Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопрос: 11) Что такое день сомнения и можно ли держать уразу в нем.




День сомнения – это если 29-ый день (Ша’бана) когда прошел, наступила ночь, и люди смотрят на небо, не могут увидеть новую луну, потому что небо затянуто облаками, или дым или что-то подобное, не смогли увидеть луну. Следующий день либо 30-ый Ша’бан, либо 1-ый Рамадан, потому что месяц может быть 29 дней. Вот это день сомнения, потому что, не понятно, то ли следующей день, 1 день Рамадана, то ли 30 Ша’бан.

А если после 29-го дня, ночью небо не было затянуто облаками (то есть была ясная погода), люди посмотрели на небо и не увидели луну, это не называется днем сомнения, и следующий день будет 30-ым днем Ша’бана. День сомнения будет только тогда, когда не смогли увидеть луну из-за облаков (или другого препятствия), и не знают точно завтра Ша’бан или завтра уже 1-ый Рамадан. Это правильное мнение относительного того, что такое день сомнения.

Это менее известный риваят от имама Ахмада, о том, что день сомнения именно этот день. И большинство ученых считают, что в этот день запрещено держать пост. Из-за хадиса ‘Аммара ибн Йасира, который в главе под номером 633, а также из-за хадиса ибн ‘Умара и Абу Хурейры - тоже в главе. Также этого мнения придерживался (то, что день сомнения – это 30-ый день Шаабана, если не смогли посмотреть в ночь на 30-ый день Луну) этого мнения придерживались Шейх уль-Ислям ибн Теймийа, а также Ибн уль-Къаййим, ибн ‘Абд уль-Хадий, хафиз ибн Хаджар, ас-Сан’ани и аш-Шаукани, а также другие из обладателей знания. И это мнение более правильное.

Сказал Ибн уль-Джаузий в своей книге «ат-Тахкъийкъ»: «У имама Ахмада есть другое мнение в этом вопросе, а это вопрос: «Если в 30-ую ночь Ша’бана (т.е. после 29-го дня наступает 30-ая ночь, а после нее идет 30-ый день) произошло затягивание облаками (неба), или пыль, или что-либо подобное, то от имама Ахмада есть сразу три риваята.

Первый риваят: Обязательно держать пост в этот день, потому что возможно, что это 1-ый день Рамадана (это известное мнение у Ханбалитов).

Второй риваят: В этот день нельзя держать пост, ни обязательный, ни добровольный, но можно держать пост, как къада (возмещение) обязательного поста, который человек не смог продержать, или каффара, как искупление какого-либо проступка, или если человек дал обет, или добровольный пост, если у человека есть привычка держать добровольную пост (в эти дни постоянно).

(Второе мнение правильное, оно соответствует мнению большинства ученых. Что 30-го Ша’бана, если в 30-ую ночь не смогли увидеть Луну из-за облаков, то нельзя держать пост (ни обязательный, ни желательный), кроме 4-ех видов поста: пост къада (как возмещение обязательного поста, который человек не смог продержать ранее); либо пост по обету; либо пост (каффара) возмещение какого-либо проступка; либо пост добровольный, если он соответствует привычки человека, например, понедельник или четверг и этот день получился как раз или понедельник или четверг).

Третье мнение: то, что в этом вопросе нужно вернуться к мнению правителя. Если правитель скажет держим пост завтра, то все держат пост, если скажет не держать, то никто не держит. Эти три мнения пришли от имама Ахмада».

Более известный риваят от имама Ахмада – это риваят 1-ый, что обязательно держать уразу в этот день, т.к. это может быть день Рамадана. И за него в этом вопросе привели довод и сказали, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если вы не смогли увидеть Луну, тогда посчитайте». (Т.е. думайте, что Ша’бан 30 дней, но приверженцы этого мнения поняли этот хадис по-другому: т.е. сожмите месяц Ша’бан до 29-ти дней. Потому что слово «къадр» в арабском языке несет значение «сжимание»). Как Всевышний Аллах сказал: «Он думает, что Мы не способны сжать его»[27] (т.е. имеется ввиду сжать его пропитание). А также слова Всевышнего: «он расширяет удел кому захочет, а кому захочет сжимает».[28] (Отсюда следует сказали: «Если вы не смогли увидеть Луну из-за облаков, тогда сказали, что имеется ввиду «сожмите его», т.е. сожмите месяц Ша’бан до 29-ти дней и считайте, что завтра 1-ый день Рамадана. Они поняли этот хадис таким образом). И сжимание не бывает, кроме как взять минимальное количество восхода Луны или минимальное количество дней месяца, а это 29 дней. Подкрепляет это мнение имама Ахмада, что пришло от некоторых сподвижников, а это ибн ‘Умар, а также ‘Айша и Асма бинт Аби Бакр, то что они постились в день сомнения и это является достоверным от них, (т.е. эти иснады до этих сподвижников являются достоверными).[29]

Но большинство ученых на это сказали: Нет, слова Пророка, мир ему и благословение Аллаха, имеется в виду - отсчитаете месяц Ша’бан 30-ть дней, не имеется в виду сожмите его до 29-ти. Сказал ибн Хаджар: «Посмотрите когда начался 1-ый Ша’бана и посчитайте 30-ть дней». Сказал Ибн уль-Къаййим: «Под «къадром» здесь имеет ввиду довести до полноты, а не сжимать, как сказал Пророк, мир ему и благословение Аллаха: «Доведите число до конца», и под доведением до конца имеется в виду доведение количества дней месяца Шаабан».

И подтверждает это мнение двух имамов (Ибн Хаджар и Ибн уль-Къаййима) риваят имама Муслима: «посчитайте его 30-ть дней». А еще более явный риваят у имама аль-Бухари: «доведите количество месяца Ша’бан до 30-ти дней», т.е. явный риваят, с которым невозможно поспорить. А также пришло множество хадисов, в которых приходит явный приказ довести количество дней Ша’бана до 30-ти дней, и Пророк, мир ему и благословение Аллаха, делал сам точно также. И многие из этих хадисов привел шейх уль-Ислям Ибн Теймийа в своей книге «Шарх уль-‘Умдах, 1/78-89», а что касается того, что приверженцы мнения, о том, что нужно сократить Ша’бан до 29-ти дней, привели мнение сподвижников на это. То мы смотрим на то, что они передавали, а не на то, как они считали. И к тому же от других сподвижников пришло противоположное мнение, что в этот день пост держать нельзя, как пришло от ‘Аммара ибн Йасира, ибн Мас’уда,[30] Анаса ибн Малика[31] и др. И это тоже является установленным от них.

Сказал имам аш-Шаукани: «В итоге, получается, что сподвижники разногласили в этом вопросе, и поэтому нельзя говорить, что одни правы, а другие не правы просто потому, что один на такой-то стороне, а другой на такой-то. А истина в том, что пришло в шариате».

(Значит, если два сподвижник разногласят, мы не можем сказать: «Но это же сподвижник ‘Аммар ибн Йасир, а этот всё-таки ‘Умар ибн уль-Хаттаб». Нет! Мы должны посмотреть чье мнение подтверждается доводом, то мнение мы и берем).

Сказал имам ас-Сан’ани: «В этом вопросе сподвижники разногласили, некоторые сказали, что держать пост в этот день разрешено, а некоторые сказали, что запрещено. Более того некоторые сказали, что держать пост в этот день является ослушанием Пророка, мир ему и благословение Аллаха. А доводы подтверждают мнение тех, которые запрещают держать пост в этот день. Но вместе с тем, что мы говорим, что ибн ‘Умар придерживался мнения, что нужно держать пост в этот день, пришло от него же с хорошим иснадом у ибн аби Шейба, о том, что он сказал: «Если бы я держал весь год пост, то в это день сомнения обязательно прекратил бы (держать) пост». А также от всех других сподвижников, которые говорили, что в этот день нужно держать пост, пришло мнение, что в этот день держать пост нельзя».

Сказал Хафиз ибн Хаджар соединяя между двумя асарами от ибн ‘Умара: «Собрать между этими доводами можно, что, когда ибн ‘Умар говорил, что в этот день нужно держать пост имеется ввиду, если это не является днем сомнения в прямом смысле. (Т.е. это 30-ый день Ша’бана, но это не день сомнения. Т.е. небо было чистым и люди не увидели Луну, поэтому этот день точно 30-ый день Ша’бана). И это также более известное мнение от имама Ахмада, что он сказал, что день сомнения - это только тогда, когда люди поленились посмотреть на Луну и не посмотрели на нее, или засвидетельствовал, что видел луну человек от которого не принимается свидетельство (как например нечестивец и т.п.), а если же не смогли посмотреть на Луну из-за того, что были облака, то это не называется днем сомнения. (Это мнение неправильное. Наоборот, такой именно день и называется днем сомнения)».

Также шейх уль-Ислям Ибн Теймийа так понял слова этих сподвижников, что те, которые держали пост в этот день, это не был день сомнения, но был день, который был известен, что это 30-ый день Ша’бана. А потом Шейх уль-Ислям упомянул другой ответ. (И этот ответ неправильный заранее забегая вперед упомяну). А это то, что раз сподвижники держали пост в этот день, то это является разрешенным и желательным, а в хадисах, в которых пришло то, что нужно разговляться указывается на то, что не обязательно держать пост в этот день. (Т.е. шейх уль-Ислям Ибн Теймийа сказал, в этот день (день сомнения) желательно держать пост. Потому что может это 1-ый день Рамадана. А как же быть с теми контекстами, в которых пришло, что не надо держать пост. Имеется ввиду, что не обязательно, держать пост в эти дни. Так собрал шейх уль-Ислям Ибн Теймийа между этими хадисами).

И что касается суровости в этих хадисах, то она направлена к людям, которые явно заявляют, что это день рамадана точно. (Шейх уль-Ислям Ибн Теймийа говорит, что нельзя так точно утверждать, но на всякий случай нужно пост подержать). И говорит, порицается в этих хадисах человек, который считает, что в этот день обязательно держать пост, потому что это месяц Рамадан. Также как обязательно держать сам месяц Рамадан, при этом человек не убежден, что это день Рамадана, т.к. Луну не видели, а затем сам же сказал и аналогия указывает на правильность этого мнения. (Т.е. шейх уль-Ислям Ибн Теймийа защищает свое мнение), потому что обязать держать пост в день, обязательство которого не точно для людей – это противоречит аналогии. И что порицать того, кто на всякий случай держит пост, тоже противоречит основам. (Т.е. говорит можно держать пост на всякий случай, это желательно, но говорить что это обязательно – нельзя. Потому что нет довода на обязательность. Так собрал между этими мнениями шейх уль-Ислям Ибн Теймийа. Но в нашем случае пришел конкретный контекст от Пророка, мир ему и благословение Аллаха, и в данном вопросе различные аналогии не принимаются. Нет места аналогии тогда, когда пришел явный контекст от Пророка, мир ему и благословение Аллаха). И это мнение также выбрал ибн уль-Къаййим в своей книге «Заад уль-Ма’ад».

 

Итог вопроса: То, что кажется более правильным, а Аллах знает лучше, то что запрещено держать пост в день сомнения, даже если человек хочет продержать пост на всякий случай, и даже если не считать, что этот день держать пост обязательно, все равно не нужно держать пост в этот день из-за доводов, которые приведены выше. А что касается действия некоторых сподвижников, которые держали пост в этот день, то им противоречат другие сподвижники, а в этом случае нужно вернуться к доводам, (уже не смотрится на то, что сказали сподвижники). Как уже говорили в словах имама ас-Сан’ани и аш-Шаукани.[32] А Аллах знает лучше.

(Вкратце, правильное мнение в этом вопросе, то, что если у нас день сомнения, то в этот день держать пост запрещено. А день сомнения это тот день, который приходит после 30-ой ночи Ша’бан, т.е. был день 29-ый, потом пришла ночь – это ночь 30-го и люди не смогли увидеть Луну, потому что небеса были затянуты облаками. И есть сомнения: завтрашний день – все еще 30-ый Ша’бана или уже 1-ый Рамадан. Вот следующий день называется днем сомнения. В нем нельзя держать пост. И нужно воспринимать этот день как 30-ый день Ша’бана, исходя из явного хадиса Пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Если небо было затянуто облаками, тогда доведите число месяца Ша’бан до 30-ти дней». Даже, если в действительности там была Луна, но ее не смогли увидеть из-за облаков, то все равно мы считаем, что это месяц Ша'бан. Потому что так приказал Пророк, мир ему и благословение Аллаха. А если же у нас 30-ый день Ша’бана и не является днем сомнения, небеса были чистыми, мы смотрели на облака и не увидели Луны и мы уверены, что завтра 30-ый день Ша'бан, а не 1-ый день Рамадана, тогда в этот день пост держать тоже нельзя. Но не из-за того что это день сомнения, а из-за того, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, в другом хадисе запретил держать пост за день или за два дня до месяца Рамадан. Т.е. здесь уже используется другой запрет. Значит, в любом случае 30-ое Ша’бана пост не держится, день это сомнения или не день сомнения, но запрет различный. А что касается слов о том, что разрешено держать в этот день пост возмещения (къада), или как искупление (каффара), или как обет (назр), то разрешено держать пост, в том смысле, что, если это ни день сомнения, но все равно держать запрещено такой вид поста, потому что это последний день Ша’бана. А Пророк, мир ему и благословение Аллаха, запретил держать пост последний или предпоследний день Ша’бана, запретил опережать Рамадан постом за два дня, поэтому эти виды поста также держать запрещено. Но разрешено держать пост в 30-ый день Ша’бана с двумя условиями: если это ни день сомнения; если это пост, который человек держит по привычке, постоянно, например, понедельник и четверг или день через день).










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 180.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...