Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Единая субстанция Б. Спинозы




Бенедикт Спиноза (1632 – 1677 гг.) – великий нидерландский философ-материалист. Родился в Амстердаме в еврейской купеческой семье. Воспитывался как ортодоксальный еврей и учился в школе при синагоге. После смерти отца (1654 г.), когда Спиноза некоторое время возглавлял его торговое предприятие, он завел множество научных и дружеских связей за пределами еврейской общины, среди лиц, радикально настроенных по отношению к господствовавшей религиозной идеологии. По мере этого усиливалось его отчуждение и от еврейской общины, которой руководили ревностные и нетерпимые поборники иудаизма.

После ряда предупреждений они в 1656 г. подвергли Спинозу «великому отлучению». «Да будет он проклят и днем и ночью, да будет проклят, когда ложится и встает; да будет проклят и при выходе, и при входе», – говорилось в тексте отлучения. После того как Спинозу изгнали из общины и из Амстердама, он жил в постоянной нужде, зарабатывая на жизнь шлифованием линз. Личная жизнь не сложилась. Он весь ушел в изнурительный физический и творческий труд, лишая себя общепринятых радостей жизни.

Спиноза глубоко изучил историю философии, проник в идеи Декарта, Бэкона, Бойля, Гюйгенса. Обладая способностью к языкам, он мог вести беседу на португальском, испанском, еврейском и латинском языках.

Вскоре вышли в свет первые его философские труды: «Краткий трактат о Боге, человеке и его счастье» (1660 г.), «Основы философии Декарта» (1663 г.). В 1670 г. был опубликован знаменитый «Богословско-политический трактат». Пришла слава. О нем заговорили. С ним стали искать встреч ученые и государственные деятели. Спиноза жил среди небольшого круга друзей, ведя переписку с учеными, в том числе с Лейбницем. В 1673 г. ему предложили место в Гейдельбергском университете, но он вежливо отказался, заявив, что преподавательская деятельность отвлечет его от научных занятий. В 1675 г. была закончена первая версия «Этики» – главного произведение Спинозы. В свет книга вышла уже после смерти. 21 февраля 1677 г. он умер в Гааге от туберкулеза.

В «Этике» Спиноза излагает фундаментальные проблемы философии. Композиция и стиль «Этики» сходны с 213 положениями геометрии. По каждой проблеме Спиноза формулирует аксиомы, теоремы, доказательства, выводы.

Главные идеи «Этики» сводятся к следующему. Существует лишь природа, являющаяся причиной самой себя (causa sui), не нуждающаяся для своего бытия ни в чем другом. Как «природа творящая», она есть субстанция, или, как Спиноза ее называл, Бог. От субстанции Спиноза отличает мир отдельных конечных вещей (модусов). Субстанция едина, модусов бесчисленное множество. Бесконечный ум мог бы постигать бесконечную субстанцию во всех ее видах или аспектах. Но наш конечный человеческий рассудок постигает сущность субстанции как бесконечную лишь в двух аспектах: как «протяжение» и как «мышление». Это атрибуты субстанции.

«Под субстанцией я разумею то, что существует само по себе и представляется само через себя, то есть то, представление чего не нуждается в представлении другой вещи, из которого оно должно было бы образоваться.

Под атрибутом я разумею то, что ум представляет в субстанции как составляющее ее сущность.

Под модусом я разумею состояние субстанции, иными словами, то, что существует в другом и представляется через это другое.

Под Богом я разумею существо абсолютно бесконечное, то есть субстанцию, состоящую из бесконечно многих атрибутов, из которых каждый выражает вечную бесконечную сущность».

На этих положениях Спиноза построил учение о человеке. Человек-существо, в котором модусу протяженности – телу – соответствует модус мышления – душа. И по тому и по другому модусу человек – часть природы. Спиноза свел всю сложность психической жизни к разуму и к страстям, или аффектам, – к радости, печали, вожделению. Человек должен научиться управлять своими эффектами. Тот, кто ими не управляет, становится рабом. «Человеческое бессилие в укрощении и ограничении аффектов я называю рабством. Ибо человек, подверженный аффектам, уже не владеет сам собой, но находится в руках фортуны и притом в такой степени, что он хотя и видит перед собой лучшее, однако принужден следовать худшему». Волю он отождествлял с разумом. Поведением человека движет, по Спинозе, стремление к самосохранению и к собственной выгоде. Спиноза признавал волю всегда зависимой от мотивов, но вместе с тем считал возможной свободу как поведение, основывающееся на познании необходимости. В учении о познании Спиноза продолжает линию рационализма. Он возвысил знание интеллектуальное над низшим видом знания – чувственным; высшим видом знания является интеллектуальная интуиция. Критерием истины он объявил – вслед за Декартом – ясность и отчетливость. Вместе с Ф. Бэконом и Декартом Спиноза целью знания считал завоевание господства над природой и совершенствование человека. Велика роль Спинозы в развитии идеи свободомыслия. Цель религии – не познание природы вещей, а лишь наставление людей в нравственном образе жизни. Поэтому ни религия, ни государство не должны посягать на свободу мысли. В учении об обществе Спиноза – продолжатель Гоббса. Однако, в отличие от Гоббса, высшей формой власти он считал не монархию, а демократическое правление и ограничивал всевластие государства требованиями свободы личности. В «Богословско-политическом трактате» Спиноза дал такую оценку монархии и республике: «Высшая тайна монархического правления и величайший его интерес заключаются в том, чтобы держать людей в обмане, а страх, которым они должны быть сдерживаемы, прикрывать громким именем-религии, дабы люди сражались за свое порабощение, как за свое благополучие, и считали не постыдным, но в высшей степени почетным не щадить живота и крови ради тщеславия одного какого-нибудь человека. [...] Нам выпало на долю это редкое счастье – жить в государстве, где каждому предоставлена полная свобода суждения и каждому разрешается поклоняться богу по своему разумению, где милее и драгоценнее свободы ничего не признают, [...] я думаю, сделаю приятное и небесполезное дело, если покажу, что эта свобода не только может быть допущена без вреда для благочестия и спокойствия государства, но что скорее ее уничтожение означав тo бы уничтожение самого спокойствия государства и благочестия. И это самое главное, что я решил доказать в этом трактате».










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 184.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...