Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Разрешение вводного септаккорда.




При разрешении вводного септаккорда непосредственно в тонику, тоническое трезвучие – T53 (t53), в тоническом трезвучии удваивается терция (средний его звук).

Удвоение терции в тоническом трезвучии при разрешении вводного септаккорда необходимо во избежание запрещенных в голосоведении параллельных квинт. Терция в тонике (III ступень лада) удваивается благодаря тому, что мы разрешаем в нее не только IV, но и II ступень.

Вводный септаккорд может разрешаться в тонику через доминантовый квинтсекстаккорд (D65), с которым он плавно соединяется. Тогда D65, звучащий следом за вводным септаккордом, переходит в тонику по основному правилу (разрешается в тоническое трезвучие – T53 (t53) с удвоенной примой, т. е. тоникой).

(здесь будет изображение)

 

Структура вводного септаккорда.

МVII7(в натуральном мажоре): м.3 + м.3 + б.3

(включает в себя Ум53 натурального лада, и, следовательно, один тритон – ум.5)

УмVII7 (в гармоническом мажоре, гармоническом миноре): м.3 + м.3 + м.3

(включает в себя дваУм53 – натурального и гармонического лада, и, следовательно, два тритона – две ум.5)

 

Звучит МVII7 взволнованно, мечтательно; УмVII7 – драматично, резко, остро, так же, как Ум53, но в Ум53 три звука, а в УмVII7, включающем в себя два Ум53 – четыре звука.

 

Задание теме:спеть МVII7 и УмVII7 в A-dur (Ля мажоре).

(здесь будет изображение)

 

III.Субдоминантовый септаккорд(необходимый, но не указанный в теме билета материал).

Это основной септаккорд субдоминантовой группы, строящийся на II ступени.

О субдоминантовом септаккорде требуется знать: три его верхних звука представляют собой субдоминантовое трезвучие;обозначение субдоминантового септаккорда: SII7 – в натуральном мажоре, г.sII7 – в гармоническом мажоре, sII7 – в миноре.

Разрешение субдоминантового септаккорда.

При непосредственном переходе его в тонику, в тонике удваивается терция, поэтому SII7 (sII7) разрешается в тонический секстаккорд с удвоенной терцией T6 (t6).

Удвоение терции в тонике при разрешении субдоминантового септаккорда необходимо во избежание запрещенных в голосоведении параллельных квинт. Терция в тонике (III ступень лада) удваивается благодаря тому, что мы разрешаем в нее не только IV, но и II ступень.

Субдоминантовый септаккорд может разрешаться в тонику через доминантовый терцквартаккорд (D43), с которым он плавно соединяется. Тогда D43, звучащий следом за субдоминантовым септаккордом, переходит в тонику по основному правилу (разрешается в развернутое тоническое трезвучие).

 

(здесь будет изображение)

 

Билет 7

Элементы музыкальной речи. Мелодия, период, каденции, типы каденций.

 

I. Элементы музыкальной речи. Мелодия.

Средствамимузыкальной выразительности являются мелодия, гармония, лад, метр, ритм (основные средства),а также регистр, тембр, динамика, темп, штрих (необходимо иметь представление о каждом из перечисленных средств).

Мелодией называется одноголосная последовательность звуков, организованная в ладовом и метро-ритмическом отношении.Мелодия – одно из важнейших выразительных средств музыки; музыкальное содержание может быть передано одной мелодией без сопровождения. В мелодии выявляют себя такие средства выразительности как лад, метр, ритм, форма (структура).

Мелодия имеет сходство с речью, важнейший ее элемент – интонация, при помощи различных интонаций, а также ритма, темпа и т. д. можно выразить в мелодии самые разнообразные эмоции, содержание.

Так же, как и речь, мелодия делится на части. Части мелодии или музыкального произведения называются построениями; они бывают различные по продолжительности. Граница между построениями называется цезурой.

II. Период. Предложение, фраза, мотив. Каденции.

Отдельные построения отличаются друг от друга степенью законченности музыкальной мысли.Наименьшее музыкальное построение, выражающее относительно завершенную музыкальную мысль, называется периодом.

Период может быть формой самостоятельного небольшого произведения (или являться частью более крупной музыкальной формы).

Простейший тип периода представляет собой построение из 8 тактов.

Чаще всего период делится на 2 части – 2 предложения (по 4 такта). Предложение, в свою очередь, делится на более мелкие построения – фразы (по 2 такта). Наименьшее построение – мотив, он равен 1-му такту.

Виды периода.

В тональном отношении периоды бывают: однотональный (при окончании периода сохраняется первоначальная тональность) и модулирующий (завершается в другой тональности, к моменту окончания периода происходит модуляция в новую тональность).

В тематическом отношении: период повторного строения (предложения периода начинаются одинаково или они отличаются только каденциями), период неповторного строения (начала предложений не имеют тематического сходства).

 

Каденцией (или кадансом) называется гармоническое заключение построения. Каденциями завершаются предложения периода.

 

III. Типы каденций.

По месту в форме периода: серединная (в конце первого предложения) и заключительная (завершает период).

По степени завершенности, функциональной устойчивости: половинная (завершение не на тонике, чаще всего на доминантовом трезвучии), полная (завершение на тонике; полная каденция может быть совершенной и несовершенной), прерванная (содержащая переход доминанты в трезвучие VIступени вместо тоники).

Что такое совершенная и несовершенная полная каденция. Полная каденция (т. е. каденция, завершающаяся тоникой) называется совершенной, если: а) заключительный аккорд тоники звучит в основном виде (трезвучие), б) в мелодии (верхнем голосе) звучит в завершение Iступень лада (тоника), в) тоническому трезвучию предшествует основной вид доминанты – консонирующей (D53) или диссонирующей (D7), г) тоническое трезвучие звучит на сильной доле такта. При отсутствии хотя бы одного из перечисленных признаков полная каденция будет называться несовершенной.

!Серединная каденция чаще всего бывает половинной, заключительная каденция (завершающая период) – полной совершенной.

 

Кадансовый квартсекстаккорд (К64) – аккорд, часто использующийся в каденциях (совпадает по звукам с тоническим квартсекстаккордом – T64 в мажоре и t64 в миноре). Звучит на сильной или относительно сильной доле такта. Кадансовому квартсекстаккорду может предшествовать тоника (тоническое трезвучие), чаще же ему предшествует субдоминанта (субдоминантовое трезвучие или субдоминантовый секстаккорд). После К64 звучит доминанта в основном виде (D53или D7, в заключительных каденциях чаще – D7).

Примеры каденций:

S6– K64 – D53 –половинная;

T53 – K64 – D53 – половинная;

S6 – K64 – D7 – T53(н.) –полная;

S53 – D53–D7 – T53(н.) – полная;

S53 – D53 – T53 – полная;

S53 – K64 – D53 – D7 – VI53 – прерванная.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 270.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...