Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Учебно-исследовательские заданияСтр 1 из 5Следующая ⇒
Практические занятия и тематика контрольных работ по Дошкольной педагогике . Задание для 3 курса (115, 215) на 4 семестр 2017/18 уч.год ТЕМА 1. Индивидуальный подход в воспитании и обучении детей Вопросы для обсуждения 1. Проявление индивидуальных черт и особенностей у дошкольников. Всестороннее изучение личности ребенка как основа индивидуального подхода в воспитании и обучении. 2. Сущность и основные принципы индивидуального подхода в воспитании и обучении. 3. Особенности индивидуального подхода к детям с задержками в умственном развитии. 4. Особенности индивидуального подхода к педагогически запущенным детям. Трудные (тревожные, эмоционально неблагополучные, агрессивные, капризные, гиперактивные) дети, особенности работы педагогов и психологов с ними. 5. Проблема одаренных детей. Выявление и специфика индивидуального подхода к ним. Учебно-исследовательские задания 1. Изучив предложенную литературу, заполните таблицу «Воспитание и обучение детей с особыми линиями развития».
2. Сравните точки зрения различных авторов (отечественных и зарубежных) на проблему диагностики, воспитания и обучения одаренных детей. Воспользуйтесь материалами приложения №1. 3. Изучите основные положения программы «Одаренный ребенок». Подумайте, могут ли рекомендации, содержащиеся в данной программе использоваться при организации воспитания и обучения одаренных детей, если вы работаете по другой программе ( «Истоки», «От рождения до школы», «Радуга», «Детство» и т.п.). 4. Расскажите о своем опыте работы с одаренными детьми (для студентов, работающих в ДОУ). 5. Составьте тезисы консультации для родителей на тему «В семье одаренный ребенок». Приложение №1 Индивидуальный подход – общий принцип воспитания и обучения в детском саду, соблюдение его – важнейший путь гуманизации педагогического процесса в дошкольном учреждении. Индивидуальный подход – умение применять общие законы психологии и педагогики в конкретных условиях в соответствии с возможностями, потребностями, интересами, перспективами развития каждого ребенка. Сущность индивидуального подхода: - гуманное отношение к детям; - интерес и уважение к личности ребенка; стимулирование активности, самостоятельности; - опора на положительное в ребенке, авансирование успехов в поведении, в деятельности; - создание «ситуации успеха» для развития чувства собственного достоинства ребенка и повышения его статуса в коллективе; - эмоциональная поддержка ребенка; - разнообразие содержания, форм, средств, методов воспитания и обучения, создание «развивающей среды». Некоторые наиболее важные способности и умения, подлежащие развитию у одаренных детей Познавательные способности и навыки: владение большим объемом информации; богатый словарный запас; перенос усвоенного на новый материал; установление причинно-следственных связей; обнаружение скрытых зависимостей и связей; умение делать выводы; умение интегрировать и синтезировать информацию; умение улавливать сложные идеи, чувствительность к противоречиям; использование альтернативных путей поиска информации; анализ ситуаций; умение оценивать как сам процесс, так и результат; умение предвидеть последствия, умение рассуждать, строить гипотезы; способность к преобразованиям; критичность мышления; высокая любознательность. Творческие способности: способность рисковать, дивергентность мышления, гибкость в мышлении и действиях, быстрота мышления, способность высказывать оригинальные идеи, изобретать что-то новое, богатое воображение, высокие эстетические ценности, развитая интуиция. Особенности эмоциональной сферы: реалистическая Я-концепция, уважение к другим, эмпатическое отношение к людям, терпимость к особенностям других людей, склонность к самоанализу, терпимое отношение к критике, готовность делиться вещами и идеями, настойчивость в выполнении заданий, независимость в мышлении и поведении, отсутствие нетерпения в ожидании вознаграждения, соревновательность, чувство юмора, уверенность в своих силах и способностях, внутренняя мотивация. Рекомендации педагогам по выработке в детях исследовательских наклонностей: - не занимайтесь наставлениями; помогайте детям действовать независимо, не давайте прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься; - не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут сделать (или могут научиться) самостоятельно; - научитесь не торопиться с вынесением суждения; - научите детей прослеживать межпредметные связи; - приучите детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования, анализа ситуаций; - используйте трудные ситуации, возникшие у детей в дошкольном учреждении или дома, как область приложения полученных навыков в решении задач; - помогайте детям научиться управлять процессом усвоения знаний; - подходите ко всему творчески. Общие способы стимулирования творческой активности. 