Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Раздел 5. Деятельность преподавателя психологии
Тема 15. Особенности деятельности и личности преподавателя психологии Преподаватель психологии в своей деятельности реализует следующие основные функции: обучающую, воспитательную, организаторскую и исследовательскую. При этом следует учесть, что в работе преподавателей вузов одну из важнейших ролей играет исследовательская функция, в то время как в средних специальных учреждениях ее выполнение преподавателями не является обязательным; более важным является выполнение воспитательной, методической функций наряду с обучающей. В процессе педагогической деятельности преподаватель в силу специфики преподаваемой дисциплины – психологии – может выступать в различных ролевых позициях во взаимодействии со студентами [10, c. 220-221]: «преподаватель – специалист в своей области»(уважение к преподавателю и большая дистанция в общении, формальное общение); «преподаватель – психотерапевт»(«использование» преподавателя для решения личных проблем студентов и их знакомых); «преподаватель - верный друг»(доброжелательность и неформальное общение с преподавателем); «преподаватель - пример для подражания во всем» («обожание», идеализация преподавателя); «преподаватель - объект насмешек» (добрые или грубые насмешки); «преподаватель – полицейский» (контроль и опека со стороны преподавателя). Часто преподаватель психологии гибко сочетает в своей деятельности различные ролевые позиции при качественном выполнении основных педагогических функций. В процессе педагогической деятельности складывается стиль педагогического общения как относительно устойчивая совокупность методов и приемов построения взаимодействия со студентами и учащимися. Преподаватель с авторитарным стилем общения характеризуется активностью во взаимодействии, использованием директивных методов воздействия на студентов (указания, инструкции, контроль, оценка), что превращает студентов в объекты обучения, снижает их активность. Преподаватель с демократическим стилем общенияразумно сочетает собственную активность с методами стимулирования активности и инициативы студентов, опирается на личный опыт, убеждает и аргументирует необходимость выполнения определенной деятельности в процессе обучения. Преподаватель с либеральным стилем общения часто занимает пассивную позицию во взаимодействии со студентами, снижая требовательность к ним.При определении стиля педагогического общения важно учитывать особенности конкретной группы и гибко использовать различные стили. Особенностью профессии преподавателя психологии в отличие от профессии психолога-ученого и психолога-практика является не только наличие психологических знаний, но и умений их преподавать. Преподаватель психологии, должен быть разносторонне образованным человеком, эрудированным в различных областях психологических знаний и других наук; должен хорошо знать преподаваемый предмет; уметь самостоятельно подбирать учебный материал, определять оптимальные средства и методы обучения, уметь доступным образом объяснять учебный материал, уметь мотивировать студентов на усвоение учебного материала; обладать требовательностью к студентам, обладать коммуникативными и организаторскими способностями, педагогическим тактом, наблюдательностью, развитой эмпатией; владеть логикой, выразительными средствами общения, ораторскими и артистическими способностями; быть способным к рефлексии собственной преподавательской деятельности.
