Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
СРЕДСТВО ПОЗНАНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ
Тибетский учитель Тартанг Тулку сказал: Сны - это хранилище опыта и знания, но пока еще их недооценивают как средство постижения действительности. На протяжении вот уже более тысячи лет тибетские буддисты применяют осознанное сновидение для познания иллюзорной природы индивидуального существования и в качестве одной из практик, ведущих к озарению и открытию своей истинной природы. Суфии, возможно, также используют в духовных целях осознанное сновидение или что-то наподобие него. Косвенное свидетельство тому мы находим у известного испанского суфия XII-го века Мохиддина Ибн Эль-Араби: «Человек должен контролировать свои мысли во сне. Тренировка такой бдительности… принесет ему огромную пользу. Каждый должен приложить усилия для приобретения этой важнейшей способности». Тартанг Тулку объясняет выгоды осознанного сновидения следующим образом: «Опыт, который мы приобретаем в ходе нашей практики во сне, может впоследствии быть перенесен в состояние бодрствования. Например, во сне можно научиться превращать враждебно настроенных существ в миролюбивых. С помощью того же метода можно возникающие днем отрицательные эмоции трансмутировать в дополнительную осознанность. Таким образом, наш опыт во сне может быть использован для выработки более гибкого поведения». «Со временем», - продолжает Тулку, - «мы замечаем все меньше и меньше разницы между состояниями сна и бодрствования. Мы приобретаем знание, которое делает наше восприятие более живым и разнообразным… Этот тип знания, основанный на практике во сне, может помочь в достижении внутренней гармонии. Питая ум, знание воздействует на весь живой организм. Знание озаряет прежде невидимые грани ума и освещает нам путь к неизведанным глубинам бытия». Согласно «Доктрине состояния сна», древнему тибетскому йогическому руководству, практика определенных техник контролирования сна дает возможность видеть во сне все, что только можно вообразить. Тулку дает аналогичное заключение: «Продвинутые йоги могут делать в своих сновидениях практически все. Они могут стать драконами или мифическими птицами, стать больше или меньше, исчезнуть, возвратиться в детство и заново прожить свою жизнь или даже полететь в космос». Такой уровень контроля над сном открывает поистине захватывающие возможности, связанные с исполнением желаний, но тибетские йоги простирают взоры за пределы любых тривиальных удовольствий. Им осознанное сновидение дает «средство познания действительности», возможность экспериментировать, исследуя субъективную природу состояния сна, и, как его разновидность, бодрствующее восприятие. Такого рода познанию они придают величайшее значение. Осознание того, что наше восприятие действительности является субъективным, а не прямым и непосредственным, может иметь и практическое применение. Согласно Тулку, когда мы понимаем, что наше восприятие субъективно и, таким образом, похоже на сон, «оковы понятий и самооценок начинают исчезать. Как только наша самооценка становится менее жесткой, наши проблемы теряют свою остроту. Одновременно проявляется новый, гораздо более глубокий уровень знания». В результате, «даже тяжелейшие испытания воспринимаются с легкостью и спокойствием. Когда вы увидите, что все вокруг напоминает сон, вы достигнете чистого знания. А способ достижения этого знания состоит в осознании сновидческого характера воспринимаемой действительности». Комментарий к «Доктрине состояния сна» поясняет, что для понимания йоги сна необходимы длительная практика и большой опыт; для завершения этого пути нужны как теория, так и практика. Тот, кто успешно пройдет его до конца, познает следующее:
СНЫ МОЖНО ИЗМЕНЯТЬ ПО СВОЕЙ ВОЛЕ
«…материя, или форма в ее размерных аспектах - большое или малое, и ее численных аспектах - множественное или единственное, всецело подчинена воле субъекта, психические силы которого эффективно развиты с помощью йоги». В результате упорных экспериментов йоги научились трансформировать любой сон усилием своей воли. Большинство осознанно сновидящих знают это на своем опыте. Стоит вспомнить также обсуждавшееся в главе 5 мощное влияние, которое оказывают на содержание сна наши ожидания.
СНЫ НЕУСТОЙЧИВЫ
«Делая следующий шаг, он понимает, что форма и все остальные проявления сна являются игрушкой ума, и поэтому неустойчивы, как миражи». Опытные сновидцы тоже должны были это испытать. Сновидения столь же реалистичны, но далеко не так устойчивы, как бодрствующее восприятие.
БОДРСТВУЮЩЕЕ ВОСПРИЯТИЕ НАСТОЛЬКО ЖЕ НЕРЕАЛЬНО, НАСКОЛЬКО НЕРЕАЛЬНЫ СНЫ
«Следующий шаг приводит его к осознанию, что истинная природа всех форм и явлений, воспринимаемых посредством чувств в бодрствующем состоянии, столь же нереальна, сколь нереально отображение их во сне, то есть, оба состояния являются сансарическими», или иллюзорными. На этой стадии ощущения йога можно понять скорее теоретически, чем практически. Из главы 5 вы должны помнить, что во сне, как и в бодрствовании, используется один и тот же процесс восприятия, как для построения умозрительных представлений, так и моделей мира. Модели, физического ли мира или мира сна, - это всего лишь модели, а не реальность, как карта не есть реальная территория, а меню не есть пища.
ВЕЛИКОЕ ПРОЗРЕНИЕ: ВСЕ ВОКРУГ ЕСТЬ СОН
«Последний шаг ведет к великому прозрению, что все в сансаре [феноменальном мире пространства и времени] есть ничто иное, и не может быть ничем иным, как сновидением». Если сравнить ум с телевизором, то Великое Прозрение означает, что все, что появляется на экране, представляет собой только изображение, или иллюзию. Простое осознание, например, того, «что ум не может содержать ничего кроме мыслей», не является Великим Прозрением, которое дается только на практике, но не теоретически. В свете сказанного, «Всемирное Творение и все, что происходит в нем» видится «только сном Всевышнего». Сновидящие йоги непосредственно переживают это новое восприятие реальности.
ЕДИНСТВО
«Озаренный светом этой Божественной Мудрости, микрокосмический аспект Макрокосма полностью пробуждается; росинка соскальзывает обратно в Сияющее Море, в Нирваническое Блаженство и Вечность, будучи Обладателем Всех Обладаний, Создателем Всех Созданий - Одним Умом, Самой Реальностью». Дальше можно только воспользоваться высказыванием философа Людвига Виттгенштейна: «О чем нельзя говорить, о том следует молчать». Откровенно говоря, это не тот вид знания, который может быть подвергнут публичному обсуждению или научной проверке. Но это никоим образом не уменьшает ценность мистического опыта, поскольку нет никаких оснований полагать, что возможности познания ограничены только возможностями науки. Не означает это и того, что вы должны последовать по пути тибетских йогов в поисках своей «Божественной мудрости». Методы и терминология тибетских мистических школ предназначались для образа жизни, свойственного тибетской культуре. Если вы серьезно настроены развивать в себе высшие способности, мы рекомендуем вам найти книгу или учителя, которые могли бы говорить с вами на языке, который вы понимаете.
САМОПОЗНАНИЕ
Насреддин зашел в банк получить деньги по чеку. Кассир спрашивает, может ли он себя идентифицировать. «Да, могу», - отвечает Насреддин, вынимает зеркало и тщательно изучает свое отражение. - «Это я, все в порядке». Мы не всегда являемся тем, кем себя считаем. Мы не те, кем, как думаем, являемся в своих снах (и в бодрствовании, на самом деле, тоже). Можете проверить этот факт на себе в ближайшем осознанном сновидении. Например, может оказаться, что вы сидите за столом сновидения, а ваши ноги стоят на полу сновидения. На вашей ноге сновидения, части тела сновидения, сидит тапок сновидения, так что это должно быть ваше «я» сновидения! Все, что нужно сделать - это осознать ситуацию, в которой вы находитесь, и вы увидите, что человек, которым вы оказались во сне, - это не тот человек, которым вы являетесь на самом деле - это только ваше воображение, умозрительная модель себя самого, или, говоря фрейдистским языком, ваше «эго». Осознав, что ваше эго - это не истинный вы, вам легче будет отказаться от отождествления себя с ним. Не отождествляя себя со своим эго, вы можете свободно изменять его. Простое осознание, что эго является упрощенной вашей моделью, даст вам более точное представление о себе и сделает менее вероятной ошибку типа той, когда карту местности принимают за саму местность. Если вы сможете взглянуть на свое эго объективно, как на ваше представление о себе, находящееся у вас в подчинении, вам не придется бороться с ним. В любом случае, вам не удастся от него избавиться, да и не стоит этого делать, поскольку эго является неотъемлемой нашей частью, необходимой для эффективного взаимодействия с миром. Тот факт, что и эго, и Я говорят «я», часто является причиной путаницы. Хорошо информированное эго говорит правдиво: «Я есть то, что знаю о себе». Я говорит просто: «Я есть». Если Я знает, что не является эго, то оно достаточно беспристрастно для объективного суждения о себе, как в истории с Насреддином, когда монах хвастает перед ним: «Я такой отрешенный, что никогда не думаю о себе, только о других». - На что Насреддин отвечает: «А я такой объективный, что могу смотреть на себя как на чужого человека, - так что мне можно подумать и о себе». Чем меньше мы отождествляет себя с тем, кем, по нашему мнению, являемся, тем с большей вероятностью поймем, кем являемся на самом деле. В этой связи суфийский мастер Тарикави писал: Обретая себя, вы обретаете знание. До этого времени у вас могут быть только мнения, которые основываются на привычках и том, что вы считаете удобным. Изучение Пути требует найти свое «я». Пока еще вы его не встретили. Пока вы встречаете других, единственная польза от которых в том, что когда-нибудь один из них может оказаться вашим истинным «я». До этой встречи вам много раз будет казаться, будто вы нашли его. Но истинное «я» таково, что встретив его, вы вступаете в обладание вечным знанием, не сравнимым ни с чем другим на земле. Еще до того как испытать искреннее желание найти себя, вы можете столкнуться с гораздо более настойчивым, чем ранее, стремлением эго удовлетворить свои желания. Это закономерное явление может мешать вам в постижении высших проявлений своего «я», поскольку какая-то часть вашего существа будет страдать из-за своих страстей, неудовлетворенных в бодрствующей жизни. Не следует также стремиться к трансцендентности как средству ухода от жизненных проблем - вспомните демонические сны ван Эдена. Первое время вы должны с готовностью преодолевать все проблемы, встающие перед вами. Но, разрешив их с помощью сновидения и потратив значительные усилия на исполнение желаний, вы можете почувствовать необходимость или потребность заняться поиском чего-то доселе неведомого, то есть самого себя.
КАПИТУЛЯЦИЯ
Я неожиданно осознал себя во сне, когда прогуливался в холле своей школы, и очень обрадовался этому. Мое сознание было практически таким же ясным, как и в бодрствующей жизни. Как всегда, мне захотелось выбраться наружу, к свету. Я направился к выходу, но открыть дверь мне помешала разбитая тележка. Понимая, что все это только сон, я обхватил ее обеими руками и практически без усилий отодвинул в сторону, таким образом пробравшись через дверь. Снаружи был чистый воздух, голубое небо и пасторальный, изумрудно-зеленый пейзаж. Я разбежался по траве и радостно взлетел в небо. Пролетая сквозь кроны деревьев, я запутался в ветвях и вынужден был там побарахтаться, пока не высвободился. Выбравшись, наконец, я продолжил свой полет в нескольких сотнях футов над землей. Я подумал, что летал уже много раз, и поэтому сейчас мне, быть может, стоит заняться медитацией в небе. Приняв такое решение, я попросил помощи Всевышнего, произнеся вслух: «Всевышний Отец-Мать, помоги мне извлечь максимум пользы из этого опыта!» Затем я развернулся и остановился, пытаясь взять свой полет под контроль. В тот же миг я стал вверх тормашками, с закрытыми глазами, подниматься в небо. Сверху светило солнце, наполняя мою голову ярким сиянием. Я ощущал себя пером, лениво плывущим по воздуху. В течение примерно пяти минут этого полета я осторожно, но решительно освободил свой ум от мыслей, как при бодрствующей медитации. Чем меньше меня беспокоили мысли, тем отчетливее и утонченнее становились мои ощущения - описать их можно только словом экстаз. Постепенно я осознал, что тело мое лежит в кровати, а проснувшись, чувствовал легкость и блаженство, не поддающиеся описанию. Я вошел в церковь и понял, что от меня ждут каких-то слов. Прихожане пели гимн 33 из красной псалтыри. Во время службы я вышел на улицу, чтобы собраться с мыслями. Я волновался и боялся, потому что не знал, что буду говорить. Я присел на траву, и неожиданно мне в голову пришло название темы, показавшейся мне стоящей - «Путь капитуляции». Я посмотрел вверх, на восток, и увидел в небе большой шар, в несколько раз больше луны, светившийся белым светом. Я понял, что сплю и издал возглас радости, понимая, что он появился здесь ради меня. После этого шар скрылся в небе, словно ожидая более подходящей реакции с моей стороны. Я понял, что мне надо отвести глаза и помолиться. Когда я это сделал, свет появился вновь. Когда он возвращался, женский голос сказал: «Ты хорошо сделал, что отразил этот свет внутри себя. Но сейчас пора вернуть его обратно». Воздух наэлектризовался, и земля озарилась ярким светом. Я ощутил в темени покалывание и тепло от Света, и проснулся. Чтобы выйти за пределы модели мира, созданной эго, сновидец должен передать контроль над сном («капитуляция») чему-то находящемуся за пределами своего эго. Наверное, каждый по-своему представляет это «запредельное нечто». Его форма зависит от нашего воспитания, философии и склонности к мистике. Обычно капитулируют, «отдаваясь воле Всевышнего». Однако, если вы не признаете или не понимаете религиозную терминологию, можете попробовать выразить свое желание по-другому. В контексте того, что мы здесь обсуждаем, это можно выразить более нейтрально: «Я передаю контроль моему истинному «я». Какие бы предположения вы ни строили по поводу истинной природы своего «я», передача контроля над сном от того, кем вы, по вашему мнению, являетесь, тому, кем вы являетесь на самом деле, приведет к прогрессу. Истинное «я», поскольку оно содержит все ваши знания, осознаваемые или нет, способно принимать более мудрые решения, чем эго. Несмотря на отказ от эго-контроля над сном, вы должны поддерживать в нем осознанность. Если этого не сделать, то наклонности и ожидания вашего эго могут снова начать командовать. Более того, осознанность поможет вам, используя свое воображение и интуицию, вписаться в события во сне и не испугаться новых незнакомых переживаний. «Всевышний» в данном случае является очень подходящей формулировкой. О «Всевышнем» не надо делать никаких предположений, кроме того, что он есть, являясь первичным по отношению ко всему остальному и более ценным, чем все остальное. Следующие два примера дают некоторое представление о том, что может произойти, если сновидец обратится ко «Всевышнему». Первое свидетельство принадлежит Скотту Спэрроу. Я сидел перед маленьким алтарем, украшенным статуэтками. Сначала я увидел быка. На секунду я отвел взгляд, но взглянув снова, увидел на его месте только статуэтку дракона. Я начал понимать, что это сон. Я отвернулся и загадал, что когда я снова взгляну на прежнее место, там будет высшая из возможных форм. Медленно я повернул голову обратно и открыл глаза. На алтаре находилась фигура человека в позе медитации. Сильнейшая волна энергии и эмоций нахлынула на меня. Я подпрыгнул вверх и вылетел в состояние блаженства. Спэрроу комментирует, что этот сон показал ему, чем для него является Всевышний. После этого он утвердил этот образ в качестве идеала, «эталона, позволяющего оценивать внутренний опыт». Однако, следует помнить, что превращая чье-то изображение в идола, то есть, в предмет непоколебимой веры, мы можем помешать своему дальнейшему росту. Ниже приводится еще одно свидетельство. Это пересказ одного из моих самых памятных и значимых осознанных сновидений. Несколько лет назад поздним утром я увидел, что еду на своей спортивной машине по дороге, восхищаясь таким захватывающим сюжетом и полностью осознавая, что сплю. Проехав небольшое расстояние, я увидел впереди очень привлекательную особу, голосующую на обочине. Понятное дело, я почувствовал настоятельную потребность остановиться и посадить ее в машину. Но тут я подумал: «Такой сон у меня уже был. Может, попробуем что-нибудь новенькое?» Таким образом, я проехал мимо, решив взамен поискать «Всевышнего». Как только я отдался в его власть, моя машина взлетела в воздух и стала быстро набирать высоту, пока не отделилась от меня, как первая ступень ракеты, а я продолжал лететь вверх в облака. Мимо проплыли крест на вершине пирамиды, звезда Давида и другие религиозные символы. Поднимаясь все выше над облаками, я достиг космоса, который, казалось, содержал в себе бесконечную тайну. Это была необъятная пустота, переполненная любовью, безграничный космос, воспринимавшийся как родной дом. По мере того как я поднимался, поднималось и мое настроение, пока, наконец, я не запел с экстатическим вдохновением. Мой голос был поистине удивителен - он охватывал весь диапазон от нижайшего баса до высочайшего сопрано. Казалось, он заставляет вибрировать весь космос. Этот сон дал мне необычайно глубокое ощущение своего «я». Казалось, я открыл иную форму бытия, по сравнению с которой мое обычное самоосознание выглядело как капля по сравнению с морем. Конечно, я никоим образом не претендую на то, что познал истинную природу реальности (если такая существует). Каким бы убедительным ни казался такого рода опыт в момент его переживания, определить истинную его ценность нелегко. Как неоднократно подчеркивал Джордж Гиллеспи, тот факт, что во сне переживалась какая-то трансцендентальная реальность - Бог, Пустота, Нирвана ли или еще что-то, не дает права заключить, что на самом деле воспринималась трансцендентальная реальность. Представьте, например, что вы во сне выиграли в лотерею, - тогда, если бы не существовало упомянутой выше проблемы, вы проснулись бы разбогатевшим. По этой причине в своих исследованиях стоит придерживаться здорового консерватизма: помните, что все это сны, в которых легко встретить и правду, и обман. Не увлекайтесь ими и не отвергайте их, пусть они будут для вас уроками, показывающими, что в жизни есть место тайне. Соблюдать осторожность при интерпретации такого рода опыта рекомендует и психолог Чарльз Тарт: Аномальные явления, медитация, осознанные и обычные сновидения, измененные состояния, мистические переживания, психоделики - все они открывают перед нашим умом новые горизонты, снимая с него привычные ограничители. Но в то же время, они могут провоцировать самые убедительные, «очевидно» правдивые, захватывающе правдивые, экстатически правдивые заблуждения. Это тот случай, когда необходимо одновременно развивать трезвое чутье истины. Иначе такой чрезмерно открытый ум может оказаться еще в худшем положении, чем ум закрытый, но здравый. Фариба Богзаран провела исследование того, что происходит, когда человек во сне сознательно ищет Всевышнего. Ее интересовало воздействие на восприятие Бога во сне представлений человека о божественном и техника его поиска. Одни считали Бога личностью - старым мудрым человеком, Христом или всеобщей Матерью. Другие представляли его вселенской силой или какой-то иной неуловимой безличной энергией. Обратите внимание: из всех опрошенных, кому посчастливилось встретить во сне «Всевышнего», 80% считавших его личностью, увидели его в образе человека. В то же время, более 80% считавших его безличным началом, увидели нечто иное, чем человека. На восприятие человека оказывает влияние также способ, которым он добивается высшего откровения. Богзаран разделила своих испытуемых по этому признаку на две группы: тех, кто активно искал во сне Всевышнего и тех, кто просто ждал откровения с его стороны. Разница в подходах определялась тем, как они формулировали свои намерения. Активные искатели чаще говорили, что собираются «искать Всевышнего» в своих осознанных сновидениях. Те же, кто занимал открытую позицию, отдаваясь Воле Всевышнего, выражали свое намерение чаще как желание «почувствовать Всевышнего» или открыться ему навстречу. У пассивной группы, по-видимому, было меньше ожиданий, поэтому ее представители встретили больше неожиданных сюрпризов, чем группа активных искателей. «Капитулянты» обычно сталкиваются с проявлениями божественного без особых усилий; «искатели» тоже обычно его находят, хотя, как правило, в том виде, в котором и ожидали его найти. Это исследование показывает, насколько мощное воздействие на наше восприятие Всевышнего оказывают наши предубеждения. По крайней мере, при целенаправленном его поиске. Означает ли это, что, встретив божественное проявление в осознанном сновидении, мы на самом деле видим не Бога? Думаю, что да. Божественное может иметь для каждого человека свою форму; то, каким оно видится, может быть просто проекцией предубеждений человека. Тем не менее, исследования Богзаран показывают, что все-таки можно получить более глубокое представление о Всевышнем, если уступить ему контроль над сном и не торопить события активными его поисками. Следует также быть внимательным при формулировке своего намерения, поскольку она непосредственно влияет на то, как вы будете вести себя во сне во время поиска Бога.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 265. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |