Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

УПРАЖНЕНИЕ: ПЕРЕПРОСМОТР НАВЯЗЧИВОГО КОШМАРА




 

Вспомните и запишите содержание своего навязчивого кошмара

 

При не­од­нок­рат­ном пов­то­ре­нии ка­ко­го-то кош­мар­но­го сно­ви­де­ния пос­та­рай­тесь опи­сать его на бу­ма­ге во всех под­роб­нос­тях. Про­ана­ли­зи­руй­те, в ка­ких мес­тах вы мог­ли бы сво­ими дей­с­т­ви­ями из­ме­нить ход со­бы­тий.

 

Выберите место начала перепросмотра и способ действий

 

Выберите кон­к­рет­ный мо­мент в сно­ви­де­нии, с ко­то­ро­го вы хо­те­ли бы из­ме­нить со­бы­тия, и спо­соб, ко­то­рым вы хо­те­ли бы это сде­лать. Вы­бе­ри­те так­же на­ибо­лее под­хо­дя­щий мо­мент пе­ред неп­ри­ят­ны­ми со­бы­ти­ями для вхож­де­ния в сно­ви­де­ние. (Если сон длин­ный, мо­же­те на­чать с мо­мен­та, не­пос­ред­с­т­вен­но пред­шес­т­ву­юще­го неп­ри­ят­ным со­бы­ти­ям).

 

Полностью расслабьтесь

 

Найдите вре­мя и мес­то, где вас ник­то бы не тре­во­жил в те­че­ние де­ся­ти-двад­ца­ти ми­нут. При­няв удоб­ное по­ло­же­ние, зак­рой­те гла­за и вы­пол­няй­те прог­рес­сив­ную ре­лак­са­цию (стр. 27).

 

Просмотрите еще раз свой кошмар, стремясь увидеть положительную развязку

 

Начиная с мо­мен­та вхож­де­ния, выб­ран­но­го ва­ми на эта­пе 2, пред­с­тавь­те, что вы сно­ва на­хо­ди­тесь во сне. Ви­зу­али­зи­руй­те со­бы­тия, про­ис­хо­див­шие в нем, по­ка не дой­де­те до то­го мо­мен­та, пос­ле ко­то­ро­го вы ре­ши­ли поп­ро­бо­вать но­вый об­раз дей­с­т­вий. Пред­с­тавь­те свои дей­с­т­вия, а за­тем про­дол­жай­те ви­зу­али­зи­ро­вать со­бы­тия сна, по­ка не уви­ди­те, как ва­ше но­вое по­ве­де­ние пов­ли­яло на их ис­ход.

 

Оцените итоги своей деятельности

 

Когда ваш во­об­ра­жа­емый сон за­кон­чит­ся, от­к­рой­те гла­за. За­пи­ши­те, про­ис­шед­шее в нем, как буд­то это был нор­маль­ный сон. От­меть­те, нас­коль­ко вас ус­т­ра­ива­ет его но­вая раз­вяз­ка. Ес­ли она вас не удов­лет­во­ря­ет, и вы по-преж­не­му чув­с­т­ву­ете дис­ком­форт, поп­ро­буй­те вы­пол­нить уп­раж­не­ние еще раз, по­ме­няв об­раз дей­с­т­вий. Уп­раж­не­ний в сос­то­янии бод­р­с­т­во­ва­ния в удов­лет­во­ря­ющем вас ис­хо­де мо­жет ока­зать­ся дос­та­точ­но, что­бы кош­мар боль­ше не пов­то­рял­ся.

 

При повторении кошмара следуйте разработанному вами плану

 

Если этот сон по­се­тит вас сно­ва, де­лай­те то, что вы во­об­ра­жа­ли во вре­мя бод­р­с­т­ву­юще­го пе­реп­рос­мот­ра. Пом­ни­те, что сон не мо­жет при­чи­нить вам вре­да, и без ко­ле­ба­ний дей­с­т­вуй­те в со­от­вет­с­т­вии со сво­им пла­ном.

 

ДЕТСКИЕ КОШМАРЫ

 

Пяти- или шес­ти­лет­ним ре­бен­ком я на­учил­ся уп­рав­лять сво­ими кош­ма­ра­ми. Од­наж­ды, спа­са­ясь от ди­но­зав­ра, я дос­тал бан­ку шпи­на­та и съел ее. От это­го я стал силь­ным, как По­пи, и «одо­лел» сво­его вра­га. (В.Б., Ро­унок, Вир­д­жи­ния)

Это осоз­нан­ное сно­ви­де­ние бы­ло у ме­ня в де­сять лет. Мы вмес­те с млад­шей сес­т­рой Ди­аной на­хо­ди­лись в вы­со­кой ка­мен­ной баш­не, чув­с­т­вуя се­бя ис­пу­ган­ны­ми жер­т­ва­ми. Нас свя­за­ла ведь­ма. Она со­би­ра­лась за­су­нуть нас в ме­шок и швыр­нуть в ок­но, что­бы мы уто­ну­ли в плес­кав­шей­ся да­ле­ко вни­зу во­де. Сес­т­ра бы­ла поч­ти в ис­те­ри­ке. Но не­ожи­дан­но вмес­то стра­ха я по­чув­с­т­во­вал об­лег­че­ние и удив­ле­ние. «Ди­ана!» - об­ра­до­вал­ся я - «это все­го лишь сон! Мой сон! Пус­кай она бро­са­ет нас в ок­но, ведь я смо­гу сде­лать все, что мы за­хо­тим!» Ведь­ма тут же прев­ра­ти­лась в де­таль ин­терь­ера и боль­ше не пу­га­ла ме­ня. По­ка мы со сме­хом ле­те­ли вниз, ме­шок рас­та­ял в воз­ду­хе. Теп­лая во­да, лас­кая, вы­нес­ла нас на бе­рег, и мы, хи­хи­кая, по­бе­жа­ли по трав­ке. В те­че­ние нес­коль­ких дней пос­ле это­го сна я ощу­щал ка­кую-то внут­рен­нюю си­лу, от­то­го, что те­перь я мог кон­т­ро­ли­ро­вать свой страх. (Б.Х., Се­бас­та­пол, Ка­ли­фор­ния)

В дет­с­т­ве мне мно­го раз уда­ва­лось кон­т­ро­ли­ро­вать свои сны. На­ча­лись мои осоз­нан­ные сно­ви­де­ния, ког­да мне бы­ло де­вять или де­сять лет. Од­наж­ды ночью во сне за мной гнал­ся злой ве­ли­кан, и в это вре­мя я вдруг вспом­нил, что ро­ди­те­ли го­во­ри­ли мне, буд­то ни­ка­ких мон­с­т­ров на све­те нет. В тот же миг я осоз­нал, что сплю. Я ос­та­но­вил­ся, по­вер­нул­ся к ве­ли­ка­ну ли­цом и поз­во­лил ему взять ме­ня в ру­ки. Кон­чи­лось все хо­ро­шо, и я прос­нул­ся, чув­с­т­вуя се­бя ком­фор­т­но и уве­рен­но. В пос­ле­ду­ющие два го­да я усо­вер­шен­с­т­во­вал свои на­вы­ки в осоз­нан­ном сно­ви­де­нии нас­толь­ко, что прик­лю­че­ния во вре­мя сна ста­ли для ме­ня од­ним из раз­в­ле­че­ний. Мне это нра­ви­лось, по­то­му что в от­к­ры­том мною ми­ре мож­но бы­ло все, и я был в нем глав­ный. (Р.М., То­рон­то, Ка­на­да)

Многие лю­ди от­к­ры­ли для се­бя осоз­нан­ное сно­ви­де­ние, при по­пыт­ке из­ба­вить­ся от сво­их дет­с­ких кош­ма­ров, как в при­ве­ден­ных вы­ше слу­ча­ях. Де­тям кош­ма­ры снят­ся ча­ще, чем взрос­лым, но, к счас­тью, для них не пред­с­тав­ля­ет осо­бой труд­нос­ти встре­тить­ся со сво­им стра­хом в осоз­нан­ном сно­ви­де­нии.

В сво­ей кни­ге «Иссле­до­ва­ния сно­ви­де­ний», опуб­ли­ко­ван­ной в 1921 го­ду, Мэ­ри Ар­нольд-Фор­с­тер упо­ми­на­ла, что ей уда­ва­лось по­мочь де­тям из­ба­вить­ся от сво­их кош­ма­ров с по­мощью осоз­нан­но­го сна. По­доб­ный опыт есть и у ме­ня. Од­наж­ды, раз­го­ва­ри­вая по те­ле­фо­ну со свей пле­мян­ни­цей, я по­ин­те­ре­со­вал­ся ее сна­ми. Се­ми­лет­няя Ма­де­ли­на с жа­ром опи­са­ла ужас­ный сон, в ко­то­ром она пла­ва­ла, как обыч­но, в сво­ем бас­сей­не, где ее страш­но на­пу­га­ла аку­ла. Я по­со­чув­с­т­во­вал ей и до­ба­вил по­учи­тель­но: «Но ведь ты зна­ешь, что на са­мом де­ле ни­ка­ких акул в Ко­ло­ра­до нет». «Ко­неч­но», - от­ве­ти­ла она. «Ну, раз ты зна­ешь, что ни­ка­ких акул там, где ты ку­па­ешь­ся, нет», - про­дол­жил я - «то зна­чит, ес­ли ты уви­дишь аку­лу еще раз, это бу­дет сон. А аку­ла из сна не смо­жет сде­лать те­бе ни­че­го пло­хо­го. Она страш­на, толь­ко ес­ли ты не зна­ешь, что спишь. Но ес­ли ты пой­мешь, что спишь, то смо­жешь де­лать все, что за­хо­чешь - мо­жешь да­же под­ру­жить­ся со сво­ей аку­лой! По­че­му бы те­бе ни поп­ро­бо­вать?» Ма­де­ли­на, по­хо­же, за­ин­те­ре­со­ва­лась. Че­рез не­де­лю она поз­во­ни­ла, что­бы с гор­дос­тью за­явить: «Ты зна­ешь, что я де­ла­ла? Я ка­та­лась у аку­лы на спи­не!»

Пока мы не зна­ем, всег­да ли этот под­ход да­ет столь впе­чат­ля­ющие ре­зуль­та­ты, но бе­зус­лов­но, это те­ма, сто­ящая ис­сле­до­ва­ния. Ес­ли ва­ше­му ре­бен­ку снят­ся кош­ма­ры, спер­ва убе­ди­тесь, что он зна­ет, что та­кое сон, а по­том рас­ска­жи­те ему об осоз­нан­ном сно­ви­де­нии. За до­пол­ни­тель­ной ин­фор­ма­ци­ей о дет­с­ких кош­ма­рах и их ле­че­нии об­ра­ти­тесь к от­лич­ной кни­ге Пат­ри­ции Гар­филд «Сны ва­ших де­тей».

Уже од­но­го то­го, что осоз­нан­ное сно­ви­де­ние мо­жет сде­лать на­ших де­тей счас­т­ли­вее, дос­та­точ­но, что­бы все об­ра­зо­ван­ные ро­ди­те­ли обу­чи­ли ему сво­их де­тей. По­ми­мо это­го, не­сом­нен­ным его дос­то­ин­с­т­вом яв­ля­ет­ся чув­с­т­во са­мос­то­ятель­нос­ти и уве­рен­нос­ти в се­бе, ко­то­рое оно да­ет де­тям, - как это вид­но из вы­шеп­ри­ве­ден­ных при­ме­ров. По­ду­май­те толь­ко, ка­кое зна­че­ние мо­жет иметь соз­на­ние то­го, что страх боль­ше не влас­тен над ва­ми, и что вы сам се­бе хо­зя­ин.

 

ГЛАВА 11.

 

ИСЦЕЛЯЮЩИЙ СОН

 

ЦЕЛОСТНОСТЬ И ЗДОРОВЬЕ

 

Здоровье мож­но оп­ре­де­лить как сос­то­яние адап­тив­но­го ре­аги­ро­ва­ния на тре­бо­ва­ния жиз­ни. Это оп­ре­де­ле­ние ка­са­ет­ся как фи­зи­оло­гии, так и пси­хо­ло­гии че­ло­ве­ка. Ре­ак­ции на внеш­ние воз­дей­с­т­вия бу­дут вы­пол­нять адап­тив­ную фун­к­цию в том слу­чае, ес­ли они не на­ру­ша­ют це­лос­т­нос­ти лич­нос­ти. Ес­ли вы при­ни­ма­ете таб­лет­ки, по­мо­га­ющие вам зас­нуть, но вы­зы­ва­ющие раз­би­тое сос­то­яние на сле­ду­ющий день, то та­кую ре­ак­цию вряд ли мож­но наз­вать адап­тив­ной. В то вре­мя как нем­но­го по­уп­раж­няв­шись, вы ста­не­те за­сы­пать зна­чи­тель­но луч­ше и улуч­ши­те свое здо­ровье. Это по-нас­то­яще­му адап­тив­ное ре­ше­ние проб­ле­мы. Оп­ти­маль­ная ре­ак­ция - это твор­чес­кая адап­та­ция, ко­то­рая пе­ре­во­дит че­ло­ве­ка на бо­лее вы­со­кий уро­вень фун­к­ци­они­ро­ва­ния. С точ­ки зре­ния пси­хо­ло­гии, стрем­ле­ние из­бе­жать нер­ви­ру­ющих си­ту­аций, мо­жет, и из­ба­вит вас от лиш­не­го бес­по­кой­с­т­ва, но, при этом ли­шит вас пол­но­ты ми­ро­ощу­ще­ния. Учась же пре­одо­ле­вать труд­нос­ти та­ких си­ту­аций, вы рас­ши­ря­ете свои воз­мож­нос­ти.

Учитывая все это, здо­ровье оз­на­ча­ет неч­то боль­шее, чем прос­то от­сут­с­т­вие бо­лез­ней. И ес­ли на­ше обыч­ное по­ве­де­ние ока­зы­ва­ет­ся не­адек­ват­ным в ка­кой-ли­бо но­вой си­ту­ации, зна­чит, нам не­об­хо­ди­мо ос­во­ить но­вый, бо­лее адап­тив­ный стиль по­ве­де­ния, что­бы быть по-нас­то­яще­му здо­ро­вы­ми. Ос­во­ение но­вых ти­пов по­ве­де­ния спо­соб­с­т­ву­ет на­ше­му ду­хов­но­му рос­ту и фор­ми­ру­ет це­лос­т­ность ха­рак­те­ра, ко­то­рая по смыс­лу близ­ка по­ня­тию иде­аль­но­го здо­ровья. Не уди­ви­тель­но по­это­му, что сло­ва who­le (це­лый), he­althy (здо­ро­вый) и holy (свя­той) име­ют один и тот же ко­рень.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 265.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...