Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

II. Побочные трезвучия лада.




Три трезвучия лада (на I, IV и V ст.) называются главными, остальные четыре трезвучия (на прочих ступенях: II, III, VI, VII) – побочные. Побочные трезвучия относятся по функции либо к субдоминантовой, либо к доминантовой группе.

К субдоминантовой группе относятся побочные трезвучия, в состав которых входят 2 звука субдоминантового трезвучия, находящегося на IV.ЭтоVI53 и II53.

К доминантовой группе относятся побочные трезвучия, в состав которых входят 2 звука доминантового трезвучия, находящегося на V.ЭтоIII53 и VII53.

Как видно на схеме ниже, если расположить все трезвучия лада по терциям, тотри трезвучия, находящиеся ниже от тонического будут относиться к субдоминантовой группе, а три трезвучия, находящиеся вышетонического – к доминантовой группе.

(здесь будет изображение)

 

 

На схеме видно, что в VI53иII53 входят по 2 звука субдоминантового трезвучия, а в III53VII53 – по 2 звука доминантового трезвучия.

 

Функциональная яркость аккордов лада определяется степенью контраста их звукового состава по отношению по тонике (звукам тонического трезвучия).

Наиболее контрастны к тонике (и сильны в функциональном смысле) аккорды, которые не содержат с ней общих звуков.В субдоминантовой группе наиболее яркий, сильный аккорд – II53, в доминантовой группе – VII53.

Классической степенью функционального контраста обладают те трезвучия, которые имеют один общий звук с тоникой (тоническим трезвучием), – это IV53 (субдоминантовое трезвучие) и V53 (доминантовое трезвучие), они являются основными представителями функций субдоминанты и доминанты.

Наименее контрастны к тонике (тоническому трезвучию) трезвучия, которые имеют с ней два общих звука, – это VI53 в субдоминантовой группе и III53 в доминантовой группе, поэтому они слабо выражают свои функции (субдоминантовую (VI53) и доминантовую (III53)). К тому же VI53 в натуральном мажоре является тоникой параллельного минора, а III53 в натуральном миноре – тоникой параллельного мажора (то есть они могут восприниматься в данных ладах как параллельные тоники, появление этих трезвучий может вызвать эффект ладовой переменности;вспомните: параллельно-переменный лад – лад основанный на общем наборезвуков параллельных тональностей, в котором тоники мажора и параллельного минора главенствуют попеременно).

Различная степень интенсивности контраста с тоникой, различная функциональная «сила» аккордов определяет и закономерность их последования. Для гармонического движения характерна тенденция к усилению функциональной яркости, поэтому более «слабый» представитель функции тяготеет к переходу в более «сильный». Например, в субдоминантовой группе возможны последовательности:

VI53 → IV53 (собственно субдоминанта),

IV53 (собственно субдоминанта) → II53,

VI53→IV53→II53,

VI53→II53.

Чаще всего из побочных трезвучий употребляются побочные трезвучия субдоминантовой группы (не употребляются побочные трезвучия, по структуре являющиеся уменьшенными, например, II53 (Ум53) в миноре).

См. примеры аккордовых последовательностей ниже.

(здесь будет изображение)

 

Задание теме: спеть главные трезвучия с обращениями в D-dur (Ре мажоре).

(здесь будет изображение)

 

Билет 3

Септаккорд. Доминантовый септаккорд и его обращения.

Задание к теме: спеть D7 с обращениями в Es-dur.

I. Септаккорд.

Септаккорд – это аккорд из 4 звуков, расположенных по терциям (т. е. через одну ступень). Называется он септаккордом потому, что между крайними его звуками образуется интервал септима.Поэтому в обозначении септаккордов пишут маленькую цифру 7 внизу.

Звуки септаккорда называются: прима (основной тон, нижний звук), терция (терцовый тон), квинта (квинтовый тон), септима.

Все септаккорды являются диссонансами, т. к. в их состав входит диссонирующий интервал септима (между крайними звуками).

II. Доминантсептаккорд.

Наиболее широко употребляющийся септаккорд – септаккорд Vступени (строящийся на V ступени в ладу) – доминантовый септаккорд (чаще его называют одним словом – доминантсептаккорд).Обозначение – D7.

Он имеет одинаковую структуру в мажоре и гармоническом миноре (в гармоническом миноре в его состав входит VII#). Структуру его можно представить так: к доминантовому трезвучию, находящемуся на V ст. (а доминантовое трезвучие в мажоре и гармоническом миноре – Б53) добавляется еще один звук на расстоянии малой терции. Поэтому структура доминантсептаккорда: Б53 + м.3 (т. е. б.3 + м.3 + м.3).Между крайними звуками доминантсептаккорда образуется м.7 (малая септима).

Звучит доминантсептаккорд очень ярко, т. к. структура его: б.3 + м.3 + м.3; т. е. две нижние его терции образуют мажорное трезвучие (Б53), а две верхние терции – уменьшенное трезвучие (Ум53).

Септаккорды требуют после себя разрешения, т. к. содержат септиму (между крайними звуками), требующую разрешения; доминантсептаккорд содержит в себе также уменьшенное трезвучие (включающее тритон ум.5), за которым всегда следует разрешение.Притяжение D7и его обращений (диссонирующей доминанты) к тонике еще сильнее, чем притяжение D53 и его обращений (консонирующей доминанты) к тоническому центру.

По разрешению доминантсептаккорда (D7) или его обращения в тонику (мажорную или минорную) можно на слух определить, в каком ладу (мажоре или гармоническом миноре) он (или его обращение) находится. Если же D7 или его обращение звучит без разрешения, то сказать, в каком ладу находится данный аккорд, мы не можем, т. к. структура его в мажоре и гармоническом миноре одинакова.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 303.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...