Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Главные и побочные трезвучия в тональности.




Задание к теме: спеть главные трезвучия с обращениями в D-dur.

I. Главные трезвучия лада.

Любой аккорд можно определить по структуре, т. е. по строению (4вида трезвучий по структуре – Б53 (мажорное), М53 (минорное), Ум53 и Ув53) и по функции (функция зависит от расположения трезвучия в ладу, т. е. от того, на какой ступени оно находится).

 

Полная функциональная система – совокупность главных и побочных трезвучий лада (а также и септаккордов) в их закономерных функциональных взаимоотношениях.

Рассмотрите схему трезвучий натурального мажора (C-dur), среди которых три трезвучия являются мажорными по структуре, три – минорными, одно – уменьшенным. Главные трезвучия мажора – трезвучия, звучание которых более всего отражает характер лада (мажор – веселый), т. е. трезвучия мажорные (Б53). Как видно на схеме, они строятся на I, IV и V ст.

Рассмотрите схему трезвучий натурального минора (c-moll), среди которых три трезвучия являются минорными по структуре, три – мажорными, одно – уменьшенным. Главные трезвучия минора – трезвучия, звучание которых более всего отражает характер лада (минор – грустный), т. е. трезвучия минорные (М53). Как видно на схеме, они строятся на I, IV и V ст.

Главные трезвучия лада (на I, IV и V ст.) имеют свои названия и обозначения.

Трезвучие на I ступени – тоническое.

В мажоре тоническое трезвучие является мажорным (Б53) по структуре и обозначается T53.

В миноре тоническое трезвучие является минорным (М53) по структуре и обозначается t53.

Трезвучие на IV ступени – субдоминантовое.

В натуральном мажоре субдоминантовое трезвучие является мажорным (Б53) по структуре и обозначается S53.

В гармоническом мажоре шестая ступень лада понижается (VIb), из-за чего изменяются аккорды субдоминантовой группы, в состав которых она входит. В гармоническом мажоре субдоминантовое трезвучие становится минорным (М53) по структуре и обозначаетсяг.s53 (маленькая буква s).

В миноре субдоминантовое трезвучие является минорным (М53) по структуре и обозначается s53.

Трезвучие на V ступени – доминантовое.

В мажоре доминантовое трезвучие является мажорным (Б53) по структуре и обозначается D53.

В натуральном миноре доминантовое трезвучие является минорным (М53) по структуре и обозначается d53.

В гармоническом миноре седьмая ступень лада повышается (VII#), из-за чего изменяются аккордыдоминантовой группы, в состав которых она входит. В гармоническом миноре доминантовое трезвучие становится мажорным (Б53) по структуре и обозначается D53.

! Чаще всего в аккордовых последовательностях в минорном ладу используется гармонический вид минора, т. е. звучит гармоническая доминанта в миноре(D53, D6, D64 с VII#, а такжеVII# включает D7 и его обращения и уменьшенный вводный септаккорд в гармоническом миноре).

!В заданиях всех билетов доминанта в миноре – гармоническая (с VII#).

 

Таким образом, главные аккорды лада – это главные трезвучия и их обращения:

в мажоре – T53, T6, T64; S53, S6, S64 (в гармоническом мажоре г.s53 г.s6, г.s64); D53, D6,D64;

в миноре – t53, t6, t64; s53, s6, s64;d53, d6, d64(в гармоническом миноре D53, D6, D64, употребляется чаще всего, натуральная же доминанта d53с обращениями встречается редко).

 

Местоположение главных трезвучий лада и их обращений (знать наизусть ступени!!!):

 

 

Главные трезвучия с обращениями в тональности строятся таким образом:нужно вспомнить, на какой ступени строится аккорд, затем из каких интервалов он состоит, например,требуется построитьD64 в Ре мажоре, местоположение данного аккорда – II. Квартсекстаккорды состоят из кварты и терции (кварта внизу, терция вверху). IIступень в Ре мажоре – ми, кварта от ми – ми-ля, терция от ля – ля-до. Получаем аккорд ми-ля-до, поем его, учитывая ключевые знаки Ре мажора (поем: ми-ля-до-диез; в записи знаки тональности должны стоять при ключе, возле нот же ставить знаки не нужно). Если мы строим доминантовые аккорды в миноре, то добавляем случайный знак, повышаем седьмую ступень лада, которая входит в состав доминантовых аккордов (как правило, доминанта в миноре – гармоническая, т. е., включающаяVII#, поэтому буква D в аккордовых цепочках в миноре– большая, см. ля минор гармонический на схеме выше).

