Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

СРЕДСТВО ПОЗНАНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ




 

Тибетский учи­тель Тар­танг Тул­ку ска­зал:

Сны - это хра­ни­ли­ще опы­та и зна­ния, но по­ка еще их не­до­оце­ни­ва­ют как сред­с­т­во пос­ти­же­ния дей­с­т­ви­тель­нос­ти.

На про­тя­же­нии вот уже бо­лее ты­ся­чи лет ти­бет­с­кие буд­дис­ты при­ме­ня­ют осоз­нан­ное сно­ви­де­ние для поз­на­ния ил­лю­зор­ной при­ро­ды ин­ди­ви­ду­аль­но­го су­щес­т­во­ва­ния и в ка­чес­т­ве од­ной из прак­тик, ве­ду­щих к оза­ре­нию и от­к­ры­тию сво­ей ис­тин­ной при­ро­ды.

Суфии, воз­мож­но, так­же ис­поль­зу­ют в ду­хов­ных це­лях осоз­нан­ное сно­ви­де­ние или что-то на­по­до­бие не­го. Кос­вен­ное сви­де­тель­с­т­во то­му мы на­хо­дим у из­вес­т­но­го ис­пан­с­ко­го су­фия XII-го ве­ка Мо­хид­ди­на Ибн Эль-Ара­би: «Че­ло­век дол­жен кон­т­ро­ли­ро­вать свои мыс­ли во сне. Тре­ни­ров­ка та­кой бди­тель­нос­ти… при­не­сет ему ог­ром­ную поль­зу. Каж­дый дол­жен при­ло­жить уси­лия для при­об­ре­те­ния этой важ­ней­шей спо­соб­нос­ти».

Тартанг Тул­ку объ­яс­ня­ет вы­го­ды осоз­нан­но­го сно­ви­де­ния сле­ду­ющим об­ра­зом: «Опыт, ко­то­рый мы при­об­ре­та­ем в хо­де на­шей прак­ти­ки во сне, мо­жет впос­лед­с­т­вии быть пе­ре­не­сен в сос­то­яние бод­р­с­т­во­ва­ния. Нап­ри­мер, во сне мож­но на­учить­ся прев­ра­щать враж­деб­но нас­т­ро­ен­ных су­ществ в ми­ро­лю­би­вых. С по­мощью то­го же ме­то­да мож­но воз­ни­ка­ющие днем от­ри­ца­тель­ные эмо­ции тран­с­му­ти­ро­вать в до­пол­ни­тель­ную осоз­нан­ность. Та­ким об­ра­зом, наш опыт во сне мо­жет быть ис­поль­зо­ван для вы­ра­бот­ки бо­лее гиб­ко­го по­ве­де­ния».

«Со вре­ме­нем», - про­дол­жа­ет Тул­ку, - «мы за­ме­ча­ем все мень­ше и мень­ше раз­ни­цы меж­ду сос­то­яни­ями сна и бод­р­с­т­во­ва­ния. Мы при­об­ре­та­ем зна­ние, ко­то­рое де­ла­ет на­ше вос­п­ри­ятие бо­лее жи­вым и раз­но­об­раз­ным… Этот тип зна­ния, ос­но­ван­ный на прак­ти­ке во сне, мо­жет по­мочь в дос­ти­же­нии внут­рен­ней гар­мо­нии. Пи­тая ум, зна­ние воз­дей­с­т­ву­ет на весь жи­вой ор­га­низм. Зна­ние оза­ря­ет преж­де не­ви­ди­мые гра­ни ума и ос­ве­ща­ет нам путь к не­из­ве­дан­ным глу­би­нам бы­тия».

Согласно «Док­т­ри­не сос­то­яния сна», древ­не­му ти­бет­с­ко­му йо­ги­чес­ко­му ру­ко­вод­с­т­ву, прак­ти­ка оп­ре­де­лен­ных тех­ник кон­т­ро­ли­ро­ва­ния сна да­ет воз­мож­ность ви­деть во сне все, что толь­ко мож­но во­об­ра­зить. Тул­ку да­ет ана­ло­гич­ное зак­лю­че­ние: «Прод­ви­ну­тые йо­ги мо­гут де­лать в сво­их сно­ви­де­ни­ях прак­ти­чес­ки все. Они мо­гут стать дра­ко­на­ми или ми­фи­чес­ки­ми пти­ца­ми, стать боль­ше или мень­ше, ис­чез­нуть, воз­в­ра­тить­ся в дет­с­т­во и за­но­во про­жить свою жизнь или да­же по­ле­теть в кос­мос».

Такой уро­вень кон­т­ро­ля над сном от­к­ры­ва­ет по­ис­ти­не зах­ва­ты­ва­ющие воз­мож­нос­ти, свя­зан­ные с ис­пол­не­ни­ем же­ла­ний, но ти­бет­с­кие йо­ги прос­ти­ра­ют взо­ры за пре­де­лы лю­бых три­ви­аль­ных удо­воль­с­т­вий. Им осоз­нан­ное сно­ви­де­ние да­ет «сред­с­т­во поз­на­ния дей­с­т­ви­тель­нос­ти», воз­мож­ность эк­с­пе­ри­мен­ти­ро­вать, ис­сле­дуя субъ­ек­тив­ную при­ро­ду сос­то­яния сна, и, как его раз­но­вид­ность, бод­р­с­т­ву­ющее вос­п­ри­ятие. Та­ко­го ро­да поз­на­нию они при­да­ют ве­ли­чай­шее зна­че­ние.

