Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Разрешение уменьшенных трезвучий.




Уменьшенное трезвучие и увеличенное трезвучие требуют после себя разрешения, т. к. крайние звуки Ум53 – уменьшенная квинта (тритон, требующий разрешения), а крайние звуки Ув53 – увеличенная квинта(характерный интервал, требующий разрешения).

Уменьшенные трезвучия разрешаются в терцию с удвоением ее нижнего звука. Уменьшенное трезвучие на VII(на VII натур. мажора или на VII# гармонич. минора) разрешается в терцию на I (тоническую терцию), т. е. нижнюю терцию тонического трезвучия с удвоением ее нижнего звука(иначе говоря, в неполное тоническое трезвучие). Уменьшенное трезвучие на II (в натур. миноре или гармонич. мажоре) разрешается в терцию на III, т. е. верхнюю терцию тонического трезвучия с удвоением ее нижнего звука.

* Почему Ум53 разрешается в терцию с удвоением ее нижнего звука. Уменьшенная квинта (тритон), являющаяся крайними звуками уменьшенного трезвучия, разрешается по правилу тритона ум.5 («сужается» в терцию, т. е. ее верхний звук опускается в соседнюю устойчивую ступень, а нижний ее звук поднимается в соседнюю устойчивую ноту). Средний же звук уменьшенного трезвучия разрешается по основному правилу (основное правило разрешения неустойчивых ступеней в устойчивые: II→I,IV→III,VI→V,VII→VIII(I)). В результате в разрешении уменьшенных трезвучий, строящихся на вводных ступенях, образуется терция с удвоением ее нижнего звука.

Пример: разрешение уменьшенных трезвучий в тональностях B-dur (Си-бемоль мажор), g-moll (соль минор), G-dur (Соль мажор), b-moll (си-бемоль минор).

(здесь будет изображение)

 

Для любознательных.

Заметьте, что одно и то же уменьшенное трезвучие можно разрешить в 4 тональности, представив его находящимся на VII натурального мажора, на VII# гармонического минора, на II натурального минора и гармонического мажора. Таким образом, уменьшенное трезвучие ля-до-ми-бемоль может находиться в Си-бемоль мажоре (B-dur), соль миноре (g-moll), Соль мажоре гармонич. (G-dur), си-бемоль миноре гармонич. (b-moll).Т. к. в натуральных параллельных ладах элементы полностью совпадают, находясь на разных ступенях, данное уменьшенное трезвучие находится в паре параллельных натуральных тональностей – B-dur и g-moll. Гармонический вид лада приближает его к одноименному натуральному, откуда он заимствует элементы, поэтому в гармоническом b-moll появляется на VII# такое же уменьшенное трезвучие, как в натуральном B-dur на VII, а в гармоническом G-dur – такое жеуменьшенное трезвучие на II, как в натуральном g-moll. Так, уменьшенное трезвучие ля-до-ми-бемоль оказывается в 4 тональностях– паре параллельных и двух одноименных к этим параллельным (оно является натуральным в паре параллельных тональностей B-dur и g-moll; т. к. гармонический b-mollзаимствует натуральное уменьшенное трезвучие B-dur, делая его своим, гармоническим, а гармонический G-durзаимствует натуральное уменьшенное трезвучиеg-moll, делая его своим, гармоническим, данное уменьшенное трезвучие находится, в качестве гармонического, и в этих тональностях).

Если же сопоставлять одноименные лады оба в гармоническом виде, то, т. к. они различаются только III ступенью, определяющей лад (мажор/минор), оба уменьшенных трезвучия на вводных ступенях у них совпадают (см. трезвучия ля-до-ми-бемоль и до-ми-бемоль-соль-бемоль в B-dur и b-moll; трезвучия фа-диез-ля-до и ля-до-ми-бемоль в G-dur и g-moll; при этом совпадают натуральное Ум53 мажора с Ум53 гармонического минора и натуральное Ум53 минора с Ум53 гармонического мажора).

Можно заметить также, что, т. к. трезвучие VII ступени разрешается в тоническую терцию, т. е. нижнюю терцию тонического трезвучия, в разрешении Ум53 на VII в натур. мажоре образуется большая терция, а в разрешении Ум53 на VII# в гармонич. миноре – малая терция. Т. к. уменьшенное трезвучие II ступени разрешается в верхнюю терцию тонического трезвучия, в разрешении Ум53 на II в натур. миноре образуется большая терция, а в разрешении Ум53 на II в гармонич. мажоре – малая терция.

В параллельных натуральных ладах совпадает по нотам натуральное уменьшенное трезвучие с его разрешением (в большую терцию), но находится данное построение на разных ступенях в натуральном мажоре и натуральном миноре.

В одноименных гармонических ладах уменьшенные трезвучия на вводных ступенях совпадают,то естьсовпадают их расположение (вводные ступени) и их звуки (но разрешаются, естественно, совпадающие в одноименных гармонических ладах уменьшенные трезвучия по-разному).Совпадает VII53натурального мажора и VII#53 гармонического минора; в мажоре, естественно, трезвучие седьмой ступени разрешается в мажорную тоническую большую терцию, в гармоническом миноре трезвучие седьмой повышенной ступени – в минорную тоническую малую терцию. Совпадает II53натурального минора и г.II53 гармонического мажора, в миноре, естественно, трезвучие второй ступени разрешается в большую терцию (верхнюю терцию минорного тонического трезвучия), в гармоническом мажоре трезвучие второй ступени, включающее VIb, – в малую терцию(верхнюю терцию мажорного тонического трезвучия).

Таким образом, уменьшенные трезвучия натуральных ладов разрешаются в большую терцию, а уменьшенные трезвучия гармонических ладов – в малую терцию.

 

Для слухового анализа– уменьшенное трезвучие с разрешением.

Если уменьшенное трезвучие разрешается в веселую большую терцию, то это Ум53 наVII(VII53) натурального мажора или на II(II53) натурального минора (звучит данное построение вне контекста весело).

Если уменьшенное трезвучие разрешается в малую терцию (малая терция звучит, как начало песни «Подмосковные вечера» – «не слышны в саду даже шорохи», слоги «не слыш») и звучание при этом не грустное, а светлое, то это Ум53 на II (г.II53) гармонического мажора.

Если уменьшенное трезвучие разрешается в малую терцию и звучание при этом грустное, то это Ум53на VII# (VII#53) гармонического минора.

Примечание. Почему при разрешении уменьшенного трезвучия гармонического мажора и уменьшенного трезвучия гармонического минора образуются малые терции, а звучат разрешения по-разному (светло в гармоническом мажоре и грустно в гармоническом миноре). Потому что при разрешении в м.3 уменьшенного трезвучия гармонического мажора верхний голос опускается на полутон, а при разрешении в м.3 уменьшенного трезвучия гармонического минора верхний голос опускается на тон.

Примечание. Аналогично определяем на слух местонахождение уменьшенной квинты (ум. 5 – интервал, тритон), являющейся крайними звуками Ум53. Если Ум53 разрешается в терцию с удвоением ее нижнего звука, то интервал ум. 5 (тритон) – просто в терцию. Аналогично, если ум.5 разрешается в большую терцию (что вне контекста звучит весело), то это натуральные лады, если в малую терцию и звучание при этом светлое, то это гармонический мажор, если в малую терцию и звучание при этом грустное, то это гармонический минор. Т. к. ув.4 (тритон) – это обращение ум.5 (тритон), то в случае с ув.4 все представляем в обращении, т. е.: если ув.4 разрешается в м.6 («Прекрасное далеко», в данном же случае вне контекста м.6 звучит мажорно) – это натуральные лады, если в б.6 («В лесу родилась елочка») и звучание при этом светлое – это гармонический мажор, если в б.6 и звучание при этом грустное – это гармонический минор (но необходимо еще помнить ступени, на которых находится ув.4 во всех этих случаях, см. тему «Интервалы»).

 

Задание теме: построить и спеть Ум53 в B-dur (Си-бемоль мажоре).

(здесь будет изображение)

 

 

Разрешение увеличенного трезвучия (не указано в теме билета). Как видно на схеме трезвучий натуральных и гармонических ладов, увеличенные трезвучия образуются только в гармонических ладах (т. к. интервал ув.5, являющийся крайними звуками Ув53, – характерный интервал, образующийся только в гармоническом виде лада); одно увеличенное трезвучие в гармоническом мажоре (на VIb) и одно увеличенное трезвучие в гармоническом миноре (на III, включает в себя VII#, т. к. минор гармонический). Увеличенное трезвучие разрешается по основному правилу разрешения, т. к. по этому правилу разрешаются все интервалы, входящие в его состав; среди них нет тритона,разрешающегося особым образом, увеличенная же квинта (крайние звуки) разрешается по основному правилу, как и все характерные интервалы.

Увеличенное трезвучие, как видно на схеме ниже, в гармоническом мажоре, находясь на VIb, разрешается вT64(тонический квартсекстаккорд), а в гармоническом миноре увеличенное трезвучие, находясь на III, разрешается в t6(тонический секстаккорд).

Увеличенное трезвучие в гармоническом До мажоре:

(здесь будет изображение)

Увеличенное трезвучие в гармоническом ля миноре:

(здесь будет изображение)

* Можно заметить, что увеличенное трезвучие включает в себя два устойчивых звука, в гармонич. мажоре – большую терцию, являющуюся нижней терцией T53, а в гармонич. миноре – большую терцию, являющуюся верхней терцией t53. В гармоническом мажоре неустойчивый звук увеличенного трезвучия – VIb, а в гармоническом миноре –VII#.При разрешении увеличенного трезвучия в гармоническом мажоре движется вниз нижний звук, приразрешении увеличенного трезвучия в гармоническом миноре движется вверх верхний звук.

Для слухового анализа по всей теме данного билета.

4 вида трезвучий.

Мажорное (Б53) – весело, минорное (М53) – грустно, эти два трезвучия – консонирующие.

Уменьшенное (Ум53) –резко, напряженно, драматично, увеличенное (Ув53) – удивленно, загадочно (не путать с минорным, в котором нет ни малейшего оттенка удивления). Эти два трезвучия – диссонирующие, т. к. крайние звукиУм53 – ум.5 (тритон), а крайние звукиУв53 – ув.5 (характерный интервал).

Как определить на слух обращения мажорного и минорного трезвучий. Мажор или минор – определяем по настроению. Звучит ли само трезвучие или его обращение – по чистой кварте, в самих трезвучиях нет кварты, они строятся по терциям, в секстаккорде кварта находится вверху, в квартсекстаккорде – кварта внизу. То есть, например, если звучит грустный аккорд с квартой вверху, это М6 (минорный секстаккорд), если звучит веселый аккорд с квартой внизу – Б64 (мажорный квартсекстаккорд).

Как определить диссонирующие трезвучия с разрешениями.

Про Ум53 см. подробно выше, в разделе «Для слухового анализа– уменьшенное трезвучие с разрешением», в разделе «Разрешение уменьшенных трезвучий». Кратко: если Ум53 разрешается в большую терцию, это натуральные лады (необходимо знать на какой ступени в таком случае оно находится в натур. мажоре и на какой в натур. миноре). Если Ум53 разрешается в малую терцию и звучание при этом светлое, это гармонический мажор (необходимо знать расположение Ум53 в данном случае), если Ум53 разрешается в малую терцию и звучание при этом грустное, это гармонический минор (необходимо знать расположение Ум53).

Разрешение увеличенного трезвучия (Ув53 – только в гармонических ладах). Если разрешение веселое – гармонический мажор, если разрешение грустное – гармонический минор. Кстати, при разрешении Ув53в гармоническом мажоре движется нижний звук, а при разрешении Ув53в гармоническом миноре движется верхний звук Необходимо помнить расположение Ув53в гармонических ладах, а также, что в гармоническом мажоре оно разрешается в T64 (тонический квартсекстаккорд), а в гармоническом миноре– в t6 (тонический секстаккорд).

 

Билет 2










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 306.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...