*Обратите внимание:так как трезвучие имеет терцовое строение, т. е. ноты в нем располагаются через одну, то основной вид аккорда (трезвучие) и его обращения будут, следовательно, располагаться через одну ступень, потому что секстаккорд строится от среднего звука трезвучия, а квартсекстаккорд – от верхнего звука трезвучия.Поэтому местоположение обращений главных трезвучий запомнить очень легко, например, если S53 строится на IV, S6 будет строиться на VI, а S64 – на I (через одну ступень).

 

Функциональные взаимоотношения главных функций лада – тоники, субдоминанты и доминанты.

Тоника – устой. Свойство доминанты – сильное притяжение к тонике, поэтому она звучит очень ярко, стремясь к устою. Субдоминанта тяготеет к тонике менее активно.

3 типа аккордовых оборотов, включающих главные функции лада – тонику, субдоминанту и доминанту:

1) Плагальный оборот: (T) – S – T;

2) Автентический оборот: (T) – D – T;

3) Плагальный оборот: (T) – S – D – T.

 

Определение на слух аккордовых оборотов (плагальный, автентический, полный).

Лад (мажор/минор) легко определить по звучанию тоники (веселая/грустная тоника), которая всегда завершает оборот и часто его начинает. Типы аккордовыхоборотов(включающих главные функции) в тональности определяются на слух по функциональным взаимосвязям между аккордами. Что же касается структуры аккордов, в натуральном мажоре,например, все три главных трезвучия и их обращения являются мажорными (Б53, Б6, Б64), поэтому в данном случае структура не может подсказать нам тип оборота; но, к примеру, в гармоническом мажоре субдоминантовое трезвучие и его обращения становятся минорными по структуре (М53, М6, М64), что может нам подсказать наличие субдоминанты (гармонической) в аккордовом обороте (плагальном или полном) гармонического мажора.

Плагальный оборот звучит мягко, не отличается утвердительным характером.

 

Автентический оборот звучит ярко, утвердительно, благодаря сильному тяготению доминанты в тонику.

 

 

Полный оборот включает все три главные функции лада.

Функции Sи D в полном обороте могут звучать только в порядке S– D (в классической музыке), но не наоборот; логика гармонического движения (т. е. логика последования аккордов) заключается в том, что более яркие функционально гармонии (аккорды), которые активнее тяготеют в тоническому центру, следуют за более «слабыми» в функциональном смысле, таким образом, гармоническое напряжение в аккордовой цепи нарастает, после чего аккорд, сильнее всего тяготеющий к тонике в данной цепи гармоний, наконец, разрешается в нее.

 

Желательно помнить плавные соединения аккордов главных функций, см. схемы выше наданной странице. Помнить, с каким из обращений субдоминантового (или доминантового) трезвучия плавно соединяется тоника в виде трезвучия и как соединяется плавно тоника в виде секстаккорда и квартсекстаккорда с субдоминантой и с доминантой. Запомнить плавные соединения аккордов главных функций лада на самом деле очень просто. Представьте себе ряд сменяющих друг друга видов аккорда: 53, 6, 64; 53, 6, 64;53, 6, 64… и так далее. Так вот, тоника плавно соединяется с субдоминантой предыдущего вида, т. е. если тоника имеет вид трезвучия, она плавно соединится с субдоминантовым квартсекстаккордом, если тоника имеет вид секстаккорда, она плавно соединится с субдоминантовым трезвучием и т. д. Тоника же с доминантой плавно соединятся, если взять доминанту последующего вида, т. е. если тоника имеет вид трезвучия, она плавно соединится с доминантовым секстаккордом, если тоника имеет вид секстаккорда, она плавно соединится с доминантовым квартсекстаккордом и т. д.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 761.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...