Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Индуктивный метод Ф. Бэкона




Фрэнсис Бэкон (1561-1626 гг.) – великий английский философ-материалист, политический деятель и писатель, современник королевы Елизаветы и поэта Шекспира. Отец его, Николас Бэкон, – лорд-хранитель печати. Бэкон окончил Кембриджский университет. В 1584 г. был избран в парламент. В 1586 г. Бэкон становится старшиной юридической корпорации. Он блестяще выступает на судебных заседаниях. Мечтает пробиться в большую политику, чтобы на этом поприще добиться богатства и почестей.

В 1587 г. на имя королевы Елизаветы он, угодничая, пишет меморандум, требуя казни Марии Стюарт. Королева его не заметила. Бэкон начинает усиленно заниматься творчеством. Книга «Опыты и наставления нравственные и политические» приносит ему литературную известность. Еще при жизни автора они выдержали девять изданий. В высших кругах власти к нему стали относиться благосклоннее. Однако это не принесло богатства. А он так мечтал стать богатым! Свою мечту он решил осуществить путем выгодной женитьбы, предложив руку и сердце богатейшей леди Гетгон, своей кузине, отличавшейся красотой, умом и капризностью. Однако леди Гетгон отказала бедному кузену и вышла замуж за богатого старика Кука. В глазах многих женщин бедность мужчины есть их величайший порок.

С восшествием на престол короля Якова I начинается бурная карьера Бэкона. С 1617 г. Бэкон становится лорд-хранителем печати при короле Якове I, затем лордом-канцлером, бароном Веруламским и виконтом Сент-Олбанским. В 1621 г. по настоянию парламентской оппозиции Бэкон был привлечен к суду по обвинению (не без основания) во взяточничестве. Бэкона приговорили к уплате 40 тысяч фунтов штрафа, заключению в Тауэр, лишению права занимать какие-либо государственные должности, заседать в парламенте и быть при дворе. Через два дня он был помилован королем, но на государственную службу не вернулся, полностью посвятив себя научной и литературной работе (которой занимался и в предшествующий период). Живя вновь в бедности, Бэкон полностью отдался литературно-философской деятельности. 2 апреля 1626 г. в холодную погоду, катаясь в экипаже с медиком короля, Бэкон разгоряченный вышел из экипажа и, занимаясь опытом над замораживанием курицы, сильно простудился. Через несколько дней он скончался.

На могиле соотечественники поставили памятник, изображающий философа, сидящего в задумчивой позе. Надпись на памятнике звучит несколько иронично: «разрешив все задачи тайн природы и гражданской мудрости, он умер, повинуясь естественному закону: все сложное подлежит разложению».

Уже в молодые годы философ вынашивал грандиозный план «Великого восстановления наук», к реализации которого стремился всю жизнь. Первую часть этого труда составляет новая, совершенно отличная от аристотелевско-схоластической, классификация наук. Она была предложена Бэконом уже в его труде «О преуспевании знания», а затем в дальнейшем была доработана, расширена и издана под названием «О достоинстве и усовершенствовании наук». Главное произведение Бэкона – его знаменитое методологическое сочинение «Новый Органон».

Философия Бэкона соединила в себе натуралистичное миросозерцание с началами аналитического метода, эмпиризм – с элементами теологических воззрений. Бэкон солидаризовался с материалистической традицией предшествующей философии и критиковал схоластику перипатетиков, мистику пифагорейцев, идеализм платоников, агностицизм скептиков. Античные натурфилософы привлекали Бэкона тем, что они понимали материю как активное начало; с особым одобрением воспринимал он атомистическую философию Демокрита.

Средневековой схоластической философии Бэкон противопоставил доктрину «естественной» философии, базирующейся на опытном познании. Бэкон критикует и рационалистов, и эмпириков.

«Те, кто занимались науками, были или эмпириками или догматиками. Эмпирики подобно муравью только собирают и пользуются собранным. Рационалисты подобно пауку из самих себя создают ткань. Пчела же избирает средний способ, она извлекает материал из цветов сада и поля, но располагает и изменяет его собственным умением. Не отличается от этого и подлинное дело философии. Ибо она не основывается только или преимущественно на силах ума и не откладывает в сознание нетронутый материал, извлекаемый из естественной истории и из механических опытов, но изменяет его и перерабатывает в разуме. Итак, следует возложить добрую надежду на более тесный и нерушимый (чего до сих пор не было) союз этих способностей (то есть опыта и рассудка)».

По Бэкону познание начинается с чувственных показаний, с восприятий внешнего мира, но последние, в свою очередь, нуждаются в экспериментальной проверке, в подтверждении и дополнениях. «Непосредственному восприятию чувства самого по себе, – писал он, – мы не придаем много значения, но проводим дело к тому, чтобы чувство судило только об опыте, а опыт – о самом предмете». «Самое лучшее из доказательств есть опыт, если он коренится в эксперименте», – продолжает он ту же мысль.

Бэкон утверждал, что опыты должны ставиться по индуктивному методу: индукция – это необходимая для наук, опирающаяся на показания органов чувств форма доказательства и метод познания природы. В дедукции порядок движения мысли от общего к частному, в индукции – от частного к общему.

Весь объем эмпирического индуктивного исследования, по Бэкону, включает в себя пять этапов, которые оформляются в таблицы: таблица присутствия (перечисление всех случаев встречающегося явления); таблица отклонения или отсутствия (сюда заносятся все случаи отсутствия того или иного признака, показателя в родственных предметах); таблица сравнения или степеней (сопоставление увеличения или уменьшения данного признака в одном и том же предмете); таблица отбрасывания (исключение отдельных случаев, которые не встречаются в данном явлении, не типичны для него); таблица «сбора плодов» (формирование вывода на основе того общего, что имеется во всех таблицах).

Итак, правила познания, по Бэкону, таковы:

во-первых, через изучение множества единого мы должны выявить повторяющееся, устойчивое, общее для всех единичных объектов данного класса и только затем можно приступить к формулировке аксиом, теории;

во-вторых, для обнаружения повторяющегося, устойчивого, общего обязательно необходим эксперимент;

в-третьих, чтобы избежать ошибки в теории, надо при наблюдении и эксперименте стремиться обнаружить те признаки, которые противоречат предварительному обобщению.

Наблюдения, эксперимент, индукция дают нам знания о природе. Суммарные знания переплавляются в науку. Ценность науки в том, что она помогает вырвать у природы искомые богатства. «Знание – сила», – доказывал Бэкон. Однако эксперимент и индукция недостаточны для нахождения истины. Надо еще научиться преодолевать субъективные недостатки самого субъекта познания. Их Бэкон назвал «идолами». Идолы – это ряд типичных путей, вступив на которые человеческий ум систематически впадает в пагубные интеллектуальные заблуждения. Бэкон выделил четыре идола:

1. «Идолы рода» – склонность к ошибкам у всего рода человеческого.

2. «Идолы пещеры» – личные слабости человека.

3. «Идолы рынка» – заблуждения, заложенные в языковых формах общения.

4. «Идолы театра» – заблуждения от систем или школ мышления, насаждаемые обществом.

Бэкон разграничивал области научного познания и религиозной веры, считая, что религия не должна вмешиваться в дела науки, но он принимал христианство как религию откровения, видя в нем одну из связующих сил общества.

Свои научные идеи Бэкон страстно пропагандировал в утопической повести «Новая Атлантида». В ней Бэкон изложил проект государственной организации науки. Прерогативу «Дома Соломона» (научно-технического центра утопического общества) составляет не только организация и планирование научных исследований и технических изобретений, но и распоряжение производством и природными ресурсами страны, внедрение в хозяйство и быт достижений науки и техники.

Бэкон описывает, что ученые «Дома Соломона», применяя индуктивный метод, сделали множество достижений. Среди них создание камер для получения сверхвысоких и сверхнизких температур, получение искусственных молний, применение в производстве энергии Солнца, создание искусственных органов для живых организмов, выведение новых пород, создание скоростных видов транспорта (летательных аппаратов, подводных лодок) и многое другое.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 195.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...