Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Рекомендации по содержанию и организации научного исследования по психологии для студентов
Основные этапы исследования в психологии. 1) Изучение состояния проблемы и уточнение темы исследования. Постановка проблемы, обоснование актуальности, выбор объекта и предмета исследования. Обзор имеющихся по данной проблеме публикаций. 2) Разработка или уточнение исходной исследовательской концепции. Построение в общих чертах модели интересующего явления. Выдвижение гипотез. 3) Планирование исследования. Определение целей и задач. Выбор методов и методик. 4) Сбор данных и фактуальное описание. В теоретическом исследовании: поиск и отбор фактов, их систематизация, фактуальное описание под новым углом зрения. 5) Обработка и интерпретация полученных данных. 6) Оценивание результатов проверки гипотез, интерпретация результатов в рамках исходной исследовательской концепции. 7) Соотнесение результатов с существующими концепциями и теориями. Уточнение модели изучаемого явления. Формулирование общих выводов. Оценивание перспектив дальнейшей разработки проблемы. Последовательное прохождение по перечисленным этапам весьма условно в реальном исследовании, поскольку практически всегда возникает необходимость корректировать решения более ранних этапов с учетом возможностей и ограничений последующих. Тема научного исследования по психологии тесна, связана с предметом психологии как науки и проблемой научного исследования. Научная проблема должна быть не менее конкретной, чем тема исследования. Научное познание всегда сопровождается решением проблем. Отсутствие проблем привело бы к остановке исследования и застою в науке. Поэтому прогресс знания представляет собой непрерывный процесс решения все новых и новых проблем. Классификация проблем может производиться по разным основаниям деления. При выборе темы необходимо дифференцировать: · теоретические; · эмпирические; · общие; · частные; · фундаментальные; · прикладные проблемы. Как бы проблемы не различались между собой, их назначение состоит в том, чтобы точно и ясно указать на трудность, появляющуюся в начале любого процесса исследования, и тем самым придать ему поисковый характер. Возникновение проблем связано с установлением недостаточности прежних методов и средств для объяснения вновь обнаруженных фактов и результатов познания. Студентам следует иметь в виду, что всякий процесс познания начинается именно с фактов, их накопления и систематизации. Факты – это основа всякого исследования и их поиск требует значительных усилий. Если теории не достаточно для объяснения нового факта, то следует обратиться к формулированию гипотез. Теории может быть не достаточно для объяснения какого либо феномена, так как ее может просто не быть, тогда необходимо разработать общие и частные гипотезы, через проверку которых можно проверить достоверность или недостоверность изучаемого явления. В данном случае гипотеза выступает как форма предварительного, проблематичного объяснения с помощью которой происходит поиск, отбор и оценка новых фактов. Таким образом, реальный процесс исследования всегда совершается в тесном взаимодействии эмпирических и теоретических методов, фактов и теорий, опыта и разума.
Процесс разработки и решения научных проблем:существуют разнообразные точки зрения на процесс разработки и решения проблем: 1) решение проблемы может охватывать весь путь исследования проблемы от ее осмысления в рамках проблемной ситуации, постановки и формулирования и до ее решения; 2) решение проблемы может начинаться уже с ее постановки; 3) разработка проблемы может быть связана непосредственно с ее решением, в этом случае проблема формулируется как вопрос или совокупность вопросов. Разные стадии исследования и разработки проблемы тесно связанны друг с другом, и каждая из них влияет на последующую стадию, все же в целях теоретического анализа целесообразно рассматривать их отдельно, с тем, чтобы выделить наиболее характерные их особенности. Исходя из этого, стадию разработки проблемы можно связать с анализом оценки тех альтернативных возможностей, которые могут стать вероятными решениями проблемы. Студенту следует понимать, что, как правило, первоначальное решение проблемы редко достигает своей цели быстро, поскольку предположения и гипотезы, предлагаемые для этого, бывают сравнительно неглубокими, неполными и недостаточно обоснованными. Научная проблема Постановка проблемы - начало любого исследования. Но его исходный пункт - проблемная ситуация как проявление некоего противоречия, несоответствия в реальности. Два смысла проблемной ситуации: 1) гносеологический (с точки зрения познавательного процесса) - "знание о незнании", несоответствие или противоречие между знанием о потребностях, затруднениях людей и каких-то результативных практических или теоретических действиях и незнанием путей, средств, способов, приемов реализации этих необходимых действий, 2) предметный - явления и процессы, вызывающие беспокойство (напр., неясность ситуации, ситуация не поддается убедительному объяснению, конфликт и пр.). Оба эти смысла тесно связаны: - недостаточная осведомленность о реальной ситуации ведет к невозможности использовать уже имеющееся знание для уяснения и возможного регулирования процессов, - обнаружение таких процессов и явлений, природа которых теоретически необъяснима, а значит, нет соответствующих алгоритмов для их описания, прогнозирования и воздействия на них. Актуальность научного исследования. Важность для настоящего момента выявленных сведений называется актуальностью. Но не следует путать понятие с конъюнктурностью. Научные знания не должны зависеть ни от изменяющейся политической ситуации, ни от смены научных доктрин, ни от личных интересов автора. Их отличительными чертами должны быть объективность. Наряду с этим исследование всегда указывает на возможные пути проверки и опровержения высказанных идей, то есть создавать необходимую научную базу для следующего накопления нового знания. При определении целей и задач исследования необходимо оценить его актуальность основными аспектами актуальности в исследовании по экономической психологии чаще всего могут быть следующие: - необходимость дополнения теоретических построений, относящихся к изучаемому явлению. Имеется в виду, что новые данные об его характеристиках и взаимосвязях позволят прояснить природу явления, позволят разрешить имеющиеся противоречия. - потребность в новых фактах, которые позволят расширить теорию и сферу ее применения - потребность в более эффективных психодиагностических и исследовательских методах, способных обеспечить получение новых данных. - потребность в методах (способах, технологиях) имеющих более широкие возможности и эффективность психологического воздействия, обучения, тренировки, лечения, реабилитации, применение в труде. - потребность в дополнении или доработке психологических теорий, концепций с целью более полного использования их как представителями других наук, так и широкими слоями населения.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 232. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |