Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопрос: 16) Если луну увидели днем, вместе с тем, что ночью ее не видели.




В предыдущем вопросе объяснялось, что если после 29-го дня Ша’бан увидели Луну, это указывает на то, что следующий день является 1-ым днем Рамадана.

Теперь другой вопрос, а если Луну увидели днем 30-го числа Ша’бана, т.е. ночью смотрели – ничего не увидели, днем вышли – увидели, что есть Луна на горизонте, или на небесах. Что делать? Этот день считается 1-ым днем Рамадана или остается 30-ым днем Ша’бан?

Если увидели Луну после обеда (т.е. после полудня), то Ибн Хазм передал единогласное мнение о том, что не является обязательным держать пост в этот день, но необходимо начать держать пост со следующего дня. Значит, если увидели Луну в 2 часа дня или в 3 часа дня или на 'Аср, то Ибн Хазм передал единогласное мнение на то, что этот день является 30-ым днем Ша’бана и не является 1-ым днем Рамадана. А если же Луну увидели до полудня, например, в 9 или 10 утра? То относительного этого есть разногласия среди ученых, разошлись на три мнения:

Первое мнение то, что эта Луна относиться к прошлой ночи, то есть, она на самом деле взошла ночью, но люди ее не увидели и увидели утром. Что означает этот мнение? Что сегодняшний день – это 1-ый день Рамадана. И это мнение Суфьяна ас-Саури, а также Абу Юсуфа (Я’къуб ибн Ибрахим один из учеников Абу Ханифы), Сулеймана ибн Рабий'а, а также ибн Хабиб (один из маликитов), и один из риваятов от ‘Умара ибн Абд уль-‘Азиза и один из риваятов имама Ахмада, и это мнение выбрал ибн Хазм. Они сказали (то есть эта группа ученых): «если они увидели Луну с утра в начале месяца, то они должны прекратить кушать и пить и должны держать пост, а затем, после месяца Рамадан должны возместить этот день. Потому что не начали держать пост с самого утра. А если увидели луну в конце месяца, (т.е. в конце месяца Рамадан), то они должны прекратить пост и выйти на праздник, потому что время для празднования еще осталось, (т.е. еще не наступил полдень), но ибн Хазм не упомянул о том, что нужно восполнить этот день».

Вкратце, значит, бывает такое в бытие то, что люди могут увидеть Луну днем (не увидели ночью, а увидели днем), значит, если Луну увидели после полудня, то единогласное мнение, что этот день не считается новым днем месяца, но этот день – последний день старого месяца (30-ый день Ша’бан) и не нужно начинать пост, нужно продолжить этот день, так, как его начал человек, а со следующего дня нужно начать держать пост.

Теперь второй вопрос: если Луну увидели до полудня, тогда относительно этого вопроса есть разногласия.

Первое мнение, что Луна, которую увидели относительно в 9 часов утра – она ночная Луна (т.е. она взошла ночью, но просто ее не увидели ночью, а увидели с утра) А раз она ночная Луна, значит, этот день является 1-ым днем Рамадана. А если эту ночную Луну увидели утром, в конце Рамадана, значит, сегодняшний день – день праздника, уже не день Рамадана. Т.е. было 29-ть дней Рамадана, увидели с утра на 30-ый день Луну – все поняли, что это не 30-ый день Рамадана, а 1-ый Шавваля, то есть, праздничный день, соответственно, если это первый день Рамадана, то нужно удержаться от еды и питья. Всё, узнали, что оказывается сегодня 1-ый день Рамадана, пост с утра не начали, потому что не знали, что 1-ый день Рамадана, думали, что будет 30-ый день Ша’бана. Увидели Луну – удержались от еды и питья и вошли в пост. Это первое мнение и приверженцы первого мнения сами потом разногласили. Некоторые сказали «этот день нужно возместить после Рамадана» потому что мы его не продержали должным образом, не начали пост нормально, с рассвета». А ибн Хазм сказал, не надо его возмещать мы не по нашей вине, не знали, что это день поста, поэтому мы не начали его с рассвета, поэтому не обязаны его возмещать. А если такое произошло в конце месяца Рамадан, тогда нужно наоборот, сразу прекратить пост, потому что стало ясно, что это день праздника, а в день праздника пост держать нельзя и нужно выйти на праздничный намаз. Потому что время праздничного намаза длится до полудня, до начала намаза зухр, а раз время еще осталось, в 9 часов утра, целых 3-4-часа до полудня, время еще есть отпраздновать, поэтому люди должны выйти на праздничный намаз, провести праздничный намаз. Это первое мнение в вопросе.

И в довод за свое мнение привели асар, который приходит у ‘Абд ур-Раззакъа, 4/163, также Ибн Аби Шейба, 3/66, аль-Байхакъи в своей книге «аль-Кубра, 4/213» по дороге от Ибрахима ан-Наха’и, от ‘Умара ибн уль-Хаттаба, то что ‘Умар Ибн уль-Хаттаб написал послание человеку, которого звали ‘Утба ибн Фаркъад, и сказал ему: «Если вы увидели Луну в конце дня, (т.е. в конце последнего дня месяца Рамадан), тогда доведите вашу пост до конца».

Потому что, если увидим Луну до полудня, то это Луна до следующей ночи, она не из прошлой ночи вошла, а как бы зайдет вот в эту приходящую ночь. Поэтому говорит, додержите пост, т.е. в последний день Рамадана у вас, это еще не новый день.

«Потому что этот месяц для приходящей, следующей ночи. А если увидели Луну в начале дня, тогда прекратите держать пост, потому что эта Луна взошла ночью, но вы ее просто не увидели». То есть, в этом послание имеется ввиду Луна Шавваля.

Второе мнение такое же, как первое мнение, но приверженцы второго мнения сделали разделение. Сказали, если увидели Луну в начале дня в конце месяца Ша’бан, тогда нужно считать, что это 1-ый день уразы на всякий случай (т.е. также говорят приверженцы 1-го мнения). А если увидели Луну в начале дня в конце месяца Рамадана, то не нужно считать, что это 1-ый день праздника, но нужно считать, что это последний день Рамадана на всякий случай, чтобы продержать пост на всякий случай, вдруг это день Рамадана и это день Рамадана и мы все нарушим пост.

Т.е. приверженцы первого мнения сказали, если увидели Луну в начале дня, то в любом случае это первый день нового месяца без разницы, это день Рамадана или день Шавваля, в любом случае нужно считать, что это первый день нового месяца. А приверженцы второго мнения сделали разделение, сказали, если это касается Рамадана, то нужно начать пост, если касается Шавваля, то не нужно прекращать пост – нужно довести пост до конца.

Мы говорим, что «на всякий случай» здесь, не пойдет, потому что грех того, который держит пост в день праздника не меньше, чем грех того, который разговляется в день поста, поэтому неправильно говорить «на всякий случай». Потому что грех и тот, и этот, равны по своей тяжести. Это мнение один из риваятов от имама Ахмада, который передал от него Асрам, а также мнение аль-Маймуни.

Третье мнение в этом вопросе то, что эта Луна для следующей ночи, без разницы увидели вначале дня или после полудня. В любом случае на эту Луну мы не обращаем внимания и считаем, что она должна войти только ночью. И это риваят от имама Ахмада, который выбрал аль-Хиракъи, а также мазхаб имама Малика, аш-Шафии, Абу Ханифы, Исхакъа, Лейса ибн Са’да, аль-Ауза’и, Мухаммада ибн Хасана аш-Шайбани (еще одник ученик Абу Ханифы), и риваят от ‘Умара ибн ‘Абд уль-‘Азиза. Это мнение выбрал также ибн ‘Абд уль-Барр и передал его от большинства ученых, и это мнение выбрал шейх уль-Ислям ибн Теймия.

И в довод они привели то, что приводится у ‘Абд ур-Раззакъа, 4/162-163, а также у ибн аби Шейба, 3/67, а также у ад-Даракъутни, 2/168-169, с достовернымы иснадами до Абу Ваиля (это ученик Ибн Мас’уда, зовут его Шакъийкъ ибн Саляма). Он сказал:

«К нам пришло послание от ‘Умара ибн уль-Хаттаба, когда мы находились в местечке Ханикъейн, (место которое находится в Шаме) то что Луна (или фаза Луны), одна бывает больше другой, если вы увидели новый месяц (в некоторых риваятах приходит – в начале дня), не прекращайте держать пост, пока не придет вечер, кроме как, если два человека мусульманина засвидетельствуют, что эту же Луну они видели уже вечером, (т.е. вчера ночью)».

Значит, у нас получилось в итоге, что относительно данного вопроса пришло два послания от ‘Умара ибн уль-Хаттаба, причем одно противоречит второму. В одном пришло, что ‘Умар ибн уль-Хаттаба сказал: «Прекращайте пост и выходите на праздник», а в другом пришло, что он сказал: «Не прекращайте пост, а продолжайте держать до вечера. Кроме как, если два человека засвидетельствуют, что они видели ту же самую Луну вчера ночью».[41] И это же мнение пришло также от Ибн Мас’уда, как это приводится у ибн Аби Шейба, 3/66, по дороге от аль-Къасима Ибн ‘Абд ур-Рахмана, от ибн Мас’уда о том, что ибн Мас’уд сказал:

«Если вы увидели Луну днем, (т.е в последний день месяца Рамадан), то не прекращайте пост, потому что Луна двигается по небесам, возможно, что эта Луна взошла только сейчас».

Возможно, она не была ночью и проявится явно только в следующую ночь. Это слова Ибн Мас'уда, но этот иснад до ибн Мас’уда слабый, потому что аль-Къасим ибн ‘Абд ур-Рахман ничего не слышал от ибн Мас’уда. И также подобное мнение пришло от ибн ‘Умара как это привел ‘Абд ур-Раззакъ, 4/166, с достоверным иснадом до ибн ‘Умара. Значит, от ибн ‘Умара это мнение является достоверным.

И это же мнение пришло от Анаса ибн Малика, приводит его Ибн Аби Шейба, 3/65, с достоверным иснадом. Это же мнение пришло от Усмана ибн ‘Аффана с хорошим иснадом, Саид ибн уль-Мусаййаб передает от Усмана, это пришло с хорошим иснадом. Значит, третье мнение – это мнение сразу нескольких сподвижников, во–первых, ‘Умара Ибн уль-Хаттаба, во-вторых, ибн ‘Умара, в-третьих, Анаса ибн Малика и Усмана ибн ‘Аффана. Они сказали, «разделение между видением Луну до полудня или после полудня нет на это никакого довода из Корана и сунны».

И это третье мнение более правильное в этом вопросе, из-за возможности того, что как упомянуто выше от ибн Мас’уда что Луна движется по небесам, и возможно, что она взошла только сейчас.

То есть, какое у тебя доказательство, что она взошла ночью, тем более, если смотрели Луну и не увидели ее?, - возможно, что она взошла только сейчас и проявится в следующую ночь, раз такая возможность есть, то мы останемся на том, в чем убеждены, то, что основа – это 30-ый день Рамадана или 30-ый день Ша’бана, пока не пришло явное доказательство, что это 1-ый день следующего месяца.

Итог вкратце, более правильное мнение в этом вопросе то, что если увидели Луну днем, будь то после полудня или после, постановление одинаково, то, что эта Луна для следующей ночи, и мы остаемся на том, на чем остаемся, т.е. мы говорим, что эта Луна не с прошлой ночью вышла, и мы говорим только тогда, когда следующую ночь. Поэтому этот день остается 30-ым днем Ша’бана или 30-ым днем Рамадана, без разницы до полудня или после полудня, постановление одно и то же. А Аллах знает лучше.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 193.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...