Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ТЕМА 3. Теория и методика сенсорного воспитания




Вопросы для обсуждения

1. Особенности систем сенсорного воспитания: Ф. Фребеля, М. Монтессори, Е.И. Тихеевой.

2.  Теоретические основы современной системы сенсорного воспитания.

3. Цель, задачи, содержание, этапы и методика сенсорного воспитания в современной дошкольной педагогике.

4. Сенсорное воспитание в группах раннего возраста, в первой и второй младшей группах ДОУ.

5. Развитие сенсорных способностей дошкольника в различных видах деятельности.

Учебно-исследовательские задания

1. Подготовьте сообщения о системах сенсорного воспитания Ф. Фребеля, М. Монтессори, Е.И. Тихеевой, О. Декроли, М. Манасеиной.

2.   Подумайте, чем отличается методика сенсорного воспитания в программе «От рождения до школы», «Истоки» и программе «Развитие» Л.А. Венгера. Воспользуйтесь материалами приложения №4.

3. Разработайте конспект занятия по сенсорному воспитанию для детей какой-либо возрастной группы. В качестве примера воспользуйтесь конспектами занятий из рекомендованной литературы и материалами приложения .

Литература

1. Венгер Л.А., Мухина В.С. Сенсорное развитие дошкольника // Дошкольное воспитание. 1974. №3.

2. Венгер Л.А., Пилюгина Ф.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. М., 1988.

3. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л.А.Венгера. М., 1978.

4. Дошкольная педагогика / Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. М., 1983.

5. Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника. М., 1997.

6. История зарубежной дошкольной педагогики: Хрестоматия / Сост. М.Б.Мчедлидзе и др. М., 1986.

7. Муханова К., Колядина А. Сенсорное развитие дошкольников // Дошкольное воспитание. 1994, №4, №5.

8. О.Морозова, Е.И.Тихеева : Дошкольный возраст: Сенсорное развитие и воспитание // Дошкольное воспитание. 1993. №5.

9. Основы дошкольной педагогики / Под ред. А.В.Запорожца, Т.А.Марковой. М., 1980.

10. Павлова Л.Н. Знакомим малыша с окружающим миром. М., 1987.

11. Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста. М., 1983.

12. Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша. М., 1996.

13. Плеханов А. ОвидДекроли и его метод // Дошкольное воспитание. 1991. №11.

14. Плеханов А. Теория и практика М.Монтессори // Дошкольное воспитание. 1989. №10.

15. Плеханов А., Морозова О. М.М.Манасеина: сенсорное развитие и воспитание детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. 1994. №2.

16. Плеханов А., Морозова О. Создатель детского сада и основоположник дошкольной педагогики // Дошкольное воспитание. 1995. №7.

17. Программа «Развитие» (Основные положения). М., «Новая школа» . 1994.

18. Сенсорное воспитание в детском саду / Под ред. Н.Н. Поддъякова, В.Н. Аванесовой. М., 1981.

Приложение №4

ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА.

СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ[2]

 

Сенсорное развитие младших дошкольников должно занимать одно из центральных мест в работе с ними. Этот возраст наиболее благоприятен для развития восприятия ребенка, совершенствования органов чувств, накопления представ­лений об окружающем мире.

Формирование у детей трехлетнего возраста представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положе­нии в пространстве, необходимо для полноценного восприятия ими окружающего мира.

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начина­ется познание. Таким образом, сенсорное развитие ребенка, с одной стороны, имеет самостоятельное значение, так как оно обеспечивает получение отчетливых представлений об окружающем, с другой — составляет фундамент общего умственного развития ребенка, которое невозможно без опоры на полноценное восприятие.

Программа сенсорного воспитания в младшей группе предпола­гает формирование общей сенсорной способности, понимаемой как способность к наиболее элементарной форме опосредствования — использованию сенсорных эталонов.

Сенсорные эталоны — это общепринятые образцы внешних свойств предметов. Так, в качестве сенсорных эталонов цвета вы­ступают так называемые хроматические (красный, оранжевый, жел­тый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый) и ахроматические (бе­лый, серый, черный) цвета. Эталонами формы являются геомет­рические фигуры, эталонами величины — соотношения объектов по величине в целом и по отдельным ее параметрам, система условных и, в конечном счете, метрических мер.

В данной программе заложено знакомство детей с сенсорными эталонами, являющимися образцами основных разновидностей каж­дого свойства: 5, затем 7 цветов спектра, 5 геометрических форм, 3 градации величины.

Первоначальный этап обучения — это ознакомление детей с ceнсорными эталонами. При знакомстве с основными образцами дети сопоставляют разные эталоны между собой, подбирают одинаковые, запоминают их названия.

Затем происходит более тонкая дифференциация усваиваемых эталонов: знакомство с оттенками цветовых тонов; вариантами геометрических форм, различающимися пропорциями, отдельными параметрами величины. Появляются четкие представления о раз­новидностях каждого свойства. Все это дает возможность усвоить системные связи и зависимости между разновидностями свойств: расположение цветов в спектре, результаты их смешения, после­довательность светлотных оттенков, последовательность нарастания и убывания величины, группировку геометрических форм.

Усвоив представления о разновидностях каждого свойства, дети начинают пользоваться этими представлениями для анализа и вы­деления свойств разных предметов. Иначе говоря, усвоив сенсорные эталоны, они используют их в качестве «единиц измерения» при оценке свойств вещей.

Что касается названий свойств и их разновидностей, то они постоянно употребляются взрослыми, но только к самому концу года можно рассчитывать на их полное понимание и, тем более, активное использование самими детьми.

В ходе выполнения программы перед детьми ставятся некоторые задачи, требующие ориентации в пространственных отношениях (как на плоскости, так и в трехмерном пространстве). Однако ознаком­ление с пространственными отношениями не выносится в отдельный раздел обучения в данном возрасте. Оно будет осуществляться поз­днее, в связи с овладением моделями пространственных ситуаций (план, чертеж и т. п.). Пока же вполне достаточно, если простран­ственные обозначения будут использоваться лишь ситуативно, по мере надобности, добиваться их усвоения детьми не следует.

Программа обучения рассчитана на два занятия в неделю, дли­тельностью 15—20 мин каждое.

Все занятия построены так, что представления об эталонах цвета, формы, величины являются необходимым условием выполнения ин­тересных для детей игровых и практических заданий.

В программе дан перечень занятий по каждому из разделов (цвет, форма, величина), а также предложена последовательность прове­дения занятий.

Последовательность проведения занятий по сенсорному воспитанию

1. Спрячь мышку (цвет).

2. В царстве фигурок-человечков (форма).

3. Игра с мячами (величина).

4. Спрячь мышку (повторно).

5. Аппликация «Платочки для фигурок-человечков» (форма).

6. Куклы и медведи (величина).

7. Разноцветные комнаты (цвет).

8. Аппликация «Салфеточки для фигурок-человечков» (форма).

9. Три квадрата (величина).

10. Лото «Цвет».

11. Кто где спит (форма).

12. Построим башню (величина).

13. Разноцветные комнаты (повторно).

14. Гости (форма).

15. Построим башню (величина).

16. Гости (повторно).

17. Разложим мишкам мисочки (величина).

18. Окраска воды (цвет).

19. Аппликация "Кроватки" (форма).

20. Накорми мишек (величина).

21. Окраска воды (цвет).

22. Аппликация "Елочка" (величина).

23. Окраска воды (цвет).

24. Найди предмет такой же формы (форма).

25. Кто выше (величина).

26. Лото."Цвет" (повторно).

27. Дидактическая игра "Магазин" (форма).

28. Лесенка (величина).

29. В царстве царя-Разноцвета (цвет).

30. Аппликация "Орнамент" (форма).

31. Достроим домики (величина).

32. Подбери предметы похожего цвета (цвет).

33. Аппликация "Орнамент" (повторно).

34. Разбитые тарелки (величина).

35. Дидактическая игра "Магазин" (цвет).

36. Построим домики для фигур (форма).

37. Кто скорей свернет ленту? (величина).

38. Аппликация «Радуга» (цвет).

39. Построим домики для фигур (форма).

40. Завяжем мишкам банты (величина).

41. Рисование орнамента (цвет).

42. Найди предмет такой же формы (повторно).

43. Путешествие на лесную поляну (величина).

44. Три воздушных шарика (цвет).

45. Закрой дверь в домиках (величина).

46. Геометрическое лото (форма).

47. Пирамидка (цвет).

48. В гости к мишке (величина).

49. Вышиваем ковер (цвет).

50. Дидактическая игра "Магазин" (форма, повторно).

51. Игра с мячом (величина).

52. Подбери предметы похожего цвета (повторно).

53. Чудесный мешочек (форма).

54. Дидактическая игра "Что изменилось?" (величина).

55. Пирамидка (цвет).

56. Новогодние елочки (величина).

57. Составные картинки (форма).

58. Столкни мяч в корзину (величина).

59. Какой формы предметы в нашей группе? (форма).

60. Дидактическая игра "Магазин" (величина) Комплексные занятия.

61. Лото "Цвет и форма".

62. Дидактическая игра "Магазин".


 Приложение №5

 Типы обучающих заданий «Цвет»

 

Содержание обучения Средства обучения Материал Деятельность детей
1 2 3 4
Ознакомление детей с шестью цветами спектра и их названиями. Обучение идентификации цвета. Эталоны шести цветов спектра Листы бумаги шести цветов с белым квадратом посередине, на котором нарисована мышка, - «домик». Квадраты тех же цветов – «дверцы». Тот же материал меньшего размера на каждого ребенка Дидактическая игра «Спрячь мышку!» Дети прячут мышек от кошки, подбирая к разноцветным домикам окошки точно такого же цвета, как домик и закрывая окошки, чтобы мышку не было видно. Сначала они делают это вместе с воспитателем, потом самостоятельно. Дети усваивают названия шести цветов спектра.
Закрепление знания основных цветов. Обучение выделению цвета с отвлечением от других признаков предмета Эталоны шести цветов спектра Большие листы бумаги шести цветов – «комнаты». Наборы мелких игрушек шести цветов на каждого ребенка. Куклы – Иван-царевич и Марья-царевна «Разноцветные комнаты». Дети рассматривают разноцветные комнаты (большие листы бумаги шести цветов), называют, какого они цвета; рассматривают игрушки, замечая, что есть одни и те же игрушки разного цвета. Затем проводится игра: дети раскладывают игрушки и предметы по «комнатам» подходящего цвета.
Закрепление знания основных цветов. Обучение выделению цвета с отвлечением от других признаков предмета Эталоны шести цветов спектра Шесть карт лото с расположенными в разном порядке изображениями шести предметов основных цветов. Маленькие карты с теми же изображениями. Лото «Цвет». Дети внимательно рассматривают картинки, которые достает из коробки ведущий (воспитатель) и закрывают такие же картинки на своей карте. Выигрывает тот, кто первый правильно закрыл все картинки на своей карте.
Ознакомление детей с оттенками цвета по светлоте и их словесными обозначениями: «светлый», «темный», «светлее», «темнее». Эталоны двух светлотных оттенков красного цвета Две большие банки с наклейками светло-красной и темно-красной, красная гуашевая краска, по две баночки с водой на каждого ребенка, кисточки. «Окраска воды». Дети подготавливают воду для изготовления цветного льда; вслед за воспитателем они делают воду двух оттенков (вначале светло-красную, набирая на кисть немного краски и разводя ее в воде в одной из банок, затем более темную, набирая на кисть побольше краски и разводя ее в другой банке). Цветную воду, слитую в большие банки, дети выносят на прогулку (зимой), разливают ее в формочки и делают цветные льдинки.
Ознакомление детей с оттенками цвета по светлоте и их словесными обозначениями: «светлый», «темный», «светлее», «темнее». Эталоны двух светлотных оттенков шести цветов Гуашевые краски шести цветов, по две баночки с водой на каждого ребенка, кисточки Занятие проводится аналогично предыдущему, но каждый ребенок выбирает одну из шести красок
Закрепление представления об оттенках цветов, упражнение в получении трех оттенков любого цвета; словесное их обозначение Эталоны трех светлотных оттенков шести цветов Гуашевые краски шести цветов, по три баночки с водой на каждого ребенка, кисточки Дети учатся получать три оттенка любого цвета и обозначать их словесно: «темный», «светлый», «самый светлый».
Обучение сопоставлению цвета предмета с эталоном цвета, классификации по цвету, группировке оттенков Эталоны трех светлотных оттенков шести цветов Листы бумаги шести цветов, игрушки и предметы шести цветов и их оттенков, игрушка царь-Разноцвет; листы бумаги, разделенные на шесть клеток, окрашенных в шесть цветов спектра, набор игрушек шести цветов и их оттенков на каждого ребенка Дидактическая игра «В царстве царя Разноцвета». Дети слушают сказку о том, что в царстве царя Разноцвета все игрушки жили в своих домиках (все синие - в синем, все зеленые - в зеленом и т. д.). Далее дети вместе с воспитателем рассматривают игрушки разных светлотных оттенков, определяют, в каких домиках они живут, разводят их по комнатам. Затем дети самостоятельно выполняют то же задание, раскладывая маленькие игрушки разных оттенков по своим маленьким разноцветным комнаткам
Обучение сопоставлению цвета предмета с эталоном цвета, классификации по цвету, группировке оттенков Эталоны трех светлотных оттенков шести цветов Обруч, игрушки и предметы шести цветов и их оттенков на каждого ребенка; квадраты шести цветов – образцы «Подбери предметы похожего цвета». Дети играют – к кому покатился обруч, тот выполняет задание: подбирает предмет такого же цвета (включая его оттенки), что и образец, выбирает ребенка, который назовет цвет и оттенок предмета.
Обучение сопоставлению цвета предмета с эталоном цвета, классификации по цвету, группировке оттенков Эталоны трех светлотных оттенков шести цветов Игрушки и предметы шести цветов и их оттенков (по три), разноцветные прямоугольники – «чеки» Дидактическая игра «Магазин». Дети приходят в магазин и рассматривают игрушки и предметы, отмечая, какого они цвета. Затем дети получают «чеки» (карточки того или иного цвета). Чтобы купить игрушку, надо, чтобы ее цвет совпал с цветом чека (оттенки цветов включаются). В конце игры дети рассматривают купленные игрушки, называя их цвета и оттенки.
Ознакомление детей с системой цветов, включая новый для них голубой цвет Цветовой спектр Картина «Радуга»; листы бумаги с незавершенной аппликацией радуги, полосочки семи цветов для завершения радуги на каждого ребенка; клей, кисти Аппликация «Радуга». Дети рассматривают картинку с изображением радуги, слушают стихотворение «Цвета радуги», обращают внимание на последовательность цветов на картине. Далее рассматривают образец незавершенной аппликации, самостоятельно раскладывают цветные полоски в нужной последовательности, затем наклеивают их, завершая аппликацию.
Обучение детей высветлению цвета с помощью белил Эталоны двух светлотных оттенков красного цвета Два образца орнаментов со светло-красным кругом посередине и ярко-красными полосами по краям; гуашь красная и белая, бумага, палитры на каждого ребенка, кисточки, баночки с водой «Рисование орнамента». Дети рассматривают два образца орнаментов, обращая внимание на различие оттенков у круга и полос. Далее учатся, как делать светлую краску смешением белой и красной красок на палитре. Затем дети смешивают краски и рисуют выбранный ими орнамент (по одному из образцов)
Обучению детей высветлению цвета с помощью белил и составлению ряда по светлоте   Сериацион ный ряд из трех оттенков синего цвета Рисунок трех синих воздушных шариков различной светлоты, листы бумаги с контурами трех шариков, палитры, гуашь, синяя и белая, на каждого ребенка, кисточки, баночки с водой «Три воздушных шарика». Дети вместе с воспитателем рассматривают, как раскрашены шарики: самый светлый, потемнее, самый темный, далее под руководством воспитателя смешивают на палитре с белилами большее или меньшее количество краски, получая нужные оттенки. Затем дети раскрашивают шарики: сначала светло-синий, затем потемнее, самый темный – чистой синей краской.  
Обучению детей высветлению цвета с помощью белил и составлению ряда по светлоте Сериацион ный ряд из четырех оттенков любого из шести цветов Рисунок пирамидки из трех фиолетовых колец понижающейся светлоты; краски белая и другого цвета (на разных столах – разные), листы с контуром пирамидки, палитры на каждого ребенка, кисти, баночки с водой «Пирамидка». Занятие проводится аналогично предыдущему, но дети работают каждый со своим цветом, получая его оттенки и раскрашивая кольца пирамидки, составляя таким образом светлотный ряд.
Обучение детей подбору предметов по слову, обозначающему цвет Эталоны шести цветов спектра с их словесным обозначением Однотонный палас, белые круги («серединки» цветов), по четыре лепестка разного цвета на каждого ребенка «Вышиваем ковер». Дети украшают ковер цветами: к расположенным на ковре «серединкам» подбирают лепестки разного цвета по слову – названию: «Вышиваем красные лепестки!», «Сейчас вышиваем синие лепестки!» и т.д. Дети «вышивают» ковер, соблюдая правило: лепестки у цветов должны быть разноцветными.

 

ТЕМА 4.Умственное воспитание дошкольников. Развитие умственной активности ребенка в различных видах деятельности

Вопросы для обсуждения

1. Сущность и основные особенности системы умственного воспитания в отечественной дошкольной педагогике (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, П.Я.Гальперин, Н.Н.Поддъяков, В.И.Логинова, Л.А. Венгер, Д.Б.Эльконин и др.).

2. Цель, задачи умственного воспитания детей раннего и дошкольного возраста.

3. Содержание и методы умственного воспитания детей раннего и дошкольного возраста.

4. Педагогические условия, методы и приемы формирования умственной активности дошкольников.

5. Роль различных видов деятельности в формировании умственной активности детей (творческой игры, конструирования, экспериментирования и т.п.).

 

Учебно-исследовательские задания

 

1. Сравните задачи умственного воспитания в различных программам для ДОУ. Результаты внесите в таблицу.

Возраст

Задачи умственного воспитания

 Программа «От рождения до школы» Программа «Истоки» Программа «Детство» и др.
Ранний Младший дошкольный Средний дошкольный Старший дошкольный      

 

2. Составьте аннотацию и подготовьте рекламу книг:

1. Доман Г., Доман Д. Дошкольное обучение ребенка: Пер. с англ. – М.: Аквариум, 1995.

2. Худенко Е.Д., Мельникова Т.С., Шаховская С.Н. Как научить ребенка думать и говорить (упражнения по развитию памяти, внимания, мышления, речи). – М., 1993.

3. Венгер Л.А., Дьяченко О.М.. Говорова Р.И., Цеханская Л.И. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1989.

4. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. – М.: Просвещение, 1990.

3. Подумайте, кому принадлежит ведущая роль в умственном воспитании дошкольника: семье, ДОУ? Аргументируйте свою точку зрения.

 

Литература

1. Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. – М., 1994.

2. Бондаренко А.К. Теория дидактических игр и практика их использования в детском саду. – М., 1985.

3. Венгер Л.А., Дъяченко О.М., Говорова Р.И., Цеханская Л.И. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. – М., 1989.

4. Диагностика умственного развития дошкольников / Л.А.Венгер, В.В.Холмовская, Н.Б.Венгер и др. – М.: Педагогика, 1978.

5. Диагностические методики выявления уровня развития детей дошкольного возраста. – Таганрог: «Антон», 1995.

6. Ершова Л. Алгоритмические игры в детском саду // Дошкольное воспитание. – 1992. - №9-10.

7. Зарипова А. Элементарная поисковая деятельность в детском саду // Дошкольное воспитание. – 1994. - №7.

8. Корзакова Е.И. К вопросу об использовании игр – головоломок для воспитания умственной активности старших дошкольников // Умственное воспитание детей дошкольного возраста: СБ. науч. тр. – М.: МПГИ, 1989.

9. Крылов Е. Школа творческой личности // Дошкольное воспитание. – 1992. - №7-8.: №9-10.

10. Маркова А.К, Дидерс А.Г., Яковлева Е.Л. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. – М., 1997.

11. Поддъяков Н.Н. Некоторые общие вопросы развития мышления дошкольников // Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника / Под ред. Н.Н.Поддъякова, А.Ф.Говорковой. – М.: Педагогика, 1985.

12. Поддъяков Н.Н., Парамонова Л.А. Некоторые новые проблемы умственного воспитания // Дошкольное воспитание. – 1985. - №2.

13. Пороцкая Е. Дошкольный возраст: основные этапы развития познавательных способностей // Дошкольное воспитание. – 1995. - №2.

14. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольников / Под ред. Н.Н. Поддъякова, А.Ф.Говорковой. – М., 1985.

15. Рощикулина Е. Игры – головоломки в развитии мышления дошкольников // Дошкольное воспитание. – 1999. - №3.

16. Умственное воспитание детей дошкольного возраста / Под ред. Н.Н.Поддъякова, Ф.С.Сохина. – М., 1984.

17. Щербакова Е., Голицин В. К вопросу о развитии познавательной активности // Дошкольное воспитание. – 1991. - №10.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 318.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...