1. Обеспечение благоприятной атмосферы. Доброжелательность со стороны педагога, его отказ от высказывания оценок и критики в адрес ребенка способствует свободному проявлению дивергентного мышления. 2. Обогащение окружающей ребенка среды самыми разнообразными новыми для него предметами и стимулами с целью развития его любознательности. 3. Поощрение высказывания оригинальных идей. 4. Обеспечение возможностей для упражнения и практики. Широкое использование вопросов дивергентного типа применительно к самым разнообразным областям. 5. Использование личного примера творческого подхода к решению проблем. 6. Предоставление детям возможности активно задавать вопросы. При составлении приложений использованы материалы из Российской педагогической энциклопедии и книги «Одаренные дети». Литература 1. Абрамян Л.А. Типы поведения детей с эмоциональным неблагополучием // Эмоциональное развитие дошкольника / Под ред. А.Д.Кошелевой. М.: Просвещение, 1985. 2. Белова Е., Ищенко И. Одаренность и дошкольное детство в ракурсе психологических исследований // Дошкольное воспитание. 1994, №9. 3. Белова Е., Ищенко И. Одаренный ребенок. Что могут сделать для него родители // Дошкольное воспитание. 1992, №7-8. 4. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: записки детского психиатра. М., 1988. 5. Власова Т.А., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в психическом развитии. М., 1973. 6. Волкова Е. Особенности работы педагогов и психологов ДОУ с трудными детьми и их родителями // Дошкольное воспитание. 1993. №3, 2000. №3. 7. Выготский Л.С. Основы дефектологии. Ч.1 // Собр. соч. Т.5. М., 1983. 8. Выготский Л.С. Проблема одаренности и индивидуальные цели воспитания // Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1991. 9. Галигузова Л. Застенчивый ребенок // Дошкольное воспитание. 2000. №4. 10. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. М., 1963. 11. Давидчук А. Индивидуально-ориентированное обучение. М., 2001. 12. Дети с задержками психического развития / Под ред. Т.А. Власовой. М., 1984. 13. Джумагулова Т.Н., Соловьева И.В. Одаренный ребенок: дар или наказание. СПб.: Речь; М.: Сфера, 2009. 14. Дифференцированный подход в воспитании и обучении дошкольников с учетом типологических особенностей. Орел, 1983. 15. Дьяченко О., Булычева А. Возможности образовательной работы с умственно одаренными дошкольниками 5-7 лет // Дошкольное воспитание. 1995, №3. 16. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребёнка. М.,1986. 17. Каменская В.Г. Семейная депривация и отклонения в психофизиологическом развитии ребёнка //Социальные и психофизиологические факторы в психофизиологическом развитии ребёнка. СПб.: Образование , 1995. 18. Князева Л.П. Индивидуальный подход к детям в процессе воспитания и обучения в детском саду. Пермь, 1984. 19. Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка. М., 1985. 20. Кудрявцев В., Синельников В. Ребенок – дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей // Дошкольное воспитание. 1995. №9. 21. Лейтес Н.С. Раннее проявление одаренности // Хрестоматия по детской психологии. М., 1995. 22. Лупан С. Поверь в свое дитя. М., 1993. 23. Медведева И., Шишова Т. «Белые вороны» // Дошкольное воспитание. 1994. №8,10,12. 1995. №1,3. 24. Монина Г.Б., Рузина М.С. Ох уж эти одаренные дети! Талант и синдром дефицита внимания: двойная исключительность. Спб.: Речь; М.: Сфера, 2010. 25. Одаренность: выявление и развитие / Одаренные дети: Перевод с английского / Общ.ред. Г.В.Бруменской и В.М.Слуцкого. М., 1992. 26. Одаренные дети: Пер. с англ. / Общ.ред. Г.В.Бурменской и В.М.Слуцкого. М.: Прогресс, 1991. 27. Павлова Л.Н. Левша: подарок природы или издержки // Педагогический вестник. 1996, №6 (март). 28. Панфилова Н., Лях В. Левша – это нормально? // Дошкольное воспитание. 1992, №1. 29. Программа «Одаренный ребенок» / Основные положения. М., 1995. 30. Психокоррекционная, развивающая работа с детьми / Под ред. Дубровиной И.В. М., 2000. 31. Савина Е., Шанина Н. Тревожные дети // Дошкольное воспитание. 1996, №4. 32. Шуман В., Шуман С. Трудные дети и труд воспитателей // Народное образование. 1987, №11. 33. Ягловская Е. Группа одаренных дошкольников. Проблема взаимоотношений // Дошкольное воспитание. 1994, №6. ТЕМА 5. Физическое развитие и воспитание дошкольников. Вопросы для обсуждения 1. Задачи приобщения дошкольников к физической культуре. Основные условия их реализации. 2. Способы повышения двигательной активности детей (в течение дня, в организованных формах двигательной деятельности, в самостоятельной двигательной деятельности). 3. Основные средства и формы организации физического воспитания дошкольников в ДОУ. 4. Содержание, методика и условия формирования культурно-гигиенических навыков. 5. Парциальные программы физического воспитания дошкольников Учебно-исследовательские задания 1. Начертите схему «Средства физического воспитания». 2. Проанализируйте двигательную среду ДОУ, в котором Вы работаете (которое посещает Ваш ребенок и т.п.). См.: Об организации двигательной среды в дошкольных учреждениях и начальных классах // Дошкольное воспитание. 1995. №2. 3. Познакомьтесь с системой физкультурно-оздоровительной работы в разных возрастных группах по программе «От рождения до школы» или другой примерной образовательной программе. 4. Подготовьте реферат на тему «Нетрадиционные подходы в физическом воспитании и оздоровлении дошкольников». 5. Пользуясь таблицей (см. приложение №3), проанализируйте уровень сформированности культурно-гигиенических навыков у детей группы, в которой Вы работаете, у Вашего собственного ребенка. Литература 1. Бурлакова Н.В. В страну Спортландию // Дошкольное воспитание. 1994. №6. 2. Глазырина Л.Д. Очарование. Минск.: Бестпринт, 1996. 3. Громова С. Примерные конспекты сюжетных физкультурных занятий с элементами корригирующей гимнастики // Дошкольное воспитание. 1996. №6. 4. Гусарова П. Развитие движений детей 3-4 лет // Дошкольное воспитание. 1994, №1. 5. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И.Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А.Ноткина и др.; Под ред. Т.И.Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М.Гурович. СПб., 1996. 6. Дошкольная педагогика / Под ред. В.И.Логиновой, П.Г. Саморуковой. М., 1983. Ч.1. 7. Зайченко Е. Повышение двигательной активности детей в самостоятельной игре // Дошкольное воспитание. 1994. №4. 8. Засыпкина Л. и др. Весенние каникулы в детском саду // Дошкольное воспитание. 1995. №5. 9. Засыпкина Л., Солдатенкова Т., Шестова А. Планирование физкультурно-оздоровительной работы // Дошкольное воспитание. 1994. №12. 10. Змановский Ю.Ф. Воспитательно-оздоровительная работа в дошкольном учреждении // Дошкольное воспитание. 1993. №9. 11. Змановский Ю.Ф. Воспитываем детей здоровыми. М., 1989. 12. Змановский Ю.Ф. Здоровый дошкольник // Дошкольное воспитание. 1995. №6. 13. Истоки: Базисная программа развития ребенка–дошкольника. М., 1997. 14. Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1985. 15. Маханева М. Новые подходы к организации физического воспитания // Дошкольное воспитание. 1993. №2. 16. Москаленко В. К вопросу о физическом воспитании детей // Дошкольное воспитание. 1993. №2. 17. Нестерюк Т.В. Гимнастика маленьких волшебников: Нетрадиционные методы работы с детьми и профилактика заболеваний в детском саду, школе и семье. М.: «ДТД», 1993. 18. Организация активного отдыха в детском саду: Методические рекомендации // Дошкольное воспитание. 1992. №2, №3-4; 1993. №3. 19. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. М., 1986. 20. Радуга: Программа воспитания и обучения детей от 3 до 6 лет в детском саду. М., 1991. 21. Рунова М. Комплексы игр и упражнений для занятий физической культурой // Дошкольное воспитание. 1995. №8. 22. Рунова М. Обеспечение двигательной активности детей на прогулке // Дошкольное воспитание. 1990. №8. 23. Рунова М. Развитие движений на прогулке // Дошкольное воспитание. 1991. №9,10. Приложение №3
Таблица нарастания объема и усложнения содержания навыков на протяжении дошкольного возраста[1]
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 355. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |