Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Схема системного анализа лекции
Инструкция: При анализе лекции оцените степень проявления каждого параметра по 5-балльной шкале. 1. Цель Степень четкости, лаконичности и конкретности формулировки цели Реальность, целесообразность, достижимость цели Степень обучающего воздействия Степень развивающего воздействия Степень воспитательного воздействия 2. Содержание Степень реализации принципов дидактики: научность, доступность, системность Актуальность содержания, связь с жизнью и практикой Степень новизны, проблемности материала Оптимальность объема предлагаемой информации 3. Деятельность преподавателя Знание преподавателем содержания, общая эрудиция Уровень методического мастерства (обработка материала, способы подачи) Качество речи: темп, дикция, интенсивность, образность, эмоциональность, общая и специальная грамотность Позиция преподавателя по отношению к студентам (заинтересованная или равнодушная); оптимальность выбранного стиля руководства, степень тактичности и демократичности Внешний вид преподавателя, мимика, жесты, пантомимика, культура поведения. 4. Деятельность студентов Степень познавательной активности студентов, их творчество и самостоятельность Степень заинтересованности студентов 5. Способы деятельности преподавателя Рациональность и эффективность использования времени занятия, оптимальность темпа, чередование деятельности на занятии Наличие, целесообразность и эффективность использования наглядности и ТСО Наличие и эффективность обратной связи со студентами, сочетание индивидуального и дифференцированного подхода Рациональность использования методов и форм работы на занятии. Баллы: 85 – 100 = отлично; 65 – 84 = хорошо; 45 – 64 = удовлетворительно.
Приложение 3 Советы молодому преподавателю (Ю.Г.Шнейдер) Лекторское мастерство – это искусство, которым следует владеть каждому преподавателю.Профессор Ю.Г.Шнейдер в шутливой форме рекомендует: 1. Предельно серьезно отнесись к вводной лекции; не дай основания из названия ее выкинуть одну букву «в». 2. С первой же лекции не старайся казаться ни строгим, ни добрым – оставайся самим собой, при условии, конечно, что ты сам по себе достойный человек. 3. Сделай все, чтобы студенты почувствовали систему в изложении курса; экспромты хороши только в примерах, иллюстрациях и ответах на вопросы. 4. При выборе темпа изложения не ориентируйся ни на тихохода, ни на спринтера; первый заставит большую часть аудитории, да и тебя самого скучать, а за вторым ты сам не сможешь угнаться. 5. Не переоценивай заинтересованности студентов твоими лекциями – это может помешать тебе к ним лучше готовиться. 6. Не пускай опоздавших студентов в аудиторию, но лишь в том случае, если не опаздываешь сам. 7. Не надейся на то, что, не уважая твой предмет, студенты будут уважать тебя. 8. Не жалей времени на объяснение основ; читай лучше меньше, но глубже. 9. С первой же лекции дай понять студентам, что у них будет хороший конспект – стимул не лучший, но мощный. 10. Читай страстно, чтобы не было так: «лектор медленно, но верно засыпал – аудитория немного его обогнала». 11. Не вещай, не читай – беседуй. 12. Читай не так быстро, чтобы слова обгоняли мысли, но и не так медленно, чтобы мыслям было скучно без слов. 13. Читай увлеченно, но без ложного пафоса, и не забывай про программу. 14. Заглядывай в конспект лекции, дай понять, что делаешь это лишь для того, чтобы не нарушить стройности изложения и студенческого конспекта. 15. Где и когда можно, выказывай свое отношение к излагаемому вопросу. Хуже нет, если студенты почувствуют, что ты говоришь им сегодня о том, о чем сам вчера вычитал. 16. Не грози встречей на экзамене – прием запрещенный. 17. Доказательства бывают трех видов: прямые, от обратного, от лукавого. Лучше ничего не доказывать, чем доказывать, используя третий вид доказательств. 18. Читай не только о том, что было и есть, но и должно быть и будет! 19. Старайся выдать хоть бы жалкий, но экспромт, связанный с тем, что излагаешь в данный момент. Это высокий класс. Но беда, если догадаются или заподозрят, что экспромт заранее подготовлен. 20. Иллюстрируй излагаемое, приведи примеры из области, близкой студентам. 21. Старайся сделать студентов соучастниками учебного процесса – ставь вопросы, спрашивай мнение, обсуждай варианты ответов, варианты решений. 22. Не умиляйся и не гордись, если сумел вытащить двоечника на тройку и опустить пятерочника на четверку. 23. Если не можешь зажечь факел знаний, то старайся добросовестно заполнить ими сосуд. 24. Непрерывно учись, иначе будешь учить лишь тому, что сам в данный момент знаешь, а это, как правило, не так уж много. 25. Всегда будь хозяином положения; если ты не владеешь аудиторией, то она владеет тобой. 26. Не умиляйся, если один - два студента из потока в 150 человек проявят интерес к твоему предмету и зададут 1 – 2 вопроса, и то перед самым экзаменом. 27. Не доводи до штурмовщины, она, как и на производстве, приводит к браку.
Приложение 4 Методическая разработка семинарского занятия(по В.Я.Ляудис)
I. Тема занятия 1. Обоснование выбора темы. 2. Определение места темы в программе курса. 3. Цель занятия. Задачи: познавательные, воспитательные, методические. 4. Литература. Обоснование отбора рекомендуемой литературы с учетом объема чтения, сложности текстов. П. Форма организации семинара 1. Обоснование выбора формы проведения семинара в связи с характером подготовки аудитории: · вопросно-ответная (опрос); • развернутая беседа на основе плана; • доклады с взаимным рецензированием; • обсуждение письменных рефератов с элементами дискуссии; • групповая дискуссия: направляемая, свободная; • учебно-ролевая игра. 2. Программа предварительной ориентировки студентов в теме, задачах, объектах, операциях, характере занятия, в литературе; распределение ролей участников обсуждения, требования к докладам, рефератам, форме и характеру обсуждения темы. III. План и конспект хода занятия 1. Программа содержания занятия: • основные разделы темы; • основные задачи каждого раздела темы; • фиксация основных противоречий в ходе решения рассматриваемой проблемы. 2. Конспект содержания разделов программы. Выделение дидактических приемов, обеспечивающих выявление противоречий, доказательность и обоснованность рассматриваемых точек зрения. Выделение положений и задач, предполагающих групповые формы обсуждения. Приемы групповой коммуникации на разных этапах занятия. 3. Резюме обсуждения темы на семинарском занятии. 4. Анализ хода семинарского занятия после его проведения.
Приложение 5
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 346. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |