Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ТЕМА 3. Теория и методика сенсорного воспитания
Вопросы для обсуждения 1. Особенности систем сенсорного воспитания: Ф. Фребеля, М. Монтессори, Е.И. Тихеевой. 2. Теоретические основы современной системы сенсорного воспитания. 3. Цель, задачи, содержание, этапы и методика сенсорного воспитания в современной дошкольной педагогике. 4. Сенсорное воспитание в группах раннего возраста, в первой и второй младшей группах ДОУ. 5. Развитие сенсорных способностей дошкольника в различных видах деятельности. Учебно-исследовательские задания 1. Подготовьте сообщения о системах сенсорного воспитания Ф. Фребеля, М. Монтессори, Е.И. Тихеевой, О. Декроли, М. Манасеиной. 2. Подумайте, чем отличается методика сенсорного воспитания в программе «От рождения до школы», «Истоки» и программе «Развитие» Л.А. Венгера. Воспользуйтесь материалами приложения №4. 3. Разработайте конспект занятия по сенсорному воспитанию для детей какой-либо возрастной группы. В качестве примера воспользуйтесь конспектами занятий из рекомендованной литературы и материалами приложения . Литература 1. Венгер Л.А., Мухина В.С. Сенсорное развитие дошкольника // Дошкольное воспитание. 1974. №3. 2. Венгер Л.А., Пилюгина Ф.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. М., 1988. 3. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л.А.Венгера. М., 1978. 4. Дошкольная педагогика / Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. М., 1983. 5. Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника. М., 1997. 6. История зарубежной дошкольной педагогики: Хрестоматия / Сост. М.Б.Мчедлидзе и др. М., 1986. 7. Муханова К., Колядина А. Сенсорное развитие дошкольников // Дошкольное воспитание. 1994, №4, №5. 8. О.Морозова, Е.И.Тихеева : Дошкольный возраст: Сенсорное развитие и воспитание // Дошкольное воспитание. 1993. №5. 9. Основы дошкольной педагогики / Под ред. А.В.Запорожца, Т.А.Марковой. М., 1980. 10. Павлова Л.Н. Знакомим малыша с окружающим миром. М., 1987. 11. Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста. М., 1983. 12. Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша. М., 1996. 13. Плеханов А. ОвидДекроли и его метод // Дошкольное воспитание. 1991. №11. 14. Плеханов А. Теория и практика М.Монтессори // Дошкольное воспитание. 1989. №10. 15. Плеханов А., Морозова О. М.М.Манасеина: сенсорное развитие и воспитание детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. 1994. №2. 16. Плеханов А., Морозова О. Создатель детского сада и основоположник дошкольной педагогики // Дошкольное воспитание. 1995. №7. 17. Программа «Развитие» (Основные положения). М., «Новая школа» . 1994. 18. Сенсорное воспитание в детском саду / Под ред. Н.Н. Поддъякова, В.Н. Аванесовой. М., 1981. Приложение №4 ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА. СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ[2]
Сенсорное развитие младших дошкольников должно занимать одно из центральных мест в работе с ними. Этот возраст наиболее благоприятен для развития восприятия ребенка, совершенствования органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Формирование у детей трехлетнего возраста представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, необходимо для полноценного восприятия ими окружающего мира. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Таким образом, сенсорное развитие ребенка, с одной стороны, имеет самостоятельное значение, так как оно обеспечивает получение отчетливых представлений об окружающем, с другой — составляет фундамент общего умственного развития ребенка, которое невозможно без опоры на полноценное восприятие. Программа сенсорного воспитания в младшей группе предполагает формирование общей сенсорной способности, понимаемой как способность к наиболее элементарной форме опосредствования — использованию сенсорных эталонов. Сенсорные эталоны — это общепринятые образцы внешних свойств предметов. Так, в качестве сенсорных эталонов цвета выступают так называемые хроматические (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый) и ахроматические (белый, серый, черный) цвета. Эталонами формы являются геометрические фигуры, эталонами величины — соотношения объектов по величине в целом и по отдельным ее параметрам, система условных и, в конечном счете, метрических мер. В данной программе заложено знакомство детей с сенсорными эталонами, являющимися образцами основных разновидностей каждого свойства: 5, затем 7 цветов спектра, 5 геометрических форм, 3 градации величины. Первоначальный этап обучения — это ознакомление детей с ceнсорными эталонами. При знакомстве с основными образцами дети сопоставляют разные эталоны между собой, подбирают одинаковые, запоминают их названия. Затем происходит более тонкая дифференциация усваиваемых эталонов: знакомство с оттенками цветовых тонов; вариантами геометрических форм, различающимися пропорциями, отдельными параметрами величины. Появляются четкие представления о разновидностях каждого свойства. Все это дает возможность усвоить системные связи и зависимости между разновидностями свойств: расположение цветов в спектре, результаты их смешения, последовательность светлотных оттенков, последовательность нарастания и убывания величины, группировку геометрических форм. Усвоив представления о разновидностях каждого свойства, дети начинают пользоваться этими представлениями для анализа и выделения свойств разных предметов. Иначе говоря, усвоив сенсорные эталоны, они используют их в качестве «единиц измерения» при оценке свойств вещей. Что касается названий свойств и их разновидностей, то они постоянно употребляются взрослыми, но только к самому концу года можно рассчитывать на их полное понимание и, тем более, активное использование самими детьми. В ходе выполнения программы перед детьми ставятся некоторые задачи, требующие ориентации в пространственных отношениях (как на плоскости, так и в трехмерном пространстве). Однако ознакомление с пространственными отношениями не выносится в отдельный раздел обучения в данном возрасте. Оно будет осуществляться позднее, в связи с овладением моделями пространственных ситуаций (план, чертеж и т. п.). Пока же вполне достаточно, если пространственные обозначения будут использоваться лишь ситуативно, по мере надобности, добиваться их усвоения детьми не следует. Программа обучения рассчитана на два занятия в неделю, длительностью 15—20 мин каждое. Все занятия построены так, что представления об эталонах цвета, формы, величины являются необходимым условием выполнения интересных для детей игровых и практических заданий. В программе дан перечень занятий по каждому из разделов (цвет, форма, величина), а также предложена последовательность проведения занятий. Последовательность проведения занятий по сенсорному воспитанию 1. Спрячь мышку (цвет). 2. В царстве фигурок-человечков (форма). 3. Игра с мячами (величина). 4. Спрячь мышку (повторно). 5. Аппликация «Платочки для фигурок-человечков» (форма). 6. Куклы и медведи (величина). 7. Разноцветные комнаты (цвет). 8. Аппликация «Салфеточки для фигурок-человечков» (форма). 9. Три квадрата (величина). 10. Лото «Цвет». 11. Кто где спит (форма). 12. Построим башню (величина). 13. Разноцветные комнаты (повторно). 14. Гости (форма). 15. Построим башню (величина). 16. Гости (повторно). 17. Разложим мишкам мисочки (величина). 18. Окраска воды (цвет). 19. Аппликация "Кроватки" (форма). 20. Накорми мишек (величина). 21. Окраска воды (цвет). 22. Аппликация "Елочка" (величина). 23. Окраска воды (цвет). 24. Найди предмет такой же формы (форма). 25. Кто выше (величина). 26. Лото."Цвет" (повторно). 27. Дидактическая игра "Магазин" (форма). 28. Лесенка (величина). 29. В царстве царя-Разноцвета (цвет). 30. Аппликация "Орнамент" (форма). 31. Достроим домики (величина). 32. Подбери предметы похожего цвета (цвет). 33. Аппликация "Орнамент" (повторно). 34. Разбитые тарелки (величина). 35. Дидактическая игра "Магазин" (цвет). 36. Построим домики для фигур (форма). 37. Кто скорей свернет ленту? (величина). 38. Аппликация «Радуга» (цвет). 39. Построим домики для фигур (форма). 40. Завяжем мишкам банты (величина). 41. Рисование орнамента (цвет). 42. Найди предмет такой же формы (повторно). 43. Путешествие на лесную поляну (величина). 44. Три воздушных шарика (цвет). 45. Закрой дверь в домиках (величина). 46. Геометрическое лото (форма). 47. Пирамидка (цвет). 48. В гости к мишке (величина). 49. Вышиваем ковер (цвет). 50. Дидактическая игра "Магазин" (форма, повторно). 51. Игра с мячом (величина). 52. Подбери предметы похожего цвета (повторно). 53. Чудесный мешочек (форма). 54. Дидактическая игра "Что изменилось?" (величина). 55. Пирамидка (цвет). 56. Новогодние елочки (величина). 57. Составные картинки (форма). 58. Столкни мяч в корзину (величина). 59. Какой формы предметы в нашей группе? (форма). 60. Дидактическая игра "Магазин" (величина) Комплексные занятия. 61. Лото "Цвет и форма". 62. Дидактическая игра "Магазин". Приложение №5 Типы обучающих заданий «Цвет»
ТЕМА 4.Умственное воспитание дошкольников. Развитие умственной активности ребенка в различных видах деятельности Вопросы для обсуждения 1. Сущность и основные особенности системы умственного воспитания в отечественной дошкольной педагогике (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, П.Я.Гальперин, Н.Н.Поддъяков, В.И.Логинова, Л.А. Венгер, Д.Б.Эльконин и др.). 2. Цель, задачи умственного воспитания детей раннего и дошкольного возраста. 3. Содержание и методы умственного воспитания детей раннего и дошкольного возраста. 4. Педагогические условия, методы и приемы формирования умственной активности дошкольников. 5. Роль различных видов деятельности в формировании умственной активности детей (творческой игры, конструирования, экспериментирования и т.п.).
Учебно-исследовательские задания
1. Сравните задачи умственного воспитания в различных программам для ДОУ. Результаты внесите в таблицу.
2. Составьте аннотацию и подготовьте рекламу книг: 1. Доман Г., Доман Д. Дошкольное обучение ребенка: Пер. с англ. – М.: Аквариум, 1995. 2. Худенко Е.Д., Мельникова Т.С., Шаховская С.Н. Как научить ребенка думать и говорить (упражнения по развитию памяти, внимания, мышления, речи). – М., 1993. 3. Венгер Л.А., Дьяченко О.М.. Говорова Р.И., Цеханская Л.И. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1989. 4. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. – М.: Просвещение, 1990. 3. Подумайте, кому принадлежит ведущая роль в умственном воспитании дошкольника: семье, ДОУ? Аргументируйте свою точку зрения.
Литература 1. Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. – М., 1994. 2. Бондаренко А.К. Теория дидактических игр и практика их использования в детском саду. – М., 1985. 3. Венгер Л.А., Дъяченко О.М., Говорова Р.И., Цеханская Л.И. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. – М., 1989. 4. Диагностика умственного развития дошкольников / Л.А.Венгер, В.В.Холмовская, Н.Б.Венгер и др. – М.: Педагогика, 1978. 5. Диагностические методики выявления уровня развития детей дошкольного возраста. – Таганрог: «Антон», 1995. 6. Ершова Л. Алгоритмические игры в детском саду // Дошкольное воспитание. – 1992. - №9-10. 7. Зарипова А. Элементарная поисковая деятельность в детском саду // Дошкольное воспитание. – 1994. - №7. 8. Корзакова Е.И. К вопросу об использовании игр – головоломок для воспитания умственной активности старших дошкольников // Умственное воспитание детей дошкольного возраста: СБ. науч. тр. – М.: МПГИ, 1989. 9. Крылов Е. Школа творческой личности // Дошкольное воспитание. – 1992. - №7-8.: №9-10. 10. Маркова А.К, Дидерс А.Г., Яковлева Е.Л. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. – М., 1997. 11. Поддъяков Н.Н. Некоторые общие вопросы развития мышления дошкольников // Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника / Под ред. Н.Н.Поддъякова, А.Ф.Говорковой. – М.: Педагогика, 1985. 12. Поддъяков Н.Н., Парамонова Л.А. Некоторые новые проблемы умственного воспитания // Дошкольное воспитание. – 1985. - №2. 13. Пороцкая Е. Дошкольный возраст: основные этапы развития познавательных способностей // Дошкольное воспитание. – 1995. - №2. 14. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольников / Под ред. Н.Н. Поддъякова, А.Ф.Говорковой. – М., 1985. 15. Рощикулина Е. Игры – головоломки в развитии мышления дошкольников // Дошкольное воспитание. – 1999. - №3. 16. Умственное воспитание детей дошкольного возраста / Под ред. Н.Н.Поддъякова, Ф.С.Сохина. – М., 1984. 17. Щербакова Е., Голицин В. К вопросу о развитии познавательной активности // Дошкольное воспитание. – 1991. - №10.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 318. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |