Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

СХЕМЫ: СТРОИТЕЛЬНЫЕ ЛЕСА УМА




 

Восприятие, вклю­ча­ющее ана­лиз и оцен­ку сен­сор­ной ин­фор­ма­ции, пред­по­ла­га­ет на­ли­чие ме­ха­низ­ма оп­ре­де­ле­ния ин­фор­ма­ции, ко­то­рую мы вос­п­ри­ни­ма­ем. Нап­ри­мер, пе­ред на­ми рас­п­лыв­ча­тая тень ка­ко­го-то пред­ме­та. Что это - куст или мед­ведь? Бу­лыж­ник или гру­ша? Для отож­дес­т­в­ле­ния с лю­бым из этих пред­ме­тов, вы уже дол­ж­ны иметь их умоз­ри­тель­ные мо­де­ли, с ко­то­ры­ми мож­но бы­ло бы срав­ни­вать ин­фор­ма­цию от ва­ших ор­га­нов чувств. Са­мая под­хо­дя­щая ско­рее все­го сов­па­дет с тем, что вы ви­ди­те.

То же про­ис­хо­дит и на бо­лее аб­с­т­рак­т­ных уров­нях соз­на­ния, вклю­чая язык, мыш­ле­ние и па­мять. Нап­ри­мер, вы не смо­же­те сде­лать вы­вод, о так­тич­нос­ти или прав­ди­вос­ти го­во­ря­ще­го, по­ка у вас не бу­дет умоз­ри­тель­ной мо­де­ли так­тич­нос­ти или прав­ди­вос­ти. Эти умоз­ри­тель­ные мо­де­ли, име­ну­емые «схе­ма­ми», или «кар­ка­са­ми», или «сце­на­ри­ями» пред­с­тав­ля­ют со­бой бло­ки, на ко­то­рых ос­но­вы­ва­ет­ся вос­п­ри­ятие или мыш­ле­ние.

Новые схе­мы соз­да­ют­ся пу­тем из­ме­не­ния или ком­би­ни­ро­ва­ния ста­рых, не­ко­то­рые из ко­то­рых за­ло­же­ны ге­не­ти­чес­ки. При этом учи­ты­ва­ют­ся ос­нов­ные за­ко­но­мер­нос­ти ок­ру­жа­юще­го ми­ра и прог­ноз тран­с­фор­ма­ции на бу­ду­щее. Схе­ма - это мо­дель, или аб­с­т­рак­т­ное зна­ние от­но­си­тель­но ка­кой-то об­лас­ти ре­аль­нос­ти. Это «раз­но­вид­ность не­фор­маль­ной, нес­фор­му­ли­ро­ван­ной те­ории о при­ро­де со­бы­тий, объ­ек­тов или си­ту­аций, с ко­то­ры­ми мы стал­ки­ва­ем­ся». Весь име­ющий­ся у нас на­бор схем для ин­тер­п­ре­та­ции на­ше­го ми­ра», - пи­шет стэн­д­фор­д­с­кий пси­хо­лог Дэ­вид Ру­мель­харт, - «в ка­ком-то смыс­ле пред­с­тав­ля­ет на­шу лич­ную те­орию о при­ро­де ре­аль­нос­ти».

Схемы по­мо­га­ют упо­ря­до­чить вос­п­ри­ятие, груп­пи­руя вмес­те ти­пич­ные на­бо­ры приз­на­ков или свойств объ­ек­тов, лю­дей или си­ту­аций. Это да­ет нам воз­мож­ность вы­хо­дить за пре­де­лы той не­пол­ной ин­фор­ма­ции, что дос­туп­на на­шим чув­с­т­вам, и вос­п­ри­ни­мать мир це­лос­т­но.

 

УПРАЖНЕНИЕ: КАК СХЕМЫ ВЫВОДЯТ НАС ЗА ПРЕДЕЛЫ

ИМЕЮЩЕЙСЯ ИНФОРМАЦИИ

 

Прочитайте историю

 

Чтобы по­нять, как схе­мы уп­рав­ля­ют вос­п­ри­яти­ем про­чи­тай­те сле­ду­ющую ис­то­рию и пред­с­тавь­те про­ис­хо­дя­щее, преж­де чем чи­тать даль­ше:

«Насреддин спра­ши­ва­ет в ма­га­зи­не: «Вы ви­де­ли ме­ня ког­да-ни­будь рань­ше?» «Ни ра­зу в жиз­ни», - от­ве­ча­ет хо­зя­ин. «В та­ком слу­чае», - го­во­рит Нас­ред­дин, - «отку­да вы зна­ете, что это был не я?»

 

Перечислите все, что вы наверняка знаете о случившемся

 

Проанализируйте си­ту­ацию, сос­тавь­те спи­сок то­го, что вы с аб­со­лют­ной оп­ре­де­лен­нос­тью зна­ете о слу­чив­шем­ся, то есть вклю­чай­те в спи­сок толь­ко ту ин­фор­ма­цию, ко­то­рая яв­но при­сут­с­т­ву­ет в рас­ска­зе; как го­ва­ри­вал Джо Пят­ни­ца Драг­не­та: «Толь­ко фак­ты, мэм». При не­об­хо­ди­мос­ти об­ра­щай­тесь к тек­с­ту. Пот­рать­те на спи­сок столь­ко вре­ме­ни, сколь­ко Вам не­об­хо­ди­мо (око­ло пя­ти ми­нут). Вот его на­ча­ло, за­кан­чи­вай­те са­ми: (1) Нас­ред­дин за­шел в ма­га­зин; (2) Нас­ред­дин за­дал воп­рос; (3) хо­зя­ин от­ве­тил на воп­рос; (4)… и так да­лее.

 

Перечислите все, что вы можете с большой долей вероятности предположить о случившемся

 

Теперь сос­тавь­те спи­сок ва­ших пред­по­ло­же­ний от­но­си­тель­но слу­чив­ше­го­ся. Ста­рай­тесь обос­но­вать каж­дое свое пред­по­ло­же­ние. При не­об­хо­ди­мос­ти об­ра­щай­тесь к тек­с­ту. На эту про­це­ду­ру Вы дол­ж­ны пот­ра­тить не ме­нее 10 ми­нут. В лю­бое вре­мя вы мо­же­те ос­та­но­вить­ся, но не рань­ше, чем за­пи­сав по мень­шей ме­ре дю­жи­ну пред­по­ло­же­ний. Вот на­ча­ло: (1) Нас­ред­дин муж­чи­на; (2) хо­зя­ин не был сле­пым; (3) Нас­ред­дин шел на двух но­гах; (4) хо­зя­ин не лгал…

 

Комментарий

 

Ваш спи­сок пред­по­ло­же­ний, дол­жен быть, зна­чи­тель­но длин­нее, чем спи­сок пря­мых фак­тов. Ве­ро­ят­но, вы пе­ре­чис­ли­ли все фак­ты, ка­кие толь­ко смог­ли, но спи­сок пред­по­ло­же­ний прер­ва­ли, ког­да по­ня­ли, что он мо­же­те про­дол­жать­ся бес­ко­неч­но. На­ше зна­ние о ми­ре го­раз­до бо­га­че то­го, что мы име­ем воз­мож­ность не­пос­ред­с­т­вен­но наб­лю­дать.

Заметьте, сколь­ко не­яв­ных пред­по­ло­же­ний вы сде­ла­ли от­но­си­тель­но этой ис­то­рии. Ва­ша схе­ма ма­га­зи­на зас­та­ви­ла вас пред­по­ло­жить, что хо­зя­ин его за­ни­ма­ет­ся про­да­жей че­го-то (ско­рее все­го, то­ва­ров, но, воз­мож­но, и ус­луг); что ма­га­зин был ос­ве­щен ли­бо сол­неч­ным све­том, ли­бо ка­кой-то лам­пой; что ма­га­зин, ве­ро­ят­но, име­ет сте­ны, по­то­лок, од­ну или бо­лее две­рей, воз­мож­но, ок­на и, ко­неч­но, пол; что к ма­га­зи­ну мож­но по­дой­ти по ули­це или по до­ро­ге, и что он, ве­ро­ят­но, был рас­по­ло­жен в тор­го­вой час­ти го­ро­да. Ва­ши схе­мы со­ци­аль­но­го по­ве­де­ния поз­во­ля­ют пред­по­ло­жить, что Нас­ред­дин, ско­рее все­го, во­шел че­рез дверь, а не че­рез ок­но; что он ад­ре­со­вал свой воп­рос хо­зя­ину ма­га­зи­на, а не ко­му-то еще; что хо­зя­ин и Нас­ред­дин не бы­ли зна­ко­мы, что оба они го­во­ри­ли на од­ном язы­ке и так да­лее. Схе­мы об­щей ори­ен­та­ции в ре­аль­нос­ти при­во­дят к пред­по­ло­же­ни­ям, что за­ко­ны фи­зи­ки бы­ли не­из­мен­ны: дей­с­т­во­ва­ла си­ла гра­ви­та­ции, что дверь, ве­ро­ят­но, скри­пе­ла; что Нас­ред­дин не был хо­зя­ином ма­га­зи­на (и по­это­му не го­во­рил сам с со­бой); что Нас­ред­дин не был го­во­ря­щей со­ба­кой; и в кон­це кон­цов, пос­коль­ку вы, на­вер­ное, уже по­ни­ма­ете, что объ­ем пред­по­ло­же­ний ог­ра­ни­чи­ва­ет­ся толь­ко твор­чес­ким по­тен­ци­алом и за­па­сом тер­пе­ния, что Нас­ред­дин ос­та­вал­ся серь­ез­ным, ког­да он шу­тил.

 

СХЕМЫ НА ВСЕ СЛУЧАИ

 

Выполняя пре­ды­ду­щее уп­раж­не­ние, вы, ве­ро­ят­но, сде­ла­ли для се­бя вы­вод, что схе­мы очень близ­ки по­ня­тию сте­ре­оти­па. Нап­ри­мер, ва­ше пред­по­ло­же­ние, что хо­зя­ин был муж­чи­ной, бы­ло бес­соз­на­тель­ным. Обыч­но мы поль­зу­ем­ся схе­ма­ми, са­ми то­го не осоз­на­вая. Нап­ри­мер, кон­к­рет­ные пра­ви­ла об­щес­т­вен­но­го по­ве­де­ния мы при­ме­ня­ем в за­ви­си­мос­ти от об­с­то­ятельств. Мы ве­дем се­бя оп­ре­де­лен­ным об­ра­зом в за­ви­си­мос­ти от си­ту­ации, в ко­то­рой на­хо­дим­ся (фор­маль­но, дру­жес­ки, ин­тим­но и т.д.).

Соответствующее («ожи­да­емое») по­ве­де­ние оп­ре­де­ля­ет­ся ав­то­ма­ти­чес­ки, как часть оп­ре­де­лен­ной схе­мы. Та­ким об­ра­зом, ес­ли вы в опер­ном те­ат­ре, то со­от­вет­с­т­ву­ющая схе­ма зас­тав­ля­ет вас ти­хо си­деть на сво­ем мес­те, а не гу­лять по про­хо­дам.

Я ду­маю, вы убе­ди­лись, что схе­мы су­щес­т­ву­ют на все слу­чаи. «Ана­ло­гич­но то­му, как все от ма­ло­го до ве­ли­ко­го ос­но­вы­ва­ет­ся на те­ории, так и схе­мы пред­с­тав­ля­ют зна­ние на всех уров­нях - от иде­оло­ги­чес­ких и куль­тур­ных тра­ди­ций до пра­вил пос­т­ро­ения пред­ло­же­ний в сво­ем язы­ке, зна­че­ний от­дель­ных слов и фо­не­ти­чес­кой тран­с­к­рип­ции каж­дой бук­вы ал­фа­ви­та», - пи­шет Ру­мель­харт.

Схемы свя­за­ны меж­ду со­бой. Оп­ре­де­лен­ная схе­ма, та­кая как нап­ри­мер, «зри­тель в опер­ном те­ат­ре», ав­то­ма­ти­чес­ки при­во­дит в дей­с­т­вие ряд дру­гих схем. По­это­му жен­щи­ну на сце­не, оде­тую в ко­ро­лев­с­кое платье, вы при­ни­ма­ете за пе­ви­цу, а не за ка­ко­го-ни­будь чле­на ко­ро­лев­с­кой семьи.

 

АКТИВАЦИЯ СХЕМЫ

 

До сих пор мы об­суж­да­ли схе­мы в чис­то пси­хо­ло­ги­чес­ком ра­кур­се, од­на­ко и в моз­ге за них от­ве­ча­ют, по-ви­ди­мо­му, впол­не оп­ре­де­лен­ные груп­пы нер­в­ных кле­ток. Сов­ре­мен­ная те­ория при­дер­жи­ва­ет­ся прин­ци­па, что сте­пень вли­яния схе­мы на вос­п­ри­ятие и по­ве­де­ние че­ло­ве­ка оп­ре­де­ля­ет­ся сте­пенью воз­буж­де­ния со­от­вет­с­т­ву­ющей груп­пы ней­ро­нов.

Фрейд счи­тал, что ра­зум под­раз­де­ля­ет­ся на соз­на­тель­ное, пред­соз­на­тель­ное и бес­соз­на­тель­ное. В этом язы­ке ак­ти­ва­ция схе­мы сверх кри­ти­чес­ко­го по­ро­га при­во­дит к соз­на­тель­но­му вос­п­ри­ятию.

Схемы, ак­ти­ви­ру­ющи­еся слиш­ком сла­бо, что­бы пов­ли­ять на дру­гие схе­мы, при­во­дят к бес­соз­на­тель­но­му вос­п­ри­ятию. Те же, ко­то­рые ак­ти­ви­ру­ют­ся дос­та­точ­но, что­бы пов­ли­ять на ак­ти­ва­цию дру­гих схем, но все-та­ки ни­же кри­ти­чес­ко­го по­ро­га, ос­та­ют­ся час­тью пред­соз­на­тель­но­го ра­зу­ма.

Поясним это на при­ме­ре. Рас­смот­рим сло­во, свя­зан­ное со схе­мой, ко­то­рая в дан­ный мо­мент, ско­рее все­го, у вас не ак­ти­ви­ро­ва­на: оке­ан. По­ка вы не про­чи­та­ли это сло­во, ва­ша схе­ма под­хо­дя­щая для оке­ана, ве­ро­ят­но, на­хо­ди­лась без дей­с­т­вия в бес­соз­на­тель­ной об­лас­ти ра­зу­ма, вмес­те с дру­ги­ми свя­зан­ны­ми с ней схе­ма­ми. Од­на­ко, те­перь, эта схе­ма у вас уже пре­вы­си­ла по­рог соз­на­ния и, ве­ро­ят­но, ак­ти­ви­зи­ро­ва­ла нес­коль­ко дру­гих, та­ких как ры­ба, чай­ки и по­бе­режье. Мог­ла вам прий­ти в го­ло­ву и пос­ло­ви­ца: «Only call yo­urs what can­not be lost in a ship­w­reck» (по-нас­то­яще­му ва­ше толь­ко то, что нель­зя по­те­рять при ко­раб­лек­ру­ше­нии).

Кроме до­ве­де­ния нес­коль­ких схем до соз­на­тель­но­го уров­ня, сло­во «оке­ан» выз­ва­ло к дей­с­т­вию оп­ре­де­лен­ные схе­мы на пред­соз­на­тель­ном уров­не. Это те из них, ко­то­рые ас­со­ци­иру­ют­ся с оке­аном, но не при­хо­дят в го­ло­ву сра­зу. Нап­ри­мер, схе­ма ко­раб­ля у вас, на­вер­ное, нем­но­го, но ак­ти­ви­ро­ва­лась (хо­тя сей­час она на­хо­дит­ся уже в соз­на­тель­ной об­лас­ти ва­ше­го ра­зу­ма).

Даже ес­ли об­раз ко­раб­ля от­сут­с­т­ву­ет в ва­шем соз­на­нии, под­соз­на­тель­ную ак­ти­ва­цию схе­мы ко­раб­ля мож­но про­де­мон­с­т­ри­ро­вать, по­ка­зав вам ри­су­нок 5.1.в. Как и ис­пы­ту­емые Стей­н­фел­да, ко­то­рым рас­ска­за­ли ис­то­рию об оке­ан­с­ком кру­изе, вы дол­ж­ны быс­т­ро рас­поз­нать в ри­сун­ке ко­рабль. Та­ким об­ра­зом, схе­мам не обя­за­тель­но при­сут­с­т­во­вать в на­шем соз­на­нии, что­бы воз­дей­с­т­во­вать на на­ше по­ве­де­ние.

 

МОДЕЛЬ СНОВИДЕНИЯ

 

Структура сновидений

 

Моя точ­ка зре­ния сос­то­ит в том, что сно­ви­де­ния это ими­та­ция ре­аль­нос­ти, осу­щес­т­в­ля­емым на­ши­ми сис­те­ма­ми вос­п­ри­ятия. По­лу­чен­ные ва­ми зна­ния о бод­р­с­т­ву­ющем вос­п­ри­ятии по­мо­гут вам ра­зоб­рать­ся в этой те­ории.

Рассмотрим, преж­де все­го, из­ме­не­ния про­цес­са вос­п­ри­ятия во вре­мя сна. Во вре­мя REM-сна, как сле­ду­ет из гла­вы 2, спо­соб­ность вос­п­ри­ни­мать ин­фор­ма­цию из внеш­не­го ми­ра, рав­но как и спо­соб­ность те­ла дви­гать­ся, по­дав­ле­ны, в то вре­мя как мозг в це­лом ак­ти­вен. Эта ак­тив­ность воз­буж­да­ет не­ко­то­рые схе­мы вы­ше по­ро­га вос­п­ри­ятия. Они про­ни­ка­ют в соз­на­ние, зас­тав­ляя спя­ще­го ви­деть, слы­шать, ося­зать и пе­ре­жи­вать то, че­го в дан­ный мо­мент нет в ок­ру­жа­ющем его ми­ре.

Если вы в ре­аль­нос­ти ви­ди­те то, че­го нет на са­мом де­ле, ин­фор­ма­ция, пос­ту­па­ющая по сен­сор­ным ка­на­лам, быс­т­ро ис­п­рав­ля­ет это оши­боч­ное впе­чат­ле­ние. По­че­му же это­го не про­ис­хо­дит во вре­мя сна? От­вет: по­то­му что сен­сор­ные пос­туп­ле­ния в мозг, ко­то­рые мог­ли бы ис­п­ра­вить та­ко­го ро­да ошиб­ки, от­сут­с­т­ву­ют.

 

Что мы обычно видим во сне

 

Наши ощу­ще­ния во сне оп­ре­де­ля­ют­ся те­ми схе­ма­ми, ко­то­рые ак­ти­ви­ро­ва­ны вы­ше по­ро­га осоз­на­ния. Но как от­би­ра­ют­ся кон­к­рет­ные схе­мы для ак­ти­ва­ции? С по­мощью тех же про­цес­сов, что и в сос­то­янии бод­р­с­т­во­ва­ния: ожи­да­ни­ем и мо­ти­ва­ци­ей.

Ожидание про­яв­ля­ет­ся в сно­ви­де­нии мно­ги­ми спо­со­ба­ми. Кон­с­т­ру­ируя мир сна, мы ожи­да­ем, что он бу­дет по­хож на ми­ры, в ко­то­рых мы уже бы­ва­ли. Та­ким об­ра­зом, в ми­ре сна поч­ти всег­да при­сут­с­т­ву­ет гра­ви­та­ция, прос­т­ран­с­т­во, вре­мя и воз­дух. Не­дав­ний опыт ока­зы­ва­ет та­кое же вли­яние на сон, как и на бод­р­с­т­ву­ющее вос­п­ри­ятие. Фрейд наз­вал это «днев­ным осад­ком».

Так же дей­с­т­ву­ют лич­ные ин­те­ре­сы, за­бо­ты и род за­ня­тий. Ми­нистр, ко­то­рый уви­дел в чер­ниль­ной кляк­се «рас­ка­лен­ную печь На­ву­хо­до­но­со­ра», впол­не мог ви­деть во сне бе­зум­но­го ва­ви­лон­с­ко­го ца­ря. Вы­ше упо­ми­на­лось ис­сле­до­ва­ние, по­ка­зав­шее, что слу­жа­щие по­ли­ции с боль­шей ве­ро­ят­нос­тью, чем обыч­ные граж­да­не, ожи­да­ют и, как след­с­т­вие, ви­дят не­су­щес­т­ву­ющие прес­туп­ле­ния. Ка­кая из этих групп, по-ва­ше­му, ча­ще ви­дит прес­туп­ле­ния во сне?

Сильно вли­я­ют на бод­р­с­т­ву­ющее вос­п­ри­ятие мо­ти­ва­ция и эмо­ции, то­го же мож­но ожи­дать и в сно­ви­де­ни­ях. Вам, ве­ро­ят­но, сни­лись сны, в ко­то­рых сбы­ва­лось то, о чем вы меч­та­ете - так на­зы­ва­емые «осу­щес­т­в­ля­ющие же­ла­ние сны». Пред­по­ло­жим, нап­ри­мер, вы лег­ли спать не по­ужи­нав. Как и го­лод­ным школь­ни­кам, ко­то­рым неп­ра­виль­ные фи­гу­ры на­по­ми­на­ли пи­щу, вам мо­жет прис­нить­ся еда. На Фрей­да эта ха­рак­тер­ная чер­та снов про­из­ве­ла та­кое впе­чат­ле­ние, что он по­ло­жил ее в ос­но­ву це­лой те­ории сно­ви­де­ний. Сог­лас­но Фрей­ду, лю­бой сон яв­ля­ет­ся воп­ло­ще­ни­ем же­ла­ния, но здесь он, по­хо­же, по­то­ро­пил­ся с обоб­ще­ни­ями, пос­коль­ку ноч­ные кош­ма­ры про­ти­во­ре­чат его пред­по­ло­же­ни­ям.

Действительно, ана­ло­гич­но то­му, как в бод­р­с­т­ву­ющем сос­то­янии страх де­ла­ет нас бо­лее пуг­ли­вы­ми, то есть го­то­вы­ми при­нять все не­по­нят­ное за опас­ность, то же про­ис­хо­дит и во сне. При­чи­на то­го, что лю­дям снят­ся неп­ри­ят­ные и да­же ужас­ные ве­щи не в ма­зо­хис­т­с­ком бес­соз­на­тель­ном стрем­ле­нии к са­мо­унич­то­же­нию, как счи­тал Фрейд, а, ско­рее, в бо­яз­ни оп­ре­де­лен­ных со­бы­тий и ожи­да­нии, что они мо­гут про­изой­ти. Вы не мо­же­те бо­ять­ся приз­ра­ков, ес­ли вы в них не ве­ри­те.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 274.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...