Осознание то­го, что на­ше вос­п­ри­ятие дей­с­т­ви­тель­нос­ти яв­ля­ет­ся субъ­ек­тив­ным, а не пря­мым и не­пос­ред­с­т­вен­ным, мо­жет иметь и прак­ти­чес­кое при­ме­не­ние. Сог­лас­но Тул­ку, ког­да мы по­ни­ма­ем, что на­ше вос­п­ри­ятие субъ­ек­тив­но и, та­ким об­ра­зом, по­хо­же на сон, «око­вы по­ня­тий и са­мо­оце­нок на­чи­на­ют ис­че­зать. Как толь­ко на­ша са­мо­оцен­ка ста­но­вит­ся ме­нее жес­т­кой, на­ши проб­ле­мы те­ря­ют свою ос­т­ро­ту. Од­нов­ре­мен­но про­яв­ля­ет­ся но­вый, го­раз­до бо­лее глу­бо­кий уро­вень зна­ния». В ре­зуль­та­те, «да­же тя­же­лей­шие ис­пы­та­ния вос­п­ри­ни­ма­ют­ся с лег­кос­тью и спо­кой­с­т­ви­ем. Ког­да вы уви­ди­те, что все вок­руг на­по­ми­на­ет сон, вы дос­тиг­не­те чис­то­го зна­ния. А спо­соб дос­ти­же­ния это­го зна­ния сос­то­ит в осоз­на­нии сно­вид­чес­ко­го ха­рак­те­ра вос­п­ри­ни­ма­емой дей­с­т­ви­тель­нос­ти».

Комментарий к «Док­т­ри­не сос­то­яния сна» по­яс­ня­ет, что для по­ни­ма­ния йо­ги сна не­об­хо­ди­мы дли­тель­ная прак­ти­ка и боль­шой опыт; для за­вер­ше­ния это­го пу­ти нуж­ны как те­ория, так и прак­ти­ка. Тот, кто ус­пеш­но прой­дет его до кон­ца, поз­на­ет сле­ду­ющее:

 

СНЫ МОЖНО ИЗМЕНЯТЬ ПО СВОЕЙ ВОЛЕ

 

«…материя, или фор­ма в ее раз­мер­ных ас­пек­тах - боль­шое или ма­лое, и ее чис­лен­ных ас­пек­тах - мно­жес­т­вен­ное или един­с­т­вен­ное, все­це­ло под­чи­не­на во­ле субъ­ек­та, пси­хи­чес­кие си­лы ко­то­ро­го эф­фек­тив­но раз­ви­ты с по­мощью йо­ги». В ре­зуль­та­те упор­ных эк­с­пе­ри­мен­тов йо­ги на­учи­лись тран­с­фор­ми­ро­вать лю­бой сон уси­ли­ем сво­ей во­ли. Боль­шин­с­т­во осоз­нан­но сно­ви­дя­щих зна­ют это на сво­ем опы­те. Сто­ит вспом­нить так­же об­суж­дав­ше­еся в гла­ве 5 мощ­ное вли­яние, ко­то­рое ока­зы­ва­ют на со­дер­жа­ние сна на­ши ожи­да­ния.

 

СНЫ НЕУСТОЙЧИВЫ

 

«Делая сле­ду­ющий шаг, он по­ни­ма­ет, что фор­ма и все ос­таль­ные про­яв­ле­ния сна яв­ля­ют­ся иг­руш­кой ума, и по­это­му не­ус­той­чи­вы, как ми­ра­жи». Опыт­ные сно­вид­цы то­же дол­ж­ны бы­ли это ис­пы­тать. Сно­ви­де­ния столь же ре­алис­тич­ны, но да­ле­ко не так ус­той­чи­вы, как бод­р­с­т­ву­ющее вос­п­ри­ятие.

 

БОДРСТВУЮЩЕЕ ВОСПРИЯТИЕ НАСТОЛЬКО ЖЕ НЕРЕАЛЬНО, НАСКОЛЬКО НЕРЕАЛЬНЫ СНЫ

 

«Следующий шаг при­во­дит его к осоз­на­нию, что ис­тин­ная при­ро­да всех форм и яв­ле­ний, вос­п­ри­ни­ма­емых пос­ред­с­т­вом чувств в бод­р­с­т­ву­ющем сос­то­янии, столь же не­ре­аль­на, сколь не­ре­аль­но отоб­ра­же­ние их во сне, то есть, оба сос­то­яния яв­ля­ют­ся сан­са­ри­чес­ки­ми», или ил­лю­зор­ны­ми. На этой ста­дии ощу­ще­ния йо­га мож­но по­нять ско­рее те­оре­ти­чес­ки, чем прак­ти­чес­ки. Из гла­вы 5 вы дол­ж­ны пом­нить, что во сне, как и в бод­р­с­т­во­ва­нии, ис­поль­зу­ет­ся один и тот же про­цесс вос­п­ри­ятия, как для пос­т­ро­ения умоз­ри­тель­ных пред­с­тав­ле­ний, так и мо­де­лей ми­ра. Мо­де­ли, фи­зи­чес­ко­го ли ми­ра или ми­ра сна, - это все­го лишь мо­де­ли, а не ре­аль­ность, как кар­та не есть ре­аль­ная тер­ри­то­рия, а ме­ню не есть пи­ща.

 

ВЕЛИКОЕ ПРОЗРЕНИЕ: ВСЕ ВОКРУГ ЕСТЬ СОН

 

«Последний шаг ве­дет к ве­ли­ко­му проз­ре­нию, что все в сан­са­ре [фе­но­ме­наль­ном ми­ре прос­т­ран­с­т­ва и вре­ме­ни] есть нич­то иное, и не мо­жет быть ни­чем иным, как сно­ви­де­ни­ем». Ес­ли срав­нить ум с те­ле­ви­зо­ром, то Ве­ли­кое Проз­ре­ние оз­на­ча­ет, что все, что по­яв­ля­ет­ся на эк­ра­не, пред­с­тав­ля­ет со­бой толь­ко изоб­ра­же­ние, или ил­лю­зию. Прос­тое осоз­на­ние, нап­ри­мер, то­го, «что ум не мо­жет со­дер­жать ни­че­го кро­ме мыс­лей», не яв­ля­ет­ся Ве­ли­ким Проз­ре­ни­ем, ко­то­рое да­ет­ся толь­ко на прак­ти­ке, но не те­оре­ти­чес­ки.

В све­те ска­зан­но­го, «Все­мир­ное Тво­ре­ние и все, что про­ис­хо­дит в нем» ви­дит­ся «толь­ко сном Все­выш­не­го». Сно­ви­дя­щие йо­ги не­пос­ред­с­т­вен­но пе­ре­жи­ва­ют это но­вое вос­п­ри­ятие ре­аль­нос­ти.

 

ЕДИНСТВО

 

«Озаренный све­том этой Бо­жес­т­вен­ной Муд­рос­ти, мик­ро­кос­ми­чес­кий ас­пект Мак­ро­кос­ма пол­нос­тью про­буж­да­ет­ся; ро­син­ка сос­каль­зы­ва­ет об­рат­но в Си­я­ющее Мо­ре, в Нир­ва­ни­чес­кое Бла­жен­с­т­во и Веч­ность, бу­ду­чи Об­ла­да­те­лем Всех Об­ла­да­ний, Соз­да­те­лем Всех Соз­да­ний - Од­ним Умом, Са­мой Ре­аль­нос­тью». Даль­ше мож­но толь­ко вос­поль­зо­вать­ся выс­ка­зы­ва­ни­ем фи­ло­со­фа Люд­ви­га Вит­тген­ш­тей­на: «О чем нель­зя го­во­рить, о том сле­ду­ет мол­чать».

Откровенно го­во­ря, это не тот вид зна­ния, ко­то­рый мо­жет быть под­вер­г­нут пуб­лич­но­му об­суж­де­нию или на­уч­ной про­вер­ке. Но это ни­ко­им об­ра­зом не умень­ша­ет цен­ность мис­ти­чес­ко­го опы­та, пос­коль­ку нет ни­ка­ких ос­но­ва­ний по­ла­гать, что воз­мож­нос­ти поз­на­ния ог­ра­ни­че­ны толь­ко воз­мож­нос­тя­ми на­уки. Не оз­на­ча­ет это и то­го, что вы дол­ж­ны пос­ле­до­вать по пу­ти ти­бет­с­ких йо­гов в по­ис­ках сво­ей «Бо­жес­т­вен­ной муд­рос­ти». Ме­то­ды и тер­ми­но­ло­гия ти­бет­с­ких мис­ти­чес­ких школ пред­наз­на­ча­лись для об­ра­за жиз­ни, свой­с­т­вен­но­го ти­бет­с­кой куль­ту­ре. Ес­ли вы серь­ез­но нас­т­ро­ены раз­ви­вать в се­бе выс­шие спо­соб­нос­ти, мы ре­ко­мен­ду­ем вам най­ти кни­гу или учи­те­ля, ко­то­рые мог­ли бы го­во­рить с ва­ми на язы­ке, ко­то­рый вы по­ни­ма­ете.

 

САМОПОЗНАНИЕ

 

Насреддин за­шел в банк по­лу­чить день­ги по че­ку. Кас­сир спра­ши­ва­ет, мо­жет ли он се­бя иден­ти­фи­ци­ро­вать. «Да, мо­гу», - от­ве­ча­ет Нас­ред­дин, вы­ни­ма­ет зер­ка­ло и тща­тель­но изу­ча­ет свое от­ра­же­ние. - «Это я, все в по­ряд­ке».

Мы не всег­да яв­ля­ем­ся тем, кем се­бя счи­та­ем. Мы не те, кем, как ду­ма­ем, яв­ля­ем­ся в сво­их снах (и в бод­р­с­т­во­ва­нии, на са­мом де­ле, то­же). Мо­же­те про­ве­рить этот факт на се­бе в бли­жай­шем осоз­нан­ном сно­ви­де­нии. Нап­ри­мер, мо­жет ока­зать­ся, что вы си­ди­те за сто­лом сно­ви­де­ния, а ва­ши но­ги сто­ят на по­лу сно­ви­де­ния. На ва­шей но­ге сно­ви­де­ния, час­ти те­ла сно­ви­де­ния, си­дит та­пок сно­ви­де­ния, так что это дол­ж­но быть ва­ше «я» сно­ви­де­ния! Все, что нуж­но сде­лать - это осоз­нать си­ту­ацию, в ко­то­рой вы на­хо­ди­тесь, и вы уви­ди­те, что че­ло­век, ко­то­рым вы ока­за­лись во сне, - это не тот че­ло­век, ко­то­рым вы яв­ля­етесь на са­мом де­ле - это толь­ко ва­ше во­об­ра­же­ние, умоз­ри­тель­ная мо­дель се­бя са­мо­го, или, го­во­ря фрей­дис­т­с­ким язы­ком, ва­ше «эго».

Осознав, что ва­ше эго - это не ис­тин­ный вы, вам лег­че бу­дет от­ка­зать­ся от отож­дес­т­в­ле­ния се­бя с ним. Не отож­дес­т­в­ляя се­бя со сво­им эго, вы мо­же­те сво­бод­но из­ме­нять его. Прос­тое осоз­на­ние, что эго яв­ля­ет­ся уп­ро­щен­ной ва­шей мо­делью, даст вам бо­лее точ­ное пред­с­тав­ле­ние о се­бе и сде­ла­ет ме­нее ве­ро­ят­ной ошиб­ку ти­па той, ког­да кар­ту мес­т­нос­ти при­ни­ма­ют за са­му мес­т­ность.

Если вы смо­же­те взгля­нуть на свое эго объ­ек­тив­но, как на ва­ше пред­с­тав­ле­ние о се­бе, на­хо­дя­ще­еся у вас в под­чи­не­нии, вам не при­дет­ся бо­роть­ся с ним. В лю­бом слу­чае, вам не удас­т­ся от не­го из­ба­вить­ся, да и не сто­ит это­го де­лать, пос­коль­ку эго яв­ля­ет­ся не­отъ­ем­ле­мой на­шей час­тью, не­об­хо­ди­мой для эф­фек­тив­но­го вза­имо­дей­с­т­вия с ми­ром. Тот факт, что и эго, и Я го­во­рят «я», час­то яв­ля­ет­ся при­чи­ной пу­та­ни­цы. Хо­ро­шо ин­фор­ми­ро­ван­ное эго го­во­рит прав­ди­во: «Я есть то, что знаю о се­бе». Я го­во­рит прос­то: «Я есть». Ес­ли Я зна­ет, что не яв­ля­ет­ся эго, то оно дос­та­точ­но бес­п­рис­т­рас­т­но для объ­ек­тив­но­го суж­де­ния о се­бе, как в ис­то­рии с Нас­ред­ди­ном, ког­да мо­нах хвас­та­ет пе­ред ним: «Я та­кой от­ре­шен­ный, что ни­ког­да не ду­маю о се­бе, толь­ко о дру­гих». - На что Нас­ред­дин от­ве­ча­ет: «А я та­кой объ­ек­тив­ный, что мо­гу смот­реть на се­бя как на чу­жо­го че­ло­ве­ка, - так что мне мож­но по­ду­мать и о се­бе».

Чем мень­ше мы отож­дес­т­в­ля­ет се­бя с тем, кем, по на­ше­му мне­нию, яв­ля­ем­ся, тем с боль­шей ве­ро­ят­нос­тью пой­мем, кем яв­ля­ем­ся на са­мом де­ле. В этой свя­зи су­фий­с­кий мас­тер Та­ри­ка­ви пи­сал:

Обретая се­бя, вы об­ре­та­ете зна­ние. До это­го вре­ме­ни у вас мо­гут быть толь­ко мне­ния, ко­то­рые ос­но­вы­ва­ют­ся на при­выч­ках и том, что вы счи­та­ете удоб­ным.

Изучение Пу­ти тре­бу­ет най­ти свое «я». По­ка еще вы его не встре­ти­ли. По­ка вы встре­ча­ете дру­гих, един­с­т­вен­ная поль­за от ко­то­рых в том, что ког­да-ни­будь один из них мо­жет ока­зать­ся ва­шим ис­тин­ным «я».

До этой встре­чи вам мно­го раз бу­дет ка­зать­ся, буд­то вы наш­ли его. Но ис­тин­ное «я» та­ко­во, что встре­тив его, вы всту­па­ете в об­ла­да­ние веч­ным зна­ни­ем, не срав­ни­мым ни с чем дру­гим на зем­ле.

Еще до то­го как ис­пы­тать ис­к­рен­нее же­ла­ние най­ти се­бя, вы мо­же­те стол­к­нуть­ся с го­раз­до бо­лее нас­той­чи­вым, чем ра­нее, стрем­ле­ни­ем эго удов­лет­во­рить свои же­ла­ния. Это за­ко­но­мер­ное яв­ле­ние мо­жет ме­шать вам в пос­ти­же­нии выс­ших про­яв­ле­ний сво­его «я», пос­коль­ку ка­кая-то часть ва­ше­го су­щес­т­ва бу­дет стра­дать из-за сво­их страс­тей, не­удов­лет­во­рен­ных в бод­р­с­т­ву­ющей жиз­ни.

Не сле­ду­ет так­же стре­мить­ся к тран­с­цен­ден­т­нос­ти как сред­с­т­ву ухо­да от жиз­нен­ных проб­лем - вспом­ни­те де­мо­ни­чес­кие сны ван Эде­на. Пер­вое вре­мя вы дол­ж­ны с го­тов­нос­тью пре­одо­ле­вать все проб­ле­мы, вста­ющие пе­ред ва­ми. Но, раз­ре­шив их с по­мощью сно­ви­де­ния и пот­ра­тив зна­чи­тель­ные уси­лия на ис­пол­не­ние же­ла­ний, вы мо­же­те по­чув­с­т­во­вать не­об­хо­ди­мость или пот­реб­ность за­нять­ся по­ис­ком че­го-то до­се­ле не­ве­до­мо­го, то есть са­мо­го се­бя.

 

КАПИТУЛЯЦИЯ

 

Я не­ожи­дан­но осоз­нал се­бя во сне, ког­да про­гу­ли­вал­ся в хол­ле сво­ей шко­лы, и очень об­ра­до­вал­ся это­му. Мое соз­на­ние бы­ло прак­ти­чес­ки та­ким же яс­ным, как и в бод­р­с­т­ву­ющей жиз­ни. Как всег­да, мне за­хо­те­лось выб­рать­ся на­ру­жу, к све­ту. Я нап­ра­вил­ся к вы­хо­ду, но от­к­рыть дверь мне по­ме­ша­ла раз­би­тая те­леж­ка. По­ни­мая, что все это толь­ко сон, я об­х­ва­тил ее обе­ими ру­ка­ми и прак­ти­чес­ки без уси­лий отод­ви­нул в сто­ро­ну, та­ким об­ра­зом проб­рав­шись че­рез дверь.

Снаружи был чис­тый воз­дух, го­лу­бое не­бо и пас­то­раль­ный, изум­руд­но-зе­ле­ный пей­заж. Я раз­бе­жал­ся по тра­ве и ра­дос­т­но взле­тел в не­бо. Про­ле­тая сквозь кро­ны де­ревь­ев, я за­пу­тал­ся в вет­вях и вы­нуж­ден был там по­ба­рах­тать­ся, по­ка не выс­во­бо­дил­ся. Выб­рав­шись, на­ко­нец, я про­дол­жил свой по­лет в нес­коль­ких сот­нях фу­тов над зем­лей. Я по­ду­мал, что ле­тал уже мно­го раз, и по­это­му сей­час мне, быть мо­жет, сто­ит за­нять­ся ме­ди­та­ци­ей в не­бе. При­няв та­кое ре­ше­ние, я поп­ро­сил по­мо­щи Все­выш­не­го, про­из­не­ся вслух: «Все­выш­ний Отец-Мать, по­мо­ги мне из­в­лечь мак­си­мум поль­зы из это­го опы­та!» За­тем я раз­вер­нул­ся и ос­та­но­вил­ся, пы­та­ясь взять свой по­лет под кон­т­роль. В тот же миг я стал вверх тор­маш­ка­ми, с зак­ры­ты­ми гла­за­ми, под­ни­мать­ся в не­бо. Свер­ху све­ти­ло сол­н­це, на­пол­няя мою го­ло­ву яр­ким си­яни­ем. Я ощу­щал се­бя пе­ром, ле­ни­во плы­ву­щим по воз­ду­ху. В те­че­ние при­мер­но пя­ти ми­нут это­го по­ле­та я ос­то­рож­но, но ре­ши­тель­но ос­во­бо­дил свой ум от мыс­лей, как при бод­р­с­т­ву­ющей ме­ди­та­ции. Чем мень­ше ме­ня бес­по­ко­или мыс­ли, тем от­чет­ли­вее и утон­чен­нее ста­но­ви­лись мои ощу­ще­ния - опи­сать их мож­но толь­ко сло­вом эк­с­таз. Пос­те­пен­но я осоз­нал, что те­ло мое ле­жит в кро­ва­ти, а прос­нув­шись, чув­с­т­во­вал лег­кость и бла­жен­с­т­во, не под­да­ющи­еся опи­са­нию.

Я во­шел в цер­ковь и по­нял, что от ме­ня ждут ка­ких-то слов. При­хо­жа­не пе­ли гимн 33 из крас­ной псал­ты­ри. Во вре­мя служ­бы я вы­шел на ули­цу, что­бы соб­рать­ся с мыс­ля­ми. Я вол­но­вал­ся и бо­ял­ся, по­то­му что не знал, что бу­ду го­во­рить. Я при­сел на тра­ву, и не­ожи­дан­но мне в го­ло­ву приш­ло наз­ва­ние те­мы, по­ка­зав­шей­ся мне сто­ящей - «Путь ка­пи­ту­ля­ции».

Я пос­мот­рел вверх, на вос­ток, и уви­дел в не­бе боль­шой шар, в нес­коль­ко раз боль­ше лу­ны, све­тив­ший­ся бе­лым све­том. Я по­нял, что сплю и из­дал воз­г­лас ра­дос­ти, по­ни­мая, что он по­явил­ся здесь ра­ди ме­ня. Пос­ле это­го шар скрыл­ся в не­бе, слов­но ожи­дая бо­лее под­хо­дя­щей ре­ак­ции с мо­ей сто­ро­ны. Я по­нял, что мне на­до от­вес­ти гла­за и по­мо­лить­ся. Ког­да я это сде­лал, свет по­явил­ся вновь. Ког­да он воз­в­ра­щал­ся, жен­с­кий го­лос ска­зал: «Ты хо­ро­шо сде­лал, что от­ра­зил этот свет внут­ри се­бя. Но сей­час по­ра вер­нуть его об­рат­но».

Воздух на­элек­т­ри­зо­вал­ся, и зем­ля оза­ри­лась яр­ким све­том. Я ощу­тил в те­ме­ни по­ка­лы­ва­ние и теп­ло от Све­та, и прос­нул­ся.

Чтобы вый­ти за пре­де­лы мо­де­ли ми­ра, соз­дан­ной эго, сно­ви­дец дол­жен пе­ре­дать кон­т­роль над сном («ка­пи­ту­ля­ция») че­му-то на­хо­дя­ще­му­ся за пре­де­ла­ми сво­его эго. На­вер­ное, каж­дый по-сво­ему пред­с­тав­ля­ет это «зап­ре­дель­ное неч­то». Его фор­ма за­ви­сит от на­ше­го вос­пи­та­ния, фи­ло­со­фии и склон­нос­ти к мис­ти­ке.

Обычно ка­пи­ту­ли­ру­ют, «отда­ва­ясь во­ле Все­выш­не­го». Од­на­ко, ес­ли вы не приз­на­ете или не по­ни­ма­ете ре­ли­ги­оз­ную тер­ми­но­ло­гию, мо­же­те поп­ро­бо­вать вы­ра­зить свое же­ла­ние по-дру­го­му. В кон­тек­с­те то­го, что мы здесь об­суж­да­ем, это мож­но вы­ра­зить бо­лее ней­т­раль­но: «Я пе­ре­даю кон­т­роль мо­ему ис­тин­но­му «я». Ка­кие бы пред­по­ло­же­ния вы ни стро­или по по­во­ду ис­тин­ной при­ро­ды сво­его «я», пе­ре­да­ча кон­т­ро­ля над сном от то­го, кем вы, по ва­ше­му мне­нию, яв­ля­етесь, то­му, кем вы яв­ля­етесь на са­мом де­ле, при­ве­дет к прог­рес­су. Ис­тин­ное «я», пос­коль­ку оно со­дер­жит все ва­ши зна­ния, осоз­на­ва­емые или нет, спо­соб­но при­ни­мать бо­лее муд­рые ре­ше­ния, чем эго.

Несмотря на от­каз от эго-кон­т­ро­ля над сном, вы дол­ж­ны под­дер­жи­вать в нем осоз­нан­ность. Ес­ли это­го не сде­лать, то нак­лон­нос­ти и ожи­да­ния ва­ше­го эго мо­гут сно­ва на­чать ко­ман­до­вать. Бо­лее то­го, осоз­нан­ность по­мо­жет вам, ис­поль­зуя свое во­об­ра­же­ние и ин­ту­ицию, впи­сать­ся в со­бы­тия во сне и не ис­пу­гать­ся но­вых нез­на­ко­мых пе­ре­жи­ва­ний.

«Всевышний» в дан­ном слу­чае яв­ля­ет­ся очень под­хо­дя­щей фор­му­ли­ров­кой. О «Все­выш­нем» не на­до де­лать ни­ка­ких пред­по­ло­же­ний, кро­ме то­го, что он есть, яв­ля­ясь пер­вич­ным по от­но­ше­нию ко все­му ос­таль­но­му и бо­лее цен­ным, чем все ос­таль­ное. Сле­ду­ющие два при­ме­ра да­ют не­ко­то­рое пред­с­тав­ле­ние о том, что мо­жет про­изой­ти, ес­ли сно­ви­дец об­ра­тит­ся ко «Все­выш­не­му». Пер­вое сви­де­тель­с­т­во при­над­ле­жит Скот­ту Спэр­роу.

Я си­дел пе­ред ма­лень­ким ал­та­рем, ук­ра­шен­ным ста­ту­эт­ка­ми. Сна­ча­ла я уви­дел бы­ка. На се­кун­ду я от­вел взгляд, но взгля­нув сно­ва, уви­дел на его мес­те толь­ко ста­ту­эт­ку дра­ко­на. Я на­чал по­ни­мать, что это сон. Я от­вер­нул­ся и за­га­дал, что ког­да я сно­ва взгля­ну на преж­нее мес­то, там бу­дет выс­шая из воз­мож­ных форм. Мед­лен­но я по­вер­нул го­ло­ву об­рат­но и от­к­рыл гла­за. На ал­та­ре на­хо­ди­лась фи­гу­ра че­ло­ве­ка в по­зе ме­ди­та­ции. Силь­ней­шая вол­на энер­гии и эмо­ций нах­лы­ну­ла на ме­ня. Я под­п­рыг­нул вверх и вы­ле­тел в сос­то­яние бла­жен­с­т­ва.

Спэрроу ком­мен­ти­ру­ет, что этот сон по­ка­зал ему, чем для не­го яв­ля­ет­ся Все­выш­ний. Пос­ле это­го он ут­вер­дил этот об­раз в ка­чес­т­ве иде­ала, «эта­ло­на, поз­во­ля­юще­го оце­ни­вать внут­рен­ний опыт». Од­на­ко, сле­ду­ет пом­нить, что прев­ра­щая чье-то изоб­ра­же­ние в идо­ла, то есть, в пред­мет не­по­ко­ле­би­мой ве­ры, мы мо­жем по­ме­шать сво­ему даль­ней­ше­му рос­ту.

Ниже при­во­дит­ся еще од­но сви­де­тель­с­т­во. Это пе­рес­каз од­но­го из мо­их са­мых па­мят­ных и зна­чи­мых осоз­нан­ных сно­ви­де­ний.

Несколько лет на­зад поз­д­ним ут­ром я уви­дел, что еду на сво­ей спор­тив­ной ма­ши­не по до­ро­ге, вос­хи­ща­ясь та­ким зах­ва­ты­ва­ющим сю­же­том и пол­нос­тью осоз­на­вая, что сплю. Про­ехав не­боль­шое рас­сто­яние, я уви­дел впе­ре­ди очень прив­ле­ка­тель­ную осо­бу, го­ло­су­ющую на обо­чи­не. По­нят­ное де­ло, я по­чув­с­т­во­вал нас­то­ятель­ную пот­реб­ность ос­та­но­вить­ся и по­са­дить ее в ма­ши­ну. Но тут я по­ду­мал: «Та­кой сон у ме­ня уже был. Мо­жет, поп­ро­бу­ем что-ни­будь но­вень­кое?» Та­ким об­ра­зом, я про­ехал ми­мо, ре­шив вза­мен по­ис­кать «Все­выш­не­го». Как толь­ко я от­дал­ся в его власть, моя ма­ши­на взле­те­ла в воз­дух и ста­ла быс­т­ро на­би­рать вы­со­ту, по­ка не от­де­ли­лась от ме­ня, как пер­вая сту­пень ра­ке­ты, а я про­дол­жал ле­теть вверх в об­ла­ка. Ми­мо проп­лы­ли крест на вер­ши­не пи­ра­ми­ды, звез­да Да­ви­да и дру­гие ре­ли­ги­оз­ные сим­во­лы. Под­ни­ма­ясь все вы­ше над об­ла­ка­ми, я дос­тиг кос­мо­са, ко­то­рый, ка­за­лось, со­дер­жал в се­бе бес­ко­неч­ную тай­ну. Это бы­ла не­объ­ят­ная пус­то­та, пе­ре­пол­нен­ная лю­бовью, без­г­ра­нич­ный кос­мос, вос­п­ри­ни­мав­ший­ся как род­ной дом. По ме­ре то­го как я под­ни­мал­ся, под­ни­ма­лось и мое нас­т­ро­ение, по­ка, на­ко­нец, я не за­пел с эк­с­та­ти­чес­ким вдох­но­ве­ни­ем. Мой го­лос был по­ис­ти­не уди­ви­те­лен - он ох­ва­ты­вал весь ди­апа­зон от ни­жай­ше­го ба­са до вы­со­чай­ше­го соп­ра­но. Ка­за­лось, он зас­тав­ля­ет виб­ри­ро­вать весь кос­мос.

Этот сон дал мне не­обы­чай­но глу­бо­кое ощу­ще­ние сво­его «я». Ка­за­лось, я от­к­рыл иную фор­му бы­тия, по срав­не­нию с ко­то­рой мое обыч­ное са­мо­осоз­на­ние выг­ля­де­ло как кап­ля по срав­не­нию с мо­рем. Ко­неч­но, я ни­ко­им об­ра­зом не пре­тен­дую на то, что поз­нал ис­тин­ную при­ро­ду ре­аль­нос­ти (если та­кая су­щес­т­ву­ет).

Каким бы убе­ди­тель­ным ни ка­зал­ся та­ко­го ро­да опыт в мо­мент его пе­ре­жи­ва­ния, оп­ре­де­лить ис­тин­ную его цен­ность не­лег­ко. Как не­од­нок­рат­но под­чер­ки­вал Джордж Гил­лес­пи, тот факт, что во сне пе­ре­жи­ва­лась ка­кая-то тран­с­цен­ден­таль­ная ре­аль­ность - Бог, Пус­то­та, Нир­ва­на ли или еще что-то, не да­ет пра­ва зак­лю­чить, что на са­мом де­ле вос­п­ри­ни­ма­лась тран­с­цен­ден­таль­ная ре­аль­ность. Пред­с­тавь­те, нап­ри­мер, что вы во сне вы­иг­ра­ли в ло­те­рею, - тог­да, ес­ли бы не су­щес­т­во­ва­ло упо­мя­ну­той вы­ше проб­ле­мы, вы прос­ну­лись бы раз­бо­га­тев­шим. По этой при­чи­не в сво­их ис­сле­до­ва­ни­ях сто­ит при­дер­жи­вать­ся здо­ро­во­го кон­сер­ва­тиз­ма: пом­ни­те, что все это сны, в ко­то­рых лег­ко встре­тить и прав­ду, и об­ман. Не ув­ле­кай­тесь ими и не от­вер­гай­те их, пусть они бу­дут для вас уро­ка­ми, по­ка­зы­ва­ющи­ми, что в жиз­ни есть мес­то тай­не. Соб­лю­дать ос­то­рож­ность при ин­тер­п­ре­та­ции та­ко­го ро­да опы­та ре­ко­мен­ду­ет и пси­хо­лог Чарльз Тарт:

Аномальные яв­ле­ния, ме­ди­та­ция, осоз­нан­ные и обыч­ные сно­ви­де­ния, из­ме­нен­ные сос­то­яния, мис­ти­чес­кие пе­ре­жи­ва­ния, пси­хо­де­ли­ки - все они от­к­ры­ва­ют пе­ред на­шим умом но­вые го­ри­зон­ты, сни­мая с не­го при­выч­ные ог­ра­ни­чи­те­ли. Но в то же вре­мя, они мо­гут про­во­ци­ро­вать са­мые убе­ди­тель­ные, «оче­вид­но» прав­ди­вые, зах­ва­ты­ва­юще прав­ди­вые, эк­с­та­ти­чес­ки прав­ди­вые заб­луж­де­ния. Это тот слу­чай, ког­да не­об­хо­ди­мо од­нов­ре­мен­но раз­ви­вать трез­вое чутье ис­ти­ны. Ина­че та­кой чрез­мер­но от­к­ры­тый ум мо­жет ока­зать­ся еще в худ­шем по­ло­же­нии, чем ум зак­ры­тый, но здра­вый.

Фариба Бог­за­ран про­ве­ла ис­сле­до­ва­ние то­го, что про­ис­хо­дит, ког­да че­ло­век во сне соз­на­тель­но ищет Все­выш­не­го. Ее ин­те­ре­со­ва­ло воз­дей­с­т­вие на вос­п­ри­ятие Бо­га во сне пред­с­тав­ле­ний че­ло­ве­ка о бо­жес­т­вен­ном и тех­ни­ка его по­ис­ка. Од­ни счи­та­ли Бо­га лич­нос­тью - ста­рым муд­рым че­ло­ве­ком, Хрис­том или все­об­щей Ма­терью. Дру­гие пред­с­тав­ля­ли его все­лен­с­кой си­лой или ка­кой-то иной не­уло­ви­мой без­лич­ной энер­ги­ей. Об­ра­ти­те вни­ма­ние: из всех оп­ро­шен­ных, ко­му пос­час­т­ли­ви­лось встре­тить во сне «Все­выш­не­го», 80% счи­тав­ших его лич­нос­тью, уви­де­ли его в об­ра­зе че­ло­ве­ка. В то же вре­мя, бо­лее 80% счи­тав­ших его без­лич­ным на­ча­лом, уви­де­ли неч­то иное, чем че­ло­ве­ка.

На вос­п­ри­ятие че­ло­ве­ка ока­зы­ва­ет вли­яние так­же спо­соб, ко­то­рым он до­би­ва­ет­ся выс­ше­го от­к­ро­ве­ния. Бог­за­ран раз­де­ли­ла сво­их ис­пы­ту­емых по это­му приз­на­ку на две груп­пы: тех, кто ак­тив­но ис­кал во сне Все­выш­не­го и тех, кто прос­то ждал от­к­ро­ве­ния с его сто­ро­ны. Раз­ни­ца в под­хо­дах оп­ре­де­ля­лась тем, как они фор­му­ли­ро­ва­ли свои на­ме­ре­ния. Ак­тив­ные ис­ка­те­ли ча­ще го­во­ри­ли, что со­би­ра­ют­ся «искать Все­выш­не­го» в сво­их осоз­нан­ных сно­ви­де­ни­ях. Те же, кто за­ни­мал от­к­ры­тую по­зи­цию, от­да­ва­ясь Во­ле Все­выш­не­го, вы­ра­жа­ли свое на­ме­ре­ние ча­ще как же­ла­ние «по­чув­с­т­во­вать Все­выш­не­го» или от­к­рыть­ся ему нав­с­т­ре­чу. У пас­сив­ной груп­пы, по-ви­ди­мо­му, бы­ло мень­ше ожи­да­ний, по­это­му ее пред­с­та­ви­те­ли встре­ти­ли боль­ше не­ожи­дан­ных сюр­п­ри­зов, чем груп­па ак­тив­ных ис­ка­те­лей. «Ка­пи­ту­лян­ты» обыч­но стал­ки­ва­ют­ся с про­яв­ле­ни­ями бо­жес­т­вен­но­го без осо­бых уси­лий; «иска­те­ли» то­же обыч­но его на­хо­дят, хо­тя, как пра­ви­ло, в том ви­де, в ко­то­ром и ожи­да­ли его най­ти.

Это ис­сле­до­ва­ние по­ка­зы­ва­ет, нас­коль­ко мощ­ное воз­дей­с­т­вие на на­ше вос­п­ри­ятие Все­выш­не­го ока­зы­ва­ют на­ши пре­ду­беж­де­ния. По край­ней ме­ре, при це­ле­нап­рав­лен­ном его по­ис­ке. Оз­на­ча­ет ли это, что, встре­тив бо­жес­т­вен­ное про­яв­ле­ние в осоз­нан­ном сно­ви­де­нии, мы на са­мом де­ле ви­дим не Бо­га? Ду­маю, что да. Бо­жес­т­вен­ное мо­жет иметь для каж­до­го че­ло­ве­ка свою фор­му; то, ка­ким оно ви­дит­ся, мо­жет быть прос­то про­ек­ци­ей пре­ду­беж­де­ний че­ло­ве­ка. Тем не ме­нее, ис­сле­до­ва­ния Бог­за­ран по­ка­зы­ва­ют, что все-та­ки мож­но по­лу­чить бо­лее глу­бо­кое пред­с­тав­ле­ние о Все­выш­нем, ес­ли ус­ту­пить ему кон­т­роль над сном и не то­ро­пить со­бы­тия ак­тив­ны­ми его по­ис­ка­ми. Сле­ду­ет так­же быть вни­ма­тель­ным при фор­му­ли­ров­ке сво­его на­ме­ре­ния, пос­коль­ку она не­пос­ред­с­т­вен­но вли­я­ет на то, как вы бу­де­те вес­ти се­бя во сне во вре­мя по­ис­ка Бо­га.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 265.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...