Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Интегрирующая функция философии




Философия выполняет свою интегрирующую функцию, с одной стороны, путем формирования культуры мышления, благодаря чему вырабатывается диалектический характер частнонаучного мышления, используются философские категории во всех научных дисциплинах, вносится в контекст исследования наиболее общее представление о единстве мира и т.п., с другой - посредством серии интеграторов разной степени общности, когда философия принимает участие в создании связующих, синтетических, проблемных наук, частнонаучных картин мира и т.д. Таким образом, философия выступает самым общим интегратором, включающим в себя как внутринаучную интегрирующую функция, так и социокультурную интегрирующую функцию. Ведь она нацелена на интеграцию разобщенных различных сфер общественной жизни, уровней социальной организации и социальных структур, порожденных взаимной отчужденностью материального производства и духовной культуры, умственного и физического труда, идеологии и науки, искусства и науки. Значимость интегрирующей функции философии в глобальном плане заключается также и в том, что дальнейшее развитие мировой цивилизации, фрагментированной на ряд локальных цивилизаций, с необходимостью требует преодоления разобщенности человечества по экономическому, классовому, национальному, расовому и государственному основаниям.

Логико-гносеологическая функция философии

Логико-гносеологическая функция философии состоит, как известно, в разработке самого философского метода, его нормативных принципов, а также в логико-гносеологическом обосновании тех или иных понятийных и теоретических структур научного знания. Производство знания, необходимого для совершенствования элементов всеобщего метода, сочетается с применением его для развития общенаучных методов познания, например, системного подхода, метода моделирования. Использование в построении научных теорий принципов диалектики как логики означает включение в состав их логических или гносеологических оснований. Ведь научные дисциплины специально не занимаются изучением форм мышления, его законов и логических категорий, однако, им приходится постоянно сталкиваться с необходимостью выработки логико-методологических средств, которые позволяли бы в процессе познания «отходить» временно от объекта, чтобы в итоге «прийти» к нему, обогащая тем самым свое истинное о представление нем. Научные дисциплины не могут нормально функционировать и развиваться без опоры на логику, гносеологию и всеобщую методологию познания. Эту функцию выполняет диалектика как логика, ибо только диалектическое мышление способно адекватно «схватить», отразить вечно изменяющийся мир. Если общая гносеология показывает возможность и необходимость адекватного научного познания объекта, то диалектика как логика вместе с другими логиками (формальной, математической, нечеткой логикой) способствует достижению этой адекватности. Она разрабатывает средства наиболее полного, точного отражения развивающейся, непрерывно изменяющейся сущности объекта. Диалектика задает общие ориентиры познавательной деятельности в различных областях теоретического естествознания и обществознания, а разработка диалектико-логических принципов познания, проводимая в тесном единстве с обобщением новейших достижений методологии естественных и общественных наук, придает практическую значимость общеметодологической функции философии.

10. Критическая функция. Эта функция заключается в обосновании мысли о необходимости критического отношения к действительности. Мир, в котором мы живем, противоречив. Общество соткано из противоречий, а все противоречия в обществе так или иначе находят свое выражение в противоречиях между людьми. Человек – существо многомерное. Удовлетворить все потребности человека так же невозможно, как невозможно было остановиться старухе в знаменитой сказке А.С. Пушкина. Философия по природе своей критична. Она не признает вечных идеалов. Она в определенном смысле возмутитель спокойствия человеческой души. Ярким примером могут служить философствование античного Сократа, который заставлял слушателей быть бескомпромиссными к своим недостаткам. В тексте пособия можно найти массу других иллюстраций: Бруно, Кант, Маркс, Чаадаев и др. Критическая функция проявляется в том, что философия сквозь свое «сито» просеивает накопленный духовный материал, отбрасывая в духе времени отжившие учения, взгляды и так далее.

11. Прогностическая функция. Эта функция выражается в выработке гипотез, «эскизов», в развитии тех или иных природных или общественных реалий. Философия делает своего рода «интеллектуальную разведку» в будущее, вовлекая в этот увлекательный и трудный процесс интеллектуальную элиту человечества. Подобная «интеллектуальная разведка» помогает сформулировать цель нашей деятельности. Ведь всегда звучат актуально вопросы: куда мы идем? каковы перспективы современной цивилизации? стоит ли ради этого жить? В этой части философия сродни научно-фантастической литературе. Различие лишь в том, что философия делает разведку на уровне построения теоретических моделей. В прогностической функции сильно развит игровой момент.

Для понимания сущности философии и ее места в системе культуры В.С. Поликарпов[14] выделяет восемь граней философии:

Первая грань философии – это научная философия, что обусловлено генезисом философских учений в древних Индии, Китае, Египте, Древней Греции.

Вторая грань философии – это идеология, которая, как обычно считается, имеет вненаучный характер, ибо она определяется как отражение общественного бытия сквозь призму социально-групповых или классовых интересов.

Третья грань философии представляет собой художественное освоение действительности, т.е. она является искусством с присущей ему спецификой познавательной деятельности. 

Четвертая грань философии, возникшая в результате взаимодействия специализированных сфер культуры философии и религии, носит трансцендирующий характер.

Пятая грань философии связана с ее взаимодействием с такой специализированной сферой культуры, как право, что проявляется в форме правосознания.

Шестая грань философии возникает при взаимодействии таких специализированных сфер культуры, как философия и экономика, где для последней существенное значение имеет соотношение традиций и инноваций в ее развитии.

Седьмая грань философии представляет собой философию повседневной жизни, множеством нитей связанной с неспецифическим пластом культуры и специализированными сферами культуры.

Восьмая грань философии неразрывно связана с ее взаимодействием прежде всего с такой сферой культуры, как физическая культура, составной частью которой является спорт, чьей основой служит игровая деятельность (речь идет о философии игры).

 

Темы рефератов и докладов

1. Основные компоненты мировоззрения и его роль в жизнедеятельности человека.

2. Специфика философского знания.

3. Взаимоотношение философии и частных наук.

4. Философия в системе культуры.

 

Литература

1. Бибихин В.В. Философия и религия//Вопросы философии. 1992. №7.

2. Золотухина-Аболина Е.В. Страна философия. Ростов-на-Дону. 1995.

3. Каган М.С. Философия как мировоззрение//Вопросы философии. 1997. №9.

4. Канке В.А. Философия: Учебник для вузов. Введение М., 2002.

5. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М., 1990.

6. Мир философии: Кн. Для чтения. В 2-х частях/Сост. П.С. Гуревич, В.И. Столяров. М., 1991.

7. Налимов В.В. Размышления о путях развития философии//Вопросы философии. 1993. №9.

8. Никифоров А.Л. Является ли философия наукой?//Философские науки. 1989. №12; 1990. №1-4.

9. Ортега-и-Гассет. Что такое философия? М., 1991.

10. Поликарпов В.С. Введение в философию. Уч. пос. для студ. техн. вузов. Ростов-на-Дону – Таганрог. 2003.

11. Степин В.С. Философия и образы будущего//Вопросы философии. 1994 №6.

12. Хайдеггер М. Что такое философия?//Вопросы философии. 1993. №8.

13. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии. С приложением: К. Маркс. Тезисы о Фейербахе. М., 1977.

14. Ясперс К. Философская вера//Смысл и назначение истории. М., 1991.



Тема 2. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

1. Особенности и основные этапы античной философии.

2. Античная натурфилософия. Милетская школа. Пифагорейская школа. Элейская школа. Гераклит. Демокрит.

3. «Золотой век» античности: софисты, Сократ, Платон, Аристотель.

4. Основные направления в философии поздней античности: эпикуреизм, стоицизм, неоплатонизм.

 

Ключевые понятия:

Атараксия– отсутствие волнений, идеальное душевное состояние, к которому стремится человек.

Демиург– термин, введенный в философию Платоном для обозначения “творца” Вселенной.

Логос(греч. logos – слово, понятие, разум, разумное основание, закон) – понятие, употреблявшееся главным образом в античной и средневековой философии, означавшее всеобщий закон бытия, а также мнение, мысль, разум, внутреннее поведение, решение.

Форма – сущность вещи, ее структура.

Эйдос – то же, что идея, но более образное.

Энтелехия(греч. enteles – совершенный, законченный и echo – обладаю, имею) – понятие, употребляемое Аристотелем и означающее достигнутую посредством действия цель, а также деятельное, формирующее начало. У Аристотеля это понятие связано также с понятием формы, которая обладает преобразующей силой по отношению к бесформенной, косной материи, неспособной самостоятельно превращаться в реальные вещи.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 385.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...