социализации мальчиков и девочек // Дошкольное воспитание. – 1984. - №4.

43. Снайдер М., Снайдер Р., Снайдер-мл.Р. Ребенок как личность: становление культуры справедливости и воспитание совести. – М.: «Смысл»; СПб.: «Гармония», 1994.

44. Спок Б. Можно ли заставить ребенка слушаться // Дошкольное воспитание. – 1991. - №10.

45. Субботский Е.В. Нравственное развитие дошкольников // Вопросы психологии. – 1983, №4.

46. Субботский Е.В. Ребенок открывает мир: Кн. для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 1991.

47. Формирование нравственных качеств личности ребенка в детском саду и семье / Под ред. Т.А.Марковой, Г.Н. Годиной. – М.: Просвещение, 1988.

48. Хонде М., Сиоидо Т., Исикава М. и др. Как организовать коллектив дошкольников. – М., 1991.

49. Чулкова Н. Воспитание культурно-гигиенических навыков // Дошкольное воспитание. – 1991. - №5.

50. Шишлова Е.Э. Индивидуальный подход к старшим дошкольникам в процессе воспитания гуманного отношения к окружающим // Дружные ребята. – М., 1997. – С. 75-84.

Методические указания по выполнению контрольных работ

 

1. Объем работы – 15-20 стр.

2. Структура работы: план, введение, основная часть (одна или две), заключение, список литературы.

3. Введение включает в себя обоснование актуальности (объективной и субъективной) проблемы, характеристику исследований по проблеме (краткий анализ литературы, которая была изучена (не менее 5 источников)), постановку цели и задач работы.

4 .Основная часть реферата (контрольной работы), как правило, включает одну (реже - две части), каждая из которых состоит из нескольких параграфов (3-4), в которых последовательно рассматриваются основные вопросы темы. Это может быть грамотно скомпонованный материал из разных источников (статей, монографий, учебных пособий, методических рекомендаций для воспитателей ДОУ и др.). В названии параграфа должна быть сформулирована проблема, которая раскрывается в тексте параграфа. Структура параграфа (с точки зрения логики изложения): тезис, аргументы (точки зрения авторов исследований из различных источников), собственный вывод студента (на основе анализа источников). В тексте работы должны обязательно присутствовать сноски на источники, которыми пользуется студент при изложении материала. Каждый параграф заканчивается выводом по проблеме, освещенной в данном разделе работы, в конце части – вывод по части в целом.

5. Заключение содержит все выводы по основной части, а также рекомендации по исследованной проблеме.

Тематика контрольных работ (часть 2)

и основная литература к ним










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 407.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...