Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Психологическая теория деятельности




Содержание программы по разделам и темам

Вопрос

Базовая часть

Раздел «Педагогика»

Педагогика в системе гуманитарных знаний и наук о человеке

Педагогика как наука. Объект и предмет педагогики, ее функции. Сущность исторического подхода к изучению педагогических явлений. Категориально-понятийный аппарат современной педагогики. Структура педагогической науки. Взаимосвязь теории и практики в педагогике. Актуальные проблемы современной педагогики: смена образовательных парадигм, реформы образования, введение ФГОС.

       2. Профессиональная компетентность педагога

Истоки компетентностного подхода. Понятие о профессиональной компетентности педагога. Соотношение понятий: «профессиональная компетенция» и «профессиональная компетентность» педагога; профессиональная компетентность и профессиональная культура современного педагога; профессиональная компетентность педагога и педагогическое мастерство. Структура профессиональной компетентности педагога. Сущность и особенности ключевых, базовых и специальных компетенций педагога. Требования ФГОС к профессиональной компетентности педагога. Профессиональный стандарт педагога (2014 г.).

Современная система отечественного образования

Образовательная политика в России, её принципы. Цель современного образования. Общая характеристика системы образования в России. Основные элементы системы образования России. Общая характеристика уровней образования в системе образования в Российской Федерации. 

Типология и многообразие образовательных организаций. Нормативные правовые и организационные основы деятельности образовательных организаций в соответствии с Законом «Об образовании в РФ» (2012 г.).

4. Инновационные процессы в системе образования России

Понятия о педагогической инновации, инновационном процессе в образовании: его структура и содержание деятельности на каждом этапе. Особенности инновационных процессов в системе образования России. Инновационная деятельность учителя в условиях реформирования образования. Влияние инновационных процессов на качество и эффективность образования.

   5. Образовательный процесс как основная категория педагогики

Сущность образовательного процесса. Понятие о целостном педагогическом процессе. Взаимосвязь понятий «педагогический» и «образовательный процессы». Основные характеристики педагогического процесса. Его движущие силы. Основные компоненты педагогического процесса. Требования ФГОС к построению педагогического процесса.

       6. Процесс обучения как дидактическая система 

Понятие о дидактике. Понятие «обучение». Обучение в целостном педагогическом процессе. Закономерности и принципы обучения.

Общая характеристика современных теорий обучения. Системно-деятельностный подход к процессу обучения.

Методы, формы организации и средства обучения

Понятие о методах обучения. Методы обучения и их классификации. Дидактические приемы.

Понятие формы обучения. Организационные формы обучения в новом Законе «Об образовании в РФ». Классификация форм организации обучения.

Средства обучения и их классификация. Условия оптимального выбора методов, форм и средств обучения.

Воспитание как подсистема целостного педагогического процесса

Понятие о воспитании. Категория «отношение» как сущностная характеристика воспитания. Закономерности и принципы воспитания. Структурные элементы процесса воспитания и их взаимосвязь. Общее понятие о содержании воспитания. Современные направления воспитания.

Понятие о цели и задачах воспитания. Современные подходы к определению цели и задач воспитания. Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России. Стратегия развития воспитания в РФ до 2020 года.

Основные идеи современных концепций воспитания.

Методы, формы организации и средства воспитания

Общие понятие о методах, средствах, формах воспитания. Методы воспитания, их классификация. Краткая характеристика приоритетных методов воспитания. Классификация форм воспитательной работы.

Понятие о средстве воспитания. Классификация средств воспитания. Педагогические условия выбора и эффективного использования форм, методов и средств воспитания.

        10. Современная информационно-образовательная среда образовательной организации

Понятие об информационно-образовательной среде. Характеристика, структура, компоненты и функции информационно-образовательной среды в образовательной организации. Стандарты образования и информационно-образовательная среда образовательной организации. Характеристики информационно–образовательной среды урока (непосредственной образовательной деятельности). Профессиональная деятельность педагога в условиях работы в информационно-образовательной среде образовательной организации. Общение как компонент информационно-образовательной среды. Информационное взаимодействие в сети Интернет.

       11. Современные педагогические и информационно-коммуникационные технологии

       Технологический подход в образовании. Понятие о педагогической технологии. Аспекты и уровни научного рассмотрения педагогической технологии. Структура педагогической технологии. Критерии технологичности. 

Современные технологии обучения. Использование электронных образовательных ресурсов.   

        12. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности

Понятие о содержании образования. Факторы, детерминирующие формирование содержания образования. Принципы и критерии отбора содержания общего среднего образования. Многоуровневая структура содержания образования: теоретический уровень, уровень учебного предмета, учебного материала, педагогической действительности, личности ученика. Основные компоненты содержания образования: когнитивный опыт, практический опыт, опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностных отношений.

Зарубежные авторские педагогические системы XVII-XVIII вв.

Педагогические теории и системы Я.А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо и И.Г. Песталоцци: цели, задачи, принципы, содержание, формы, методы, средства обучения и воспитания. Вклад данных педагогов в развитие теории и практики обучения и воспитания. Актуальность идей Я.А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо и И.Г. Песталоцци для современного образования.

Реформаторская педагогика конца XIX – начала XX в. в Европе и США.

Основные идеи и направления реформаторского движения конца ХIХ-начала ХХ вв. в Европе и США. Основные представители реформаторского движения и их опыт организации образовательных учреждений. Отражение и развитие идей реформаторской педагогики в современной образовательной практике.

15. Отечественные авторские педагогические теории и системы ХIХ-ХХ вв.

Педагогические теории и системы К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского: цели, задачи, принципы, содержание, формы, методы, средства обучения и воспитания. Вклад данных педагогов в развитие теории и практики обучения и воспитания. Актуальность идей К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского для современного образования.

 

Раздел 2. «Психология»

Психология как наука

Характеристика психологии как науки: предмет, задачи, принципы, этапы развития. Психические явления, изучаемые психологией: психические процессы, психические состояния, психические свойства личности. Базовые категории психологии: отражение, деятельность, сознание, личность и др. Отрасли психологии. Место психологии в системе наук, ее взаимосвязь с другими науками.

 

Психологическая теория деятельности

Понятие деятельности. Теории деятельности. Внутренняя и внешняя структура деятельности. Механизмы интериоризации и экстериоризации. Основные виды деятельности. Понятие о «ведущей деятельности». Ведущие виды деятельности в разные возрастные периоды.

                   










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 171.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...