Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопрос 6. Профессиональные требования к личности учителя начальных классов.




Педагогическая деятельность– одна из сложнейших областей человеческого труда. Назовем наиболее существенные личностные качества, которыми должен обладать учитель:

1) моральная закаленность, политическая зрелость, высокая сознательность;

2) высокоразвитое чувство социальной ответственности; благородство, интеллектуальное совершенство и моральная чистота, т. е. соответствие тому нравственному идеалу, который общество хочет воплотить в детях;

3) самообладание, выдержка.

Основные требования общества к профессиональным характеристикам учителямогут быть сформулированы следующим образом:

1) общая широкая образованность, осведомленность в различных областях знаний;

2) глубокое знание возрастной, педагогической и социальной психологии, педагогики, возрастной физиологии, школьной гигиены;

3) фундаментальное знание преподаваемого предмета, новых достижений и тенденций в соответствующей науке; владение методикой обучения и воспитания; любовь к делу, умение передать свою увлеченность детям; творческое отношение к работе;

4) знание детей, умение понимать их внутренний мир, педагогический оптимизм;

5) владение педагогической техникой (логикой, речью, выразительными средствами общения и т. д.) и педагогическим тактом;

6) постоянное совершенствование знаний и педагогического мастерства.

Важнейшей личностной и профессиональной чертой учителя следует считать любовь к детям, без чего невозможна эффективная педагогическая деятельность.

В процессе педагогической деятельности учитель выступает, с одной стороны, как лицо, уполномоченное обществом воспитывать детей и реализовывать заданные обществом цели, содержание, основные способы и формы воспитания. И в этой роли он большей частью успешно добивается того, чтобы воспитание было подлинно гуманистическим и эффективным. С другой стороны, учитель выступает в педагогической деятельности как индивидуальность. Проявляя свою индивидуальность, учитель не всегда может оказаться на том высоком уровне, которого ждет от него общество. В связи с этим особо важное значение приобретает проблема психолого-педагогической подготовки будущих учителей, реализации их сложнейших функций.

Вопрос 7. Специфика организации учебного процесса в начальной школе в условиях модернизации начального образования.

Начальное общее образование является первой ступенью общего образования. В РФ НОО является обязательным и общедоступным. В условиях модернизации начальное образование строится на основе качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы и призвано обеспечить выполнение следующих основных целей:

- развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться;

- воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру;

- освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности;

- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;

- сохранение и поддержка индивидуальности ребенка.

Приоритетом начального общего образования является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.

Особо важную роль в современном учебном процессе в начальной школе играют межпредметные связи, которые способствуют интеграции предметов, предотвращению предметной разобщенности и перегрузки обучающихся.

Развитие личностных качеств и способностей младших школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной. Поэтому в современном учебном процессе особое место занимает деятельностное, практическое содержание образования, конкретные способы деятельности, применение приобретенных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях.

Особенностью начальной школы является то, что дети приходят в школу с разным уровнем готовности к обучению, неодинаковым социальным опытом, отличиями в психофизиологическом развитии. Начальное общее образование призвано помочь реализовать способности каждого и создать условия для индивидуального развития ребенка.

В результате освоения предметного содержания начального общего образования учащиеся получают возможность приобрести общие учебные умения, навыки, освоить способы деятельности.

Вопрос 8. Понятие о методах обучения. Характеристика существующих классификаций методов обучения применительно для начальной школы.

Метод в переводе с греческого языка означает «способ», «путь». В философии метод рассматривается как способ достижения целей, определенным образом упорядоченная деятельность. В педагогике под методом обучения понимается «способ достижения цели обучения, представляющий собой систему последовательных и упорядоченных действий учителя, организующего с помощью определенных средств, практическую и познавательную деятельность учащихся по усвоению социального опыта».

Методы реализуются через совокупность приемов, каждый из которых является отдельным действием. Прием – это элемент действия, его структурная часть, разовое действие определенный шаг в реализации метода.

Классификация методов обучения – это упорядоченная по определенному признаку система.

Одна из первых классификаций методов:

- словесные (лекция, рассказ учителя, беседа, работа с книгой);

- наглядные (демонстрация картин, муляжей, кинофильмов, гербариев и т.д. в последние десятилетия видео в сочетании с новейшими компьютерными системами);

- практические (выполнение опыта, эксперимента, исследовательской работы, лабораторная работа, наблюдения, выполнение измерений на местности и др.).

Классификация методов по типу (характеру) познавательной деятельности:

- объяснительно-иллюстративный (накопленный человечеством обобщенный и систематизированный опыт);

- репродуктивный (запоминание, воспроизведение и повторение способа деятельности по конкретному заданию учителя);

- проблемное изложение (постановка проблемы учителем, определения путей, этапы ее разрешения);

- частично - поисковый (эвристический) (включение школьников в поиск решения поставленной проблемы);

- исследовательский (способ организации поисковой, творческой деятельности учащихся по решению новых для них проблем).

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 209.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...