Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопрос № 31. Международные отношения и региональные конфликты во II пол. ХХ – начале ХХI века. Россия в ХХI веке.




Международные отношения — явление, в котором отражается историческая эпоха. Особенности международных отношений второй половины XX в. определялись целым рядом обстоятельств, в том числе расколом мира на две противостоявшие друг другу системы; созданием атомного и других видов оружия, способных мгновенно уничтожить все человечество; глобализацией международных конфликтов и др. Это вызывало, с одной стороны, повышенную напряженность в мире и, с другой стороны, стремление тысяч людей защитить себя от угрозы уничтожения. Большая часть рассматриваемого периода прошла под знаком двух тенденций: противоборства и (или) мирного сосуществования. С первой тенденцией были связаны «холодная война», гонка вооружений, создание сети военных баз, региональные конфликты и войны и др.; со второй — обоснование программ мирного сосуществования, борьба за разоружение, движение за мир, безопасность и сотрудничество народов. В отдельные десятилетия брала верх то одна, то другая из названных тенденций. Так, например, 1950-е годы стали временем наибольшего развертывания «холодной войны», а 1970-е годы — периодом разрядки международной напряженности. Что касается 1990-х гг., то они связаны с общим изменением геополитической ситуации в Европе и мире.

Эпоха «холодной войны». «Холодная война» – формирование двух полюсов на международной арене, которое происходило в виде жёсткой конфронтации между СССР и США. Началась на исходе 40-х гг. Когда же она закончилась? Некоторые пытались говорить о завершении этого состояния в международных отношениях в 70-е гг., когда наступила полоса разрядки международной напряженности. Но последовали афганские события, приход к власти неоконсерваторов с их жесткими внешнеполитическими позициями, начался новый виток гонки вооружений. Противостояние продолжилось. Другим рубежом называли середину 80-х гг., когда советским руководством были обоснованы принципы нового мышления в международных отношениях. Третий рубеж — начало 90-х гг., когда распался СССР и «восточный блок», а с ними и одна из составляющих биполярного мира. Но и после этого в международных отношениях продолжают сохраняться некоторые явления, характерные для периода «холодной войны».

Основные предпосылки (причины) возникновения «холодной войны»: Превращение СССР и США в «сверхдержавы» и возникновение между ними острых разногласий по вопросам послевоенного устройства мира. Резкое обострение борьбы между СССР и Западом за сферы влияния в странах «третьего мира». Утверждение советской модели тоталитарного общества в Восточной Европе и противодействие США распространению коммунизма в мире.

Решающим десятилетием в развертывании «холодной войны» стали 50-е годы, когда и в США, и в СССР было создано атомное и термоядерное оружие, а позже — межконтинентальные баллистические ракеты, которые могли доставить его к цели. Между двумя лидерами развернулась гонка вооружений. Наращивание военной мощи сопровождалось созданием в противостоявших друг другу странах определенного общественного настроения. Это было ощущение постоянной внешней угрозы, запугивание силой противника. В СССР в послевоенные годы утвердилась концепция двух лагерей, враждебного окружения. В США доктрина президента Трумэна строилась на исходном тезисе о «коммунистической опасности». Один из идеологов «холодной войны» Дж. Даллес, бывший тогда государственным секретарем США, говорил: «Чтобы заставить страну нести бремя, с которым связано содержание мощных вооруженных сил, необходимо создать эмоциональную атмосферу, родственную психологической обстановке военного времени. Надо создать представление об угрозе извне».

Стремление укрепить свои позиции на мировой арене привело к созданию сети военно-политических блоков в разных регионах. Первенство в этом принадлежало США. Противостояние,

начавшееся в Европе, развернулось в более широких масштабах и жестких формах в других регионах мира, в первую очередь там, где народы, освободившиеся от колониальной и полуколониальной зависимости, становились на путь самостоятельного развития. Это были государства Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока. Начавшийся в 1948 г. ближневосточный конфликт также привлек внимание великих держав. СССР выступил в поддержку арабских стран. США встали на сторону Израиля. В 1956 г. произошел Суэцкий кризис. Поводом для него стала национализация Суэцкого канала правительством Египта. В ответ на это войска Израиля, Великобритании и Франции вторглись в Египет. СССР заявил о готовности оказать помощь Египту. Страны-агрессоры вынуждены были вывести свои войска.

1949 г. — создан блок НАТО.

1951 г. — образован блок АНЗЮС (Австралия, Новая Зеландия, США).

1954г. — создан блок СЕАТО (США, Великобритания, Франция, Австралия, Новая Зеландия, Пакистан, Таиланд, Филиппины).

1955г. — заключен Багдадский пакт (Великобритания, Турция, Ирак, Пакистан, Иран). После выхода Ирака организация получила название СЕНТО.

1955 г. — образована Организация Варшавского договора.

1946—1954 гг. — война вьетнамского народа против французских колонизаторов.

1950—1953 гг. — корейская война.

1964—1973 гг. — участие США во вьетнамской войне.

По мере того как разворачивалась гонка вооружений, вспыхивали военные конфликты в разных частях света, усиливалось стремление защитить мир. В 1949 г. в Париже и Праге состоялся Всемирный конгресс сторонников мира. Большинство организаторов этого движения были людьми левых убеждений, коммунистами. В обстановке международного противостояния это вызывало настороженное отношение к ним в странах Запада. Базой движения стали государства социалистического блока.

В 1955 г. в Бандунге (Индонезия) состоялась конференция 29 стран Азии и Африки, принявшая Декларацию содействия всеобщему миру и сотрудничеству.

В 1961 г. освободившиеся страны основали Движение неприсоединения, в которое включилось около 100 государств.

В 70-е гг. XX в. антивоенная деятельность получила новое развитие в Европе в рамках движения «зеленых». Первоначально это было движение «гражданских инициатив» в защиту окружающей среды. Защищая природу и человека от угрозы уничтожения, «зеленые» включились в антиядерное движение, развернули акции протеста против гонки вооружений, конфликтов и войн.

Проблемы разоружения. В 1959 г. СССР выступил с программой поэтапного всеобщего и полного разоружения. Важность вопроса о разоружении была признана в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН. Был создан Международный комитет по разоружению. Однако практическое решение поставленных вопросов оказалось делом сложным. Одним из достижений на этом пути стало подписание 5 августа 1963 г. в Москве Советским Союзом, США и Великобританией Договора

о прекращении испытаний ядерного оружия в трех средах — атмосфере, космическом пространстве и под водой. Позже к договору присоединились свыше 100 государств. В 1972 г. началось подписание Международной конвенции о запрещении разработки, производства и накопления запасов биологического оружия и токсинов и об их уничтожении.

Поворот к разрядке международной напряженности.

Разрядка международной напряженности началась там же, где эта напряженность возникла, — в Европе. Ее отправным пунктом стало урегулирование отношений вокруг Германии. Следующим важным шагом явились советско-американские переговоры на высшем уровне, состоявшиеся в 1972—1974 гг. На них был принят документ об основах взаимоотношений между СССР и США. Два государства заключили также Договор об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) и Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1). Договоренности по столь важным вопросам, как германская проблема и советско-американские отношения, стали предпосылками для развития общеевропейского сотрудничества. Для того чтобы прийти к названным соглашениям, каждой из сторон потребовалось приложить серьезные усилия, преодолеть политические и психологические барьеры. Это придавало особый вес достигнутому. Г. Киссинджер, государственный секретарь США в 1973—1977 гг., написал в своих воспоминаниях: «Важно напомнить, чем была и чем не была разрядка. Ричард Никсон пришел к власти с честно заслуженной репутацией антикоммуниста... Никсон никогда не доверял Советскому Союзу, он твердо верил в проведение переговоров с позиций силы. Коротко говоря, он был классическим воителем «холодной войны». Тем не менее после четырех бурных лет у власти именно он, так не похожий на миролюбца в расхожем представлении интеллектуалов, как ни парадоксально, впервые за 25 лет вел переговоры с СССР по такому широкому кругу вопросов, касавшихся отношений между Западом и Востоком... Парадокс, однако, не по существу, а внешне. Мы не считали ослабление напряжения уступкой СССР. У нас для этого были свои причины. Мы не отказывались от идеологической борьбы, а, как это ни было трудно, соразмеряли ее с национальными интересами».

30 июля — 1 августа 1975 г. в Хельсинки состоялось Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). Заключительный акт совещания, подписанный руководителями 33 европейских государств, США и Канады, содержал положения о принципах взаимоотношений, содержании и формах сотрудничества между участниками СБСЕ. Так было положено начало Хельсинкскому процессу, встречи руководителей государств — участников СБСЕ стали проводиться регулярно.

К концу 70-х гг. снизилась напряженность в Азии. Установился мир во Вьетнаме. Распались военно-политические блоки СЕАТО и СЕНТО.

Перемены 80—90-х гг. На рубеже 70-х и 80-х гг. международная обстановка обострилась. В ответ на замену Советским Союзом ядерных ракет средней дальности более совершенными США и НАТО приняли решение разместить на территории ряда западноевропейских государств американские ядерные ракеты, нацеленные на СССР и его союзников по ОВД. Резко отрицательную реакцию во многих странах вызвал ввод советских войск в Афганистан. Пришедшие к власти в странах Запада

консервативные лидеры были сторонниками ужесточения отношений с «восточным блоком». В 1983 г. президент США Р. Рейган выступил со «стратегической оборонной инициативой» (СОИ), которая предусматривала развертывание мощной противоракетной обороны США с элементами космического базирования. СОИ не без основания назвали программой «космических войн». В эти годы значительно возросло военное присутствие США во многих регионах мира. Объектами американского вмешательства стали государства Ближнего Востока и Центральной Америки.

Перемены 80—90-х гг. На рубеже 70-х и 80-х гг. международная обстановка обострилась. В ответ на замену Советским Союзом ядерных ракет средней дальности более совершенными США и НАТО приняли решение разместить на территории ряда западноевропейских государств американские ядерные ракеты, нацеленные на СССР и его союзников по ОВД. Резко отрицательную реакцию во многих странах вызвал ввод советских войск в Афганистан. Пришедшие к власти в странах Запада консервативные лидеры были сторонниками ужесточения отношений с «восточным блоком». В 1983 г. президент США Р. Рейган выступил со «стратегической оборонной инициативой» (СОИ), которая предусматривала развертывание мощной противоракетной обороны США с элементами космического базирования. СОИ не без основания назвали программой «космических войн». В эти годы значительно возросло военное присутствие США во многих регионах мира. Объектами американского вмешательства стали государства Ближнего Востока и Центральной Америки. Лидер СССР М. С. Горбачев и президент США Р. Рейган подписывают договор о ликвидации ядерных ракет средней дальности. 1987 г.

Значительный круг международных проблем возник в Европе в результате событий конца 80-х — начала 90-х гг. В центре внимания вновь оказался германский вопрос. На этот раз это было связано с объединением двух германских государств. Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии был подписан 12 сентября 1990 г. в Москве представителями двух германских государств, а также Великобритании, СССР, США и Франции. СССР вывел из Германии свои войска и согласился на вхождение объединенного германского государства в НАТО. Провозглашение новых восточноевропейских государств сопровождалось обострением национальных противоречий, а в ряде случаев — возникновением межгосударственных конфликтов. Мирное урегулирование на Балканах стало одной из главных задач международной дипломатии в 90-е гг. Эта и многие другие международные проблемы XX в. перешли в XXI столетие.

Концепция мирного сосуществования. Поворот от балансирования на грани войны к мирному сосуществованию был связан не только со смертью И. В. Сталина. Не менее важную роль сыграло обретение США, а затем и СССР водородного оружия. Противостояние двух военных блоков впервые стало термоядерным. Осознавая его опасность, глава советского правительства Г. М. Маленков в 1954 г. заявил, что в условиях существования такого оружия новая мировая война будет означать гибель человеческой цивилизации, и предложил перейти к политике мирного сосуществования. Предполагалось, что соперничество между «миром капитала» и «мировым социализмом» переместится из военной области в сферу экономики, идеологии, политики, культуры, в результате чего весь мир увидит «преимущества социализма», а капитализм «окончательно скомпрометирует» себя. Кроме того, непрерывные кризисы мирового капитализма приведут к его ослаблению, в то время как возможности советской экономической системы будут год от года возрастать.

В 60-е гг. такой подход позволил идеологам развить эти положения выводом о мирном сосуществовании как специфической форме классовой борьбы, в ходе которой обеспечивается мирный труд советского народа и наращивается «потенциал сил мира и общественного прогресса».

Наряду с этим в советском руководстве по-прежнему полагали, что гарантировать мир может только сильная военная машина. Поэтому забота о развитии военного производства и переоснащении армии новейшими видами оружия была одной из ключевых задач. Военно-стратегический паритет и начало разрядки. Отставание СССР от США в разработке принципиально новых типов вооружения советская пропаганда объясняла тем, что «гонка вооружений нам навязана Западом», а мы лишь «вынуждены принять вызов», чтобы обеспечить прочный мир. Лишь в производстве ракет-носителей СССР в конце 50-х — начале 60-х гг. на время опередил США, но промышленные мощности нашей страны не позволяли тогда обеспечить количественного преимущества в этом главном виде военной техники. Лишь к концу 60-х — началу 70-х гг. военно-стратегический паритет между Востоком и Западом оформился и создал благоприятные условия для политики разрядки международной напряженности. Значительный круг международных проблем возник в Европе в результате событий конца 80-х — начала 90-х гг. В центре внимания вновь оказался германский вопрос. На этот раз это было связано с объединением двух германских государств.

Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии был подписан 12 сентября 1990 г. в Москве представителями двух германских государств, а также Великобритании, СССР, США и Франции. СССР вывел из Германии свои войска и согласился на вхождение объединенного германского государства в НАТО.

Провозглашение новых восточноевропейских государств сопровождалось обострением национальных противоречий, а в ряде случаев — возникновением межгосударственных конфликтов. Мирное урегулирование на Балканах стало одной из главных задач международной дипломатии в 90-е гг. Эта и многие другие международные проблемы XX в. перешли в XXI столетие.

Россия в ХХI веке.

В результате переворота, свершенного Борисом Ельциным в октябре 1993 года, в России установился режим «мягкого авторитаризма», который окончательно оформился и консолидировался в период правления второго президента России Владимира Путина. Избежав революции, благодаря мировому нефтяному буму 2000-х годов Кремль сохранил свою прежнюю социальную базу в лице олигархов и чиновничества. Стоя на этой опоре, он старался придать начатым в 90-е реформам (коль уж нельзя было без них обойтись) сугубую умеренность. Консерваторы в администрации президента и правительстве считали, что реформы должны лишь исправить кое-какие несовершенства существующих законов, не более того. Либеральные министры и сановники, напротив, полагали необходимым изменить самые основы неофеодального законодательства. В этой борьбе избегавший крайностей Владимир Путин избрал средний путь полуреформ, с помощью которых можно было бы «откупиться от конституции».

Полуреформы 2000-х отвели угрозу социального взрыва, но не удовлетворили протестующее меньшинство и не доставили надлежащего успокоения «верхам». Многие высшие чиновники жили с чувством: «Через год нас всех отсюда выгонят». Все более реакционный курс выражался не только в том, что заведомо ограничивалось прогрессивное содержание проводимых реформ. Стремясь упрочить свое положение, но и не желая радикализировать реформы, режим все больше склонялся к застарелому способу — репрессиям против несогласных. Он расправлялся с уличными протестами и потенциальными лидерами оппозиции, засадив за решетку в 2003 году крупного предпринимателя Михаила Ходорковского, заставив уехать из страны многих либеральных общественных деятелей. Сам Кремль называл свою политику «восстановлением вертикали власти», что предполагало сворачивание нарождавшихся демократических институтов и свободы слова. Ставленники спецслужб заняли ключевые позиции повсеместно, даже в управлении экономикой.

Впрочем, правительственные репрессии 2003—2011 годов еще чередовались с послаблениями. После волны неудачных уличных протестов зимы 2011—2012 годов все послабления были отменены, остались одни репрессии. Отныне режим в отмщение за карикатуры и сатирические лозунги протестующих горожан на Болотной и Сахарова нагнетал реакцию неистово и безустанно. Эпоха реформ закончилась, прежде чем были осуществлены некоторые из задуманных преобразований. Силовики все больше подталкивали президента к контрреформам, в первую очередь в судебной сфере, постоянному усилению контроля над СМИ и запрету независимых общественных организаций, которые объявлялись «иностранными агентами». Высший госаппарат, силовики и Патриархия почти не были затронуты прежними преобразованиями и действовали, как встарь, в феодальном духе и феодальными методами. Их реакционное предназначение было только усилено. Спецслужбы как центр политического сыска и расправы с инакомыслящими обрели невиданную ранее силу. Один из уволенных либеральных чиновников написал в своем блоге: «Какое поразительное и прискорбное сравнение с той обстановкой, при которой вступил я в состав правительства 13 лет тому назад! Тогда все стремилось вперед — теперь все тянет назад. Тогда государь сочувствовал прогрессу, сам двигал вперед; теперь он потерял доверие ко всему, им же созданному, ко всему, окружающему его, даже к себе самому».

После разгона демонстрации 6 мая 2012 года и ареста десятков ни в чем не повинных людей в России воцарилась реакция, которая заняла собою все последующее время правления режима и приобрела самые одиозные формы. Идеологами «консервативного поворота», который был провозглашен в те годы, выступили А. Дугин, С. Кургинян, П. Толстой и В. Соловьев. Новой социальной опорой режима стал «человек корыстно-темных настроений». Именно эти люди оказались рупором и проводниками реакционной политики, прикрывавшейся волей «подавляющего большинства народа». Государственная Дума штамповала диктуемые из Кремля законы, проникнутые ненавистью к свободе, демократии и европейским ценностям. Нормой общественной жизни стали гомофобия и религиозное мракобесие. Желая отвлечь население от нарастающих экономических трудностей, власти ввязывались во внешнеполитические авантюры. В 2014 году в ответ на демократическую революцию в соседней Украине Россия включила в свои границы Крым, что вызвало патриотическую истерию и еще на какое-то время обеспечило поддержку масс. Остатки демократической оппозиции были окончательно раздавлены. Меж тем падение мировых цен на нефть, рост военных расходов, бегство из страны частного бизнеса, экономические санкции США и других ведущих западных стран все более усугубляли и без того неустойчивое положение. Полуфеодальная Российская империя вступала в заключительный период своего существования.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 225.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...