Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Структура Производственной практики.




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

БАЛТИЙСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. И. КАНТА

ИНСТИТУТ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК

 

 

ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА

Специальность: Психология

 

Форма обучения: очная, заочная

Калининград

2016



Структура программы

 

1. Пояснительная записка  
2. Структура Производственной практики  
3. Базы прохождения Практики  
4. Содержание Производственной практики  
5. Обязанности студента  
6. Отчет о прохождении Производственной практики  
7. Оценка Производственной практики  
Глоссарий  
Приложение  

 


 


Пояснительная записка

1.1. Место Производственной практики в структуре Основной образовательной программы (ООП) подготовки специалистов по направлению 030301.65 Психология по программе «Психология».

Производственная практика является обязательной частью основной образовательной программы в соответствии с ГОС по направлению Психология.

Нормативным обоснованием являются ГОС ВПО направлению 030300 Психология, учебный план по направлению 030301.65 Психология по программе «Социальная психология», «Психология семейных отношений», Положение о порядке проведения практики института гуманитарных наук   БФУ им. И. Канта.

1.2. Цель Производственной практики.

Практика, как важнейшая часть профессиональной подготовки психолога, направлена на достижение следующих целей:

•   освоение умений ставить цели, формулировать задачи индивидуальной и совместной деятельности, кооперироваться с коллегами по работе;

•   закрепление теоретических знаний и получение навыков их практического применения;

•   обучение навыкам решения практических задач;

•   формирование профессиональной позиции психолога, мировоззрения, стиля поведения, освоение профессиональной этики;

•   знакомство со спецификой деятельности психолога в учреждениях различного профиля.

 1.3. Задачи производственной практики:

- Систематизировать и углубить теоретические знания, необходимые для качественной и эффективной реализации профессиональной деятельности по дисциплинам специализации в контексте программы обучения;

- Апробировать методы, технологии, модели, работы психолога в учреждении, на производстве.

- Организовать и провести запланированное исследование.

1.4. Основные требования к подготовке, необходимые для успешного прохождения Производственной практики.

Студент должен полностью освоить учебный план, в том числе педагогическую практику, и сформировать теоретический и практический базис для следующих компетенций.

№ п./п. Предшествующая дисциплина Знания, умения и готовности обучающегося
1 Социальная психология Знать:  - о влиянии культуры на все сферы социальной жизни общества: бизнес, политику, экономику, здоровье популяции, межгрупповые отношения.  Владеть:  - основными приёмами диагностики, профилактики, экспертизы, коррекции психологических свойств и состоянии, характеристик психических процессов, различных видов деятельности индивидов и групп в процессе взаимодействия;
2 Социальная психология личности; Уметь:  - подобрать из обширного арсенала психодиагностических и исследовательских методик приемы, адекватные поставленной задаче исследования.
3 Мотивация социального поведения. Знать: - основные теоретические концепции мотивации социального поведения; Уметь: - анализировать различные мотивационные аспекты человеческого поведения; Владеть:  - основными приёмами диагностики, экспертизы, состоянии, сопровождающих мотивационные процессы;
4 Общая и сравнительная психология Знать:  основные закономерности возникновения и развития психики в филогенезе, психические явления, процессы и состояния. Знать основы динамики протекания психических процессов. Уметь:  выделить предмет психологического исследования, уметь дифференцировать и выделять признаки наблюдаемых явлений в поведении индивида
5 Психология развития и возрастная психология Знать: - основные подходы к решению задач и проблем в психологии развития; - периодизации возрастного развития, особенности развития психики в разных возрастных периодах; сензитивные периоды развития личности и присущие им особенности поведения индивида в группе
6 Психодиагностика Знать методы и уметь применять основные методы диагностического исследования индивида в группе; уметь диагностировать групповые явления и процессы (социометрия и др.)
7 Дифференциальная психология Знать: - об общепсихологических закономерностях, лежащих в основе индивидуальных свойств; - об индивидуальной специфике в организации психических процессов – эмоций памяти, внимания, мышления, сознания; - основные типологии и классификации, основанные на индивидуально-психологических различиях; Уметь:                            - реализовывать индивидуальный подход в профессиональной деятельности; Владеть: - основными приёмами диагностики, профилактики, экспертизы, коррекции психологических свойств и состоянии, характеристик психических процессов, различных видов деятельности индивидов и групп; - навыками определения индивидуальных особенностей человека с использованием различных психологических методик.
8 Социально-психологический тренинг Знать: - психологические феномены, категории, методы изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики с позиций существующих в отечественной и зарубежной науке подходов; - психологические технологии, позволяющие решать типовые задачи в различных областях практики; - основные подходы к психологическому воздействию на индивида, группы и сообщества; - принципы организации учебно-воспитательного процесса. Уметь:                  - прогнозировать изменения и динамику уровня развития и функционирования различных составляющих психики в норме и при психических отклонениях; - профессионально воздействовать на уровень развития и особенности познавательной и личностной сферы с целью гармонизации психического функционирования человека; Владеть: - основными приёмами диагностики, профилактики, экспертизы, коррекции психологических свойств и состоянии, характеристик психических процессов, различных видов деятельности индивидов и групп; - критериями выбора психодиагностических и психокоррекционных методик; - навыками анализа своей деятельности как профессионального психолога с целью оптимизации собственной деятельности; - приёмами подготовки и проведения лабораторно-практических занятий.

 

1.5. Перечень дисциплин, для которых освоение данной программы необходимо как предшествующее:

Выпускная квалификационная работа

 

Структура Производственной практики.

2.1. Продолжительность практики: в соответствии с учебным планом.

2.2. Сроки прохождения практики устанавливаются институтом гуманитарных наук  в соответствии с учебным планом и возможностями производственной базы.

2.3. Режим устанавливается, исходя из продолжительности рабочего дня студентов при прохождении практики в организациях в возрасте от 18 лет и старше – не более 40 часов в неделю (ст.91 ТК РФ). С момента зачисления студентов в период практики в качестве практикантов на рабочие места на них распространяются правила охраны труда и внутреннего трудового распорядка и другие локальные нормативные акты, действующие в организации, с которыми они должны быть ознакомлены в установленном в организации порядке. 

2.4. Этапы работы

Подготовительный этап. Включение в работу реальной организации, ознакомление с ней и выполнение некоторых функций в её рамках, где студенту необходимо познакомиться со структурой и функционированием организации и освоить методы проведения исследований и осуществления разработок, используемых в организации. Знакомство с содержательными особенностями психологического сопровождения производственного процесса в реальной организации. Изучение состояния дел и потребностей организации в деятельности практического психолога в соответствии с основными направлениями деятельности психологической службы.

Этап планирования. На основе изучения литературы по проблеме студент ставит цель и задачи научного исследования в области социальной психологии и психологии семейных отношений.

Студент несет ответственность за планирование исследования, адекватность целям работы используемых методов и методик, организацию, проведение, сбор и обработку эмпирических данных, за достоверность полученных результатов и доказательность выводов.

Практическая деятельность в области социальной психологии и психологии семейных отношений должно быть направлено на решение актуальной проблемы, иметь практическую значимость.

Обычно процесс психологического вмешательства включает следующие этапы:

1) Изучение состояния проблемы и уточнение темы исследования. Постановка проблемы, обоснование актуальности, выбор объекта и предмета исследования. Обзор имеющихся по данной проблеме публикаций.

2) По­строение в общих чертах модели интересующего явления. Выдвижение гипотез.

3) Планирование исследования. Определение целей и задач. Выбор методов и методик.

4) Сбор данных и фактуальное описание

5) Обработка и интерпретация полученных данных.

6) Оценивание результатов проверки гипотез, интерпретация результа­тов в рамках исходной исследовательской концепции.

7) Соотнесение результатов с существующими концепциями и теория­ми. Уточнение модели изучаемого явления. Формулирование общих выво­дов. Оценивание перспектив дальнейшей разработки проблемы.

8) Планирование психологического вмешательства.

9) Реализация психологического вмешательства.

10) Оценка эффективности.

Практический этап. На данном этапе студент осуществляет деятельность практического психолога в соответствии с поставленными задачами, основными направлениями работы психологической службы учреждения, выбранными в процессе исследования формами психологического сопровождения и составленным планом практической работы.

Этап проведения исследования. Студент проводит исследование в соответствии с рекомендуемой или определенной им проблемой, исследовательскими целью, гипотезой и задачами.

Аналитический этап. Студент осуществляет анализ результатов проведенного исследования, выявляя причины психологических проблем у испытуемых. На данном этапе целесообразно использовать как полученные при диагностическом исследовании данные, так и информацию, полученную при проведении бесед с экспертными лицами, данные наблюдения. На основе данных анализа проводится выбор средств и методов психологического сопровождения в соответствии с основными направлениями работы практического психолога. В соответствии с выявленными в процессе анализа результатов исследования потребностями в психологической помощи корректируется основной план практики студента.

Этап подведения итогов. Проводится анализ результатов производственной практики, наиболее удавшихся форм работы, трудностей, возникших при выполнении основных видов деятельности. Результаты производственной практики обобщаются и оформляются в виде отчета.

2.5. Руководство практикой:по производственной практике назначаются два руководителя: от производства (организации) из числа ведущих специалистов и от кафедры психологии и социальной работы БФУ им. И. Канта из квалифицированных профессоров и доцентов.

Руководитель практики от кафедры психологии и социальной работы БФУ им. И. Канта обязан:

1. Обеспечивать взаимодействие с руководителями практики от предприятий;

2. Своевременно готовить все необходимые документы.

3. Оказывать помощь студентам в разработке индивидуального плана практики и консультирует по выполнению этого плана.

4. Осуществлять контроль за соблюдением студентами сроков практики и ее содержанием. Проверять качество работы выполненной магистрантом.

5. Проводить организационную и итоговую конференцию.

6. Контролировать выполнение студентами индивидуальных заданий, оказывает методическую помощь при выполнении ими индивидуальных заданий и сборе материалов к исследовательской работе и консультирует их по вопросам выполнения программы практики.

7. Принимать отчеты студентов о практике, и отзыв от научных руководителей (Приложение 9, 13).

8. В составе комиссии оценивать защиту отчетов о практике и проставлять оценку в зачетную ведомость.

9. По окончании руководства практикой составлять отчет и предоставлять его директору института.

10. Вносить необходимые изменения и дополнения в программу практики.

Обязанности руководителя практики от предприятия:

1. Знакомится с программой практики и индивидуальным рабочим планом студента, организует деятельность в соответствии программой и планом.

2. Инструктирует студента о правилах техники безопасности на рабочем месте.

3. Даёт возможность студенту в течение первых 1-2 дней ознакомиться с учреждением, его структурой, специалистами, предоставляет ему необходимые документы, нормативные акты, другие материалы, регламентирующие деятельность данного учреждения.

4. Помогает студенту в закреплении необходимых компетенций на практике.

5. Привлекает студенту к участию в различных мероприятиях, организуемых и проводимых учреждением (в рамках программы практики).

6. Создает студенту условия, необходимые для реализации производственной работы. По просьбе студента предоставляет дни для посещения библиотек и работы с литературой, контролирует результаты работы.

7. Ежедневно проверяет и заверяет дневник практики студента.

8. По окончании практики предоставляет студенту характеристику.

 

Базы прохождения Практики

3.1. С основными базами прохождения производственной практики студентов БФУ им. И. Канта можно познакомиться у документоведов.

3.2. Кроме предложенных мест практики, студентам предоставляется право самостоятельного поиска места прохождения профессиональной производственной практики.

В дирекцию института гуманитарных наук  БФУ им. И Канта студенты представляют:

1). Заявление на имя директора института гуманитарных наук    БФУ им. И Канта о месте предполагаемой практики (после согласования с профилирующей кафедрой и деканатом). Заявление должно быть представлено в дирекцию института гуманитарных наук    БФУ им. И Канта за три месяца до начала производственной практики (Приложение 1).

2). Письмо на бланке организации за подписью руководителя от предприятия с указанием контактов (телефон, факс, e-mail) на имя директора института гуманитарных наук  БФУ им. И Канта (Приложение 2).

3) Краткосрочный договор о прохождении Производственной практики (Приложение 3).

Договор подписывается в учреждении, где студент планирует проходить Производственную практику и заверяется круглой печатью учреждения.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 209.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...