Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Философия и наука, философия и религия, философия и искусство




М.А. Дедюлина, В.А. Ивлиев, Е.В. Папченко

 

Основы философских знаний

(материал к семинарским занятиям)

 

Для студентов всех специальностей

 

 

Таганрог 2005



Я73

М.А. Дедюлина, Ивлиев В.А., Папченко Е.В. Основы философских знаний (материал к семинарским занятиям). Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2005. – 272 с.

 

В учебно-методическом пособии дается изложение основных философских проблем в соответствии с Госстандартом РФ. Пособие предназначено для студентов всех специальностей для подготовки к семинарским занятиям по философии.

Библиография: наименований.

 

 

Рецензент: канд. филос. наук, доцент кафедры истории и философии О.В. Шипелик.

 

 

ISBN 5-83-27-0047-3       © Дедюлина М.А., 2005

© Ивлиев В.А., 2005

                                          © Папченко Е.В., 2005

 



Тема 1. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ

 

1. Определение философии.

2. Философия и наука, философия и религия, философия и искусство.

3. Основные разделы философии.

4. Основные функции философии.

 

Определение философии

У философии – свой особый подход к предмету, отличающий философское мышление как от житейски-практического, так и от естественно-научного. Так же как математик ставит вопрос, что такое единица, и дает довольно-таки сложное определение этого, казалось бы, простейшего понятия, – так и философ с глубокой древности задается вопросом: что такое бытие? Что значит быть? В самом деле, размышлять над тем, что в повседневном обиходе кажется само собой понятным, – значит усомниться в правомерности и достаточности повседневного подхода к вещам. Когда и почему такое сомнение становится возможным? Видимо, тогда, когда в общественной жизни и в общественном сознании возникают серьезные противоречия и конфликты, которые не поддаются разрешению с помощью традиционных убеждений и верований, связанных с мифологией. Так возникает потребность различения того, что общепринято (мнение), и того, что истинно на самом деле (знание). Оно рождается вместе с философией, и не удивительно, что философия с самого начала выступает как критика обычая, обычного права, обыденного сознания, традиционных норм нравственности и традиционных ценностей. Например, первые греческие философы выступили как критики традиционной греческой мифологии, прежде всего Гомера, обвиняя мифологию, в логической непоследовательности и безнравственности. Весь драматизм истории философии – а историческая судьба философов нередко драматична, подчас даже глубоко трагична – коренится в отношении философа к традиции – религиозной и нравственной, культурной и художественной, политически-правовой, наконец, к традиционным формам быта и образа жизни. С одной стороны, философ ставит все это под вопрос, но делает это для того, чтобы докопаться до подлинных корней, из которых растет сама эта традиция; в этом и состоит смысл его вопроса: что значит быть? Что такое «бытие»? Дав ответ на этот главный вопрос, и начиная положительное строительство, философ в той или иной форме, в той или иной мере опирается опять-таки на те представления, которые он сам впитал с молоком матери, с обычаями и нравами своего народа.

Все вышеперечисленное характеризует учение философа либо положительно, либо отрицательно, а чаще всего одно – положительно, другое – отрицательно: какие-то из традиционных жизненных ориентиров философ поддерживает, углубляет и обосновывает; другие – изменяет, корректирует; третьи – отбрасывает как вредные заблуждения и предрассудки. Но это все – разные формы зависимости мышления философа от родной ему культуры.

Таким образом, появляется напряжение между философским мышлением и традиционными формами знания и верования. У одних философов преобладает первый момент, и тогда они выступают как разрушители традиции, у других – второй момент, и они стремятся обновить традиционные нормы, дав им новое объяснение.

Философия, таким образом, с самого начала глубоко укоренена в жизненном мире человека; и какими бы отвлеченными ни представлялись рассуждения философов, они не случайно всегда завершаются учением о том, как следует человеку жить, в чем смысл и оправдание его деятельности. Не случайно, потому что с этих жизненно-непреложных вопросов, в сущности, и начинается философское размышление.

Естественно, однако, возникает вопрос: какая общественная ситуация, какие сдвиги в культуре способствуют появлению философии? Например, в античной Греции философия формируется в тот период, когда смысл человеческой жизни, ее привычный строй и порядок оказываются под угрозой. И не только возникновение, но и расцвет философии в те или иные исторические периоды, как правило, обусловлен глубоким социальным кризисом, когда человеку становится трудно, а подчас и невозможно жить по старым образцам, когда прежние ценности теряют свое значение и остро встает вопрос: как быть дальше? Что касается генезиса философии в Древней Греции, то она складывается во время (VI в. до н.э.), когда прежние традиционно-мифологические представления античного общества обнаруживают свою недостаточность, перестают выполнять свою мировоззренческую функцию. По самому существу своему мифология греков – создание воображения: именно с помощью воображения древнегреческое сознание пыталось открыть тайны мироздания. А у воображения свои законы, отличные от тех, которыми управляет мышление. Греческие мифы прекрасны, пластичны, но при этом лишены той однозначности, доказательности и непреложности, какая свойственна науке или морали. В них всегда присутствует элемент игры, поэтому древний грек и верит, и не верит в свои мифы, – он относится к ним всегда немножко эстетически. Греческая религия – это политеизм – антропоморфные существа, могучие и бессмертные, но власть их над миром не безгранична: сами боги, как и люди, подчиняются судьбе; последняя есть слепая и грозная, неотвратимая сила, уклониться от которой не дано никому. Таким образом, греческие боги не отделены от людей непроходимой пропастью: они, как и люди, обуреваемы страстями, могут быть как доброжелательными, так и коварными, враждуют и ссорятся между собой, заключают союзы, влюбляются друг в друга и в смертных, плетут интриги, в которые нередко втягивают и людей. Боги блюдут справедливость и стоят на страже всех принятых в обществе установлений.

Термин «философия» в переводе с греческого языка означает «любовь к мудрости (phileo – люблю, sophia – мудрость). Слово «философия» впервые употребил греческий мыслитель Пифагор. Греки считали, что высшей мудростью владеют только боги, человек же пытливым разумом стремится сравняться по мудрости с богами. Каков же смысл понятия «мудрость»? В словаре С.И. Ожегова говорится: «Мудрость – глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт». Мудрость – это спрессованный опыт человечества в искусстве жить. Мудрость – это ответ на величайшие тайны природы, которые определяют смысл жизни человека. Мудрость есть сплав Истины, Добра, Красоты. Философия с этой точки зрения есть любовь к истине, и стремление к ней, и овладение ею, и умение использовать в жизни полученную мудрость, и любование этой мудростью, и боязнь прослыть немудрым. Любовь к мудрости не приемлет невежество, порок, безобразное. На каждой новой ступени развития общества и его духовной культуры философия по-новому стремится ответить на вечные вопросы: каков мир? что есть человек? какое отношение между человеком и миром? что человек может знать? что он должен делать? на что он может надеяться? в чем смысл и предназначение его жизни? Ответы на эти и подобные вопросы философы дают по-разному. У каждого философа-исследователя возникает свое целостное видение указанных вопросов. В связи с этим возникают разные философские учения и разные определения философии. Причем каждый мыслитель опирается на определенную традицию. Например, Гегель подчеркивал, что философия есть эпоха, схваченная в мысли. В словаре, составленном ростовскими учёными[1] дано такое определение: «Философия – синтетическая форма общественного сознания, объединяющая в себе научно-теоретический и духовно-практический способы освоения человеком мира. Ее цель – поиск высших смыслов и ценностей, предельных оснований бытия и познания, выработка стратегии свободной человеческой жизнедеятельности». В учебнике по философии Московского университета[2] предмет философии определяется так: «Предметом философии является всеобщее в системе «мир – человек». Эта система при первичном подразделении распадается на две относительно противоположные, но взаимосвязанные подсистемы – «мир» и «человек». Каждая из сторон, в свою очередь, подразделяется на уровни, а взаимоотношения между этими сторонами – на четыре аспекта: онтологический, познавательный, аксиологический, духовно-практический». И далее: «Философия – это система взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру». В недавно вышедшем «Новейшем философском словаре» в статье «Философия», автором которой является В.С. Степин, сказано: «Философия – особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех её основных проявлениях. Философия стремится рациональными средствами создать предельно обобщенную картину мира и места человека в нем»[3]. В энциклопедическом словаре Ю.Г. Волкова, В.С. Поликарпова дается следующее определение философии: «Философию можно все-таки определить как рефлексию о многообразии человеческого опыта, как рациональное, методическое и систематическое рассмотрение величайших тем, касающихся существования человека»[4].

На протяжении многовековой истории философии ее содержание изменялось. C древности и до наших дней предметом философских размышлений являются «начальные», «предельные» основания, самые общие и глубокие идеи и принципы, из которых человек должен исходить в своей жизни и деятельности, в понимании окружающей действительности и в отношении к ней. Приведем примеры философских идей и принципов:

· идея вечности материального мира и противоположная ей идея божественного творения;

· принцип детерминизма (причинной обусловленности всех явлений) и противостоящий ему принцип индетерминизма (признание существования беспричинных явлений);

· принципы познаваемости или, наоборот, непознаваемости бытия;

· идеалы гуманизма, свободы, равенства, правдивости и др.

Философские принципы нередко противоречат друг другу (что видно из приведенных примеров). Какие из них принять, а какие отвергнуть? О любой философской идее можно сказать что-то и «за» и против». В конце концов, каждый должен определить свое отношение к ней сам. Но при этом надо еще учесть, что между философскими идеями существует логическая взаимосвязь. Признание какой-либо одной из них ведет к необходимости согласиться с какими-то другими и отбросить третьи. Поэтому вопрос о выборе своей позиции по отношению к той или иной философской идее оказывается связанным с целым рядом других вопросов. Таким образом, чтобы решать философские, проблемы, приходится создавать целостные логические системы философского знания – учения, концепции, теории. В них по-разному осмысливаются постановка и решение философских проблем, содержание философских принципов, их взаимосвязь и т.д. Развитие философии протекает в идейной борьбе между различными философскими системами.

Исходя из сказанного, можно дать краткое определение философии: философия есть область познания, в которой рассматриваются исходные, наиболее общие принципы понимания действительности. Следует иметь в виду, что данное определение слишком кратко, чтобы дать достаточно ясное и полное представление о сущности философии. Философия очень сложна и разнообразна по своему содержанию и формам, так что кратко определить ее невозможно. Какого-то одного, общепринятого определения в философии не существует.

Принципиальная особенность философского мышления в том, что оно никогда не останавливается на достигнутом. Дойдя до самых, казалось бы, «предельных» «последних» оснований какого-либо знания, оно подвергает их дальнейшему критическому обсуждению и стремится добраться до еще более глубоких основ. То, что в житейском опыте, религии, морали, искусстве, науке принимается за несомненную и непоколебимую истину, для философии часто служит лишь отправным пунктом размышлений. Поэтому в философии есть место для самой разнообразной тематики исследований. Философия способна расцвести на любом «кусте» человеческой мысли, если только дело доходит до познания его корней.

Философия есть продукт и наиболее яркое воплощение одного из самых замечательных свойств человеческого разума – его свободы. Разум не признает границ, которые стесняли бы его свободу, сдерживали бы его деятельность. На этой свободе основано само существование разума. Остановившийся в своем движении, переставший мыслить разум мертв. А живой разум постоянно ставит перед собой все новые и новые вопросы, подвергает критике свои собственные ответы на них и стремится выйти за пределы всего, что становится ему известно. Эта работа человеческого разума и приводит человека к постановке философских проблем.

Философское мышление не удел избранных. В большей или меньшей мере с философскими проблемами сталкиваются все. Начать философствовать легко, это может сделать и время от времени делает, наверное, каждый. Гораздо труднее продолжать. И еще труднее довести философское исследование до критического анализа того, что кажется само собой разумеющимся, до выхода за рамки общепринятых стандартов мысли. Но зато это освобождает человеческую личность от плена предубеждений и предрассудков, от внешнего насилия над ее умом.

Философия не столько дает человеку новое знание о тех или иных явлениях, сколько ведет к более глубокому пониманию жизни и отношения, человека к окружающей его действительности; к совершенствованию его способа видения мира. Занятия философией вырабатывают навыки свободного творческого мышления, воспитывают вкус к нему. А это помогает человеку добиваться успехов врешении самых различных жизненных и профессиональных задач.

В новой книге В.С. Поликарпова «Введение в философию» дается краткое, но очень емкое определение философии: «философия есть самосознание культуры». С позиции такого понимания написаны все разделы экспериментального учебного пособия. Это пособие, как отмечает автор, следует читать внимательно и вдумчиво.

Данное краткое определение можно пояснить следующим образом. Для уяснения более строго понятия о философии необходимо решить следующие задачи:

· определить особенности в ряду различных форм культуры;

· связать существование философии с определенными потребностями человеческого духа и культуры;

· определить общественные функции философии;

· учесть историческое многообразие философии

Очевидно, что философия занимает определенное место в ряду различных форм культуры, к числу которых относится искусство, религия, право, наука и др. Философия отвечает определенным потребностям человеческого духа. Она появляется там, где возникает особая потребность в ней, а отсутствие ее не говорит об уровне достижений культуры.

Предмет философии можно также определить как знание о знании, а точнее как рефлексия человека и человечества на свою культуру.

Попытаемся подойти к анализу определения философии как области знания через выяснения ее предмета. История философии дает достаточно оснований для такой попытки. Если трактовать философию как вид, форму знания, то ее понимают как науку. Существуют попытки определить ее предмет через мир как целое. Но это скорее некоторое неопределенное представление и в этом смысле метафора, чем характеристика предметности. Вопрос о предмете философии не может быть решен непосредственно указанием на предметную область.

Возникает дилемма: либо философия не имеет предмета, и тогда она не есть знание, либо, поскольку она все же занята постижением мира, предмет у нее особенный, не составляющий непосредственно какую-либо предметную область реального мира.Но тогда для того чтобы выяснить, чем она занимается, надо сначала выяснить, что такое философия.

Существование философии определяется человеческой историей. Начиная с VI-V вв. до н.э. в Древней Индии, Древнем Китае и Древней Греции к философии относили вопросы:

· об устройстве Космоса;

· об истинности человеческого знания;

· о том, что такое добро, красота и т.п.

Обычно личности, изучающие эти проблемы, имели репутацию мудрецов, носителей подлинного знания, а вовсе не конкретно-предметного, которое считалось низшим по рангу в сравнении с философским знанием. Отсюда можно предполагать, что расхожие представления о философии как о знании относительно неких лишь умозрительно постигаемых объектов, бытие которых лежит по ту сторону повседневной жизни и повседневных вопросов, в чем-то неверны. Содержание философии – реальный мир жизни, действия и познания людей. И отличие ее от конкретно-научного знания не в самом предмете, но в ином, особом ракурсе его рассмотрения. Подход философии к познанию мира характеризуется всеобщностью. Считается, что эта особенность познавательного подхода философии синонимична абстрактности. Но это не так. Ещё Гегель обращал внимание на ошибочность такого суждения. Под абстракцией понимается резюмирующая форма знания, отвлекающаяся от подробностей и потому обедняющая содержание понятия до формальной схемы. Гегель противопоставлял такое формально-логическое понимание всеобщего обобщения диалектическому, в котором оно рассматривается как сущностная полнота отображения предметного содержания и в этом смысле как логическая конкретность.

История философии свидетельствует, что понятие диалектики как сущностного вида знания, в отличие от знания эмпирического, возникло в качестве определяющей особенности философии на ранней стадии ее развития. Уже Платон ввел понятие диалектики в состав отличительных особенностей философии как собственно научного знания (эписистеме). Поэтому когда ныне подвергают обсуждению проблему соотношения философии и науки и при этом доказательством их различия считают несовпадение методов определений объектов в качестве предметов знания, то явно обнаруживается неосведомленность, либо игнорирование истории проблемы. Истоки ее восходят к существенному различению собственно теоретического и прикладного знания вообще. Надо сказать, что этот вопрос выводит на проблему отношения знания к культуре, являющуюся ныне предельно злободневной в сфере перспектив гуманизации образования. Философское содержание этой проблемы заключается, прежде всего, в представленности в знании объективного содержания и человеческого, личностного вклада, который только и сообщает знанию значения культурной ценности. Именно такое восприятие мира с позиций его культурной освоенности сообщает миру как предмету знания определения целостности и притом в смысле не пространственно- временной ограниченности, но всеобщей упорядоченности и устроенности. Чтобы родилось целостное восприятие культурно-упорядоченного мира, необходима дистанция, отделяющая от него познающего человека, и притом такая, которая открывала бы возможность одновременно охватить его в единстве умственным взором и оставаться внутри его целостности. Такая позиция обеспечивается положением человека как центра Вселенной (разумеется, это положение чревато потерями.) Во-первых, оно требует восприятие мира в аспекте не предметно-практической множественности, но отстраненно-умозрительно. Тем самым познание отдаляется от функции предметно-практического воспроизведения и обращается к умозрительному конструированию действительности. Во-вторых, чтобы сохранить за собой значение знания, оно вынуждено разработать и утвердить себе автономный метод мыслительного конструирования, который относительно исторических масштабов очень скоро конституировался на положении «науки о правильном мышлении» логики.

В силу выделения умозрительного знания в ранг самоценной (истинной) функции познавания мира философия утвердила за собой статус института мудрости. Вместе с тем философское знание как истинное обрело в глазах общества значение объективированного, т.е. воплощенного в действительном мире, познавательного конструирования разума.

Итак, философия придала теоретической деятельности самостоятельный статус «производства» истины со своим автономным критерием – логикой. Это автономизирование философии сделало ее постоянной формой познавательной обращенности общества на свою познавательную деятельность, а вместе с тем и на культуру. Утверждение философии в этой ее своеобычной роли потребовало тысячелетних усилий, тем более что подчеркиваемая объективность философского знания обезличивала его, лишала предметности субъекта знания. Таким образом, получалось, что философия обращена к миру в его всеобщности, к миру вообще, включая и самого человека. Но ведь невозможно, чтобы было знание обо всем на свете и ни о чем конкретно.

Понимание конкретности философского знания складывается очень трудно. Еще в древности философы поняли, что речь идет о новом способе мышления, при котором предметом выступает действительный мир не как многообразия вещей, явлений, событий, но как единство этого многообразия, например, Платон в диалоге «Софист» его охарактеризовал как «самоотождествленное различие подвижного покоя». С появлением философии в области знания как формы культуры произошла инверсия – из кодекса непосредственного предметно-социального поведения знание получило значение автономной мыслительной деятельности поиска и нахождения истины. Именно в таком качестве философия и утвердилась как особая форма познания – наука. Заметим, что в древности наука определялась не по изучаемому предмету, а по умозрительному логическому методу изучения предметности вообще. Задача философии заключалась не в отвлеченном знании сущности мира, а в решении проблемы представленности этой сущности в текучем многообразии действительности[5].

Философия опирается на накопленный и воплощенный в культуре опыт людей, но не сводится лишь к его анализу: она выдвигает идеи и принципы, которые должны его объяснить. Она не просто отображает и фиксирует сложившиеся в культуре представления о человеке и мире, а очищает их от противоречий и неясностей, подводит под них основания и разрабатывает систему взглядов, упорядочивающую эти представления и приводящую их в единство. Философия, таким образом, - это продукт свободной творческой деятельности человеческого разума. Разумеется, эта свобода ограничена, необходимостью учитывать, имеющиеся в культуре знания, ценности, регулятивы. Однако в деле их обоснования и трактовки философ вправе предлагать собственные, оригинальные и далеко не очевидные решения. Степин В.С. пишет, что «философское мышление всегда движется как бы между двумя полюсами: на одном оно тесно соприкасается с реалиями современной ему жизни, на другом – выходит за их рамки и создает своеобразные проекты тех общественных и духовных структур, которые могут стать основаниями будущего развития культуры. В этом смысле философия одновременно выступает квинтэссенцией наличной культуры и смысловым ядром культуры будущего, своеобразной науки о «возможных человеческих мирах»[6]

Итак, философская мысль имеет два источника – культура общества и конструктивное воображение личности. Ее основным методом является рефлексия. Этот термин (от лат. reflexio обращение назад) означает отражение мышлением самого себя, мышление человека о своем мышлении, осознание им своего сознания.

Рефлексия – это мышление, направленное на осознание и осмысление своих собственных форм, посылок и установок. Рефлектировать можно с разной степенью глубины: найдя одни предпосылки, из которых исходит мышление, искать «под ними» какие-то другие, еще более глубокие, и т.д., пока, в конце концов, не окажется, что достигнут некоторый предел, дальше которого мысль продвинуться не в состоянии. Философская рефлексия представляет собой этический анализ форм, установок и предпосылок человеческого сознания и поведение с целью осмысления их предельных оснований. «Запределивания» проблем – стремление добраться до самых глубоких основ их постановки и решения – характерная особенность философского мышления. Вот почему философия постоянно «ищет себя», т.е. занята анализом своей собственной сущности: это способ осознания ею тех представлений, из которых она должна исходить в поиске предельных оснований культуры. Философская рефлексия может проводиться в разнообразных формах[7]

Если суммировать важнейшие аспекты различных определений, то можно сказать следующее:

1) философия есть наука о всеобщих закономерностях, которым подчинены как бытие (т.е. природа и общество), так и мышление человека, процесс познания;

2) философия есть учение о всеобщем в отношении «мир – человек»;

3) философия есть научно-теоретический и духовно-практический способы освоения человеческого мира;

4) философия есть поиск высших смыслов и ценностей, предельных оснований бытия и познания;

5) философия есть трансцендирующее постижение объекта;

6) философия есть любовь к мудрости;

7) философия есть самосознание культуры.

8) философия есть знание о знании, а точнее рефлексия человека и человечества на свою культуру.

Из вышеизложенного можно сделать следующие выводы.

Во-первых, философия есть наука. У этой науки есть свой объект и свои методы исследования. Как и в любой науке, между исследователями идет творческий спор, и в этом напряженном споре и в муках исследования рождается истина, как золотые крупинки в огромной массе руды.

Во-вторых, каждый исследователь привносит свои оценки в объект исследования. Следовательно, философия (а может быть научные труды из любых областей знания) несет на себе груз мировоззрения. Каждый научный труд философов и их совокупные труды – это, в определенной мере, воплощение мировоззрения исследователей, живущих в определенную эпоху.

В-третьих, философия в каждую эпоху существует в качестве многообразных учений, школ. Иначе быть не может!

В-четвертых, каждый философ исследует не все проблемы философии, а лишь некоторые, а в сумме философы данной эпохи размышляют над важнейшими проблемами, которые объединяются вокруг проблемы «человек и мир».

Итак, можно дать такое рабочее определение философии: философия– есть наука и мировоззрение. Философия базируется на обобщении совокупных научных знаний, отражении реального бытия различных социальных групп, интеграции духовной культуры общества. Она проявляется через многообразие исторически сменяющихся учений, течений, школ, стержнем которых является выяснение сущности человека и мира, обнаружение наиболее общих, познавательных, ценностных, социально-политических, нравственных, эстетических отношений человека к миру.

Философия и наука, философия и религия, философия и искусство

Философия и наука

Вопрос о соотношении философии и науки важен для более глубокого понимания смысла и назначения философии. Является ли философия наукой? Находится ли она в одном ряду с другими науками или занимает совершенно особое место, будучи самостоятельной формой культуры?

От ответа на эти вопросы зависит трактовка взаимосвязи философии и частных наук. Под частными науками понимаются науки, изучающие отдельные области реальности. Это такие науки, как физика, химия, биология, экономика, литературоведение, правоведение, языкознание и др.

Таким образом, наука сегодня – это семейство разнообразных дисциплин. Вместе с тем есть основания говорить о «науке вообще», т.е. об общих чертах, характерных для всякого научного познания – научного познания как такового. Очевидно, что и научное познание отличается от ненаучного – обыденного, художественного и т.д.

В наши дни наука пронизывает все сферы деятельности человека. Она стала мощным фактором достижений человечества в самых различных областях. Однако очевидно, что так было не всегда. Человечеству потребовалось пройти большой путь, чтобы перейти от донаучных форм познания к научным.

Философия возникла в синкретическом единстве с наукой и на протяжении всей своей истории сохраняет черты сходства с ней. Характерными общими чертами науки и философии являются следующие.

1. Теоретический тип знания. Особенность такого знания состоит в том, что оно не просто описывает, а объясняет действительность. В его построении важнейшую роль играют размышления, рассуждения. Оно опирается на логические выводы и доказательства и выражается в абстрактных понятиях. Основные понятия философии и науки называются категориями.В каждой науке есть свои категории (например, в термодинамике – теплота, энергия, энтропия и пр.). К философским категориям относятся как понятия хорошо знакомые каждому (сознание, время, свобода, истина и др.), так и понятия малоупотребительные в обиходе, но играющие основополагающую роль в тех или иных философских системах (монада, вещь в себе, трансцензус, экзистенция и др.).

2. Отношение к истине как к высшей ценности, на достижение которой нацелен труд ученого и философа. Во всех других видах человеческой деятельности истинное знание нужно ради какой-то другой цели, и к нему стремятся как средству достижения этой цели.

Только в науке и философии целью деятельности является истина сама по себе, истина как таковая. Истинное знание в сфере этой деятельности добывается ради него самого, и если уж используется в ней как средство, то лишь как средство получения нового истинного знания. Другое дело, что наука и философия нужны обществу, в конечном счете, потому, что служат средством удовлетворения каких-то общественных потребностей, и за пределами научного и философского познания их результаты используются в практических целях. Общность между наукой и философией породила традицию считать философское знание разновидностью научного. Философская мысль в отличие от науки всегда имеет предметом не мир сам по себе, а человеческий взгляд на мир, человеческое понимание мира. Человек – отправная точка философских суждений о мире.

Как же ответить на вопрос о том, каково соотношение между философией и наукой. По утверждению Кармина А.С. и Бернацкого Г.Г[8]. возможно четыре различных варианта ответа:

· А – Философия включает в себя науку. Такая ситуация сложилась в античности, когда все науки считались ветвями философии.

· В - Философия входит в состав науки.Это традиционное представление об общности философии и науки. В соответствии с этим наука вышла за рамки философии, но философия сохранила за собой статус науки и стала одной из ее областей.

· С – Философия и наука – это разные области знания. В этом случае игнорируется общность философского и научного знания и не учитываются реальные связи между ними.

· DФилософия и наука – это различные, но частично совпадающие, пересекающиеся области знания. Согласно этому утверждению философское знание отличается от научного, но в то же время сохраняет связь с последним.

Различия не являются помехой для сотрудничества между философией и наукой. Наиболее полно сотрудничество реализуется в рамках особой отрасли философского знания, получившей название «философия и методология науки». Эта область находится на стыке философии и науки. Она широко привлекает данные из истории науки. Философия и методология науки анализирует проблемы, связанные с особенностями науки как явления духовной культуры и общественной жизни. Среди них понятие и образ науки, проблема возникновения науки, структура научного знания, функции научного исследования, научные революции, идеалы научности, нормы и ценности научного сообщества и др. Философия и методология науки существенно дополняет традиционную область философского знания, сложившуюся до нее, – теорию познания. Философия обобщает достижения науки, опирается на них. Игнорирование научных достижений привело бы ее к бессодержательности. Философия вписывает факты развития науки в широкий контекст культурного и социального развития. Совместно с другими формами гуманитарной культуры философия призвана способствовать гуманизации науки, повышению в составе научной деятельности роли нравственных факторов. Поэтому философия во многих случаях должна ограничивать непомерные притязания науки на роль единственного и универсального способа освоения мира. Она соотносит факты научного познания с идеалами и ценностями гуманитарной культуры.

Не только философия нуждается в науке, но и наука нуждается в философии для решения стоящих перед нею проблем. Один из величайших ученых ХХ в. А. Эйнштейн писал: «В наше время физик вынужден заниматься философскими проблемами в гораздо большей степени, чем это приходилось делать физикам предыдущих поколений. К этому физиков вынуждают трудности их собственной науки».

Философия и религия

Религия (от лат. religio – совестливое отношение к чему-либо) – не менее сложное и многообразное явление, чем философия, наука или искусство. Его сложность и многообразие находят отражение в многозначности термина «религия». Часто под религией понимают «всякое воззрение, содержащее в себе значительный элемент веры. В этом случае в понятие религии включается множество самых разных явлений духовного мира человека. Поэтому для строгости и определенности рассуждений необходимо ограничить сферу применения понятия религии. Это легче всего сделать, приняв за точку отсчета развитые мировые религии. К их числу принято относить христианство, ислам, иудаизм, буддизм. Названные религиозные направления, в силу длительности своей истории, широты распространения и других факторов, являются тщательно разработанными системами. Они содержат в себе все элементы, характеризующие религию как феномен духовной культуры и общественной жизни. Зачатки религии, возникшие в первобытном обществе, следует отличать от формы религии, какой она сложилась, начиная от «осевого времени» Перечислим основные элементы, характеризующие развитые формы религии: 1. Вероучение. 2. Религиозная организация (церковь). 3. Культ (система обрядов и таинств).

Вероучениепредставляет собой доктрину, в которой раскрывается смысл и существо данного религиозного направления. Центральное место в вероучении отводится учению о Боге – богословию, или теологии. Богословие (теология) раскрывает понятие о Боге, характерное для данной конфессии – объединения людей, исповедующих одну и ту же вepy. Богословие разъясняет также смысл религиозных догматов – положений и идей, являющихся фундаментальными для данного вероучения. В большинстве мировых религий Бог трактуется как принципиально надмирное существо, т.е. существо, качественно отличное от вещей видимого (чувственно воспринимаемого) мира. Поэтому путь познания Бога должен принципиально отличаться от того, каким человек познает окружающий мир. Разъяснение путей познания Бога (богопознания) является одной из важнейших задач богословия, или теологии. Тесно связана с вероучением определенная этическая система-совокупность нравственных идеалов, принципов и норм, характерных для данного конфессионального направления.

Религиозная организация (церковь) – один из важнейших элементов религиозной жизни. Она состоит из системы религиозных учреждений, а также из людей, профессионально занятых организацией отправления религиозных культов – священнослужителей. Религиозная организация – это также и определенная система управления. Деятели церкви (клир) ведут религиозно-просветительскую работу среди рядовых верующих – прихожан, или мирян. Сеть учебных и богословско-просветительских учреждений призвана готовить профессиональные кадры служителей церкви. Наличие церковной организации превращает религию в социальный институт, стоящий в ряду других социальных институтов, таких, как наука, право, учреждения культуры и образования. Главная функция церкви состоит в создании условий для отправления религиозных культов. Церковь рассматривается в качестве обязательного посредника между Богом и человеком.

Культ – это система обрядов (ритуалов) и таинств, характерная для данного религиозного направления. Развитые религии предполагают сложную систему обрядов и таинств. Предполагается, что без них невозможно полноценное общение Бога и человека. К элементам культа принадлежат в рамках, например, христианства крещение, молитва, исповедь, покаяние, причащение, пост, почитание святых, соблюдение религиозных праздников и знаменательных дат церковного календаря и т.д. Посредством культа религия обращается не только к умственной, но и к эмоциональной стороне человека. Большинство конфессий отчетливо осознают отличие религиозных форм познания от чисто рациональных. Отправление религиозного культа призвано воздействовать на все существо человека, а не только на его ум.

Сравнивая философию и религию как общественные явления, мы видим, прежде всего, что для философии наличие культовой стороны не является характерным признаком. Обрядам и таинствам не принадлежит значительная роль ни в науке, ни во многих других сферах человеческой деятельности. Вместе с тем факт наличия в составе большинства форм культуры, в том числе нерелигиозной, отдельных элементов культа общепризнан.

Культура как целостное явление предполагает наличие определенных процедур (ритуалов). В них запечатлеваются образцы поведения, признающиеся данным объединением людей в качестве положительных. Нарушения принятых образцов воспринимаются как проявления негативного свойства. На основе принятых образцов вырабатываются нормы и правила или стандарты определенного вида деятельности. В этом смысле не лишена культовой стороны даже такая сугубо рациональная сфера человеческой деятельности, как наука. Однако ни в науке, ни в культуре в целом культу, конечно, не принадлежит такой значительной роли, какую он играет в религии. По этому признаку сравнение религии с философией не представляет трудностей, поскольку культ для философии неспецифичен. По-иному обстоит дело, если сравнивать содержательную сторону религии и философии. В этом случае необходимо, прежде всего, сравнивать две доктрины, т.е. философию и теологию. Так В.Ф. Шаповалов[9] полагает, что можно выделить несколько вариантов решения вопроса об отношении теологии и философии.

Первый вариант может быть охарактеризован краткой формулой: «философия – сама себе теология».Наиболее ярко он представлен античной философией. Античные философы в большинстве случаев строят самостоятельную религиозно-философскую систему, отличную от современных им народных религий. Это рациональные системы, стремящиеся обосновать абстрактное понятие о Боге. Элемент веры в философии, например, Платона и Аристотеля играет значительно меньшую роль по сравнению с верованиями греков. Античные философы создают особую теологию, рассчитанную на немногих, на образованную часть общества, на тех, кто способен и желает мыслить и рассуждать. Здесь Бог – весьма абстрактное понятие. Он существенно отличен от антропоморфных, т.е. человекоподобных богов религиозно-мифологических представлений: Зевса, Аполлона и т.д.

Второй вариант отношений философии и теологии складывается в средние века. Его можно охарактеризовать как «философствование в вере». Философия здесь существует «под знаком» веры. Она непосредственно отправляется от догматов теологии. Истины откровения рассматриваются в качестве незыблемых. На их основе развивается философское знание, более всеохватное по своему характеру и более абстрактное по сравнению с богословским. Христианского Бога-Личность «философствование в вере» наделяет абстрактно-философскими характеристиками. Он есть символ бесконечного, вечного, единого, истинного, доброго, прекрасного и т.д.

Третий вариант связан с направленностью философского знания на обнаружение таких универсальных характеристик бытия, которые не зависят от религиозного мировоззрения. Такая философия религиозно нейтральна. Она учитывает факт многообразия религиозных конфессий, но ее теоретические положения строятся так, чтобы были приемлемы для всех людей, без различия вероисповеданий. Она не строит своего Бога, но и не отвергает Бога религий. Вопрос о Боге она целиком передает на усмотрение теологии. Этот тип характерен для ряда направлений западноевропейской философии XVIII в. и широко распространен и в наше время.

Четвертый вариант есть открытое признание непримиримости философии и религии. Это атеистическая философия. Она принципиально отвергает религию, рассматривая ее в качестве заблуждения человечества.

В современной философии представлены все названные варианты. Возникает вопрос о том, какой из приведенных вариантов наиболее «правильный». Предпочтение зависит от самого человека. Каждый из нас вправе самостоятельно решить, какой вариант предпочесть, какой из них наиболее соответствует характеру личного мировоззрения. Чтобы наметить подходы к решению этого вопроса, необходимо, в частности, выяснить, что такое вера, не религиозная только, а вера вообще. Осмысление феномена веры входит в задачу философии.

Вера – это незыблемая убежденность человека в чем-либо. Такая убежденность основывается на особой способности души человека. Вера как особая способность души имеет самостоятельное значение. Она не находится в прямой зависимости ни от разума, ни от воли. Нельзя принудить себя поверить во что-либо; волевое усилие не формирует веры и не способно породить веры. Точно так же нельзя поверить во что-либо, полагаясь лишь на доводы разума. Вера требует посторонних подкреплений, когда иссякает энтузиазм веры. Та вера, которая нуждается во внешних подкреплениях, – слабеющая вера. Понятно, что нежелательно, чтобы вера противоречила доводам разума. Но это бывает далеко не всегда. Следует различать слепую и осознанную веру. Слепая вера имеет место тогда, когда человек во что-то верит, но не отдает себе отчета, во что именно и почему. Осознанная вера – это вера, тесно связанная с пониманием объекта веры. Такая вера предполагает знание того, во что следует верить, а во что верить не следует и даже опасно для благополучия человека и сохранения его души.

Познавательное значение веры невелико. Было бы легкомысленным сохранять незыблемую убежденность в абсолютности тех или иных научных положений вопреки данным эксперимента и логическим доводам. Научное исследование предполагает умение сомневаться, хотя и оно не обходится без веры. И все же, познавая, мы не можем делать ставку на веру. Гораздо большую важность здесь имеют обоснованность и логическая убедительность. Но если познавательное значение веры невелико, то исключительно велико ее жизненное значение. Без веры невозможен сам процесс жизни человека. В самом деле, чтобы жить, мы должны верить в то, что нам суждена какая-то более или менее значительная миссия на земле. Чтобы жить, мы должны верить в собственные силы. Мы доверяем нашим органам чувств и верим, что в большинстве случаев они поставляют нам верную информацию о внешнем мире. В конце концов, мы верим и наш разум, в способность нашего мышления находить более или менее приемлемые решения сложных проблем. Впрочем, в жизни существует множество ситуаций (их большинство), исход которых заранее просчитать с абсолютной точностью мы не в состоянии. В таких ситуациях вера выручает нас. Безверие ведет к апатии и унынию, которые могут перейти в отчаяние. Отсутствие веры рождает скепсис и цинизм.

Философия так или иначе признает роль веры в широком смысле. Немецкий философ К. Ясперс обосновал, например, понятие «философская вера». Аналогичные понятия можно встретить и у других философов. Философская вера не является альтернативой вере религиозной. С одной стороны, ее может принять любой верующий, независимо от конфессиональной принадлежности, не отказываясь при этом от своих религиозных убеждений. С другой – она приемлема и для людей религиозно индифферентных в вопросах религии. Философская вера противостоит суевериям. Суеверие – это необдуманная вера в приметы и предсказания произвольного характера. Она отвергает также поклонение кумирам. Такое поклонение возводит на недосягаемый пьедестал какое-либо лицо или группу лиц, наделяя их свойством непогрешимости. Наконец, философская вера отвергает фетишизм. Фетишизм есть поклонение вещам. Он неправомерно наделяет абсолютным значением то, что по своей природе является временным, условным, преходящим. Философская вера предполагает признание того, что обладает безусловным значением. Она ориентирует человека на вечные ценности. Это вера в то, что свято, что имеет непреходящее значение. В философской вере находит свое выражение вера в истину, добро и красоту, хотя их и трудно достигнуть, но они существуют и заслуживают того, чтобы к ним стремиться. Ориентируя на высшее, вера помогает лучше ориентироваться в мире земном, избегать его соблазнов и искушений. Поэтому ее, по словам К. Ясперса, «можно назвать также верой в коммуникацию. Ибо здесь имеют силу два положения: истина есть то, что нас соединяет, и – в коммуникации заключены истоки истины. Человек находит... другого человека как единственную действительность, с которой он может объединиться в понимании и доверии. На всех ступенях объединения людей попутчики по судьбе, любя, находят путь к истине, который теряется в изоляции, в упрямстве и в своеволии, в замкнутом одиночестве»[10].

Для благополучия и процветания современного мира крайне важно найти путь налаживания полноценного диалога между верующими и неверующими, между людьми различной конфессиональной принадлежности. В решении этой задачи важная роль принадлежит философии.

 

Философия и искусство

Искусство – коллективное чувствование. В вопросе об искусстве постоянно идет спор между теми, кто делает упор на коллективности (крайнюю позицию занимают сторонники «искусства для народа, для всех»), и теми, кто делает упор на чувствовании (здесь крайнюю позицию занимают сторонники «искусства для искусства», «чистого» искусства). Гегель отстаивал позицию первых. Он писал: «...Художественные произведения должны создаваться не для изучения и не для цеховых ученых, а они... должны быть понятны и служить предметом наслаждения непосредственно сами по себе. Ибо искусство существует не для небольшого замкнутого круга, не для немногочисленных очень образованных людей, а в целом для всего народа»[11]. На такой же позиции стоял марксизм. Известно такое высказывание В.И. Ленина: «Искусство принадлежит народу». В советское время это высказывание было руководящим принципом в художественной политике государства.

Сторонниками второй точки зрения были два художественных гения России – Л. Н. Толстой и П. И. Чайковский. Первый категорично утверждал: «Причина, почему декадентство есть несомненный упадок цивилизации состоит в том, что цель искусства есть объединение людей в одном и том же чувстве. Это условие отсутствует в декадентстве. Их поэзия, их искусство нравятся только их маленькому кружку точно таких же ненормальных людей, каковы они сами. Истинное же искусство захватывает сущность души человека. И таково всегда было высокое и настоящее искусство»[12]. Второй же был более мягок, но не менее убедителен: «Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя распространялась, чтобы увеличивалось число людей, любящих ее, находящих в ней утешение и подпору».

С другой стороны, деятели искусства всегда выступали за то, что искусство должно быть внутренне свободным, незаинтересованным, неутилитарным, одним словом, относительно самостоятельной сферой жизни.

Сходство философии и искусства состоит в том, что в их произведениях широко представлен личностно-эмоциональный компонент, переживания автора, субъективное видение автором той панорамы жизни, о которой он пишет. Произведения философии и искусства всегда индивидуальны, поэтому, знакомясь с их произведениями, мы не только воспринимаем правду жизни, но всегда выражаем свои симпатии и антипатии. В связи с этой особенностью философии само изучение истории философии идет через изучение творчества, мировоззрения, личной драмы философа в условиях конкретно-исторической эпохи. А произведения классиков философии всегда пленяют нас так же, как и произведения классиков искусства. Но есть, конечно, и существенные различия между философией и искусством. Философ выражает проблему с помощью понятий, абстракций, обращаясь к тонкости ума. Деятель искусства, как правило, выражает проблему через художественные образы, пробиваясь к нашему разуму через пробуждённые им чувства. И философия, и наука, и религия, и искусство создают свою картину мира. При всем своем различии они дополняют друг друга. Поэтому каждый культурный человек должен хорошо разбираться в этих картинах мира.

 

 

Основные разделы философии

По данному вопросу имеется ряд статей в работе «Философия. Краткий тематический словарь», поэтому данный параграф изложен в соответствии с данным пособием.

История философии –историю философия следует рассматривать в трех срезах: 1) как объективный процесс развития философских идей, учений, школ; 2) как особая наука об этом объективном процессе; 3) как особая философская дисциплина, имеющая своим предметом философию как процесс; результат саморефлексии философии над своей историей; форма философского знания. История философии зарождается в античности. Так уже сочинения Аристотеля содержат критический анализ учений его предшественников, однако этот анализ подчинен изложению собственной системы взглядов философа. Первыми специальными сочинениями по истории философии являются работы Секста Эмпирика и Диогена Лаэртского (III в. н.э.). В средние века интерес к истории философии перемещается на мусульманский Восток и возвращается в Европу в эпоху Возрождения. В Новое время формируются элементы научного подхода к анализу философских концепций, возникают попытки рассматривать философские теории, в их связи с другими областями культуры, складывается критический подход к источникам. В сочинениях Вико и Гердера (XVIII в.) возникает идея исторической закономерности в развитии истории философии, используя которую Гегель (нач. XIX в.) все многообразие философских систем рассматривает как единый историко-философский процесс, а каждую философскую систему как частичное проявление абсолютной истины. Во второй половине XIX в. в рамках «философии жизни» Дильтей формулирует противоположную точку зрения на историю философии, согласно которой каждая философская система понимается как уникальное, ничем не детерминированное, индивидуально неповторимое проявление жизненного процесса. После крушения универсальной конструкции гегелевской истории философии появляется целый спектр различных интерпретаций историко-философского процесса: история философии истолковывается как «история философских проблем» (марбургская школа неокантианства), как «история философских понятий» (Хайдеггер, Гадамер), как «история философских личностей» (Ясперс) и пр. Для современного состояния истории философии характерен плюрализм интерпретаций историко-философского процесса, согласно которому ни одна из схем типологизации истории философии, будучи ограниченной, не вправе претендовать на универсальность и полноту истины, однако все они в каких-то пределах являются правомерными и даже необходимыми. Подводя итог, следует сказать, что история философии не только важнейший раздел философии. Без истории философии нельзя понять ни содержание философии, ни ее роль в обществе.

Онтология – философское учение о бытии как таковом, о сущем, о его формах и фундаментальных, о наиболее общих определениях и категориях бытия, а не о бытии тех или иных объектов. Парменид и другие элеаты мыслили бытие как истинно сущее, вечное и неизменное, самопорождающее себя единство Истины, Добра и Красоты. Подвижное многообразие мира они относили к миру обманчивых явлений. Средневековые мыслители придали онтологии теологический смысл, отождествив понятие бытия с Богом. Обоснование всех философских учений и систем строилось на онтологии. В материализме XVII-XVIII вв. бытие отождествляется с природой, что равносильно отрицанию онтологии. С позиции Канта, не может быть онтологии как учения, независимого от учения о принципах познания, а это означает совпадение онтологии и гносеологии.Интерес к онтологии в западно-европейской философии XIX в. резко упал, появились психологические и гносеологические трактовки онтологии. Бытие стало субъектным. В нач. XX в. западно-европейская философия вернулась к теме онтологии как универсальной теории бытия, полученной путем синтеза естественнонаучных, философских и иных знаний (Э. Гуссерль, неотомизм, М. Хайдеггер и др.). Русские религиозные философы (XIX-нач. XX в.) разрабатывали проблему онтологии, признавая, что бытие существует до всяких форм человеческой деятельности.

Гносеология (теория познания) – раздел философии, в котором предметом исследования является процесс познания как таковой в его целостности. Основные проблемы теории познания: сущность познавательного процесса, его закономерности, условия и предпосылки, возможности и границы, всеобщие основания и социокультурные детерминанты. Важнейшая проблема теории познания – соотношение знания и реальности и связанные с ней вопросы об истине, путях, формах, способах ее достижения, взаимосвязи рационального и иррационального, познания и понимания, знания и веры и др. Теория познания тесно связана с такими фундаментальными науками как онтология, диалектика, логика и методология. Поскольку субъектом теории познания является человек, то она широко использует данные философской антропологии, этики, культурологии, социологии, герменевтики, феноменологии и других наук о человеке. При изучении личности познающего субъекта теория познания опирается на данные психологии, физиологии, нейрофизиологии, медицины. Большое влияние на развитие теории познания оказывают математика, кибернетика, синергетика, естественные и гуманитарные науки, история философии и науки и пр.

Социальная философия –раздел философского знания, касающийся философского рассмотрения общественного бытия человека как формы отношения человека к обществу и возникающих тут проблем и противоречий. Социальная философия стремится создать идеальную модель общества со всеми ее важнейшими составляющими и на этой основе пытается выяснить закономерности его функционирования. Будучи включенной в мировую философскую культуру на всех этапах ее развития, социальная философия выделяется как относительная дисциплина в XIX в. (Г. Гегель, К. Маркс, О. Конт, Г. Спенсер). Для всех них был характерен целостный, концептуальный подход к общественной жизни и ее феноменам, правда, построенный на разных методологических основаниях. В тесной связи с социальной философией рождается и социология, акцентирующая исследования более частных проблем общественной жизни. В XX в. проблемы социальной философии развивали такие мыслители, как О. Шпенглер, А. Бергсон, Ж.П. Сартр, М. Хайдеггер, К. Поппер, Т. Парсонс, М. Вебер, Н. Бердяев, П. Сорокин и др. Социальная философия сегодня – это своеобразное самосознание человечества, пытающееся ответить на вечные вопросы: Откуда мы? Куда мы движемся? Как преодолеть глобальный кризис? Как реализовать себя человеку в новой социальной реальности?

Философская антропология – раздел философии, в котором изучается человек как особый род сущего, осмысливаются проблемы человеческой природы и человеческого бытия, анализируются модусы человеческого существования, выявляется потенциал антропоцентрической картины мира. Возникла в XVIII в. Наиболее четко о сущности человека заявил Кант, полагавший, что философия должна ответить на три вопроса, касающихся человека: Что я должен знать? На что я могу надеяться? Что я должен делать? А, в сущности, на один: Что такое человек? Реализация этой программы осуществлялась в философии по многим направлениям (философия жизни, прагматизм, экзистенциализм, персонализм, русская религиозная философия в лице Н. Бердяева и др.). Выделяют два главных концепта: философская антропология – концепт «жизни» и концепт «экзистенции» (соответственно Ф. Ницше и С. Кьеркегор). С течением времени выработанный философией антропологический подход был распространен и на другие области обществознания (антропология культурная, историческая, социальная, политическая, психологическая, когнитивная, символическая, интерпретационная, медицинская), что привело к значительному его размыванию.

Особую популярность антропологический принцип получил в XX в., который, несмотря на тоталитарные режимы, мировые войны, массовые геноциды и т.д., все чаще оценивается как «век осуществленного гуманизма» (А. Назаретян). В то же время в условиях усиления институционального контроля, появления форм манипулируемой демократии и глобализации (господство одного из регионов), а все чаще используется в идеологических целях.

В узком смысле, философская антропология – направление, сложившееся в 20-е гг. XX в. и связанное, прежде всего с именами М. Шелера и Г. Плеснера. Согласно М. Шелеру, человек есть уникальное космическое существо, способное к самосознанию, нетождественное, в силу этого, своему телу и среде обитания, но находящееся в отношения с ними, эксцентрическое, неукорененное, недостаточное. Эти положения были детально разработаны Плесснером и развиты в исследованиях Гелена, Ландсберга, Левита, Липпса и др. В настоящее время исследователи не столько развивают и обогащают философскую антропологию, сколько предлагают разные формы соединения ее основных положений с классической и экзистенциально ориентированной философией.

Философия истории –область, исследующая внутреннюю логику развития человеческого общества, очищенную от зигзагов и случайностей. Философия истории выделяет общие законы, черты и свойства, решает проблемы социального прогресса и регресса, дает теоретическую реконструкцию исторического прошлого. Философия истории имеет свой категориальный аппарат: прогресс, социальный детерминизм, цивилизация, формация, социальное время и пространство, законы общества, менталитет, производственные отношения и т. п. Главные проблемы философии истории: смысл истории людей и методы понимания этого смысла; возможность универсальной истории всего человечества; направленность исторических процессов; цели истории и проблема исторического прогресса: разумность и закономерная необходимость исторических явлений и процессов или, напротив, их случайность, неразумность, спонтанность; типология истории, ее членение на формации, цивилизации, суперэтносы и т.д.; ценности людей, реализующиеся в истории; отношения человека и его сознания с социо-культурной средой. Философия истории прошла ряд этапов в своем развитии. Идеи и проблемы, относящиеся к философии истории, разрабатывались в античности (Фукидид, Геродот, Полибий, Тацит, Плутарх и пр.), в средние века (Августин Блаженный, Фома Аквинский, Алексей Комнин и др.) и в эпоху Ренессанса (Макиавелли, Мор и др.).

Подлинный расцвет философии истории начинается с Нового времени и особенно Французского просвещения (XIII в.). Вольтер впервые ввел термин «философия истории» или «научная история», различая описательную эмпирическую историю как знание фактов, от философии истории как теоретической реконструкции исторического процесса в его необходимости и сущности. Французские просветители: Вольтер, Вико, Кондорсе, Тюрго, Руссо и др. сближали «естественное», «разумное» и «должное» в истории, противопоставляя ему «неестественное», «неразумное» и «неправильное».

Огромный вклад в философию истории внес Гегель, рассматривающий историю диалектически, т.е. как развивающийся процесс, идущий не по кругу, а по спирали с усвоением на каждом витке прошлого опыта. Историю Гегель рассматривал как историю человеческого духа, а движущей силой исторического процесса полагал разум. Всемирная история есть творение божественного разума или «Мирового духа». Содержание истории – сознание свободы, которое проходит ряд этапов от свободы одного (деспотия) через свободу граждан (античный мир) к всеобщей свободе (христианские романо-германские народы). Критерием исторического прогресса является продвижение общества к принципам свободы.

В дальнейшем философы либо развивали его идеи, либо критиковали их. Так К. Маркс дополняет диалектический метод познания истории формационным и классовым подходами. История человечества понимается как процесс закономерной, последовательной и революционной смены общественно-экономических формаций, в основе которых лежит способ производства материальных благ. Способов производства и соответственно формаций пять: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая. Переход от одной формации к другой влечет переход власти от одного господствующего класса к. другому. Власть достигается путем борьбы классов. Высшая форма классовой борьбы – революция, в ходе которой меняется политическая надстройка, к власти, приходит новый класс, торжествуют новый способ производства и новая формация. Прогресс общества отодвинут в будущее (коммунизм). Философия истории Маркса является оптимистичной. А. Шопенгауэр, О. Шпенглер, А. Тойнби и др. создали пессимистическую философию истории. Шопенгауэр писал, что история людей – это история страданий и ошибок, которые вновь и вновь воспроизводятся. В основе мира лежит не разум, а неразумная воля. В истории нет прогресса, история – это только представление людей об истории. О. Шпенглер отрицал линейное движение истории и прогресса, утверждая, что всемирной истории нет и быть не может, потому что в реальности существуют только культуры, которые рождаются, развиваются и гибнут примерно каждую тысячу лет. Между культурами нет преемственности, они развиваются циклично и замкнуты в себе. Последний этап гибели культуры он назвал «цивилизацией». Современные представители философии истории (К. Ясперс, X. Ортега-и-Гассет, К. Поппер. Л.Н. Гумилев, Р.Дж. Коллингвуд, Ф. Фукуяма и др.) на вопросы о смысле человеческой истории, ее движении к прогрессу, отвечают отрицательно. Сегодня большое значение приобретают теологические концепции философии истории, связывающие историю людей с Богом, принципами веры и христианской религии (Тиллих, Трельч, Швейцер, Бультман и др.).

Философия науки– философская дисциплина, предметом исследования которой является наука как «триединое целое» – система развивающегося знания (отвечающего критериям научности), форма духовного производства и социальный институт. Философия науки изучает общие закономерности научной деятельности, структуру, динамику, уровни и формы научного знания, его социокультурную детерминацию, идеалы и нормы, средства и методы научного познания, способы его обоснования и механизмы развития и т.п. Философия науки вначале разрабатывалась на материале естествознания (как наиболее зрелой области науки). В последние годы она привлекает для философского обобщения материал социально-гуманитарных наук – социологии, социальной антропологии, социальной философии, культурологии, социальной психологии и др. В центре внимания философии науки на современном этапе проблемы особенностей социального познания, специфика их методов, воздействие социально-гуманитарного познания на общественные процессы, оптимальность социального управления и т.п.

Философия религии – особый тип философствования: 1) раздел религиоведения (наряду с психологией, социологией религии) – совокупность философских понятий, принципов, концепций, дающих философское объяснение религии; 2) специальный раздел философских систем – осмысление религии в контексте определенной философской системы (И. Кант, Г.В.Ф. Гегель); в) обособившаяся самостоятельная философская дисциплина. Философия религии исследует природу и функций религии, возможность или невозможность философского обоснования бытия Бога, Его природу, отношение к миру и человеку. Философия религии занимается только тем, что можно осмыслить в «границах разума», т.к. иррациональная суть религии остается за пределами философии и является областью исследования богословия (теологии). Основоположником философии религии принято считать Спинозу. Философские исследования религии в дальнейшем ос










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 299.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...