Список литературы
1. Абрамова Г.С. Практическая психология: Учебник для студентов вузов /Г.С.Абрамова. - 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Академический проект, 2002. – 496 с. 2. Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии. Учеб. Пособие для преподав. и аспирантов вузов /Б.Ц.Бадмаев. – М.: Владос, 1999. – 304 с. 3. Берков В.Ф. Логика вопросов в преподавании /В.Ф.Берков. - Мн.: Университетское, 1987. – 56 с. 4. Боярчук В.К. Методика преподавания психологии в вузе. Учебно-методическое пособие /В.К.Боярчук. - Ростов н/Д.: Издательство Ростовского университета, 1982.- 68 с. 5. Вачков И.В. Введение в профессию «психолог»: Учеб. пособие /В.И.Вачков, И.Б.Гришпун, Н.С.Пряжников; под ред. И.Б.Гришпуна. – 3-е изд., стер. – М.: МОДЭК, 2004. – 464 с. 6. Герасимова В.С. Методика преподавания психологии: Курс лекций. – 3-е изд., перераб. и доп.. – М.: Ось-89, 2007. – 144 с. 7. Гузеев В.В. Методы и организационные формы обучения /В.В.Гузеев. – М.: Народное образование, 2001. – 128 с. 8. Денисенко С.И. Особенности использования тестовых методик для контроля учебной деятельности студентов // Инновации в образовании. - 2001. - №3. – С. 84-94. 9. Дусавицкий А.К., Погребняк О.Н. Педагогическая деятельность в развивающем образовании. Восхождение к личности: Учеб. пособие /А.К.Дусавицкий, О.Н.Погребняк. – Харьков: Изд. Центр Харьковского национального ун-та им. В.Н.Каразина, 2006. – 200 с. 10. Карандашев В.Н. Методика преподавания психологии. Учебное пособие /В.Н.Карандашев. - СПб.: Питер, 2005. – 250 с. 11. Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии /В.Я.Ляудис. - 5-е изд. – СПб.: Лидер, 2007. – 192 с. 12. Майоров А.Н. Тесты школьных достижений: конструирование, проведение, использование /А.Н.Майоров. – СПб,: Образование и культура, 1997. – 304 с. 13. Михайлычев Е.А. Дидактические тесты как средство измерения //Школьные технологии. - 2001. - № 3. - С.170-185 14. Михайлычев Е.А. Технология стандартизации дидактических тестов //Школьные технологии. - 2001. - № 4. - С.32-48; - № 5. - С. 36-54. 15. Панибратцева З.М. Методика преподавания психологии /З.М.Панибратцева; под ред. А.А.Люблинской. – М.: Просвещение, 1971. -152 с. 16. Педагогика: Учебник для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. /П.И.Пидкасистый [и др.]; под общ. ред. П.И.Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 608 с. 17. Полонников А.А. Очерки методики преподавания психологии. Системно-ситуационный анализ психологического взаимодействия /А.А.Полонников. – Мн.: ЕГУ, 2001. – 128 с. 18. Симонов В.П. Мониторинг в образовании /В.П.Симонов. – М.: Педагогика, 1998. – 176 с. 19. Успенский В.Б., Чернявская А.П. Введение в психолого-педагогическую деятельность: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /В.Б. Успенский, А.П.Чернявская. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 176 с. 20. Чернышев А.С., Гребеньков Н.Н., Сарычев С.В., Корнев А.В., Дымов Е.И. Технологии в изучении психологии. Учебное пособие для вузов /А.С.Чернышев [и др.]; под общ. ред. А.С.Чернышева. – М.: Педагогическое общество, 2003. – 256 с.
Приложение 1. Алгоритм методической разработки учебной лекции(по В.Я.Ляудис) I Тема лекции. Обоснование выбора темы 1. Определение места и значения темы в системе целого курса (контекст). 2. Отбор библиографии по теме (литература для преподавателя; литература, рекомендуемая студентам). II Формы организации лекции 1.Аудитория (характер и уровень подготовленности слушателей). 2. Цель лекции (замысел, основная идея лекций, объединяющая все предметное содержание). 3. Задачи лекции, реализующие основной замысел: · состав и последовательность задач; · характер задач: информационные, аналитические, систематизирующие, проблемные; · средства, необходимые студентам для решения указанных задач (категории, системы представлений, функциональные, структурные, причинные связи); · эмоциональные позиции и отношения, которые формируются преподавателем у слушателей при решении поставленных задач. 4.Организационная форма лекции: · монологическое высказывание; · монолог с опорой на аудиовизуальные средства; · монолог с элементами эвристической беседы; · эвристическая беседа; · диалог-дискуссия (двух преподавателей, выражающих противоположные точки зрения по обсуждаемой проблеме). III. Содержание лекции 1. План и конспект содержания лекции. 2. Учебные средства и дидактические приемы, обеспечивающие целостность, систематичность, последовательность, доступность, наглядность, доказательность и др. (выделить на полях конспекта). IV. Целостный образ преподавателя в процессе лекции 1. Формы сотрудничества преподавателя со студентами в процессе решения задач каждого из разделов содержания лекции (совместное решение задач, подражание образцу, партнерство). 2. Языковая форма высказывания (лексика, грамматика, стилистика). 3. Эмоционально-выразительные невербальные средства общения преподавателя с аудиторией (жесты, мимика, пантомима, вокальная мимика интонация, громкость, темп, ритм, паузы). Приложение 2 |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 336. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |