Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Примеры выполнения пиктограмм по типуформальных, бессодержательных связей
В табл. 8 приведены наиболее типичные образцы выполненияэтого задания по типу бессодержательных, формальных связей. Табл. 9 показывает, что подобные выхолощенные связи возникаюту больных шизофренией при выполнении пиктограмм (64%). Таблица 9 Выполнение задания "составлениепиктограмм" по типу формальных, бессодержательных связей
* В скобках указано количествобессодержательных рисунков в %. Бессодержательный характер умственной деятельности больныхобнаруживается и в ассоциативном эксперименте. Так, эксперимент, проведенный с50 больными шизофренией, показал, что адекватные ответы наблюдались в 30,4%случаев (всего было предъявлено 1050 слов). Почти половину ответов (45,8%)составляли ответы типа эхолалий ("колесо" — "колесница"),ответы по созвучию ("лечение" — "течение";"топор" — "бор"), ответы типа речевых штампов("пожар" — "шумел пожар московский"; "цель" —"цель оправдывает средства"). Попадались и ответы типа экстрасигнальных("луна" — "яд"). Ответные реакции, обозначающие конкретнуюфункцию предмета или его конкретные свойства, имели место лишь в 11,4% случаев.Что же касается отказов от ответа (12,4%), то они были вызваны незатруднениями, как это имело место у больных первой подгруппы (снижение уровняобобщения), а большей частью негативистическим отношением к заданию. Преобладание формальных, случайных ассоциаций, уход отсодержательной стороны задания создают основу для того бесплодногомудрствования, которое характеризует подобных больных и которое носит в клиникеназвание "резонерство". Эта особенность мышления подобных больных частообнаруживается уже при самом простом умственном действии — описании сюжетныхкартинок. Больные не вникают в их конкретное содержание, а воспринимают их сточки зрения общих положений. Так, картинку, где изображена женщина, колющаядрова, один из таких больных описывает следующим образом: "Маленькаятеорийка о назначении жизненных условий". Другой больной про эту жекартинку говорит: "Здесь снято все для человека — это называется егожизненный путь"; третий больной объясняет: "Это женщина и еесудьба". Симптом выхолощенного резонерства особенно отчетливовыступает при выполнении заданий, требующих словесных формулировок, напримерпри определении и сравнении понятий (табл. 10, 11). Таблица 10 Примеры определения понятий больными сискажением процесса обобщения
Таблица 11 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 204. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |