Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопрос №32. Наука, культура и религия в современном мире. Глобальные проблемы человечества.




Основой развития экономики передовых стран мира во второй половине ХХ в. стали достижения в сфере науки. Исследования в области физики, химии, биологии позволили кардинально изменить многие стороны промышленного и сельскохозяйственного производства, дали толчок к дальнейшему развитию транспорта. Так, овладение секретом атома привело к рождению атомной энергетики. Огромный рывок вперед совершила радиоэлектроника, что стало основой массового производства радиоаппаратуры и телевизоров. Стало возможным и массовое производство товаров длительного пользования для населения - автомобилей, холодильников, микроволновых печей и т.д Научные открытия вели к созданию таких новых транспортных средств, как реактивная авиация и космические ракеты. В 70-е гг. ХХ в. начался новый этап научно-технической революции. Наука полностью сливается с производством, превращаясь в непосредственную производительную силу. Еще одной чертой данного этапа стало резкое сокращение сроков между научным открытием и его внедрением в производство. Своеобразным символом этого времени стал персональный компьютер, который с последних десятилетий ХХ в. стал неотъемлемой частью как производства, так и частной жизни в развитых странах. Появление Интернета сделало общедоступной огромное количество информации. Микропроцессоры начали широко при меняться для автоматизации производства. Огромные перемены произошли в средствах связи. Здесь появились факсы, пейджеры, сотовые телефоны. Ярчайшие достижения науки второй половины ХХ в. связаны с освоением космоса. Запуск СССР в 1957 г. искусственного спутника Земли и полет в 1961 г. Юрия Гагарина дали толчок к советско-американской гонке в исследовании космоса. Достижениями этой гонки стали: выход человека в скафандре в открытый космос, стыковка космических аппаратов, мягкие посадки искусственных спутников на Луне, Венере, Марсе, полет человека на Луну, создание орбитальных космических станций и многоразовых космических кораблей и т.д. После распада СССР интенсивность космических исследований заметно снизилась, однако они продолжаются. Так, началось создание Международной космической станции, в котором принимают участие США, Россия, страны ЕС и др.

Русская культура уникальна. Ее своеобразие было предметом внимания многих исследователей. Во многом самобытность русской культуры в настоящее время определяется ее историей. Существовало множество идейных течений, в которых выражено отношение к русской культуре: славянофильство, западничество, панславизм, славянофобия, русофобия, младороссы и другие. В 90-е годы в перестроечное время культура русского зарубежья почти полностью была возвращена России. Ранее запрещенные произведения русских философов и писателей стали представлять особое духовное направление в истории развития русской философии и искусства. Многие литературные произведения стали доступны для чтения россиян. Издательства активно публиковали и возвращенное литературное достояние.

Несмотря на трудности перестроечного процесса, главным достоянием, которое получила современная культура России, стала возможность развивать целостную российскую культуру в свободной для творчества стране.

Главной отличительной чертой современного российского искусства стало неуклонное продвижение к общению, сотрудничеству во всех сферах духовной жизни и материального производства, к передаче и усвоению духовного опыта, взаимопомощи и поддержке. Россияне все более осознают свою принадлежность не только к региональной культуре и субкультуре, но и ко всему человечеству.

В последние десятилетия для российской культуры характерно возвращение к прежним, традиционным формам российской духовности, к православию.

Для российской культуры последних лет, как и для мировой культуры в целом, характерно влияние процессов глобализации и компьютеризации. Увеличение информационных потоков безгранично расширяет возможности человека во всех сферах его деятельности.

Прогресс науки и техники ведет к всемирному процветанию и решению всех социальных проблем. На первый план выходит то, что объединяет все культуры – это общечеловеческие ценности.

Современная русская культура находится на перепутье. В ней происходит ломка стереотипов, которые сложились в досоветские и советские времена. Идет переоценка ценностей. Расшатываются вековые традиции. Видимо, возрождение русской культуры в том виде, как она существовала прежде, уже невозможно. Однако переоценка ценностей не должна коснуться специфического ядра русской культуры – ее коренных ценностей и идеалов.

В XIX– XX вв. по мере развития капитализма, сопровождавшегося бурным развитием науки и техники, начался процесс развития и упрочения светской культуры, светской идеологии. Процесс освобождения всех сфер общественной и личной жизни из-под влияния религии и церкви получил название секуляризации. Господство религиозных традиций оказалось подорванным, религия стала одним из социальных институтов, существующим наряду с другими.

На развитие и упрочение светской культуры оказало влияние развитие науки и техники, чьи достижения пришли в противоречие с существовавшими веками религиозными представлениями. Светская культура центром своих приоритетов сделала земную жизнь человека, опирающегося в реализации своих потребностей и интересов не на сверхъестественные силы, а на свои собственные способности и возможности. Процесс секуляризации способствовал распространению атеистического мировоззрения, которое отвергает любые религиозные представления.

Важнейшим результатом секуляризации культуры является то, что религия становится частным делом каждого гражданина, результатом его свободного выбора. Свобода совести, т.е. право граждан исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, гарантировано конституциями многих стран мира. Свобода совести своей оборотной стороной имеет веротерпимость, т.е. признание равноправия, равноценности исповедуемых религий. В Российской Федерации свобода совести не только гарантирована Конституцией, по и реализуется на практике.

Отделение церкви от государства не означает всю изоляцию от политической жизни. Верующие во многих демократических странах организуют политические партии, которые оказывают воздействие на жизнь общества, а церкви активно содействуют решению насущных политических проблем современности. Принцип веротерпимости находит свое воплощение в развитии диалога не только между церковью и другими социальными институтами и организациями, но и между крупными национальными и мировыми религиями. В рамках христианства действует экуменическое движение (от греч. Oikoumene – Вселенная, обитаемый мир), которое направлено на объединение христианских конфессий. В экуменическом движении участвуют представители основных ветвей христианства – католицизма, православия, протестантизма, – объединяющих свои усилия в борьбе с такими социальными проблемами, как война, голод, нищета, расизм, национализм, загрязнение окружающей среды.

Однако противоречивость развития современного мира приводит и к тому, что некоторые религиозные организации выступают в качестве детонатора социальных конфликтов и региональных войн. Речь идет о тех организациях, которые базируются на религиозном фундаментализме. Религиозный фундаментализм представляет собой политическую силу, использующую для достижения своих целей насилие, прибегающую к вооруженным действиям и террористическим актам. Проявлениями религиозного фундаментализма

являются религиозный фанатизм, нетерпимость к другим религиозным верованиям, стремление к экспансии своего вероучения любой ценой. Религиозный фундаментализм – пример того, что в современном мире религиозные организации могут играть дестабилизирующую роль.

Во второй половине XX столетия современная цивилизация, достигнув немалых высот в различных сферах общественной жизни — науке, технике, культуре — столкнулась лицом к лицу, с казалось бы, неразрешимыми глобальными проблемами. Их круг достаточно хорошо известен сегодня. Это военно-политические, ресурсно-экономические, демографические, мирохозяйственные проблемы, которые проявляются, в частности, через кризисы в области здравоохранения, образования, культуры, растущую преступность.

Однако есть и несколько иная точка зрения на природу современного кризиса цивилизации. По мнению ее сторонников, глобальный кризис современной цивилизации носит планетарный, а не локальный характер, как это было в прошлом. Следовательно, гибель угрожает не какой-то части современной культуры, а человечеству в целом; не той или иной форме социальной организации (капитализму, социализму и т. п.), а всеобщим условиям родового существования человека. Поэтому проблема, стоящая перед человечеством, заключается в возможности изменения им своей социально-культурной формы, находящейся в явно кризисном состоянии, при сохранении всеобщих условий бытия. Однако для этого необходимо уяснить всем, что глобальные проблемы, во-первых, не могут быть разрешены для какой-либо отдельной страны или части стран (например, проблема обеспечения ресурсами), ибо все глобальные проблемы тесно связаны друг с другом.

Угроза термоядерной войны

Среди глобальных проблем наиболее важной остается задача предотвращения мировой термоядерной войны. Несмотря на серьезные достижения последних двух десятилетий в области ослабления блокового, военно-политического противостояния в мире, военно-политическая конфронтация остается серьезнейшим фактором, влияющим на развитие глобального кризиса. Сама по себе конфронтация существенно сдерживает интеграционные тенденции, мешает осознанию глобальности кризисных явлений. Не говоря уж о том, что в результате ее отвлекаются колоссальные ресурсы, которые могли бы быть направлены на устранение голода и недоедания, на экологические программы и т.д. Осознание опасности и бесперспективности дальнейшего военно-политического противостояния распространяется в мире, хотя скорость этого движения вызывает обоснованные опасения.

Ресурсное истощение планеты и экология

Не менее важным фактором глобального кризиса является процесс ресурсного истощения планеты. К концу XX столетия человечество столкнулось с энергетическим, продовольственным кризисом, тенденцией резкого сокращения запасов не возобновляемых и нарастающей непригодностью и даже опасностью для жизни возобновляемых ресурсов. Безусловно, ресурсный кризис нельзя рассматривать вне связи с проблемами экологии и демографии. Было бы неверно утверждать, что в мире нет осознания угрозы ресурсной и экономической катастроф. Научные круги, общественность способствует принятию различных нормативных актов, достаточно широких национальных и межнациональных программ в области защиты окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.

Демографический фактор

Демографический фактор глобального кризиса наиболее ярко проявляется в странах Третьего мира. Плачевное состояние стран Третьего мира обусловлено не только историческими особенностями их развития, но и исключительно высокими темпами роста населения. Так, за последние 30 лет численность населения экономически развитых 39 стран увеличилась всего на 43%, в то время как население развивающихся 170 государств — в 2,2

раза. Демографы прогнозируют в недалеком будущем демографическую стабилизацию и даже депопуляцию в развитых странах, темпы роста населения в странах Третьего мира будут чрезвычайно высокими, а следовательно, будут усугубляться проблемы занятости, бедности, нищеты, голода и т. п.

Для решения проблем стран Третьего мира зачастую предлагается западный рецепт. Одним из аргументов является пример немногочисленных преуспевающих бывших колониальных стран, идущих по пути развития рыночных отношений, демократических форм общественного устройства и т. п. Однако нельзя забывать, что глобальные проблемы, с которыми столкнулось человечество в XX в., порождены техногенной западной цивилизацией, западными ориентирами деятельности и представлениями о ценностях бытия. Это формулирует еще одну немаловажную глобальную проблему — своевременного предвидения и предотвращения отрицательных последствий самой научно-технической революции.

Ведущей тенденцией мирового экономического развития в период после Второй мировой войны стала интернационализация производства, которая осуществляется как на частно хозяйственном (международные монополии), так и на межгосударственном уровне (интеграционные процессы).

Процессы интеграции раньше всего возникли в Западной Европе. где достигли наиболее развитой формы. В настоящее время они отчетливо наметились в других регионах и на континентах Планеты.

В конце XX в. ведущую роль в мировом хозяйстве играют три главных центра — США. Западная Европа, Япония, где по темпам развития США несколько отстают, что вызывает острую конкуренцию этих лидеров.

Завершая XX столетие, современная цивилизация, достигнувшая высот в различных сферах общественной жизни, науке, технике, культуре, оказалась перед лицом глобальных проблем, для решения которых необходим переход к новым формам социальной жизни и формированию общечеловеческой цивилизации.

Использованная литература:

1. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/history2/18.php

2. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/history2/20.php

3. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/history2/19.php

4. Артемов В., Лубченков Ю. История (уч. для ссузов) .. 2004

5. Учебное издание, Инновационная школа, Н.В. Загладин, Ю.А. Петров, С.Т. Минаков, С.И. Козленко «История России. Конец XIX – начало XXI века», учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений, углубленный уровень.

6. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История "для всех специальностей СПО" 2017

7. Артемов В.В., ЛубченковЮ.Н.. История

8. https://vk.com/away.php?to=http%3A%2F%2Fwww.gumer.info%2Fbibliotek_Buks%2FHistory%2Fhistory2%2Findex.php&el=snippet

9. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/history2/23.php 

10. https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=563

11. https://studme.org/39216/sotsiologiya/religiya_tserkov_sovremennom_mire

12. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/vsem_ist/20.php

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 293.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...